Программы подготовки

Рабочая программа дисциплины "Научно-исследовательская работа"

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

 

 

«Утверждаю»

Первый проректор по учебной работе

 

__________________ проф. Кошелев В.Н.

«____» ________________2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»»

 

 

Направление подготовки

131000 – НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО

 

 

Программа подготовки

«ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПЛАСТОВЫХ СИСТЕМ»

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

 

Очная

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

1.            ЦЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Целями научно-исследовательской работы (НИР) являются:

закрепление теоретических знаний, полученных магистрантом во время аудиторных занятий;

приобретение им профессиональных компетенций, путем непосредственного участия в деятельности научно-исследовательских коллективов;

приобретение им социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;

 а также, приобщение обучающегося к социальной среде предприятия (организации), позволяющее готовить специалиста , способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно- экономическим условиям;

видеть проблемы и направления развития отрасли;

приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

2.   ЗАДАЧИ НИР

Задачами НИР являются:

-                 закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

-                 приобретение, накопление и развитие специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;

-                 принятие участия в выполнении научно-исследовательской работы в процессе исследования пластовых систем конкретных месторождений углеводородов;

-                 проведение прикладных научных исследований по проблемам нефтегазовой отрасли, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;

-                 анализ и обобщение передового опыта разработки новых технологических процессов и технологического оборудования в нефтегазовой отрасли;

-                 участие в разработке математических и компьютерных моделей исследуемых процессов происходящих в пластовых системах месторождений нефти и газа;

-                 использование существующих и участие в разработке  новых методик исследования нефтегазовых пластовых систем, фиксирование и анализ результатов этих исследований;

-                 применение новых и совершенствование регламентированных методов эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, используемого в процессе  исследований нефтегазовых пластовых систем;

-                 проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной новизны новых разработок;

-                 участие в подготовке научно-технических отчётов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

-                 непосредственное участие в рабочем процессе предприятия (организации) с выполнением должностных обязанностей специалиста;

-                 сбор материалов для подготовки и написания магистерской диссертационной работы.

3.     МЕСТО НИР В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Научно-исследовательская работа является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

НИР базируется, прежде всего, на профессиональном цикле учебного плана и обще 

образовательной подготовки. В результате выполнения научно-исследовательской работы магистрант должен:

изучить особенности и методы планирования научно-исследовательской работы, включая ознакомление с тематикой работ в области исследования нефтегазовых пластовых систем и выбор темы исследований;

овладеть навыками написания обзоров, докладов, рефератов, и научных статей по избранной тематике;

принять участие в проведении научно-исследовательской работы;

ознакомиться с методами корректировки плана проведения научно-исследовательской работы, составления отчета о выполнении НИР;

освоить приёмы публичной защиты выполненной НИР.

Магистрант должен освоить практические навыки научно-исследовательской работы специалиста в научных коллективах занимающихся проблемами исследования нефтегазового производства;

Кроме того, обучающийся должен освоить практические навыки работы специалиста в научных и проектных организациях, занимающихся исследованием нефтегазовых пластовых систем.

4.      ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НИР

Научно исследовательская работа проводится в форме непосредственного участия магистранта в работе Центра исследований нефтегазовых пластовых систем ООО «Газпром ВНИИГАЗ» или другой научно-производственной, научно-исследовательской или проектной организации из числа занимающихся исследованием нефтегазовых пластовых систем.

5.      МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НИР

Научно-исследовательская работа проводится в лабораториях и подразделениях Центра исследований нефтегазовых пластовых систем и технологического моделирования ООО «Газпром ВНИИГАЗ» и других научно-исследовательских и проектных организациях, занимающихся исследованием нефтегазовых пластовых систем.

Научно-исследовательская работа проводится на 1, 2, 3 и 4 семестрах обучения.

6.    КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ НИР

В результате проведения научно-исследовательской работы магистрант должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

способность:

-              самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

-              понимать роль философии в современных процессах развития науки, анализировать основные тенденции развития философии и науки (ОК- 2);

-              самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

-              оценивать на основе правовых, социальных и этических норм последствия своей профессиональной деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК- 4);

-              использовать программно-целевые методы решения научных проблем (ОК- 5);

-              самостоятельно овладевать новыми методами исследований, модифицировать их и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования (ОК- 6);

пользоваться иностранным языком для изучения зарубежного опыта в  

-              профилирующей и смежных областях науки и техники, а также для делового профессионального общения (ОК-7);

-              проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, находить нестандартные решения, брать на себя всю полноту ответственности (ОК- 8);

-              понимать и анализировать экономические, экологические, социальные и проблемы промышленной безопасности нефтегазовой отрасли (ОК-9);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональные

способность:

-              формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);

-              использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом (ПК-2);

-              изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности (ПК- 3);

-              разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-4).

