Рейтинговая система оценки качества
учебной работы студентов

 

1. Общие положения

Рейтинговая система вводится в Университете как гибкое и эффективное средство ранжирования студентов по результатам их учебной деятельности, увеличивающее соревновательность учебного процесса и дающее студентам мотивацию к достижению высоких результатов. Студентам, получающим высокие рейтинги, могут даваться определенные преимущества при проведении итоговых аттестаций, назначении стипендий, выборе престижных и интересных практик и стажировок, приеме в магистратуру и аспирантуру и т.д.

Рейтинговая система осуществляет непрерывную комплексную оценку качества учебной работы студента при освоении им основных образовательных программ высшего профессионального образования. Рейтинговая оценка производится как по отдельным дисциплинам, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения.

Главные цели введения рейтинговой системы заключаются в:

·        повышении объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалиста;

·        повышении мотивации студентов путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

·        активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности;

·        повышении уровня организации учебного процесса;

·        получении объективной информации о качестве и эффективности работы учебных подразделений и отдельных преподавателей.

Рейтинговыми баллами по 100-балльной шкале оцениваются все виды учебной деятельности студента в вузе, предусмотренные учебным планом:

·        освоение дисциплин учебного плана;

·        все виды практик;

·        сдача междисциплинарных экзаменов;

·        сдача выпускных государственных экзаменов;

·        защита выпускных квалификационных работ.

 

2. Итоговый, семестровый и экзаменационный рейтинговые баллы по дисциплине

Успешность освоения студентом дисциплины оценивается по 100-балльной шкале итоговым рейтинговым баллом по дисциплине.

При наличии экзамена по предмету итоговый рейтинговый балл по дисциплине равен сумме семестрового рейтингового балла, оценивающего качество учебной работы студента в течение семестра, и экзаменационного рейтингового балла, полученного студентом на экзамене. Максимальное значение семестрового рейтингового балла по предмету определяется кафедрой и должно лежать в пределах от 50 до 70 (рекомендуемое значение 60 баллов). Соответственно максимальное значение экзаменационного рейтингового балла будет лежать в пределах от 50 до 30 (рекомендуемое значение 40 баллов).

При отсутствии экзамена по предмету итоговый рейтинговый балл равен семестровому рейтинговому баллу.

Правила получения студентом семестрового и экзаменационного рейтинговых баллов определяются кафедрой и входят в «Правила рейтингового контроля по дисциплине» (раздел 4).

 

3. Аттестация студентов по дисциплине в рамках рейтинговой системы

3.1. Студент считается положительно аттестованным по дисциплине, если:

1.                            Набранный им итоговый рейтинговый балл оказался не меньше минимального итогового рейтингового балла по дисциплине, определяемого кафедрой. Значение минимального рейтингового балла по дисциплине должно быть не меньше 50 баллов.

2.                            Выполнены определенные кафедрой дополнительные условия для положительной аттестации.

Если студент выполнил все определенные кафедрой условия для положительной аттестации, то ему выставляются:

итоговый рейтинговый балл и оценка, если по дисциплине предусмотрен экзамен или дифференцированный зачет. Оценка устанавливается на основе этого балла. (В зачетную книжку и в приложение к диплому в настоящий момент выставляется только оценка.)

итоговый рейтинговый балл, если по дисциплине предусмотрен только простой зачет. (В зачетную книжку и в приложение к диплому в настоящий момент выставляется только зачет.)

3.2. Шкала перевода итогового рейтингового балла в оценку. Если по дисциплине выставляется оценка (экзамен или дифференцированный зачет), кафедра должна определить, кроме минимального рейтингового балла (ниже которого выставляется оценка «неудовлетворительно»), еще и минимальный балл для получения оценки «хорошо» и минимальный балл для получения оценки «отлично». В том случае, если минимальный рейтинговый балл, определенный кафедрой, составляет 50 баллов, рекомендуется использовать следующую шкалу перевода:

«удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов;

«хорошо» – от 70 до 84 баллов;

«отлично» – от 85 до 100 баллов.

При увеличении минимального рейтингового балла будут смещаться и минимальные баллы для получения оценок «хорошо» и «отлично». Например, при минимальном рейтинговом балле 60 шкала перевода может выглядеть так:

«удовлетворительно» от 60 до 76;

«хорошо» от 77 до 89;

«отлично» от 90 до 100.

