История кафедры

Кафедра транспорта и хранения нефти и газа ведет свою историю с момента создания в 1930-м году на базе Московской Горной Академии 6-ти институтов, одним из которых является Московский нефтяной институт (МНИ). На протяжении 70-ти лет кафедра являлась одним из важнейших структурных подразделений сначала нефтепромыслового и механического факультетов, а с 1984 года – факультета проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта. В 2000 году по решению Ученого совета кафедра была реорганизована и на фундаменте её научной школы были созданы две другие – кафедра проектирования и эксплуатации газонефтепроводов и кафедра нефтепродуктообеспечения и газоснабжения.

Вклад кафедры в свершения нефтяной и газовой отраслей промышленности в ХХ веке был огромным и способствовал усилению нашей страны не только в экономическом, но и в оборонном и политическом отношениях.

Основателем и первым заведующим кафедрой был выпускник Горного института (Санкт-Петербург) профессор Александр Фомич Притула (1883 – 1938) – выдающийся специалист-нефтяник, крупный ученый и педагог, энциклопедически образованный человек. А.Ф. Притула являлся одним из крупнейших специалистов и руководителей Северо-Кавказского нефтяного региона того времени:
– главный инженер строительства участка магистрального нефтепродуктопровода «Баку – Батуми» (1905 – 1907, один из инвесторов – компания Ротшильдов «Каспийско-Черноморское общество»);
– главный инженер нефтепромыслов Грозного и Майкопа (1908 – 1913), начальник Грозненский нефтяных курсов (1913 – 1920);
– консультант по строительству одного из первых крупных российских нефтепроводов (для того периода) «Грозный – Петровск – Порт» (с 1922 года – Махачкала), диаметром 203 мм, протяженностью 162 км, с 4-мя промежуточными НПС (1913 – 1914).

А.Ф. Притула впервые наметил перечень и основное содержание дисциплин, необходимых для качественной подготовки инженеров по проектированию и эксплуатации объектов транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа (ТХНГ). По результатам своих поездок в США А.Ф. Притула обобщил американский опыт нефтяного дела в книгах «Нефтепроводы Соединенных Штатов, их сооружение и эксплуатация» (1927) и «Нефтесклады США» (1937). Здесь особо следует подчеркнуть, что именно А.Ф. Притуле принадлежит идея применения аэрофотосъемки для достоверного выбора трассы и оптимизации земляных работ [1]. Две части его знаменитого учебника «Транспорт нефти, нефтяных продуктов и газа» (1934 и 1937, соавтор В. А. Притула) многие годы являлись одними из основных литературных источников для студентов и инженерно-технических работников. Успех и популярность учебника были настолько сильны, что привели в 1938 году ко второму изданию (откорректированному и существенно дополненному) его первой части (тома), еще при жизни главного автора этой замечательной книги.

В декабре 1931 года А.Ф. Притула, учитывая, что студенты кафедры обучаются все еще на младших курсах и не подошли к изучению специальных дисциплин, принимает решение временно перейти в только что созданное на основании поручения Рабкрина СССР проектно-исследовательское бюро (ПИБ) при МНИ, предназначавшееся для выполнения различных ответственных научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ в нефтегазовой отрасли на выгодной институту хоздоговорной основе, что требовало привлечения (прежде всего, на начальном этапе формирования кадров ПИБ) ряда ведущих сотрудников вуза. В этот период (до июня 1933) кафедру возглавлял специально призванный в МНИ крупный специалист-железнодорожник доцент Михаил Алексеевич Хвастунов, выпускник Московского института путей сообщения (1903), успешно занимавшийся с конца 1920-х годов в организациях нефтяной промышленности вопросами прокладки трубопроводов.

Преподавателями и учащимися кафедры первых лет были люди с большим стажем работы на производстве. Так, в 1930-х годах свою долголетнюю деятельность на кафедре начали Г.И. Ветр и Г.М. Григорян – специалисты с огромным трудовым и жизненным опытом.

За первое десятилетие работы кафедры ее окончили многие известные специалисты, руководители и организаторы промышленности, в числе которых А.А. Сокольников, Д.Я. Шинберг, Н.Г. Кажлаев, П.П. Ратуш, Г.А. Пектемиров, А.Н. Тучнин, А.Г. Качановский, Н.С. Меркулов, Т.Е. Хромов, Д.А. Черняев, Л.В. Губина, А.В. Синельников, Е.Л. Ржавский, Н.Н. Борисов, А.М. Сиротко, Р.Д. Балаян, Ф.Ф. Бережнев, Т.С. Алексеев, М.О. Перельцвайг и другие. Среди выпускников довоенных лет были и будущие преподаватели института: В.И. Черникин, В.Д. Белоусов, С.Г. Едигаров, В.П. Яблонская, А.К. Трошин.

Создание кафедры положило начало и систематическим научным исследованиям в области ТХНГ с целью качественной подготовки через обучение в аспирантуре при кафедре специалистов высшей квалификации. Здесь нельзя не сказать о выдающемся газовике, одном из основателей отечественной газовой промышленности, многолетнем заместителе директора ВНИИГАЗа, крупном ученом в области магистральных газопроводов, докторе технических наук, профессоре Иване Ефимовиче Ходановиче. В первой половине 1930-х годов он являлся одним из самых первых аспирантов МНИ и выполнял интереснейшие исследования различных вопросов течения газа в магистральных трубопроводах, которые академик Л.С. Лейбензон назвал самыми первыми в Советском Союзе. Научное руководство диссертационной работой (учитывая ее новизну и тематику) осуществляли два выдающихся специалиста, имевших научные труды в области газового дела – доцент Гайк Аркадьевич Саркисьянц и профессор Александр Фомич Притула. Такая необычайная по своей мощи «команда» научной помощи и поддержки, а главное – большие способности и целеустремленность диссертанта, могли дать только один итоговый результат – в октябре 1935 года И.Е. Ходанович блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование движения газа по трубам и основные вопросы сооружения магистральных газопроводов» (и это была всего лишь вторая защита в МНИ кандидатской работы со времени образования института в апреле 1930).