производственно-технологическая деятельность (ПТД)

способность:

-                          управлять сложными технологическими комплексами (автоматизированными установками моделирования процессов многофазной фильтрации, моделирования пластовых условий, системами исследования образцов горных пород и пластовых флюидов при высоких давлениях и температурах и т.д.), принимать решения в условиях неопределенности и многокритериальности (ПК-21);

-              анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования (ПК-22);

-              совершенствовать методики эксплуатации и технологии обслуживания оборудования (ПК-23);

-              применять инновационные методы для решения производственных задач (ПК-24);

-              конструировать и разрабатывать новые инновационные технологические процессы и оборудование нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа (ПК-25);

-              анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем (ПК-26).

-              применять полученные знания для разработки проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве (ПК-27).

По окончании прохождения производственно-технологической практики, обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

-           основные этапы технологического процесса исследования нефтегазовых пластовых систем, включая изучение физических свойств горных пород и пластовых флюидов при различных термодинамических условиях и их характеристику (ОК-1 ПК-1);

-           основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач на предприятии по месту прохождения практики (ОК-3, ПК-3);

-           содержание основных работ и исследований, выполняемых на предприятии (организации) по месту прохождения практики (ОК-3, ПК-5);

-           методы предупреждения осложнений, возникающих при исследовании нефтегазовых пластовых систем в условиях моделирования пластовых условий и технологических процессов разработки месторождений нефти и газа (ОК-9, ПК-15);

  

-           основные отличия различных методик исследования нефтегазовых пластовых систем (ОК-6, ПК-9);

-           свои должностные обязанности во время прохождения практики (ОК-4, ПК-7);

-           систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства (ОК-2, ПК-21);

-           современные проблемы охраны недр и окружающей среды (ОК-9, ПК-26);

-           основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и экологической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в данной сфере, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов; правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ОК-5, ОК-9, ПК-25);

-            источники, причины и характер загрязнения окружающей природной среды в нефтегазовой отрасли (ОК-9, ОК-8, ПК-22);

-           правовые основы; основные стандарты и технические условия, технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных технологий в области исследования нефтегазовых пластовых систем (ОК-2, ПК-1);

уметь:

-                 описать организационную структуру предприятия и систему ее управления (ОК-3, ПК-6);

-                 обсудить основные трудности, существующие на предприятии и наметить пути к их преодолению (ОК-5, ПК-1);

-                 анализировать и обобщать передовой опыт разработки новых технологических процессов и технологического оборудования в нефтегазовой отрасли (ОК-3, ОК-7, ПК-21);

-                 осуществлять внедрение новых технологических процессов исследования нефтегазовых пластовых систем, фиксирование и анализ результатов этих процессов (ОК-6, ПК-2);

-                 применять новые и регламентированные методы эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, используемого при исследованиях нефтегазовых пластовых систем (ОК-4, ОК-3, ПК-22);

-                 проводить многокритериальную оценку выгод от реализации технологических процессов, проектов, работы нефтегазовой организации (ОК-5, ПК-24, ОК-6);

-                 оценивать инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем (ОК-8, ПК-26);

-                 объяснить принципы регулирования параметров нефтегазовых пластовых систем с АВПД и АНПД (ОК-4, ОК-9, ПК-6);

-                 интерпретировать результаты экспериментальных исследований (ОК-3, ПК-7);

-                 применять методы моделирования, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов при исследованиях нефтегазовых пластовых систем (ОК-3,ОК-5,  ПК-7);

-                 определить ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации (ОК-2, ОК-5, ПК-4);.

владеть:

-                 теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;

-                 навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач (ОК-5, ОК-6,  ПК-4);

-                 навыками работы специалиста на производственных предприятиях, в научных и проектных организациях, занимающихся исследованиями нефтегазовых пластовых систем (ОК-3, ОК-1, ПК-21).

 

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР

Общая трудоемкость научно-исследовательской работы составляет 28 зачетных единиц, 1008 акад. часов.

