Хор студентов ФРНГМ

 

Истина и благо соединяются в красоте.

Признанная по итогам года лучшим куратором губкинского университета, к.ф.н., доцент кафедры мировой культуры РГУ нефти и газа Е.Н. ПАЛИЙ убеждена: без науки о прекрасном, любви к отечественной и мировой культуре мы рискуем вырастить только технократов, а не гармонично развитых людей, достойных граждан своего Отечества.

 

Организовав хор студентов, состоящий из предста­вителей факультета разработки нефтяных и газовых месторожде­ний — ребят и девушек, по пре­имуществу не обладающих особы­ми певческими дарами, Елена Николаевна не слишком рассчи­тывала на скорое обретение мно­жества сторонников своей идеи. Да это и понятно: одни считали, что эксперимент рассыплется сам собой, потому что хористы быст­ро устанут от жесткой сетки обя­зательных занятий и попросту начнут отлынивать, другие же пребывали в твёрдой увереннос­ти, что положительных результа­тов этого новаторского эстетичес­кого опыта придётся ждать года­ми. Однако, когда уже через че­тыре месяца подготовки в день празднования 70-летия вуза хор из 80 человек в сопровождении симфонического оркестра им. А.П. Бородина Центрального дома учёных слаженно грянул со сцены ДК классический "Гауде-амус", а потом спел и совсем не­простую для вокалистов кантату об истории вуза и гимн нефтяни­ков, скептиков у нового творчес­кого коллектива поубавилось. Время шло: хор стал постоянным участником вузовских праздни­ков, торжественных вечеров и других культурных мероприятий. Заметили новый певческий кол­лектив и сторонние любители пения. Хор уже дважды пригла­шали петь за пределами вузовс­кого Дворца культуры.


Однако никакого особенного ноу-хау в технологии обучения вокалу, как считает сама руково­дитель хора, ей применять не при­шлось. Помогают в занятиях сама творческая привлекательность от­бираемых для исполнения песен и, конечно, дисциплина, основан­ная на взаимном уважении пре­подавателя-дирижёра и студентов-хористов.

- Моя зада­ча, - говорит Е.Н. Палий, научить ребят в певческой форме доно­сить до слу­шателей кра­соту и смысл музыкально­го произведе­ния. Конеч­но, для этого надо, чтобы сами участ­ники хора их чувствовали. Ну, а как, скажите мне, можно оста­ваться равно­душным к прекрасному патриоти­ческому гимну столице "Моя Мос­ква" И.О. Дунаевского или основе нашего репертуара — всеми любимым русским народным песням "Из-за острова на стрежень", "Ой, полным-полна коробушка", "Ах, вы, сени — мои сени"?!

С охотой поют участники хора и песни патриотического содержа­ния - "Священная война" А. Александрова, "Катюша" М. Блантера, "Вот солдаты идут" К. Молчанова, хор "Славься" из опе­ры М.И. Глинки "Жизнь за царя", являющейся музыкальным симво­лом российского государства. В нашем репертуаре есть и та­кие жизнеутверждающие песни, как "Песня остаётся с челове­ком", "Вальс о вальсе", "Я люблю тебя, жизнь". Меньшим со­ставом мы исполняем и прекрас­ные, любимые во всём мире рус­ские романсы "Вдоль по улице метелица метёт", "Воет ветер в чистом поле".

Конечно, пение в хоре - боль­шая эмоциональная, духовная на­грузка. Но она не несёт усталости, а, наоборот, укрепляет ребят, про­светляет их сознание. Кроме уро­ков музыкальной эстетики, Елена Николаевна считает необходимым проявлять заботу об общей куль­туре участников творческого кол­лектива. Соответствовать програм­ме должны и костюмы хористов - чёрная юбка или брюки, синяя жилет­ка, красный маленький галстук. Такая цветовая гам­ма отражает символику губкинского университета. Вместе со становлением хора возраста­ли и такие ка­чества самоде­ятельных пев­цов, как арти­стизм, патри­отические на­строения, му­зыкальность, коллективизм.

Работа с хором - не единствен­ный проект эстетического воспи­тания, которым занимается Елена Николаевна Палий. В ряду культурных начинаний в универ­ситете нефти и газа им. И.М. Губ­кина прочное место заняли организуемые ею литературно-музы­кальные салоны. Такая новая форма учебно-воспитательной ра­боты основывается на эстетике русских салонов, существовавших в среде просвещённого дворян­ства в конце XVIII — начале XIX века. Салоны отличались высо­ким уровнем художественной культуры. Эта традиция оказалась привлекательной и для организа­торов и участников студенческой художественной "гостиной" в наше время. Гостями музыкаль­ных встреч студентов с деятеля­ми культуры и артистами были актёры московских драматичес­ких театров, музыканты симфо­нического оркестра Центрально­го дома учёных, певцы филармо­нии. Темы салонов — "К 190-й годовщине войны 1812 года", "Английская поэзия и музыка", "Лишь только тот достоин счас­тья и свободы, кто каждый день за них идёт на бой" (И.В. Гёте) и многие другие.

 

 

"Я убеждён, что высший акт ра­зума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются лишь в красо­те, так как ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством"

 эти слова Гегеля Е.Н. Палий счи­тает смысловой основой своей воспитательной работы.

 

Материал подготовила Л. Белоусова