Такое впечатляющее начало аспирантской работы, вместе с сериями подготовленных Александром Фомичем Притулой высокопрофессиональных первых учебных материалов, монографий, пособий и других полезных студентам или аспирантам передовых изданий, сопровождали и в значительной мере способствовали, дополнительно направляли и обеспечивали обучающихся знаниями необходимого высокого качества, а также наглядно показывали руководящим инстанциям нефтегазового профиля, заинтересованным для своих предприятий и организаций в более квалифицированных работниках, весьма любопытные и ценные сведения, которые свидетельствовали об успешном формировании и создании в столичном нефтяном вузе под-разделения, осуществляющего подготовку как технических специалистов, так и научных работников высокого уровня в области ТХНГ. Летом 1938 г. профессор А.Ф. Притула был репрессирован по клеветническому обвинению на основании письма «преданных советскому народу» нефтяников, подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр. Список №» от 20 августа 1938 на 313 чел., № 216, по представлению начальника 1-го спецотдела НКВД И.И.Шапиро (сопроводительная записка Н.И.Ежова: «Прошу санкции осудить всех по первой категории»; подписи: «За» – Сталин, Молотов). В итоге, осужден «тройкой» по 58-й статье как «враг народа» и 28 августа расстрелян. Полностью реабилитирован в 1956 году [2].

Место заведующего кафедрой занял доцент Всеволод Сергеевич Яблонский (1901 – 1963) – участник гражданской войны, выпускник (1928) 1-го Московского университета. Основным вкладом В.С.Яблонского в науку о трубопроводном транспорте считалась его теория последовательной перекачки нескольких нефтепродуктов по одному трубопроводу. Выпущенные им книги (в основном учебного и справочного характера) имели существенное значение при подготовке студентов нефтетранспортной специальности. Среди них: «Гидравлика» (1934, соавторы Л.С. Лейбензон, Д.С. Вилькер, П.П. Шумилов), «Сооружение и эксплуатация нефтепроводов» (1948, Г.И. Ветр), «Сборник задач по технической гидромеханике» (1951, В.П. Яблонская), «Последовательная перекачка нефтепродуктов и нефтей по магистральным трубопроводам» (1959, В.А. Юфин, И.П. Бударов), «Проектирование нефтегазопроводов» (1959, В.Д. Белоусов).

Начавшаяся Великая Отечественная война вызвала необходимость переезда кафедры и всего нефтяного института в Уфу. В эвакуации (1941 – 1943) кафедру возглавлял её выпускник 1939 года Вадим Иванович Черникин – молодой, энергичный, трудолюбивый ученый и преподаватель. В сложной обстановке, при жесточайшей нехватке преподавателей, проявляя исключительные организаторские и педагогические способности, читая одновременно до семи курсов (лекции, лабораторные работы, семинарские занятия), В.И.Черникин сумел обеспечить успешную подготовку инженеров по снабжению фронта и тыла горючим. В этот период выпускниками кафедры стали известные в будущем специалисты-нефтяники, среди которых С.А. Беляев, М.С. Кудасевич, Л.А. Мацкин, В.П. Сараев, А.З. Смирнов, М.Г. Федулеев, М.Н. Фокин и другие.

В первые послевоенные годы научно-исследовательские работы во многом отвечали задачам восстановления народного хозяйства страны, в том числе, систем и отдельных объектов хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов. Главными направлениями работ являлись решения многочисленных вопросов нефтебазового хозяйства, а также железнодорожных и водных перевозок нефтегрузов – основных видов нефтетранспорта тех лет. Но, вместе с тем, все большее внимание кафедра стала уделять проблемам трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, которые начали ускоренно развиваться. Наиболее крупными исследованиями ученых кафедры в конце 40-х – первой половине 50-х годов прошлого столетия явились докторские работы Г.М. Григоряна «Пути усовершенствования железнодорожного транспорта и слива вязких и высокозастывающих нефтепродуктов» (1949) и В.И. Черникина «Транспорт тяжелых нефтей по трубопроводам» (1952), некоторые результаты которых ранее были опубликованы в их совместной широкоизвестной книге «Подогрев нефтяных продуктов» (1947). Отметим, что В.И. Черникин стал первым доктором наук – выпускником кафедры. Тогда же преподавателями кафедры (В.С. Яблонский, В.И. Черникин, Г.М. Григорян, В.П. Яблонская) были разработаны одни из важнейших для отрасли количественных характеристик – нормы естественного снижения количества светлых нефтепродуктов при приеме, отпуске и перекачках по магистральным продуктопроводам, а также выполнены исследования (В.И. Черникин, В.С. Яблонский) по обоснованию глубины укладки в грунтах нефте и газопроводов – еще одной ключевой проблеме столь же значимой (если не более) для отрасли.

Наряду с проведением больших научных изысканий, послевоенный период в жизни кафедры характеризовался увеличением интенсивности учебного процесса и активности общественной деятельности. Преподаватели кафедры тесно сотрудничали с ВНИТОнефтъ (ныне НТО нефтяников и газовиков), В.И. Черникин читал курсы лекций в Военной Академии тыла и снабжения Вооруженных Сил СССР, а затем активно участвовал в создании и работе Академии нефтяной промышленности, где проходили обучение руководящие работники отрасли для повышения профессионального уровня. В числе выпускников кафедры, окончивших ее в 1944–1949 были В.Т. Полозков, К.А. Таран, И.Г. Кожин, А.А. Куликов, К.И. Дмитриев, З.Л. Конторович, К.И. Борцов, К.В. Елшин, К.К. Липодат, О.А. Ланцова, Л.Г. Денисенко, Ш.Н. Ахатов, В.Г. Котен, В.Е. Губин, Ю.М. Дронговский, А.В. Александров, Е.М. Сощенко и другие.

С начала 1950-х годов загруженность Вадима Ивановича по линии общественной работы стала также возрастать. Весной 1951 приказом министра нефтяной промышленности СССР Н.К. Байбакова он назначается членом секции транспорта и хранения нефти и газа Научно-технического Совета Миннефтепрома. В том же году он становится членом Редакционного совета издательства Гостоптехиздат (впоследствии издательство «Недра», где вышло большинство его книг). В 1953 В.И.Черникин назначается (после кончины выдающегося ученого профессора И.Н. Стрижова) заведующим кафедрой транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа в Академии нефтяной промышленности, а 20 сентября директор МНИ А.Г. Сердий подписывает приказ о назначении профессора В.И. Черникина Ученым Секретарем Совета Московского нефтяного института. Работу на этом ответственном посту, на высокой должности главного Ученого Секретаря всего института он бессменно вел до конца своей жизни. Летом 1954 Вадим Иванович утверждается Н.К. Байбаковым членом Ученого Совета института ВНИИТнефть, а в 1955 он становится членом строительной секции Технического Совета Министерства строительства предприятий нефтяной промышленности СССР. Здесь мы вынуждены остановить это перечисление названий организаций нефтегазового профиля. Дело в том, что, став в эти годы несомненно крупнейшим ученым нашей страны в области ТХНГ, и проявив себя человеком, обладающим даром научно- технического предвидения, число организаций, желавших получить консультацию, совет или техническую помощь настолько увеличилось, что превысило четыре десятка названий.