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы

текущего

контроля

семестр

1

2

3

4

1

Организационный этап.

собрание

2 ак. ч

2 ак. ч

2 ак. ч

2 ак. ч

опрос

2

Подготовительный этап, инструктаж выполнению НИР

инструктаж

2 ак. ч

2 ак. ч

2 ак. ч

2 ак. ч

опрос

3

Производственный этап, производственный инструктаж, получение научного  задания.

инструктаж

4 ак. ч

4ак. ч

4 ак. ч

4 ак. ч

опрос

3

Научно-исследовательский, проектный этап, выполнение задания на НИР.

Работа в научно-исследовательском коллективе

86

ак. ч

172

ак ч.

122

ак. ч

518

ак ч.

опрос

5

Учебный этап, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и другие, выполняемые магистрантом самостоятельно, виды работ.

семинар

12

ак. ч

12

ак ч.

12

ак. ч

12

ак ч.

опрос

7

Аттестационный этап, собеседование по результатам научно-исследовательской работы

собеседование

2 ак ч.

2 ак ч.

2 ак ч.

2 ак. ч

Зачет

 

Итого трудоемкость, акад. часов

 

108

216

144

540

1008

  8.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НИР

В процессе проведения научно-исследовательской работы применяются стандартные образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, в том числе с научным руководителем, в научно-исследовательской группе, лаборатории или проектной организации, занимающихся исследованиями нефтегазовых пластовых систем. Проводятся разработка и опробование различных методик проведения соответствующих работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.

Во время выполнения  научно-исследовательской работы магистрант обязан вести дневник, в котором он отражает в хронологическом порядке ход выполнения полученного научного задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Дневник может вестись в электронном виде с использованием персонального компьютера.

9.        УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НИР

Перед началом научно-исследовательской работы и по ходу её проведения магистранту выдаются учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы по сбору материалов для подготовки будущей диссертационной работы:

1.                       Проверить соответствие давлений и температур, действующих в исследуемом пласте имеющимся представлениям о распределении давлений и температур и задаваемых при исследовании образцов горных пород и флюидов условиям.

2.                       Выяснить влияние состава солей на исследуемые характеристики горных пород и пластовых систем, а также проверить соответствие минерализации жидкости моделирующей пластовую жидкость, минерализации и составу жидкости в пласте.

3.                       Проанализировать существующие методики и выбрать из них методику, необходимую для проведения исследований образцов горных пород, включая исследования в условиях моделирующих пластовые условия.

4.                       Выяснить литолого-минералогический состав горных пород исследуемого пласта и выделить в заданном интервале исследований пласта интервалы залегания пород  одинакового литолого-минералогический состава.

5.                       Проанализировать пластовые условия залегания горных пород и для одного из интервалов исследований найти необходимые значения моделирования пластовых условий (всестороннее и поровое давление, температура).

 

6.                       Выбрать наилучший метод определения пористости пород в пластовых условиях по результатам исследований образцов горных пород различными петрофизическими методами.

7.                       Выбрать компоновку, геометрические и фильтрационно-ёмкостные параметры модели пласта при моделировании многофазной фильтрации.

8.                       Произвести расчет упругих параметров образцов горных пород в пластовых условиях, используя полученные в пластовых условиях значения скоростей упругих волн и пористости.

9.                       Определить возможность моделирования пластовых условий, исходя из возможностей имеющегося оборудования, и обосновать выбор оборудования.

10.                   Понять, какие параметры горных необходимо знать для проведения оценки и  подсчета запасов углеводородов и выбрать наиболее рациональный порядок подготовки и исследования образцов горных пород для определения параметров горных пород, необходимых при подсчёте запасов.

Качество исходной информации и полнота сведений предопределяют глубину проработки проблем и качество будущей диссертационной работы. При выполнении научно-исследовательской работы магистрант накапливает первичную производственную информацию в различной форме: рабочие записи для отчета, дневниковые записи, выкопировки журналов, копии геологических разрезов, геолого-технических нарядов и т.д. Особое внимание необходимо обращать на получение достоверных сведений, ознакомление с результатами исследования нефтегазовых пластовых систем, по совершенствованию технологий исследования нефтегазовых пластовых систем, ознакомление с достигнутыми в организации успехами по снижению затрат на метр исследуемого разреза и повышению качества определения свойств горных пород и насыщающих их флюидов. Если на площадях или месторождении проведены определения параметров нефтегазовых пластовых систем, необходимо ознакомиться с материалами по ним и использовать для сбора первичной информации.

