Как обеспечить высокое качество образования в вузе?

Дата публикации 31 марта 2014

Ответ на этот вопрос в очередном номере журнала «Управление качеством в нефтегазовом комплексе», издаваемом Национальным институтом нефти и газа при поддержке РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, дает президент Губкинского университета профессор А.И. Владимиров.

Термин «качество образования» в широком его понимании, подчеркивает автор, включает структурные компоненты всей системы образования. Поэтому  оценка качества образования зависит от многих элементов этой системы: обучающихся (качество их обучения и самообразования); профессорско-преподавательского состава (уровень их квалификации и качество преподавания); органов управления (качество их управленческой деятельности);  правотворческой деятельности уполномоченных органов (качество нормотворчества на федеральном, региональном, муниципальном и вузовском уровнях);  государственной образовательной политики.

В рыночной экономике одним из основных показателей результативности деятельности вуза является наличие у него аккредитованных независимыми экспертными и профессиональными сообществами образовательных программ, по которым осуществляется подготовка кадров. Аккредитация образовательной программы — это внешняя процедура официального подтверждения соответствия качества образования установленным критериям и показателям (стандартам). Ее прохождение, уверен А.И. Владимиров, необходимо, прежде всего, самому вузу: администрации вуза (ректорату, деканатам) — для эффективного управления, преподавателям – для совершенствования процесса преподавания, студентам — для промежуточной оценки в процессе обучения о соответствии качества их подготовки ожиданиям будущего трудоустройства после завершения учебы и перспектив карьерного роста.

Базой же для национальной или международной аккредитации являются наличие в вузе внутренней системы менеджмента качества, сертифицированной признанным национальным или международным агентством и гарантирующей в вузе соответствующее качество управления, а также результаты регулярно проводимого в вузе самообследования. Внедрив систему менеджмента качества, ректорат и ученый совет вуза проводят постоянный мониторинг функционирования образовательного процесса, тем самым регулярно оценивают его результативность, что и позволяет вузу ставить перед национальными или международными аккредитационными агентствами вопрос о признании результативности их деятельности и получении соответствующего сертификата о качестве образования в вузе.

В заключение отметим, что уже после выхода в свет статьи пришло радостное известие: Губкинский университет занял 5-ю строчку среди российских вузов и 256-е место в общем зачете ежегодного международного рейтинга 500 лучших вузов мира Global World Communicator (GWC) «Worldwide Professional University Rankings RankPro 2013/2014».