В 1957 профессор Всеволод Сергеевич Яблонский переехал из Москвы в столицу Башкирии и стал работать в Уфимском нефтяном институте… А в это время в Московском нефтяном вузе заведующим кафедрой ТХНГ вновь, как и в вызванный войной период эвакуации в Уфу, становится выпускник кафедры 1939, именно тот самый, но теперь уже с новой, несколько изменившейся характеристикой, которая может быть озвучена следующими словами. Крупнейший ученый с мировым именем, один из корифеев русской науки, выдающийся педагог и наставник молодых ученых, непревзойденный организатор научных исследований, руководитель многих десятков аспирантов и соискателей, глава крупнейшей научной школы в области транспорта и хранения различных углеводородов, лучший лектор института, главный Ученый секретарь вуза, яркий, внимательный, требовательный, справедливый, доброжелательный и отзывчивый человек, доктор технических наук, профессор – Вадим Иванович Черникин.

Все стороны деятельности кафедры начали существенно изменяться. Значительно расширилось и углубилось сотрудничество со многими исследовательскими, проектно-конструкторскими и производственными организациями, быстро возросло число аспирантов и соискателей, выполнявших индивидуальные исследования по различным вопросам нефтяной и газовой отраслей промышленности, бурное развитие которых, начавшееся во второй половине 50-х годов минувшего века, нашло свое адекватное отражение во многих работах кафедры. Была проведена большая серия крупных исследований, в числе которых оптимизация параметров магистральных трубопроводов различного назначения, изучение процесса теплообмена и разработка виброподогревателей для темных нефтепродуктов в цистернах, сокращение потерь от испарения и усовершенствование техники сбора и хранения нефти и нефтепродуктов (совместно с БашНИИ НП и ВНИИнефтъ), создание методов расчета температурных режимов магистральных газопроводов, определение степени выноса водяных и воздушных скоплений из нефтегазопроводов, регулирование режимов работы насосных и компрессорных станций магистральных трубопроводов и др.

Круг научных интересов нового заведующего кафедрой В.И. Черникина и его учеников был необычайно широк, о чем свидетельствуют написанные им монографии «Перекачка вязких и застывающих нефтей» (1958), «Виброподогрев нефтяных продуктов» (1961, соавтор Н.В. Калашников), «Новые методы проектирования газонефтепроводов» (1964, 3.Т. Галиуллин), «Применение механических разделителей при транспорте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов» (1966, З.Ф. Каримов), «Потери нефтепродуктов и нефтей от испарения из подземных резервуаров» (1966, Ф.Ф. Абузова), «Устойчивость подземных трубопроводов» (1968, Э.М. Ясин).

Особая роль в повышении уровня и качества подготовки специалистов принадлежит знаменитой книге В.И. Черникина «Проектирование, сооружение и эксплуатация нефтебаз» (1949) и ее второму изданию «Сооружение и эксплуатация нефтебаз» (1955), ставшими классическими учебниками, в которых наиболее полно обобщены и развиты вопросы теории и практики нефтескладского дела и по сей день остающимися настольными книгами для студентов и инженеров нашей страны, а для зарубежных учащихся, например в Китае, этот учебник издавался дважды, что соответствовало четырехтомному изданию.

Профессор В.И. Черникин – основоположник теории и технологии транспорта по трубопроводам высоковязких и высокозастывающих подогретых нефтей и нефтепродуктов. Им была создана фундаментальная методическая база теплогидравлических расчетов таких трубопроводов при неизотермическом режиме перекачки (включающая в себя даже научное открытие). На основе его разработок был спроектирован и введен в эксплуатацию ряд «горячих» магистральных трубопроводов.

О высочайшей степени подготовки диссертантов у Вадима Ивановича свидетельствует тот факт, что из числа кандидатов наук (более 40), выполнивших свои работы под непосредственным руководством профессора, каждый третий в дальнейшем стал доктором наук. А свыше 40 человек, в разные годы учившихся у него, стали в последующем профессорами, членами-корреспондентами, академиками и почетными членами различных Академий. В.И. Черникин является основателем одной из крупнейших научных школ, в рамках которой было подготовлено и защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций [3, 4].

Кроме огромной научно-исследовательской и публикационной работы во второй половине 50-х – начале 60-х годов прошлого века на кафедре шло расширение и совершенствование процесса обучения студентов. Были полностью пересмотрены, переработаны и окончательно сформированы учебные планы и программы всех профилирующих дисциплин по транспорту и хранению нефти, нефтепродуктов и газа. Для новых помещений кафедры, куда она переехала в феврале 1961 года из двух небольших комнат старого здания института, разрабатывались и монтировались опытные и учебные лабораторные установки, писались практикумы. Число студентов в эти годы стало существенно возрастать, прежде всего за счет увеличения приема на вечернюю и заочную формы обучения. Среди учившихся на кафедре студентов, окончивших нефтяной институт в 1950-е годы и ставших затем известными специалистами, научными работниками, преподавателями вузов и руководителями нефтегазовой отрасли: П.И. Абрамсон, В.П. Ефремов, В.Л. Березин, Э.М. Блейхер, А.М. Александров, Б.Г. Янов, В.А. Юфин, К.В. Толстов, А.А. Козобков, В.Ф. Котов, В.Ф. Новоселов, Л.В. Ильин, К.Д. Фролов, С.И. Анашкин, А.Д. Седых, А.И. Казубов, С.Г. Щербаков, В.И. Гренадеров, Ю.Д. Лебедев-Цветков, Г.А. Роев, Ю.А.Цимблер, Л.С. Абрамзон, Ф.Ф. Абузова, В.И. Эристов, С.Н. Синицын, И.А. Качановский, Л.И. Щеголев, Л.Н. Яковлев, Б.И. Ксенз, Б.Л. Кривошеин, А.Г. Немудров, В.В. Притула, А.Л. Салтыков и многие другие.

