Нефтегазовая отрасль в целом и кафедра «Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности» в частности отмечает знаменательное событие – основателю и первому заведующему кафедрой Леониду Самуиловичу Лейбензону исполняется 140 лет!Выдающийся учёный и инженер, занимавшийся теорией деформации и строения Земли, авиацией, гидродинамической теорией смазки, глинистыми растворами и насосными штангами, нефтепромысловой механикой и подземной гидравликой. Родился 26 июня 1879 г. в Харькове в семье врача. Заметка об аэроплане Хайрема Максима привели в восторг юного Леонида и пробудили интерес к науке, что привело его сначала на физмат в Московский университет (МГУ), который тот закончил в 1901 г., затем – на кафедру «Аэродинамика» в Императорское техническое училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Во время обучения в ИТУ работал в первом в Европе аэродинамическом институте (ЦАГИ), где проектировал для Н.Е. Жуковского оборудование. Работал на заводах Бари и Бромлей, после окончания ИТУ до 1908 г. – на Тульском механическом заводе в должности механика. В декабре 1908 года был избран приват-доцентом Московского университета по кафедре прикладной математики и преподавал до 1911 года, когда в знак протеста против действий министерства просвещения покинул университет в числе большой группы профессоров и преподавателей. Стал работать в конторе частной фирмы Бари, где занимался проектированием и постройкой резервуаров и нефтепроводов под руководством В.Г. Шухова. В 1913–1914 годах работал на кафедре экспериментальной физики Тифлисских высших женских курсов. В 1915 году начал работать в Дерптском университете; с 1916 года — профессор кафедры прикладной математики; в 1917 году защитил докторскую диссертацию («О приложении метода гармонических функций Томсона к вопросу об устойчивости сжатых сферической и цилиндрической упругих оболочек»). В 1919 избран профессором Тбилисского политехнического института, а в 1921 году стал профессором и деканом нефтепромышленого факультета Бакинского политехнического института. В 1922 году вернулся в Московский университет, где и работал до конца жизни. Одновременно был профессором Московской горной академии (МГА) (1922—1930). С 1930 года – профессор Московского нефтяного института. В 1925 году организовал в Москве первую в СССР нефтепромысловую лабораторию при Совете нефтяной промышленности, на базе которой был организован Государственный исследовательский нефтяной институт (ГИНИ) – «нефтяной ЦАГИ». В ГИНИ Леонид Самуилович возглавил отдел промыслово-заводской механики. Для работы в ГИНИ Лейбензон пригласил своих учеников с физмата МГУ и с МГА. Объёмы и широта исследований поражают – определение уровня жидкости в резервуарах и скважинах, изучение поршневых насосов для бурения и транспорта нефти, первые динамометры для штанговых скважинных насосов, вопросы эксплуатации нефтяных месторождений эрлифтом/газлифтом и оборудование для них, гидромеханика глинистых растворов, исследование тампонажных цементов, проектирование турбобуров, трубопроводный транспорт нефти (в т.ч. в разных климатических условиях), физика нефтяного и газового пластов. Параллельно с этим в 1932-1936 годах Лейбензон занимался разработкой методики расчёта самолета на прочность в ЦАГИ. В 1934-1936 годах занимал должность директора Научно-исследовательского института математики. С 1933 года – член-корреспондент Академии Наук СССР, с 1934 года – доктор технических наук, с 1936 года – доктор физико-математических наук. В конце 1936 года попал под следствие (позже выяснится, по доносу соседки, желавшей получить лишние квадратные метры у Лейбензона), и 28 января 1937 года решением Спецколлегии Мосгорсуда был приговорён к «ссылке без принудительного лишения свободы в Казахстан сроком на три года». Отбывал срок вместе с женой в г. Темире Актюбинской области. Оторванный от экспериментальной базы, коллег, книг и журналов, Леонид Самуилович не сломался. Он продолжает научную и педагогическую деятельность, пишет и приводит в законченный вид пять работ, среди которых монография «Вариационные методы решения задач упругости с приложением к изгибу и кручению авиационных профилей». Его дочь Татьяна и друзья делают всё возможное, чтобы в правительстве узнали о важности его работ для отечественной науки и техники, для обороноспособности страны. Положительный отзыв С.