Для подготовки и написания диссертационной работы необходима следующая первичная производственная информация:

1.             Географическая характеристика района работ.

2.             Подробные сведения о стратиграфическом делении и литологическом составе горных пород в заданном интервале.

3.             Данные о фильтрационно-ёмкостных и других физических свойствах и петрофизических параметрах, упругих и деформационно-прочностных свойствах, твердости горных пород.

4.             Характер тектонического строения района работ.

 

5.             Характеристика сложности геологического разреза. Зоны различных литологических разностей горных пород. Характеристика распределения пористости.

6.             Сведения о пластовых условиях в различных интервалах (давления, температура, параметры насыщенности флюидами и т.д.).

 

7.             Результаты геофизических исследований (по 3-4 скважинам) выделенного интервала с привязкой к стратиграфическим подразделениям. В материалах должны быть сведения о типе горных пород и насыщающих их флюидах.

8.             Сведения о денежных затратах на амортизацию установок моделирования пластовых условий и технологических процессов, стоимость аналогичных установок.

9.             Применяемая технология исследований пластовых систем, включая исследования образцов горных пород и пластовых флюидов.

10.         Применяемый тип жидкостей для моделирования давления всестороннего сжатия и пластового давления. Их состав и свойства. Обоснованность их использования.

11.         Фактические значения  пластовых условий (температура, всестороннее и пластовое давление) на забое скважин.

Помимо сбора указанных в перечне материалов обучающийся должен активно общаться с коллегами по научному коллективу, обсуждать с ними  результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов других сотрудников организации и т.п.

10. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ НИР)

Промежуточная аттестация по итогам научно-исследовательской работы  проводится в форме собеседования и дифференцированного зачета. Обучающийся вместе с научным руководителем от кафедры обсуждает ход выполнения заданий, итоги работы  и собранные материалы. При этом уточняется тема будущей магистерской диссертационной работы. В дневнике по научно-исследовательской работе руководитель дает отзыв о работе обучающегося, ориентируясь на его доклад и отзывы коллег по из организации, в которой проводилась НИР. Магистрант пишет краткий отчет о НИР, который включает в себя общие сведения об изучаемом объекте. Защита отчета по НИР происходит перед  

специальной комиссией кафедры.

 

Контрольные вопросы для проведения зачета

1.             Укажите основные принципы подбора коллекции образцов для комплексных исследований. (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5)

2.             Связь размеров и геометрической формы образцов с поставленными задачами. (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5)

3.             Перечислите известные вам виды петрофизических исследований образцов и решаемые ими задачи. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-16)

4.             Назовите основные задачи, решаемые при изучении свойств образцов в условиях, моделирующих пластовые. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-16)

5.             Для чего проводится обобщение петрофизических исследований, составление отчетов по результатам исследований кернового материала. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6)

6.             Какова роль детальных исследований и их виды при изучении кернового материала. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-16)

7.             Для чего нефтегазовой практике измеряются коэффициенты вытеснения углеводородов различными агентами? Примеры вытесняющих агентов. (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

8.             Опишите условиявозникновения равновесной фильтрации с массообменом между фазами (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

9.             Сформулируйте критерии подобия физических и натурных моделей (ОК-3,ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

10.         Изложите научные основы активного воздействия на флюидально-коллекторную систему месторождения (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-9).

11.         Как научно обоснованно выбрать эффективный агент закачки для реализации технологии повышения углеводородоотдачи? (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-7).

12.         Представьте экспериментальное и теоретическое обоснование методов газового и водогазового воздействия. Основные принципы проведения экспериментов по вытеснению углеводородов из модели пласта. (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-22, ПК-24, ПК-26).

13.         Перечислите цели математического моделирования пластовых систем и основные этапы создания моделей. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-16).

14.         Назовите процессы, описываемые моделями пластовых систем, и перечислите элементы моделей. (ОК ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6).

15.         Какие уравнения состояния флюидов используются при моделировании пластовых систем? Каковы термодинамические основы этих уравнений? Математические модели фазового состояния. (ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8).

16.         Что такое уравнения фильтрации? Охарактеризуйте законы, на которых они базируются. Приведите примеры. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7).

17.         Назовите способы решения уравнений фильтрации. Приведите примеры. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7).

18.         Классические решения линейных задач упругого режима фильтрации. Автомодельные задачи. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7).