Значительное расширение тематики и объемов исследовательских работ произошло в 1964 году, чему способствовало широкомасштабное проектирование и строительство магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов. Достаточно привести лишь такой пример. Уже в первой половине 1970-х годов в нашей стране появились колоссальные нефтепроводы с годовой пропускной способностью 90 млн. тонн, что в 4-5 раз стало превышать максимальную производительность нефтяных линий в 1960 году Столь же значительным было и увеличение протяженности сетей магистральных трубопроводов. Поэтому в предвидении такого расширения отрасли по инициативе В.И. Черникина и при содействии заместителя начальника Главнефтеснаба РСФСР А.А. Куликова (впоследствии начальника Главтранснефти, члена Коллегии Министерства нефтяной промышленности СССР) при кафедре была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория, где по заказам министерств и ведомств успешно выполнялось большое число разработок для нужд нефтяной и газовой промышленности. В работе этой лаборатории участвовали практически все сотрудники кафедры, а также аспиранты и студенты-старшекурсники. В числе видных воспитанников кафедры первой половины 1960-х годов: П.Ф. Буракевич, В.И. Бараз, Ю.В.Вэрк, М.И. Друкаров, Е.А. Духовской, Ю.В .Крылов, Л.М. Беккер, Х.К. Мухаметдинов, В.М. Курощенов, Е.В. Леонтъев, С.В. Карпов, Е.В. Вязунов, Р.А. Алиев, А.С. Зотов, З.Т. Галиуллин, В.В. Грачев, М.И. Зверев, М.Ф. Трубачев, Н.Х. Халлыев, З.Ф. Каримов, Ч.С. Гусейнов, Л.Н. Радышевский, В.Г. Демченко, К.Г. Донец, Р.М. Мусаев, И.И. Капцов, М.В. Вострокнутов, П.Х. Туболев, Н.Н. Зубков и другие.

За заслуги в деле подготовки инженерно-технических кадров, научных работников высшей квалификации, плодотворнейшую научно-исследовательскую деятельность и огромную общественную работу Вадим Иванович Черникин стал одним из самых первых сотрудников института, занесенных в Книгу Почета МИНХ и ГП. Он является единственным представителем кафедры транспорта и хранения нефти и газа, отмеченным подобным образом. С 1994 года, отдавая дань заслугам профессора В.И.Черникина, как выдающегося ученого и наставника молодежи, в московском нефтяном вузе установлена персональная студенческая стипендия, носящая его имя. А в последнем году ХХ века, в центре большого зала музея нашего Университета появилось огромное «Древо научных школ» с фотографиями основателей научных школ 27 направлений. Один такой фотопортрет достойно и по праву принадлежит профессору Вадиму Ивановичу Черникину – основателю научно-педагогической школы «Транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа».

С августа 1966 года по апрель 1975 года кафедру возглавлял выпускник (1930) Московского механического института доцент Николай Николаевич Константинов (1906 – 1981) – ученый, интеллигентный человек, один из разработчиков теории расчета и снижения потерь от испарения нефти и нефтепродуктов при хранении и товарно-транспортных операциях. Эта теория была изложена в его известной монографии «Борьба с потерями от испарения нефти и нефтепродуктов» (1961) [6].

Рекордным (139 человек) оказался 1974 год. Инженерами-механиками в тот период стали известные работники нефтегазового комплекса (М.П. Карпенко, С.Р. Тер-Саркисянц, В.А. Дятлов, Н.А. Портнов, В.З. Фишер, В.С. Панкратов, В.П. Воронков, А.Е. Владимиров, В.С. Сафонов, В.М. Агапкин, В.Т. Гладких, А.Л. Моргулис, Н.Н. Каплун, С.П. Макаров, А.С. Едигаров и другие). Целая группа будущих преподавателей кафедры проходила обучение или окончила ее в те годы (С.Н. Челинцев, В.А. Куликов, А.Д. Прохоров, А.В. Черникин, Н.И. Фетисенкова, М.С. Голубева, И.Ф. Дяченко, А.Н. Черепенников, А.В.Шибнев). В этот период ряд питомцев кафедры предыдущих лет – И.Е. Ходанович, А.Ш. Асатурян, З.Т .Галиуллин, С.А. Бобровский, В.Л. Березин, В.Ф. Новоселов, Э.М. Ясин, С.Г. Щербаков, В.Е. Губин, В.А. Юфин, Е.А. Духовской – защищают докторские диссертации.

В 1975 году Н.Н.Константинов по состоянию здоровья перешел на должность профессора кафедры (в 1978 году вновь по его просьбе выполняется второй переход – на должность профессора-консультанта), а заведующим кафедрой ТХНГ стал ее выпускник (1952), участник Великой Отечественной войны, профессор Всеволод Александрович Юфин (1925 – 1987).

Молодой москвич Всеволод Юфин был призван в Красную Армию в феврале 1943 года, а уже с апреля месяца 1943 года он участвовал в боевых действиях в качестве связиста артиллерийских полков. До июня 1944 года он воевал на 4-ом Украинском фронте, затем (по январь 1945) участвовал в боях на 1-ом Прибалтийском фронте, а с января по май 1945 года – на Ленинградском фронте. За проявленные мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945»

После окончания войны В.А. Юфин поступил в МНИ на кафедру транспорта и хранения нефти, закончил учебу с отличием в 1952 году и сразу поступил в очную аспирантуру на той же кафедре, а после окончания обучения и небольшого перерыва успешно защитил в 1956 году в МНИ кандидатскую диссертацию «Исследование процесса смешения при последовательной перекачке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам». Проработав затем несколько лет в организациях Министерства обороны (но гражданским служащим), В.А. Юфин переходит в 1964 году в МИНХ и ГП на должность старшего научного сотрудника в еще только создаваемую под научным руководством профессора В.И.Черникина при кафедре ТХНГ крупную одноименную отраслевую научно-исследовательскую лабораторию. Вскоре В.А. Юфин становится заведующим этой лабораторией, где по заказам министерств и ведомств успешно выполнялось большое число разработок для нужд нефтяной и газовой промышленности. В работе лаборатории участвовали практически все сотрудники кафедры, а также аспиранты и студенты-старшекурсники.

