Информация о факультете


Факультет проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта (ФПСиЭСТТ) ведет подготовку бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» по профилям: «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта» и «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» и направлению 150700 «Машиностроение» по профилю «Оборудование и технология сварочного производства». Подготовку магистров на факультете проводят по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» по программам: «Надежность и безопасность газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Инновационные технологии сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Техническая диагностика газотранспортных систем», «Энергосберегающие технологии для газотранспортных систем», «Трубопроводный транспорт углеводородов», «Проектирование объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов», «Инновационные технологии в системах газоснабжения», «Ресурсосберегающие технологии в нефтепродуктообеспечении» и по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование» по программе «Машины и технология сварочного производства».

На факультете 5 профилирующих кафедр и 1 – специализированная «Кафедра военной подготовки», 5 научно-исследовательских и более 10 учебных лабораторий, а также классы компьютерного проектирования и моделирования технологических процессов, учебный полигон трубопроводного транспорта, научно-образовательный центр «Энергосберегающие технологии и техническая диагностика».

Трубопроводный транспорт является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны. Известно, что месторождения нефти и газа в России расположены гораздо дальше от потребителей, чем в любой другой стране мира, поэтому эффективность надежность функционирования нефтяной и газовой промышленности во многом зависят от надежной и безопасной работы трубопроводных систем, от снижения затрат на транспорт нефти и газа. Прежде всего, эти обстоятельства должны учитываться при обсуждении задач, стоящих перед трубопроводным транспортом сегодня и на ближайшую перспективу. Правительством РФ рассмотрена и одобрена Энергетическая стратегия Государства до 2020 года. При обсуждении Стратегии на различных форумах многими специалистами, учеными выдвигались предложения развивать топливно-энергетический комплекс и особенно нефтяную и газовую промышленность страны таким образом, чтобы они стали локомотивом экономического и социального возрождения России.

При любых вариантах развития ТЭК предстоит решать крупные задачи в сфере трубопроводного транспорта. Прежде всего, необходимо обеспечить надежную и безопасную работу действующих систем трубопроводов т.к. еще долгое время энергетическая безопасность страны будет зависеть от успешного функционирования ныне действующих магистральных, распределительных и промысловых трубопроводов. Поэтому важнейшая научная, техническая и экономическая задача – подготовка специалистов для строительства, эксплуатации и ремонта трубопроводных систем. В последние годы в практике сооружения трубопроводных систем появилось много интересных технических решений. Наряду с широко освоенными переходами под реками, наклонно-направленным бурением выполнены первые переходы трубопроводов в тоннелях и микротоннелях, были применены интеллектуальные технологии по предварительному напряжению рабочего газопровода в тоннеле, применению демпфирующих устройств для погашения сейсмической волны, введению рабочей плети в тоннель методом проталкивании. При переходе в микротоннеле нефтепровода Балтийской системы через р. Нева использовалась трехтрубная конструкция «труба в трубе» с поддержанием давления азота в межтрубном пространстве и др. Впервые были использованы «интеллектуальные вставки», смонтированные на самых ответственных сухопутных участках газопровода «Россия – Турция» и нефтепровода ВСТО. Такие вставки позволяют собирать и передавать всю информацию о состоянии участка линейной части трубопровода, включая оценку его напряженного состояния. Важный вклад в совершенствование проектирования трубопроводных систем вносят аэрокосмические технологии, построение трехмерных моделей местности, а также последующий технический и экологический аэрокосмический мониторинг. В новых проектах предполагается использовать в трубопроводах высокое давление: на сухопутных участках до 14 МПа, на морских - до 18-20 МПа. Самые крупные месторождения нефти и газа России - месторождения Западной Сибири - практически равноудалены от основных настоящих и потенциальных потребителей Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Протяженность газопроводов и нефтепроводов достигает 5-6 тыс. км. Поэтому обязательным условием является снижение энергоемкости и энерговооруженности транспорта нефти и газа, в том числе за счет использования энергосберегающих технологий. Причем масштабы энергосбережения должны рассматриваться как новый вид, новый источник энергии. Начало реализации Сахалинских проектов выявило целый ряд мало исследованных проблем по сухопутным (береговым) и морским трубопроводам. Недостаточно исследованы проблемы, связанные с прокладкой трубопроводов в районах активных тектонических разломов, в грунтах, подверженных разжижению при сейсмическом воздействии, по сооружению трубопроводов на шельфе северных морей с тяжелой ледовой обстановкой. Очевидно, что в XXI веке технические и технологические решения, не обеспечивающие промышленную, социальную и экологическую надежность и безопасность функционирования сооружений и объектов, не будут иметь права на применение. Магистральные и промысловые трубопроводы должны сооружаться как системы нового поколения, в которых риск возникновения чрезвычайных ситуаций, отказов и аварий сведен к минимуму.

