Комплекс тренажеров Губкинского университета получил премию «Лучшее решение для образовательного сектора»

Дата публикации 10 ноября 2014

Созданный в университете комплекс тренажёров для имитации процессов, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа на базе специализированных Центров подготовки специалистов нефтегазовой отрасли получил национальную Премию в области профессионального аудио-видео и системной интеграции ProIntegration Awards 2014 в номинации «Лучшее решение для образовательного сектора».

Уже не первый год в университете ведутся масштабные работы по внедрению самых современных технологий для обучения студентов. Одно из основных направлений - создание в университете тренажёров, позволяющих имитировать выполнение всего спектра производственных процессов, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа.

За основу организационной модели комплекса тренажёров, объединяющей различные производственные среды, была выбрана типовая структура вертикально-интегрированной нефтегазовой компании. Она включает в себя ряд сервисных предприятий (например, бурение скважин), предприятия добычи, транспортировки углеводородов, предприятия переработки и создания производных продуктов на основе нефти. В соответствии с этой моделью в РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина совместно с Департаментом Системной Интеграции компании AUVIX были созданы и развиваются несколько специализированных центров, полностью отвечающих таким задачам.

Компьютерно-тренажерный центр «Виртуальный НПЗ» Губкинского университета не имеет аналогов в образовательном секторе России. Новшество заключается в возможности моделирования предприятий с различным набором установок и расчетом экономической эффективности производства.

В модели воссозданы все базовые узлы современных технологических процессов НПЗ: от приема сырой нефти до расчетов оптимального смешения и отгрузки нефтепродуктов. Виртуальный НПЗ имитирует работу комплексов компьютеризированных рабочих мест специалистов различного профиля: технологов, механиков, экономистов, экологов, специалистов по КИПиА и других инженерно-технических сотрудников.

В Центре производственно-диспетчерского управления режимами нефтегазовых комплексов профессиональными аудиовизуальными системами оснащены диспетчерский зал, операторская комната, компьютерный класс и технические помещения. Основа тренажерного центра – уникальный программно-вычислительный комплекс ПВК «Веста», разработанного сотрудниками Губкинского университета.

В ходе занятий обучающиеся выполняют режимно-технологические расчеты с использованием фактических данных SCADA, отрабатывают навыки оперативно-диспетчерского управления на основе моделирования нестационарных процессов газотранспортной системы. Обучение инженеров проходит на основе отработки сценариев штатного управления газоперекачивающим оборудованием газотранспортных систем (планирование режимов, вывод участка газопровода в ремонт), а также обрабатываются нештатные ситуации, такие как возникновение разрывов на линейной части газопровода, аварийная остановка газоперекачивающего агрегата.

Магистранты, проходящие подготовку по международной программе Губкинского университета совместно с Шведским Королевским технологическим университетом, моделируют в тренажерном центре актуальные для европейских стран сценарии энергоэффективного транспорта газа и использования альтернативных источников энергии.

Центр управления разработкой месторождений оснащен современными аудио-визуальными системами, стереоскопическим 3D-экраном, видеоконференцсвязью и групповыми рабочими местами для пяти команд обучающихся.

Студенты проходят подготовку по междисциплинарному курсу «Проектирование разработки нефтяных месторождений» с использованием специализированных отраслевых программных продуктов и технических средств. В ходе обучения студенты единой командой (геолог, геофизик, разработчик, буровик, экономист) решают поставленную задачу в рамках учебного междисциплинарного сценария. В своем групповом учебном проекте студенты проблематизируют различные аспекты этапов разработки месторождения и предлагают оригинальные решения с учетом интерпретации результатов скважинных исследований, обновления геологической модели залежи, моделирования показателей разработки месторождения, проработки инженерных решений по конструкции скважин и технико-экономического обоснования предлагаемых мероприятий.

В этих образовательных центрах проводятся междисциплинарные проектно-ориентированные занятия для развития у студентов навыков производственной деятельности, выполняются комплексные дипломные проекты, выпускные работы, магистерские диссертации, организуется дополнительное профессиональное образование по специальным программам.