В мае 1967 года В.А. Юфин переходит из отраслевой лаборатории в штат кафедры на «учебную должность» доцента (звание доцента будет присуждено ему в 1969), а уже летом того же года он избирается деканом газо-нефтепромыслового факультета МИНХ и ГП. Теперь ему, ставшему деканом, кроме чтения лекций и проведения семинарских и лабораторных занятий, приходилось еще решать проблемы проживания и быта студентов в общежитии, проведения сельскохозяйственных кампаний в подшефном совхозе и выполнять другие подобные вопросы, все это требовало от него много сил и энергии [7].

Вернувшись в 1973 г. на родную кафедру, доцент В.А. Юфин сосредоточился, главным образом, на своих предыдущих исследованиях в области смешения нефтепродуктов при их последовательной перекачке по нефтепродуктопроводам, то есть технологии, в которой различные моторные топлива (бензины, дизельные топлива, керосины и т.п.), объединенные в партии по нескольку тысяч или десятков тысяч тонн, транспортируют не по разным, а по одному и тому же трубопроводу так, что каждый из нефтепродуктов вытесняет предыдущий и, в свою очередь, вытесняется последующим. В этой работе В.А. Юфин тесно сотрудничает с М.В. Лурье и В.И. Мароном, ставшими впоследствии докторами наук, профессорами кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

В этот период ученые МИНХ и ГП имени И.М.Губкина В.А. Юфин, М.В. Лурье, В.И. Марон (в содружестве с коллегами Уфимского школы В.Ф. Новоселовым, П.И. Тугуновым, М.В. Нечвалем, К.Д. Фроловым, И.Х. Хизгиловым и др.) решили основные задачи теории и практики трубопроводного транспорта светлых нефтепродуктов. Полным ходом шли опытно-промышленные работы на нефтепродуктопроводе «Куйбышев (Самара) – Брянск», где отрабатывалась технология последовательной перекачки нефтепродуктов как прямым контактированием, так и с использованием механических разделителей. Если к началу 1965 года общая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов СССР составляла менее 2 тыс. км, то к середине 1970-х годов их общая протяженность приблизилась к 15,5 тыс. км, причем практически на всех нефтепродуктопроводах внедрялась последовательная перекачка.

В 1974 году В.А. Юфин успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Исследование работы магистральных продуктопроводов при последовательной перекачке нефтепродуктов». Удачно сочетая собственную научную работу с широким привлечением к исследовательской деятельности талантливой молодежи, В.А. Юфин с успехом руководил и работой своих аспирантов, около двух десятков из них стали кандидатами технических наук (А.И. Гольянов (совместно с В.И. Мароном), С.А. Кривоносов (совместно с М.В. Лурье), В.А. Куликов, В.М. Агапкин, И.И. Еремин, В.Н. Мигдалов, А.В. Черникин, И.Ф. Дяченко и др).

Примерно в эти же годы В.А. Юфин начал активно развивать исследования по теории нестационарных процессов в магистральных нефтепроводах. Поскольку сеть нефтепродуктопроводов в СССР существенно увеличилась, на ней начали использовать высоконапорное насосно-силовое оборудование, то остро встала задача защиты этих трубопроводов от гидравлического удара. Нужно отметить, что основы теории нестационарных процессов в трубах была заложена нашим великом соотечественником Н.Е. Жуковским и в применении к нефтепроводам продвинута выдающимся учёным нашего университета профессором Исааком Абрамовичем Чарным (1909 – 1967), опубликовавшим в 1951 году знаменитую монографию «Неустановившееся движение реальной жидкости в трубах». Однако его безвременная кончина в возрасте 57 лет существенно снизила интенсивность этих исследований. Существенное развитие теория получила в работах В.А. Юфина и проф. М.А. Гуссейнзаде.

То обстоятельство, что чуть ранее в институте к решению таких задач приступил другой хорошо известный ученый, заведующий кафедрой высшей математики, профессор М.А. Гусейнзаде, нисколько не сдерживает обоих ученых в движении к выбранным ими научным целям Наоборот. Между Всеволодом Александровичем и Меджидом Азизовичем устанавливается некое неофициальное негласное соглашение о взаимной помощи друг другу при выполнении тех или иных научно-исследовательских работ, путем исчерпывающих консультаций. Соглашением предопределялись его абсолютно бескорыстная основа и самый дружеский формат. Забегая вперед отметим, что это соглашение специалиста-технолога и специалиста-математика, содружество двух крупных ученых, получилось очень положительным, часто превосходило обычные консультации, а в некоторых случаях у них происходило, образно выражаясь, «явление резонанса научных мыслей», которое разрушало имеющиеся препятствия и это приводило их к особо ценным решениям, значимым результатам, к новым большим публикациям (см. ниже).

Скрупулезная детализированная оценка возможных задач, рассматриваемая совместно с уже получаемыми начальными решениями других задач, в сумме образующих некое содержание диссертации как с качественной, так и с количественной точек зрения были положительными и «требовали» от В.А. Юфина только скорейшего выполнения намеченных работ. Действительно, стало наглядно видно, что загруженность и темпы выполнения вообще во всех делах у него резко возросли и выход больших работ или получение весомых результатов стали иметь место практически каждый год или даже чаще. В 1973 году он совместно с М.А. Гусейнзаде издает монографию «Методы расчета неустановившегося движения нефтепродуктов и нефтей в магистральных трубопроводах с промежуточными насосными станциями», в которой были исследованы переходные процессы в магистралях с сосредоточенными отборами и определены параметры систем защиты труб от повышенного давления.

В 1975 году В.А. Юфин был избран на должность заведующего кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа» МИНХ и ГП. В 1976 году ему присваивается звание профессора, затем он утверждается заместителем председателя Специализированного Совета МИНХ и ГП по защите диссертаций и.в том же году у него выходит из печати учебное пособие «Последовательная перекачка нескольких нефтепродуктов или нефтей по одному трубопроводу» (1976 г.), Как человек большой энергии и целеустремленности В.А. Юфин сформировал авторскую группу из преподавателей кафедры и довел-таки до издания учебник «Трубопроводный транспорт нефти и газа» (1978 г.), который ранее готовился под руководством профессора В.И. Черникина. Эта книга в 1988 г. выдержала второе издание и многие годы являлась основным учебником для вузов по нефтегазотранспортной специальности.

