16 сентября (осенний семестр)

В Губкинском университете обсудили проблемы обеспечения безопасности морских перевозок нефти и газа


Дата публикации 7 февраля 2019

5 февраля 2019 года в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина состоялся экспертный круглый стол на тему: «Обеспечение безопасной проводки судов (газовозов, танкеров и др.) с опасным грузом в акваториях портов и на сложных маршрутах: современные угрозы», организованный факультетом комплексной безопасности ТЭК совместно с АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов».

В обсуждении приняли участие представители ФГУП Росморпорт, Федерального агентства морского и речного транспорта ФГКУ «Администрация СМП», лоцманы, Российский профессиональный союз моряков, Межрегиональный профессиональный союз лоцманов, ООО «Газпром флот» по направлению безопасность мореплавания, Института Европы РАН и другие эксперты.

Эксперт рабочей группы Минтранса РФ по вопросам лоцманской деятельности Владимир Егоркин рассказал о международной практике лоцманских служб и обеспечении безопасной проводки судов с опасным грузом, а также сделал доклад на тему регулирования лоцманской деятельности в России.

О преобразовании системы организации лоцманского обеспечения в России в соответствии со стратегической перспективой развития Севморпути и ростом грузопотоков на водных транспортных артериях рассказала в своем выступлении координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова. В докладе она отметила, что лоцманская деятельность – одна из основных составляющих безопасности мореплавания, не лицензируется, нет национального стандарта лоцманских организаций и нигде не прописаны требования и критерии к ним.

В ходе дискуссии участники отметили, что принцип безопасности мореплавания вступил в прямое и явное противоречие с принципом извлечения прибыли. Частные лоцманские компании руководствуются Гражданским кодексом, в котором нет обязанности для коммерческой компании обслуживать все нуждающиеся в лоцманской проводке суда, т.к. цель их деятельности - извлечение максимальной прибыли. При такой ситуации рынка добросовестной конкуренции невозможно получить в принципе.

Участники «круглого стола» обсудили подготовленный законопроект о создании лоцманской службы в форме Федерального автономного учреждения (ФАУ), которое обеспечит эффективную работу порядка 900 морских лоцманов во всех 67 портах РФ, включая малодеятельные северные порты, обеспечит целевое использование и прозрачное администрирование лоцманского сбора. ФАУ-модель, которая самодостаточна, предсказуема, надёжна, в которой нет места для коррупции. Увеличения тарифов, несмотря на некоторые перекосы, не потребуется и расчёты показывают, что даже текущего объема лоцманского сбора с учётом высокодоходных портов хватит для содержания всех подразделений ФАУ в том числе хватит на обслуживание малодеятельных портов. Участники высказались за скорейшее принятие подготовленного законопроекта о создании в России единой лоцманской службы.

О проблемах и перспективах развития Северного морского пути (по итогам декабрьского совещания в Правительстве РФ) участников проинформировал руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, эксперт проекта «Морская политика» Валерий Журавель.

Затем участники затронули вопросы расширения лоцманских функций в сферу транспортной безопасности и их дополнения с учётом киберугроз. Перед присутствующими выступил заместитель руководителя ГК «Инжиниринговые Технологии» Константин Межанков.

В настоящее время факультет комплексной безопасности ТЭК совместно с ГК «Инжиниринговые технологии» разрабатывает программу повышения квалификации «Обеспечение информационной безопасности морской деятельности» для лоцманов и сотрудников, обеспечивающих безопасность на газовозах, танкеров.