Деловой этикет и культура коммуникации


Читает курс:

проф. Л.А.Левина

доц. О.В. Пумпянская

Цель дисциплины «Деловой этикет и культура коммуникации» - ознакомить студентов с основами делового этикета и культуры коммуникации для овладения навыками делового этикетного поведения: правилами делового разговора, ведением коммерческих переговоров, культурой корпоративного общения. Курс призван научить студентов создавать позитивный имидж в деловых кругах.

В курсе по этикету учитывается развитие широких межнациональных связей, как межкультурных, так и в деловой сфере. Поэтому особое внимание уделяется изучению ментальности, этических, эстетических и общекультурных ценностей представителей разных национальностей, рассмотрению их этикетного поведения.


Содержание курса:

1. Этика и этикет. Модели поведения в культурах народов мира

Формирование традиций в системе ценностей культуры. Традиции как предыстория этикета, основа культуры повседневной жизни. Исторический контекст формирования этикетных норм и их этический смысл. Этикетные нормы античности, средневековья, Нового времени. Вопросы религиозной этики. Формирование деловой этики в России.

2. Основные принципы современного повседневного этикета

ативный характер этикета и модели поведения в конкретных ситуациях. Поведение в общественных местах. Правила приветствий, порядок представлений и знакомств. Традиция и значение ритуала рукопожатия. Обмен подарками в деловой сфере.

3. Понятие делового протокола и дипломатического этикета

Предписания делового протокола в вопросах встречи иностранной делегации. Подготовка переговоров. Организация протокольных мероприятий.

4. Создание внешнего позитивного имиджа делового человека

Психология восприятия человека. Внешний облик делового мужчины. Профессия и внешний облик деловой женщины. «Табу» в облике бизнес-леди. Психология цвета. Роль цвета в восприятии имиджа человека.

5. Вербальная и невербальная составляющие этичного поведения

Понятие деловой лексики. Основные требования к деловой речи. Работа над вербальным имиджем. Техника речи, ее характеристики. Невербальная культура поведения: восприятие психологического состояния собеседника, положительные невербальные сигналы, негативные жесты и мимика. Знаковый характер жестов.

6. Техника ведения переговоров и этика деловой беседы

Основная схема ведения переговоров. Виды переговорных тактик. Национальные особенности ведения переговоров. Требования протокола к рассадке за столом переговоров. Необходимость установления психологического контакта при деловом общении.

7. Культура и искусство застольного этикета. Виды деловых приемов

Трапеза как ритуал и специфическая форма общения людей. Гостевой этикет. Искусство застольной беседы. Современные правила застольного этикета. Виды приемов и их организация. Правила поведения на банкетах. Национальные особенности застольного этикета. Институт гостеприимства в культуре разных народов.

8. Решение вопроса трудоустройства. Собеседование с работодателем

Подготовка необходимых документов для трудоустройства. Способ составления резюме. Основное назначение резюме как «делового портрета». Необходимость и способ подготовки к собеседованию с работодателем. Вербальные и невербальные особенности поведения при собеседовании с работодателем, формирование «обратной связи».

9. Культура корпоративного общения в многонациональном университете.

звитии широких межнациональных связей. Различия в сценариях этикетного поведения разных народов мира. Понятие национального характера, культурные ценности разных народов. Необходимость повышения общекультурного уровня. Понятие этнориторики. Правила поведения за рубежом. Понятие корпоративной культуры. Особенности корпоративного имиджа высшего учебного заведения. Взаимоотношения студентов и преподавателей, отношения студентов с руководством вуза и между собой.

10. Деловые отношения в офисе. Конфликты. Способы урегулирования конфликтных ситуаций.

  Культура деловых отношений в офисе. Планирование и организация трудового дня. Вопросы субординации в деловой сфере. Мужчина и женщина в коллективе. Этикетное поведение с сослуживцами разных рангов. Межличностные и групповые конфликты в организациях. Динамика конфликта, разные модели поведения. Диагностика и способы предупреждения конфликта.