А. Чаплыгина на «Вариационные методы...» и его хлопоты, видимо, помогли освобождению Лейбензона. И происходит почти невозможное: 19 мая 1939 г. дочь Лейбензона получает решение Мосгорсуда о полном оправдании отца. В июне супруги Лейбензон возвращаются в Москву. Профессора Лейбензона восстанавливают в должностях. Он трудится, как всегда, неустанно и плодотворно. Во время войны, сначала в эвакуации, а потом снова в Москве, он отдаёт свои силы и время фундаментальным и прикладным задачам стратегического и технического оборонного характера. В 1942 г. выходят в свет «Элементы математической теории пластичности» – первая книга в СССР по этой проблеме. В том же году опубликован капитальный труд «Вариационные методы решения задач теории упругости». По словам академика Б.Н. Юрьева, в нем «вскрыта физическая сущность связи между двумя основными вариационными принципами (Лагранжа и Кастелиано) и показано, каким образом параллельное их применение позволяет получить двусторонние оценки для ряда искомых величин в задачах теории упругости». Таким образом, удалось решить вопрос о точности полученного приближения, что имеет существенное значение в инженерной практике. В итоге этой работы «созданы приближенные методы решения задач теории упругости и впервые введены способы смягчения граничных условий». В 1943 г. Лейбензону присуждают Сталинскую премию первой степени за исследования в теории упругости и нефтепромысловой механики – «Курс теории упругости» и «Движение газированной нефти в пористой среде», опубликованные в 1942 г. Леонид Самуилович, как истинный патриот, отдаёт все премиальные деньги на постройку боевого самолета, которому по его просьбе присвоили имя Н.Е. Жуковского. В том же году Академия наук СССР избирает его действительным членом по специальности «Машиностроение, механика, теория упругости, гидравлика». А в 1944 г. его награждают орденом Трудового Красного Знамени «за образцовое выполнение заданий правительства по добыче и переработке нефти и обеспечению нефтепродуктами армии, промышленности и сельского хозяйства в трудных условиях военного времени». В 1945 г. учёный был удостоен высшей награды Советского Союза – Ордена Ленина за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники, в 1949 г. – второго Ордена Ленина за выдающиеся заслуги в области развития теории разработки нефтяных и газовых месторождений. В 1944 г. Лейбензон – заведующий отделом фильтрации Института механики АН СССР, в 1945 г. – заведующий кафедрой гидромеханики МГУ. Однако после нескольких тяжелых заболеваний Леонид Самуилович семь лет – до самой кончины 15 марта 1951 г. – проводит в домашних условиях. В эти годы, кроме работ по аэрогидродинамике и теории упругости, увидели свет его публикации по истории науки: обзорные статьи и очерки о жизни и творчестве Н.П. Петрова, Н.Е. Жуковского, А.Н. Крылова, В.Г. Шухова. Выполнено научное редактирование собраний трудов Н.Е. Жуковского, Н.П. Петрова, С. А. Чаплыгина. В 1949 г. вышло специальное постановление советского правительства об издании собрания трудов академика Лейбензона, и Леонид Самуилович успел составить план издания и подготовить к печати первый том. Будучи учеником корифеев русской науки и техники, Лейбензон потратил немало сил на подготовку учебных курсов и написание учебных пособий. Но, пожалуй, самое замечательное в педагогической деятельности Леонида Самуиловича – это его умение привлекать молодёжь к научной работе. Среди его учеников многие выросли в крупных учёных... Вот некоторые из них: Д.З. Лозинский, П.П. Шумилов, А.Г. Сердий, И.А. Чарный, А.В. Крылов, Б.Б. Лапук, В.С. Яблонский, К.А. Царевич, Д.С. Вилькер, Б.В. Булгаков, Ф.А. Требин, И.М. Муравьев, Н.И. Шацов, А.П. Крылов, В.Н. Щелкачёв, П.Я. Полубаринова-Кочина, Н.И. Титков. Известно о более чем 10 кандидатских и 10 докторских диссертациях, научным руководителем и консультантом которых был Леонид Самуилович. Немного найдётся механиков, которые в той или иной степени не испытали бы на себе влияние его живого ума, не пользовались бы его советами и консультациями как по конкретным работам, так и по общему направлению своей деятельности. Всегда оживлённый и приветливый, Леонид Самуилович располагал к себе людей. Даже в последние годы жизни он, прикованный болезнью к постели, всегда был окружён молодёжью и живо интересовался всеми вопросами научной и общественной жизни. Фундаментальные научные результаты Лейбензона и высказанные им идеи не потеряли своей актуальности и сегодня. Желающим подробнее ознакомиться с судьбой учёного рекомендуем очерк Боголюбов А.Н., Канделаки Т.Л. Леонид Самуилович Лейбензон (1879-1951). – М.: Наука, 1991. (можно скачать по данной ссылке) ![]() |
3 декабря (осенний семестр)
Телефон горячей линии для обучающихся: +74995078306
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Главная /
- Факультеты и кафедры /
- Факультет инженерной механики (ФИМ) /
- Кафедры и подразделения. Институты и центры /
- Кафедра машин и оборудования нефтяной и газовой промышленности