19.         В чем причины неопределенности моделей? Математические модели учета неопределенности. Понятия о вероятностных методах описания неопределенности. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-9).

20.         Комплекс газодинамических и газоконденсатных исследований, оптимальный режим для проведения газоконденсатных исследований/( ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8)

21.         Аналитические методы исследования фазовых превращений пластовых газоконденсатных систем. ( ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8)

22.         Основы классификации месторождений по физико-химической характеристике и фазовому состоянию пластовых газоконденсатных систем.(ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-22, ПК-24, ПК-26)

23.         Назовите процессы, описываемые моделями пластовых систем, и перечислите элементы моделей. (ОК ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6).

24.         В чем заключаются геологические и технологические критерии выбора моделей пластовых флюидов и их смесей? (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6).

25.         Какие уравнения состояния флюидов используются при моделировании пластовых систем? Каковы термодинамические основы этих уравнений? Математические модели фазового состояния. (ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8).

26.         Перечислите задачи, требующие учета механических свойств горных пород? (ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8).

27.         Охарактеризуйте модели течения смесей флюидов по порам и трещинам. Какая информация необходима для гидродинамического расчета, и как ее получить. (ОК-3, ОК-6, ОК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-8).

28.         Оценка риска фонтанирования на месторождениях различного типа. Объем необходимой геолого-геофизической информации и экспериментальных исследований. (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7, ПК-9).

29.         Фазовое поведение пластовых газоконденсатных систем. Общие понятия о фазовых превращениях, фазовая диаграмма пластовых газоконденсатных систем (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-7).

30.         Компонентный состав и основные характеристики газоконденсатных систем: объемный, молярный, массовый состав; - плотность пластового газа; критические, приведенные параметры; коэффициент сверхсжимаемости (Z); вязкость пластового газа; физико-химические свойства конденсата (насыщенного, стабильного) (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-22, ПК-24, ПК-26).

31.         Какие виды лабораторных исследований состава и физико-химических свойств газа, конденсата, вам известны? (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-7).

32.         Сформулируйте основные принципы физического моделирования и решаемые практические задачи (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

33.         Опишите технологию подготовки составных и насыпных физических моделей пласта. (ОК-3, ОК-6, ПК- 1, ПК-3, ПК-5, ПК-6)

34.         Опишите технологию подготовки пластовых флюидов к эксперименту (приготовление рекомбинированной пробы нефти, модельного газа, модельной пластовой воды. (ОК-3, ОК- 6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

35.         Что такое абсолютная и фазовая проницаемость пласта? Цель нормировки фазовой проницаемости? (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-27).

36.         Опишите условия воспроизведения стационарной и нестационарной фильтрации в лабораторных условиях (ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5).

37.         Опишите основные типы и способы активного воздействия на продуктивный пласт: заводнение, водогазовое, циклическое, смешивающееся вытеснение, вытеснение с помощью мелкодисперсной водогазовой смеси, растворов ПАВ, водорастворимых полимеров, несмешивающееся вытеснение нефти газом с использованием эффекта пенообразования (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-7).

38.         Изложите основные принципы механического воздействия на флюидальную и коллекторную части месторождений. Опишите существующие методы гидродинамического и акустического методов воздействия, их недостатки и преимущества (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-9, ПК-24).

 

11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НИР

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего из учебных пособий и отечественных и зарубежных  

журналов из следующего перечня:

Учебники и учебные пособия

1.             Басниев К.С., Дмитриев Н.М., Розенберг Г.Д. Нефтегазовая гидромеханика. Учебное пособие для вузов.– М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 544с.

2.             Вендельштейн Б.Ю., Добрынин В.М., Кожевников Д.А. Петрофизика (Физика горных пород): Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. 2004. 368с.

3.             Виноградов В.Г., Дахнов А.В., Пацевич С.Л.,. Лабораторный практикум по петрофизике. – М.: Недра, 1990.

4.             Григорьев Б.А., Богатов Г.Ф., Герасимов А.А. Теплофизические свойства нефти, нефтепродуктов, газовых конденсатов и их фракций / под ред. Б.А. Григорьева, М: издательский дом МЭИ. 1999. 372с.

5.             Григорьев Б.А., Герасимов А.А., Ланчаков Г.А. Теплофизические свойства и фазовые равновесия газовых конденсатов и их фракций / под ред. Б.А. Григорьева, М.: Издательский дом МЭИ. 2007. 344с.