Выпускникам факультета в ближайшее время предстоит постро­ить несколько трубопроводов. Это - Южный коридор на Болгарию, Сербию и Италию (газопровод) и нефтепровод ВСТО-II (Восточная Сибирь — Тихий океан), газопроводы на Корею, Монголию и Китай, Бованенково-Ухта и др.. Масштабы строительства грандиозные. В ближайшие годы предстоит большая работа по газификации России.

Велика роль подготовки для нефтегазовой отрасли специалистов по транспортировке газонефтепродуктов на факультете ПСиЭСТТ. Проектирование крупнейших за последнее время экспортных маршрутов осуществляли специалисты, обучавшиеся на кафедре «Проектирования и эксплуатации газонефтепроводов», возглавля­ет которую профессор, д.т.н С.А. Сарданашвили. Выпускники кафедры, работая в ОАО «Гипротрубопровод», НИИ ТНН во ВНИИГАЗе и других отраслевых НИИ, в подразделениях ОАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть» зарекомендова­ли себя хорошими специалиста­ми, владеющими сложными проектными и ресур­сосберегающими технологиями.

Сооружением магистральных трубопроводов и объектов нефтяной и газовой промышленности занимаются выпускники кафедры «Сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ». От них требуются глубокие зна­ния не только строительной механики, но и управления проек­тами, владения методами организации технологических процессов и строительного и ремонтного производства. Заведующий кафедрой - профессор, д.т.н. Г.Г. Васильев. Выпускникам этой кафедры предстоит участво­вать в строительстве третьей очереди Балтийской трубопроводной системы, крупнейшего нефтепровода «Ангарск - побережье Японского моря» протяженностью более 3800 км, а также экспортного газопровода Южный коридор. Выпускники кафедры востребованы в лучших строительных компаниях ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ЗАО «Стройгазмонтаж» и др., работающих на объетах трубопроводного транспорта в России и за рубежом.

Вопросами газоснабжения проектирования и эксплуатации объектов хранения и реализации жидких и газообразных углеводородов, нефтеналивных терминалов, автозаправочных и газонаполнительных станций, использования газа в промышлен­ности и в качестве моторного топ­лива занимаются выпускники кафедры «Нефтепродуктообеспечения и газоснабжения», заведует которой профессор, д.т.н. A.M. Kоролёнок. Кафедра готовит специалистов целенаправленно ориентированных для работы на объектах транспорта, хранения и распределения нефтепродуктов, природного и сжиженных газов: газораспределительных станциях, автогазонаполнительных компрессорных станциях, базах сжиженного газа, автогазонаполнительных станциях, нефтебазах, автозаправочных станциях, нефтепродуктопроводах и трубопроводах сжиженного газа, нефтеналивных терминалах, предприятиях по обслуживанию газораспределительныех сетей и пунктов. Выпускники кафедры востребованы в ОАО «МОСГАЗ», в подразделениях ОАО «Газпром» и ОАО «АК «Транснефть», в ГУП МО «Мособлгаз» и др.

Кафедра «Термодинамики и тепловых двигателей», возглавляемая профессором, д.т.н. А.С. Лопатиным, выпускает специалистов, вла­деющих современными технологиями энергосбережения, методами и средствами технической диагностики оборудования компрес­сорных станций магистральных газопроводов. Преподаватели ка­федры ведут фундаментальную подготовку студентов в области термодинамического и теплофизического обеспечения транспорта газа, эксплуатации и обслуживания различных типов газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях и подземных газохранилищах. Студенты кафедры имеют возможность получить степень магистра в университете Швеции по международной программе «Энергосберегающие технологии для газотранспортных систем». Выпускники кафедры востребованы в подразделениях ОАО «Газпром» и ведущих организациях, занимающихся диагностикой трубопроводного транспорта.

