Компьютерные технологии обучения


Система совершенствования подготовки персонала на основе компьютерных технологий на примере распознавания и ликвидации газонефтеводопроявлений



Подготовка по распознаванию и ликвидации ГНВП выбрана потому, что ошибки персонала при управлении скважиной могут привести к фонтанам с тяжелыми последствиями:

- человеческие жертвы;
- экологические катастрофы;
- экономический ущерб.

Опасность работ по ликвидации ГНВП требует регулярной - 1 раз в три года, переподготовки с последующей аттестацией персонала. Усовершенствование системы приводит к улучшению качества подготовки и значительному снижению затрат.


Недостатки существующей системы подготовки персонала:

- не сформулированы четко цели - что конкретно должен знать обучаемый по окончании подготовки;
- не разработаны простые и объективные критерии проверки теоретических знаний и практических навыков и умений;
- качество подготовки существенно зависит от места подготовки.

Цель работы: совершенствование существующей системы подготовки персонала на основе современных компьютерных технологий

Основные принципы построения:

- Системный подход;
- Планирование развития и совершенствования системы на этапе проектирования;
- Использование современных компьютерных технологий.

Универсальность методики построения

1. Системный подход

Предполагает разработку и использование взаимоувязанных компьютерных технологий, образующих единую систему подготовки

2. Планирование развития и совершенствования системы

Уже на этапе проектирования должно быть определено: КТО, КОГДА и КАК будет проводить работы по развитию и совершенствованию системы

3. Использование современных компьютерных технологий

Обучение персонала В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА с включением видео фильмов, звукового сопровождения, с выходом в интернет, с использованием других современных мультимедийных средств.

4. Универсальность методики

Создание единой методики, пригодной для профессиональной подготовки персонала различного профиля.

Последовательность разработки

Разработку системы подготовки персонала следует начинать с системы контроля, так как именно она определяет требования и помогает расставить правильно акценты при обучении.

Система аттестации

Система аттестации и обучения включает три подсистемы:

- Обучения персонала;
- Контроля знаний и умений (аттестации персонала);
- Хранения и обработки информации.

Для системы аттестации разработаны:

- стандарт аттестации персонала;
- система компьютерного тестирования для проверки теоретических знаний;
- система проверки практических навыков на тренажерах, включая разработку самих тренажеров.

Главным документом в системе аттестации персонала является стандарт аттестации персонала


Стандарт включает

- Полный перечень элементов знаний и умений по противофонтанной безопасности;
- Критерий проверки знаний и практических навыков;
- Простой и понятный количественный критерий оценки для всех категорий персонала.

На основе стандарта необходимо было разработать:

- систему объективной оценки теоретических знаний – тестирование;
- систему проверки практических навыков и умений на тренажере.

Система тестирования

Для каждого элемента знаний стандарта необходимо подготовить набор тестовых вопросов для формирования тестов

Примеры вопросов по некоторым разделам стандарта:


Система проверки практических навыков включает:

- тренажеры;
- задания для проверки навыков и умений на основе стандарта.

Система реализована в виде базы данных, которая содержит всю информацию о процессе обучения учащихся, стандарт аттестации персонала, тестовые вопросы.

Система позволяет разделить процесс обучения и процесс аттестации: обучают одни инструкторы, а проводят тестирование другие незаинтересованные лица.

Система обучения

Цель: в соответствии с требованиями стандарта подготовить персонал к прохождению аттестации в форме 2-х экзаменов:

- по теории - тестирование - по проверке практических навыков и умений (выполнения заданий на тренажере)

Для системы обучения разработан компьютерный учебник, включающий шесть компьютерных обучающих и контролирующих программ для подготовки персонала к аттестации в соответствии с требованиями стандарта:

1. Основные определения, причины и признаки ГНВП;
2. Первоочередные действия при обнаружении ГНВП;
3. Изменение давления в загерметизированной скважине;
4. Методы глушения скважины;
5. Корректировка давления в процессе глушения;
6. Нештатные ситуации.

Таким образом, нами разработаны следующие технические и программные средства для обучения персонала нефтегазовой отрасли:

- Набор компьютерных тестов для проведения экзамена по теоретической подготовке персонала на основе стандарта;
- Компьютерная база данных для хранения информации о персонале и проведения тестирования;
- Сетевой компьютерный тренажер для отработки коллективных действий при распознавании и ликвидации ГНВП при бурении;
- Полномасштабный тренажер по бурению горизонтальных и наклонно направленных скважин;
- Переносной тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП при бурении скважин;
- Компьютерное управление имитацией процессов ГНВП на учебной буровой;
- Компьютерный тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП при капитальном подземном ремонте скважин.

Система тренажеров для тренировки практических навыков


Полномасштабный тренажер по бурению скважин, распознаванию и ликвидации ГНВП


Переносной тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП


Компьютерный тренажер по ликвидации ГНВП при капитальном ремонте скважин