Коллектив кафедры, руководимый В.А. Юфиным, активно внедрял прогрессивные методы обучения студентов и добился в этом значительных успехов. В 1980 году совместным приказом Минвуза СССР и Мингазпрома СССР кафедра транспорта и хранения нефти и газа МИНХ и ГП была определена как базовая в системе подготовки специалистов по проектированию и эксплуатации нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз, обеспечивая методическое руководство родственными кафедрами в пяти нефтегазовых вузах страны. На кафедре плодотворно трудились известные ученые и педагоги. Профессора – С.А. Бобровский, Р.А. Алиев, Е.И. Яковлев, Г.А. Роев, А.В. Шибнев, А.А. Козобков, А.Д. Прохоров и др., а также доценты – А.Г. Немудров, В.Д. Белоусов, С.Г. Едигаров, Э.М. Блейхер, С.Н. Челинцев, И.Ф. Дяченко и др.

Выпуск монографий у В.А. Юфина (в соавторстве с коллегами) продолжается следующими работами: «Оптимизация последовательной перекачки нефтепродуктов» (1979; М.В. Лурье, В,И .Марон, Л.А. Мацкин и др.), «Неустановившееся движение нефти и газа в магистральных трубопроводах» (1981, М.А. Гусейнзаде), «Тепловой и гидравлический расчеты трубопроводов для нефти и нефтепродуктов» (1981, В.М. Агапкин, Б.Л. Кривошеин), «Гидродинамика трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов» (1984, А.Х. Мирзаджанзаде, А.К. Галлямов, В.И. Марон). Названия этих книг дают представление об основных научных интересах Всеволода Александровича. Всего же из-под его пера вышло около 150 печатных работ, включая 10 авторских свидетельств на изобретения.

К началу 1980-х годов прошлого столетия трубопроводный транспорт стал, по сути дела, важной самостоятельной составляющей нефтегазового комплекса страны. Были построены и успешно эксплуатировались очень крупные трубопроводные магистрали для перекачки нефти, нефтепродуктов и природного газа. Продолжалось проектирование и сооружение ряда новых линий трубопроводного транспорта углеводородов. Важное значение приобретала адресная, фундаментальная подготовка студентов по вопросам проектирования, эксплуатации, строительства и ремонта трубопроводных систем. Поэтому возникла необходимость образования в МИНХ и ГП нового факультета, получившего наименование «Факультет проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта». В.А. Юфин являлся одним из инициаторов и организаторов создания этого факультета и стал в 1984 его первым деканом, одновременно продолжая быть заведующим головным подразделением нового факультета – кафедрой транспорта и хранения нефти и газа (до того кафедра входила в состав промыслового и механического факультетов вуза).

Помимо своей многоплановой деятельности в вузе, В.А. Юфин значительное время отдавал общественной работе. Он являлся председателем секции транспорта и хранения нефти и членом Бюро Научно-технического совета Миннефтепрома СССР, членом Научного совета по проблемам нефти и газа Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, членом экспертного совета ВАК СССР, членом редакционного совета издательства «Недра», членом редколлегий научно-технических журналов «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов» и «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья». Он также много лет являлся главным редактором реферативного журнала «Трубопроводный транспорт» (Академия Наук СССР), причем еще до вступления в эту должность, в сложный, многомесячный по продолжительности (1960 – 1963) и весьма ответственный предварительный период, в ходе которого одному из главных инициаторов появления в нашей стране столь крупного и крайне необходимого техническим и научным работникам трубопроводного транспорта углеводородов реферативного, ежемесячного журнала профессору В.И.Черникину, являвшемуся, кроме того, и главным руководителем, организатором и даже исполнителем с высоким качеством всех многочисленных работ и дел, напрямую связанных с созданием журнала (планирование, состав работ, сдача работ, разборка работ прохождение по инстанциям, утверждение и текущая оценка работ коллектива – руководители, редколлегия, исполнители; согласования, подписания, встречи, собрания, совещания, обмен информацией, участие в консультациях, проведение консультаций и др.), выполняемые В.А. Юфиным очень быстро и очень качественно работы придавали уверенность в итоговом успехе и такой труд Всеволода Александровича был соответствующе оценен – еще задолго до выхода первого официального номера журнала, летом 1962 года он был введен в состав редакционной коллегии. В ноябре 1985 года за большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с 60-летием В.А. Юфину было присвоено звание «Почетный работник газовой промышленности». А Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 апреля 1986 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

После безвременной кончины В.А. Юфина в 1987 г. кафедру возглавлял выпускник (1964) факультета радиоэлектроники и автоматики МИНХ и ГП профессор Евгений Ильич Яковлев (1939 – 1991), обладавший высокой трудоспособностью и большими знаниями (особенно в области трубопроводного транспорта газа), что позволило ему поддержать и укрепить связи кафедры с нефтегазовыми организациями и предприятиями отрасли. Научные интересы Е.И. Яковлева были, главным образом, посвящены проблеме математического моделирования и анализа режимов работы магистральных газопроводов, их надежности, оптимального управления и повышения эффективности. К числу его основных печатных трудов можно отнести книги «Трубопроводный транспорт газа» (1976, соавторы С.А. Бобровский, С.Г. Щербаков, А.И. Гарляускас, В.В. Грачев), «Динамика трубопроводных систем» (1987, В.В. Грачев, С.Г. Щербаков), «Газовые сети и газохранилища» (1991), а книга «Эксплуатация газопроводов Западной Сибири» (1985, соавторы Г.В. Крылов, А.В. Матвеев, О.А. Степанов) была в 1988 году удостоена премии Госкомитета СССР по народному образованию [8].

Следует отметить, что в середине 80-х годов прошлого столетия в связи с организация факультета ПСиЭСТТ на кафедру ТХНГ пришли В.И. Марон, М.В. Лурье (ранее работавшие на кафедре нефтегазовой и подземной гидромеханики), Д.Т. Аксенов и В.М. Писаревский – все выпускники различных московских вузов, имевшие на момент своего зачисления значительный опыт проведения научных исследований и ставшие профессорами. Их приход стал через непродолжительное время одной из основных причин небывалого в истории кафедры увеличения числа работающих на ней профессоров (например, в середине 1990-х годов в штате кафедры одновременно присутствовали фамилии 8 профессоров).