Кроме перевода итогового рейтингового балла в оценку по традиционной для России трехбалльной шкале положительных оценок, могут быть определены правила перевода итогового рейтингового балла в оценку по европейской или американской шкале.

3.3. Аттестация в случае, когда по дисциплине предусмотрен зачет без экзамена. Для положительной аттестации и получения зачета студент должен:

1.                          Набрать семестровый рейтинговый балл не меньше минимального рейтингового балла.

2.                          В некоторых случаях, если кафедра считает это необходимым для усвоения дисциплины, выполнить дополнительные условия, например, выполнить (и защитить) определенную часть лабораторных работ. При отсутствии лабораторных работ устанавливать дополнительные условия не рекомендуется.

В случае дифференцированного зачета семестровый рейтинговый балл переводится в оценку по шкале перевода, принятой кафедрой.

3.4. Аттестация в случае, когда по предмету предусмотрены и зачет, и экзамен. Для положительной аттестации и получения оценки студент должен:

1.                          Получить зачет. Для получения зачета студент должен набрать семестровый рейтинговый балл не меньше минимального семестрового балла, определяемого кафедрой. Минимальный семестровый балл должен составлять не меньше 50% от максимального семестрового балла (например, при максимальном семестровом балле 60 минимальный семестровый балл должен быть не меньше 30). Кроме того, должны быть выполнены дополнительные условия, которые могут быть определены кафедрой. Дополнительные условия обычно назначаются в том случае, если работа в семестре включает в себя лабораторный практикум.

2.                          Сдать экзамен. Студент допускается к экзамену только после получения зачета. Экзамен считается сданным, если студент набрал на экзамене экзаменационный рейтинг не меньше минимального экзаменационного балла, определяемого кафедрой. Минимальный экзаменационный балл должен составлять не меньше 50% от максимального экзаменационного балла (например, при максимальном экзаменационном балле 40 минимальный экзаменационный балл должен быть не меньше 20). Если студент набрал на экзамене меньше минимального рейтингового балла, экзамен считается не сданным и пересдается в установленном порядке.

После успешной сдачи экзамена студент получает оценку, которая определяется на основе итогового рейтингового балла по шкале перевода, определяемой кафедрой (см. 3.2). Сумма минимального семестрового и минимального экзаменационного баллов не должна быть меньше минимального итогового рейтингового балла. (Если студент получил зачет и успешно сдал экзамен, он получает положительную оценку.)

3.5. Аттестация в случае, когда по предмету предусмотрен экзамен, но не предусмотрен зачет. Для положительной аттестации и получения оценки студент должен:

1.                          Быть допущенным кафедрой к экзамену по результатам его работы в семестре. Для этого он должен выполнить определенный кафедрой минимум элементов учебного плана и набрать семестровый балл не меньше минимального, определенного кафедрой. В отсутствие зачета минимальный семестровый балл может быть меньше 50% от максимального семестрового балла, но не меньше того значения, при котором сдача экзамена может в принципе привести к получению положительной оценки. Например, если максимальный семестровый балл 60, максимальный экзаменационный балл 40, а минимальный итоговый рейтинговый балл 50, то минимальный семестровый балл может быть меньше 30, но не может быть меньше 10 (рекомендуемое значение 15).

2.                          Сдать экзамен. Для этого должны быть выполнены два условия. Во-первых, экзаменационный балл должен быть не меньше минимального экзаменационного рейтингового балла, определенного кафедрой (см. 3.4). Во-вторых, итоговый рейтинговый балл студента должен быть не меньше минимального итогового рейтингового балла. Например, если минимальный итоговый рейтинговый балл 50, а в семестре студент набрал 22 балла, то на экзамене он должен набрать не меньше 28 баллов, даже если минимальный экзаменационный балл равен 20.

 

4. Правила рейтингового контроля по дисциплине

4.1. Правила рейтингового контроля должны быть выработаны кафедрой к началу семестра по каждой из дисциплин, по которым кафедра ведет обучение. Правила должны быть утверждены на заседании кафедры и в течение первых двух недель семестра доведены до студентов (как в устной форме, так и в виде раздаточного материала), вывешены на кафедральном стенде и размещены на сайте кафедры. Копии рейтинговых правил как в бумажном, так и в электронном виде должны быть переданы в УМУ.