В 2004 году на факультете появилась кафедра «Сварки и мониторинга нефтегазовых сооружений», возглавляемая профессором, д.т.н. О.Е. Капустиным. «Оборудование и технология сварочного производства» - специальность, которая даёт знания в области расчёта, проектирования, диагностики и технологии производства широкого спектра Сварного нефтегазового оборудования и умения использовать для его изготовления современные высокоинтенсивные источники энергии: плазму, лазерный луч, электрическую дугу. Здесь учат методике диагности­ки работоспособности сварных узлов буровых вышек и морских платформ, оборудования нефтегазопереработки и трубопроводов, предотвращению экологических катастроф.

Кафедра «Военной подготовки», зав. кафедрой к.т.н. полковник Лаптев В.В. В составе кафедры осуществляют деятельность следующие подразделения: учебная лаборатория горюче-смазочных материалов; учебная лаборатория ЭВТ; класс компьютерного моделирования и программирования; учебный полигон «Алабино». На кафедре организован учебный военный центр, который проводит прием абитуриентов по профилям: «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» и «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»!.

Все кафедры факультета имеют свои филиалы на ведущих пред­приятиях нефтегазовой отрасли. Там осуществляется практическая подготовка студентов, они получают не только инженерные, но и рабочие профессии.

На факультете постоянно действует диссертационный совет Д 212.200.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 25.00.19 - «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ» (технические науки) и специальности 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Председатели Совета профессор д.т.н. Березин В.Л., профессор д.т.н. Поршаков Б.П., а с 2012 года профессор д.т.н. Васильев Г.Г..

На факультете с 2004 г. действует диссертационный совет Д 212.200.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора технических наук по специальности: 05.03.06 - Технологии и машины сварочного производства (технические науки), 05.02 .01 - Материаловедение (машиностроение). Председатель Совета был профессор д.т.н. Стеклов О.И., а с 2007 года профессор д.т.н. Короленок А.М.

Ежегодно на факультет принимается для обучения в аспирантуре около 10 аспирантов и соискателей.

Кафедры «Термодинамика и тепловые двигатели» и «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение» явились инициатором создания межфакультетского научно-образовательного центра «Энергосберегающие технологии и техническая диагностика» (научный руководитель – проф., д.т.н. Лопатин А.С., генеральный директор – проф., д.т.н. Суховерхов Ю.Н.), созданного с целью широкого привлечения профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, студентов Университета к разработке и внедрению новейших технологий в нефтегазовый комплекс страны, дальнейшего совершенствования качества подготовки бакалавров и магистров, организации переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, специалистов нефтегазовой отрасли, повышения уровня интеграции высшей школы, международного престижа российского образования и его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг и технологий. В настоящее время в НОЦ проводятся студенческие практики, практические занятия со студентами и аспирантами, научные исследования в области энергосбережения и технической диагностики, выполняются работы по экспертизе технической безопасности и диагностике объектов ОАО «Газпром».

У факультета партнёрские отношения с такими компаниями, как ОАО «Транснефть», ОАО «Стройтрансгаз», ОАО «Газпром», НК «ЛУКОЙЛ» и другими. Будущие инженеры, бакалавры и магистры имеют возмож­ность пройти практику и получить работу в любой точке страны - от Калининграда — до Находки, от Ямала — до Но­вороссийска, в ближнем и дальнем зарубежье.

Научные и практические перспективы перед выпускниками факультета огромны. Но абитуриентам прежде, чем подать сюда документы, нужно отмерить не 7, а 77 раз. Чтобы стать настоящим специалистом в области трубопроводного транспорта, одних инженерных способностей мало. Нужна недюжинная выносливость, трудолюбие и, конечно, творческое горение. Если вы видите в себе задатки этих качеств, факультет ждет вас. Ну а если вы пройдете до конца нелегкую студенческую жизнь, можете быть уверены: до пенсии безработица вам не грозит.

А.М. КОРОЛЁНОК,

декан факультета, д.т.н.,

профессор