В 1991 году заведующим кафедрой был назначен ее талантливый выпускник (1972) вечернего факультета института Александр Дмитриевич Прохоров (1949 – 2009), в то время исполнявший обязанности декана факультета ПСиЭСТТ. Профессор А.Д. Прохоров – известный ученый и специалист в области проектирования и эксплуатации региональных сетей нефтебаз и АЗС. Эта тематика расширила круг выполняемых кафедрой научно-исследовательских работ и в определенной степени вернула внимание к решению вопросов не только транспорта, но и хранения различных углеводородов. А.Д. Прохоров – автор (соавтор) более 100 научных работ, многочисленных учебников и учебных пособий по тематике кафедры, по которым учились и продолжают учиться будущие и уже состоявшиеся нефтяники и газовики.

На кафедре в этот период работали и преподавали известные профессора А..А. Козобков, М.В. Лурье, В.И. Марон, В.А. Поляков, В.М. Писаревский, А.В. Шибнев, доценты А.С. Дидковская, М.С. Голубева, С.В. Дейнеко, И.Ф. Дяченко и др.

За разработку и внедрение научных основ и новых технологий повышения надежности, экономичности и безопасности нагнетательных установок на компрессорных станциях газовой и нефтяной промышленности и станциях обеспечения транспорта газовым моторным топливом профессора В.М. Писаревский и М.В. Лурье были удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники за 1995 год.

Наступил 2000 год, завершающий бурное ХХ столетие, последний во втором тысячелетии. Грандиозный скачкообразный рост нефтегазовой отрасли народного хозяйства, в том числе и ее подотрасли – трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа – поставил на повестку дня, как управление самой отраслью, так и подготовку для нее инженерных кадров. Эти преобразования не могли не коснуться и высшей школы. Поскольку факультет трубопроводного транспорта (ПСиЭСТТ) в вузе уже существовал, то решено было усовершенствовать его структуру в направлении создания новых и расширения существующих специализаций. В частности, кафедра ТХНГ была разделена на две части: одной было поручено сосредоточиться на вопросах газоснабжения и нефтепродуктообеспечения, другой - собственно на вопросах магистрального транспорта нефти и газа. Как когда-то нефтяной институт вырос на основе «Московской горной академии», так и кафедры «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов» и «Нефте-продуктообеспечение и газоснабжение» возникла на основе общей для них материнской кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа».

В 2000 году, после реорганизации Кафедры, первым заведующим кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов стал Писаревский Виктор Меерович, окончивший в 1959 году Московский институт химического машиностроения по специальности «Инженер-теплоэнергетик». Профессор А.Д. Прохоров возглавил после разделения кафедру «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение».

Вся профессиональная деятельность Виктора Мееровича Писаревского была посвящена различным научным исследованиям, в том числе в области диагностики насосных и компрессорных агрегатов, линейной части магистральных трубопроводов. В 2005 году Указом Президента Российской Федерации профессору Писаревскому В.М. и профессору Лурье М.В. присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Подготовил 11 кандидатов наук и был научным консультантом докторской диссертации. На кафедре продолжили работать и преподавать профессора А.А. Козобков, М.В. Лурье, В.И. Марон, В.А. Поляков, А.В. Шибнев, доценты А.С. Дидковская, М.С. Голубева, С.В. Дейнеко и др.

Период развития, начавшийся в 2000-м году, ознаменовалось новыми достижениями кафедры. На месте не стояли не только технологии трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа, а также технические средства для ее реализации, но и прогрессивные научные идеи, шедшие в ногу или даже опережающие развитие отрасли. Все это нашло свое отражение в работе коллектива кафедры.

С мая 2011 года по май 2013 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой являлся к.т.н., профессор Насиров Рашид Куламович. В 1974 году Р.К. Насиров окончил механический факультет по кафедре «Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз» МИНХиГП. В различные периоды участвовал в работах (обследование, пусконаладка), проводимых на нефтегазовых предприятиях Германии, Нидерландов, Румынии, Венгрии, Болгарии, Словакии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Туркменистана. Автор 110 публикаций, 45 патентов, полезных моделей, рационализаторских предложений. Награжден Почетными Грамотами Министерства нефтяной промышленности СССР и Министерства энергетики России.

С мая 2013 года по декабрь 2018 года заведующим кафедрой являлся профессор Сарданашвили Сергей Александрович, родившийся в 1954 году в Москве в семье профессора, заведующего кафедрой (1968 – 1974) технологии переработки нефти МНИ. В 1976 году окончил МИНХ и ГП по специальности «Автоматизированные системы управления» После окончания института с 1976 года С.А. всю свою жизнь связал с университетом – аспирант (1976 – 1979), ассистент кафедры АСУ (1979 – 1991), доцент кафедры АСУ (1991 – 2004, 2006 – 2007), докторант (2004 – 2006), профессор кафедры АСУ (2007 – 2013), исполнительный директор инновационной образовательной программы (2007 – 2008), проректор по образовательно-инновационной деятельности (2008 – 2010), первый проректор-руководитель администрации ректора (2010-2011), директор института «Инновационных образовательных проектов и технологий» (2008 – 2013), заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации газонефтепроводов (2013 – 2018), профессор кафедры – (2018 – 2019). Яркая и многогранная общественная и профессиональная деятельность С.А. Сарданашвили как крупного ученого в области компьютерных и информационных технологий систем поддержки принятия диспетчерских решений по управлению режимами трубопроводного транспорта нефти и газа получила всеобщее признание. Результаты исследований, выполненных под его руководством, широко внедрены в отрасли, опубликованы в многочисленных трудах, монографиях, учебниках и учебных пособиях.

Среди наград С.А. Сарданашвили медаль «Ветеран труда», звание лауреата премии имени академика И.М. Губкина (2002 г.), благодарность ОАО «Газпром» (2010 г.), Почетная медаль за «Инновации и развитие» одноименного Международного форума (2012 г.), почетное звание «Заслуженный работник Губкинского университета» (2014), почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2015).

Под руководством С.А. Сарданашвили были созданы и внедрены компьютерные тренажерные комплексы диспетчерских служб по управлению штатными и нештатными режимами систем газоснабжения, завершен масштабный проект реконструкции помещений кафедры «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов», реконструкция холла 4 этажа левого крыла главного корпуса университета и капитальный ремонт 725-й поточной аудитории главного корпуса, которая ныне называется «Инновационный учебный центр ОАО «АК «Транснефть» и рассчитана на 200 посадочных мест.