6.             Гудок Н.С., Богданович Н.Н. Определение физических свойств нефтеводородосодержащих пород. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: «Недра-Бизнесцентр». 2007. 592с.

7.             Рид Д. Праусниц Дж, Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей: Справочное пособие. Перевод с английского под редакцией Б.И. Соколова. 3-е издание Л.:Химия. 1982. 592с.

8.             Кобранова В.Н. Физические свойства горных пород. Учебник для вузов. – М.: Гостоптехиздат. 1962. 490с.

9.             Тиаб Дж., Дональдсон Эрл Ч. Петрофизика: теория и практика изучения коллекторских свойств горных пород и движения пластовых флюидов / Перевод с английского - 2-е изд. – М.: Премиум Инжиниринг, 2011 - 868с.

10.         Элланский М.М. Инженерия нефтегазовой залежи. Т.1 Нефтегазовая залежь и ее изучение по скважинным данным. М.: Изд-во Техника. 2001. 520с.

б) дополнительная литература

1.                  Авчян Г.М., Матвиенко А.А., Стефанкевич З.Б. Петрофизика осадочных пород в глубинных условиях. - М.: Недра. 1979. 224с.

2.                  Азиз Х., Сеттари Э. Математическое моделирование пластовых систем. Пер. с англ. – М.: Недра, 1982, 407с.

3.                  Александров А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара. - М.: Издательский дом МЭИ, 1999. 168с.

4.                  Баренблатт Г.И., Ентов В.М., Рыжик В.М. Движение жидкостей и газов в природных пластах. – М.: Недра, 1984, 211с.

5.                  Брусиловский А.И. Фазовые превращения при разработке нефти и газа. М.: «Грааль», 2002

6.                  Бузинов С.Н., Умрихин И.Д. Исследование нефтяных и газовых скважин и пластов. – М.: Недра, 1984, 270с.

7.                  Виноградов В.Г., Пацевич С.Л., Дахнов А.В. Лабораторный практикум по петрофизике. – М.: Недра, 1990. 227с.

8.                  Дахнов В.Н. Геофизические методы определения коллекторских свойств и нефте- газонасыщенности горных пород. – М.: Недра 1975, 2-е изд., 1985.

9.                  Добрынин В.М. Деформации и изменения физических свойств коллекторов нефти и газа. - М.: Недра. 1970. 239с.

10.              Закиров С.Н. Разработка газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений. – М.: Струна, 1998, 628с.

11.              Интерпретация результатов геофизических исследований скважин. Справочник. Под ред. В.М.Добрынина. – М.: Недра. 1985.

12.              Кузьмин Ю.О., Жуков В.С. Современная геодинамика и вариации физических свойств горных пород. - М.: Изд-во МГГУ. 2004. 262с.

13.              Николаевский В.Н. Геомеханика и флюидодинамика. – М.: Недра, 1996, 447с.

14.              Сычев В.В. Дифференциальные уравнения термодинамики. Учебное пособие для вузов. -2-е издание перераб.М.: Высш. шк. 1998 г. 224с.

15.              Ханин А.А. Петрофизика нефтяных и газовых пластов. - М.: Недра. 1976. 295с.

16.              Чарный И.А. Подземная гидрогазодинамика. – М.: Гостоптехиздат, 1963, 396с.

17.              Цветков Ф.Ф., Григорьев Б.А. Тепломассообмен: Учебное пособие для вузов – 2 изд., испр. и доп., - М.: Издательский дом МЭИ, 2005. 550с.

Отечественные журналы:

§    Безопасность труда в промышленности

§    Бурение и нефть

§    Газовая промышленность

§    Геология нефти и газа

§    Известия вузов. Нефть и газ

§    Нефтегазовая вертикаль

§    Нефтегазовые технологии

§    Нефтепромысловое дело

Зарубежные журналы:

               Oil and gas Journal

               Petroleum Engineer International

               International Journal of Rock Mechanics and Mining Sciences

               Petroleum Technology

               World Oil

Магистранту должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, имеющимся в сети Интернет в соответствии с профилем образовательной программы.

12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НИР

Во время прохождения производственно-технологической практики магистрант может использовать современную аппаратуру и средства обработки данных (компьютеры, вычислительные комплексы, разрабатывающие программы и пр.), которые находятся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» и других организациях, где проводилась научно-исследовательская работа.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 131000«Нефтегазовое дело» и программе подготовки «ИССЛЕДОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПЛАСТОВЫХ СИСТЕМ».