Аннотация курса «Педагогическая риторика» (72 час.)
Сферу обучения называют (Н.А. Ипполитова) сферой «Повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим инструментом в образовательной деятельности. Именно слово – главное средство реализации всех методических и дидактических задач.
Без теоретических знаний невозможно добиться результативной речи, а коммуникативно-творческая деятельность является частью профессиональной компетенции педагога.
Всем известно, что риторика - это наука об эффективном, результативном общении; педагогическая риторика предполагает конкретизацию основных научных положений, применение в реальной речевой практике общих и частных риторических принципов, например:
- общие постулаты общения, особенности общения в ситуации «учитель-ученик»;
Цицерон считал, что «необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека. А исполнение требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса».
Таким образом, педагогическая риторика – это ещё одна ступень повышения уровня образования, а значит и профессионализма!
|