На базе кафедры созданы и оснащены новейшими компьютеризированными комплексами ситуационный центр «Надежность российских нефтепроводов», лабораторные центры «Диагностика объектов трубопроводных систем» и «Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов», обеспечивающие освоение знаний на максимально высоком уровне в виртуальной среде профессиональной деятельности. Реконструирован учебный полигон факультета во дворе университета. Полигон оснащен оборудованием и обеспечивает возможность применения тренажерных систем в учебном процессе студентов.

Существенно модернизировался и учебный процесс. В него интенсивно стали внедряться численные методы, компьютерная техника, новые методы и технические системы обучения.

В конце 1990-х годов и особенно начиная с 2000-х годов, ученые кафедры опубликовали крупные монографии и учебники, в которых достижения предшественников были обобщены и существенно развиты. По результатам многолетних исследований кафедры были изданы монографии «Трубопроводный транспорт нефтепродуктов» (1999, авт. И.Т. Ишмухаметов, С.Л. Исаева, М.В. Лурье, С.П. Макаров) и «Механика подземного хранения газа» (2001, авт. М.В. Лурье). Вышел в свет фундаментальный двухтомник «Трубопроводный транспорт нефти» (2002 и 2004), авторы от кафедры – проф. М.В. Лурье, В.М. Писаревский. В этих книгах на современном уровне излагалась теория и практика трубопроводного транспорта нефти. Впервые был написан, издан, а затем переиздан центральным издательством «Недра» – «Задачник по трубопроводному транспорту нефти, нефтепродуктов и газа» (2003, 2011, авт. М.В. Лурье), учебники-монографии «Математическое моделирование процессов трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» (2011) , «Теоретические основы трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» (2017, авт. М.В. Лурье) и новейший учебник для бакалавров «Проектирование и эксплуатация нефтепроводов» (2019, авт. М.В. Лурье, Б.Н. Мастобаев, П.А. Ревель-Муроз, А.Е. Сощенко).

Эти широко известные книги и учебники, издание которых поддерживалось ведущими трубопроводными компаниями, прежде всего, ПАО «Транснефть», наглядно свидетельствуют о том, что кафедра «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов», выросшая из кафедры ТХНГ, не только не утеряла своей ведущей роли в отрасли, но и существенно ее преумножила.

За эти годы (2000 – 2020) кандидатские диссертации защитили молодые ученые Н.В. Яковлева (2005), Н.Н. Голунов (2006), А.П. Туманский (2008), Ф.С. Зверев (2010), А.В. Некляев (2010), Адоевский (2011), Н.С. Арбузов (2011), О.А. Пятакова (2012), М.Н. Федосеев (2018) и др. Докторские диссертации защитили преподаватели кафедры Н.А. Арбузов (2017) и А.С. Дидковская (2019).

Многие из защитивших диссертации стали преподавателями кафедры, а доцент Никита Николаевич Голунов – ее заведующим с 2019 года

Результаты деятельности кафедры ТХНГ и, в том числе, ее дочерней кафедры «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов» за 70 лет говорили и продолжают говорить сейчас о многом. Преподаватели кафедры подготовили более 4200 высококвалифицированных инженеров-механиков по проектированию и эксплуатации нефтегазопроводов и нефтебаз. За семь десятилетий 16 штатных профессоров участвовали в этом процессе (все их фамилии внимательный читатель может увидеть выше в этом тексте). Воспитанники кафедры работали и продолжают трудиться в различных производственных, управленческих, научных, проектных и конструкторских организациях топливно-энергетического комплекса. Многие из них достигли высокого общественного положения, стали организаторами и руководителями нефтяной и газовой промышленности. Выпускники кафедры участвовали в проектировании и эксплуатации практически всех крупнейших нефтебаз и мощнейших нефтяных и газовых артерий нашей страны, а также многих зарубежных объектов транспорта и хранения углеводородов. Десятки воспитанников кафедры стали крупными научными работниками и преподавателями, были избраны действительными членами и членами-корреспондентами различных Академий. Преподавателями кафедры и ее питомцами (бывшими студентами, аспирантами, докторантами, соискателями) было подготовлено и защищено около 50 докторских диссертаций. Обучение на кафедре прошли более сотни иностранных студентов и аспирантов, большинство из которых также стало крупными специалистами и руководителями у себя на родине.

Преподаватели кафедры разных лет, внимательно изучая и анализируя новейшие технологии, технические и научные достижения в нефтяной и газовой промышленности, подготовили и выпустили сотни монографий, учебников и учебных пособий. В различных профессиональных журналах ими была опубликована не одна тысяча научно-технических статей. Сотрудниками кафедры сделаны десятки изобретений.

Кафедра постоянно поддерживала деловые контакты со многими науч-но-исследовательскими и производственными организациями отрасли, а так-же родственными кафедрами других вузов страны.

Литература

1. Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н., Сощенко А.Е., Макаренко О.А. Развитие системы нефтепроводного транспорта. – М.: Недра, 2018. – 604 с.

2. Притула В.В., Черникин А.В. Профессор А.Ф. Притула (1883 – 1938): В Серию «Выдающиеся ученые РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина». Вып. М. – М.о.: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2005. – 48 с.

3. Черникин А.В Ученый-интеллигент// Трубопроводный транспорт [теория и практика]. – 2011. – № 6 (28) . – с. 50-54 (на основе книги А.В. Черникина «Нефтяники-трубопроводчики. Краткие биографические очерки». – М.: НТО НГ, 2006).

4. Черникин А.В. Профессор В.И. Черникин (1912 – 1965), 2-е изд.: Серия «Выдающиеся ученые РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина». Вып. 75. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012. – 50 с.

5. Черникин А.В. К 85-летию со дня рождения В.Ф. Новоселова// Трубопроводный транспорт [теория и практика]. – 2014 . – № 1 (41) . – с. 4-6.

6. Марон В.И., Писаревский В.М. Профессор Н.Н. Константинов (1906 – 1981): Серия «Выдающиеся ученые РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина». Вып. 58. – М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. – 20 с.

7. Прохоров А.Д., Черникин А.В. Профессор В.А. Юфин: Серия «Выдающиеся ученые РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина». Вып. 50. – М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2002. – 28 с.

8. Педагог и Ученый (профессор Е.И. Яковлев)/А.С. Казак, С.Н. Челинцев, А.В. Черникин, А.Е. Яковлев. – г. Старица, 2019. – 66 с.




Лучший диджитал маркетолог