История кафедрыКафедра робототехники и технической механики создана приказом ректора № 316 от 20 октября 2020 на базе кафедры технической механики. Кафедра стала выпускающей и осуществляет обучение по новому направлению подготовки (15.03.01.04) "Роботостроение для объектов топливно-энергетического комплекса". Заведующий кафедрой - д.т.н. Антонов А.А. Московский нефтяной институт (МНИ) был создан в 1930 году. В числе первых был организован промыслово-механический факультет, в состав которого вошла кафедра «Детали машин и ПТМ (подъемно-транспортные машины)». Первым заведующим кафедрой стал доцент Николай Николаевич Маркелов (1888—1962). Н. Н. Маркелов окончил с отличием Высшее Императорское техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) в 1916 году. С 1930. Н. Н. Маркелов работал заведующим кафедрой Московского нефтяного института. В этот период им были привлечены на кафедру для чтения различных курсов ряд высококвалифицированных инженеров, в то время еще не имевших ученых степеней и званий. Сам Н. Н. Маркелов вел курс «Детали машин». Кроме того, он исполнял обязанности заведующего учебной частью института, был деканом факультета, участвовал в работе ГЭК. Кафедра в то время была немногочисленной, и основное внимание заведующего было обращено на повышение квалификации преподавателей и на совершенствование методики преподавания. Необходимо было искать новые формы и методы обучения, так как в студенческие аудитории пришла молодежь из заводских цехов, с рабфака. В целом можно отметить, что Н. Н. Маркелову, благодаря высокой теоретической подготовке, отличному знанию практики работы на промыслах, хорошим организаторским способностям, высокой требовательности к себе, к подчиненным и к студентам удалось создать работоспособный кафедральный коллектив, успешно решающий поставленные перед ним задачи. За плодотворную педагогическую работу в МНИ Н. Н.Маркелов был награжден 2 орденами, 4 почетными грамотами и получил множество благодарностей. В конце 50-х годов институт, переименованный в МИНХиГП им. И. М Губкина, стал быстро расширяться. Было построено новое здание института, увеличился прием студентов, были созданы филиалы в нефтегазоносных районах страны, которым надо было оказывать учебную и методическую помощь. В 1962 году кафедру возглавил профессор, доктор технических наук В. Ф. Замковец, участник Великой Отечественной войны, полковник-инженер в отставке. По инициативе В. Ф. Замковца в 1962 году на кафедре была организована аспирантура, с ежегодным приемом 2—4 человека. Это стало вехой в истории кафедры. Именно с этого момента на кафедре начали вестись полномасштабные научные исследования, стали формироваться научные школы. На кафедре деталей машин и ПТМ, начиная с 1965 года, было защищено 6 докторских и более 50 кандидатских диссертаций. С 1963 года, в соответствии с решением Ученого совета, кафедра переименована в кафедру прикладной механики. В 1966 г. заведующим кафедрой прикладной механики был избран профессор Анатолий Арамаисович Петросянц (1923—1983 гг). А. А. Петросянц обладал широкими и глубокими познаниями в конструкторских и технологических дисциплинах, благодаря чему его вхождение в должность заведующего кафедрой прошло быстро и успешно. А. А. Петросянц уделял большое внимание воспитанию молодых кадров. Под его руководством было защищено 16 кандидатских диссертаций. За участие в разработке советского «Лунохода» А. А. Петросянц был награжден орденом «Знак Почета», а с.н.с. Г. С. Долгов и ст. пр. Ю. А. Гвоздев — медалями СССР. В 1984 году должность заведующего кафедрой прикладной механики занял доктор технических наук, профессор Николай Матвеевич Михин, до этого работавший начальником лаборатории трения и износа в Институте проблем механики АН СССР. Н. М. Михин — один из крупнейших ученых Советского Союза в области трения и износа машин. Его перу принадлежит 18 монографий (в том числе и коллективных), 275 журнальных статей, авторских свидетельств и патентов. В восьмидесятые годы в МИНХиГП им. И. М. Губкина под руководством ректора института, проф. В. Н. Виноградова сложилась крупная научная школа по триботехнике. Отдельные ее научные направления возглавляли и развивали такие ученые как: А. А. Петросянц, Г. М. Сорокин, а с 1984 г. и Н. М. Михин. Многие специалисты-трибологи из различных отраслей науки и техники считали честью и большой удачей доложить свою работу на ученом семинаре по трибологии, а затем защитить в специализированном совете института. Этот период развития кафедры прикладной механики связан с усилением научно-исследовательской деятельности в области трения и износа. В новых программах курса «Детали машин» раздел «Трение и износ в машинах» был значительно увеличен в объеме. Под руководством Н. М. Михина и при его непосредственном участии коллективом преподавателей (доц. Б. М. Гантамиров, доц. М. А. Сляднев, ст. преп. А. Р. Логинов) был создан лабораторный практикум и научно-исследовательская лаборатория по проблемам трения и изнашивания в машинах. В 1995 году кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Георгий Иванович Макаров, воспитанник кафедр сопротивления материалов и оборудования и технологии сварочного производства МВТУ им. Н. Э. Баумана, специалист в области прочности сварных конструкций и механики разрушения трубопроводов. Начало его деятельности на кафедре совпало с началом реформ в стране, а отсюда и с началом неизбежной перестройки всей высшей школы и нашего вуза в том числе. В марте 1995года произошло объединение кафедры прикладной механики с кафедрой сопротивления материалов и строительной механики. Эта объединенная кафедра стала называться кафедрой технической механики. С 2002 г по 2020 г кафедру возглавлял доктор технических наук, профессор Молчанов Александр Георгиевич. В 1967 г. он окончил МИНХ и ГП им. И.М. Губкина по специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». Молчанов А.Г. – крупный ученый, автор свыше 100 научных трудов, в том числе 3 монографий, 4 учебников и свыше 30 авторских свидетельств и патентов. Им разработаны и исследованы принципиально новые конструкции штанговых глубинно насосных установок и агрегатов подземного ремонта скважин с непрерывной колонной гибких труб. Под руководством Молчанова А.Г. удалось создать компьютерный класс, укомплектованный современной вычислительной техникой, полностью обеспечивающей потребности кафедры как в области учебной, так и в области научно-исследовательской работы. С 2012 г по 2019 г преподаватели кафедры проводили занятия в зарубежных филиалах Университета в Ашхабаде и Ташкенте. Студенты, во время изучения дисциплин кафедры , неоднократно принимали участие во Всероссийских олимпиадах по сопротивлению материалов и деталей машин. В 2018 г и 2020 г команда РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина занимала первые места во Всероссийских олимпиадах по деталям машин и основам конструирования. |
2 октября (осенний семестр)
Телефон горячей линии для обучающихся: +74995078306
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Главная /
- Факультеты и кафедры /
- Факультет инженерной механики (ФИМ) /
- Кафедры и подразделения. Институты и центры /
- Кафедра робототехники и технической механики