Основы деловой этики и корпоративной культуры


Читают курс:

доц. Т.М.Тараданова

доц. Т.П.Григорьянц 

Изучение курса «Основы деловой этики и корпоративной куль туры» направлено на формирование представления о сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности как области применения этических правил, усвоение норм корпоративной культуры как способа улучшения организации труда. Посредством применения практических навыков, полученных в результате изучения курса, формируются общекультурные и профессиональные компетенции студентов с целью их использования в будущей профессиональной деятельности.

В программе «Основы деловой этики и корпоративной культуры» рассматриваются вопросы этики деловых отношений, а также основы формирования корпоративной культуры. В программе определяются понятия «этика», «профессиональная этика», «деловая этика», характеризуются российские и зарубежные этические традиции в торговле, предпринимательстве, и промышленности, этические механизмы в современных доктринах организации труда. Освещаются этические вопросы организации работы предприятия, компании, этические аспекты взаимоотношений в коллективе.


Содержание курса:


1. Этика деловых отношений

Понятия этика, «деловая этика». Взаимодействие общей и деловой этики. Профессиональная этика и ее специфика. Этика бизнеса. Особенности трудовой и предпринимательской этики в дореволюционной России: торговля, артель, промышленность, бизнес. Этические механизмы в доктринах организации труда (ХХ в.): специфика российской и зарубежных практик.

2. Корпоративная культура

Понятие, структурное содержание корпоративной культуры. Корпоративный имидж, фирменный стиль. Социальная, внутренняя и внешняя политика как важные элементы корпоративной культуры. Формулировка корпоративных ценностей. Корпоративные стандарты. Этический взгляд на управление компанией и систему взаимоотношений в коллективе.

3. Социальная стратификация в деловой культуре

Социальная стратификация в деловом мире: критерии и различия. Бизнес – слой в российском обществе: характеристики и ценностные ориентиры. Характеристики бизнес – элиты. Различия западных и российских бизнес - элит. Понятия «репутация», «социальная ответственность» в западной и российской деловой практике. Этические приоритеты бизнес – элиты: создание этически ориентированной культуры и философии компании.

4. Гендерные отношения в деловой культуре

Понятие гендер как совокупность социальных и культурных норм. Гендерные системы в различных обществах. Андроцентризм современной культуры. Базовые модели поведения мужчин и женщин во взаимодействии с коллегами. Несоответствие гендерного поведения культурным нормам как источник конфликта в коллективе. Гендерные проблемы лидерства. Мужской и женский стили руководства. Различия в способах ведения дел. Особенности мужской и женской деловой мотивационной иерархии.

5. Деловое общение: речевая коммуникация

Деловое общение как обмен информацией. Вербальный и невербальный каналы общения. Умение говорить и умение слушать. Структура речевой коммуникации. Тактические приемы ведения беседы. Десять правил делового разговора. Культура речи в деловом общении. Лексика, этикетные формулы, речевые клише. Создание благоприятного климата в беседе. Техники снижения эмоционального напряжения. Общение с разными типами собеседников. Важные характеристики и показатели речи: голос, темп, интонация, дикция. Взгляд и дистанция при общении.

6. Деловая риторика

Искусство самопрезентации. Развитие умения «держать тему». Составление плана публичного выступления. Правила работы с литературой. Умение использовать «цветы красноречия» (пословицы и поговорки, цитаты). Три «золотых» правила риторики.

7. Секреты невербального общения

Мимика в практике делового взаимодействия. Виды и значения жестов. Жесты – символы и жесты – адапторы. Жесты заинтересованности, размышления, оценки. Жесты сомнения, несогласия, готовности. Жесты уверенных и неуверенных в себе людей. Знаки успеха и превосходства. Оценка внешности и ошибки восприятия.

8. Организация и правила проведения переговоров

Понятие переговорного процесса. Уместность и целесообразность ведения переговоров. Составляющие переговорного процесса. Шаги подготовки к переговорам. Оценка персональных интересов сторон. Этапы проведения переговоров. Модели и тактики ведения переговоров. Уловки при проведении переговоров. Анализ проведенных переговоров.
Подготовка материалов для переговоров. Определение состава участников. Организация работы протокольной группы. Составление программы пребывания гостей. Схема проведения переговоров. Особенности практики проведения переговоров с представителями разных стран и культур: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Арабских стран, Китая, Кореи, Японии и др.

9. Основы офисной дипломатии

Составляющие внешнего имиджа фирмы. Дизайнерское решение интерьеров офиса. Комфортность рабочих мест. Составляющие имиджа сотрудника компании. Эргономика рабочего места сотрудника. Решение интерьера кабинета руководителя. Отношения в коллективе: начальник – подчиненный. Приоритет руководителя в служебных делах. Индивидуальные контакты руководителя с персоналом. Взаимоотношения сотрудников в коллективе. Умение работать в команде.

10. Технология трудоустройства

Поиск информации о вакансиях, характеристика эффективности ее источников. Подготовка резюме, документов, рекомендаций. Виды и типы резюме, общие правила его составления. Подготовка к собеседованию с работодателем. Типичные вопросы работодателя. Возможные вопросы соискателя. Примеры заполнения различных анкет.
Поведение на собеседовании: внешний вид, манера поведения, подготовленность к беседе, уверенность ответов. Обсуждение условий приема на работу: контракт, испытательный срок, зарплата. Правовые основы трудового законодательства.