4.2. Правила рейтингового контроля по дисциплине должны содержать

·        максимальный семестровый балл и максимальный экзаменационный балл (если по предмету предусмотрен экзамен, см. 3.1);

·        значение минимального итогового рейтингового балла (см. 3.1);

·        шкалу перевода (см. 3.2) итогового рейтингового балла в оценку (в случае, если по дисциплине предусмотрен экзамен или дифференцированный зачет);

·        формы и сроки всех контрольных испытаний в течение семестра;

·        максимальный (и, возможно, минимальный для положительной аттестации) рейтинговый балл по каждому испытанию. Сумма максимальных баллов по всем испытаниям должна быть равна максимальному семестровому рейтинговому баллу, а сумма минимальных баллов – не меньше минимального семестрового балла;

·        порядок начисления бонусных (премиальных) рейтинговых баллов за дополнительную учебную активность (участие в студенческих научно-практических конференциях и олимпиадах и др.);

·        порядок пересдачи пропущенных и несданных контрольных испытаний. Как правило, пропущенные без уважительной причины испытания отрабатываются в конце семестра по определенным кафедрой правилам, пропущенные по уважительной причине – в течение учебного семестра в оговоренные сроки;

·        условия получения положительной аттестации за работу в семестре (зачета или допуска к экзамену). Кроме минимального семестрового рейтингового балла (раздел 3), должны быть определены дополнительные требования к выполнению учебного плана (перечислены контрольные мероприятия, по которым необходимо иметь положительную аттестацию, например, минимальное число сделанных и защищенных лабораторных работ);

·        порядок проведения в конце семестра дополнительных контрольных испытаний для отстающих студентов, чья успеваемость без уважительных причин не удовлетворяет условиям положительной аттестации. Оговаривается число дополнительных встреч с преподавателем и формы дополнительных контрольных испытаний. Фомами таких испытаний могут быть, например, обобщающая контрольная работа, расширенное домашнее задание, реферат и др. Должно быть указано, что в результате дополнительных испытаний отстающий без уважительных причин студент, как правило, не может набрать семестровый рейтинговый балл больше минимального.

Кафедра может оговорить условия получения отстающим студентом, в виде исключения, более высокого семестрового балла, при условии его согласия подтвердить свой уровень знаний в специальных дополнительных испытаниях (как правило, устное собеседование с комиссией из нескольких преподавателей);

·        порядок проведения экзамена. Должны быть указаны форма проведения экзамена, максимальный и минимальный рейтинговый баллы (раздел 3).

Могут быть оговорены правила начисления студенту, претендующему на более высокую оценку, дополнительных (бонусных) баллов на экзамене, при условии его согласия защищать свою работу и отвечать на дополнительные вопросы в устной форме на комиссии из нескольких преподавателей;

·        порядок пересдачи академических задолженностей (зачета, экзамена), согласованный с определенными ректоратом и УМУ правилами.

Примеры правил рейтингового контроля по нескольким дисциплинам разных циклов (ЕН, ГСЭ, ОПД) приведены в Приложении.

 

5. Курсовые и дипломные проекты, выпускные квалификационные работы, практики

5.1. Все виды выпускных и текущих квалификационных работ оцениваются рейтинговыми баллами по 100-балльной шкале. Часть баллов выставляется за написание работы, часть – за графические материалы, часть — за ее защиту. Число баллов за каждую часть определяется кафедрой.

5.2. При оценке представленной работы учитываются полнота раскрытия темы и качество оформления работы. За своевременную сдачу работы, за использование современных компьютерных программ и новейших научных и производственных данных могут присваиваться бонусные баллы.

5.3. При оценке защиты учитывается качество презентации, уровень знания материала, умение отвечать на вопросы и вести дискуссию.

5.4. Оценка за квалификационную работу устанавливается на основе суммарного рейтингового балла по шкале перевода, определяемой кафедрой (см. 3.2).

5.5. Рейтинговая оценка различного вида практик строится аналогичным образом. Правила рейтинговой оценки существенно зависят от вида практики.

 

6. Выпускные квалификационные экзамены. Междисциплинарные экзамены

6.1. Рейтинговая оценка за выпускные квалификационные и междисциплинарные экзамены выставляется по 100-балльной шкале. Экзаменационный билет должен содержать достаточно большое число вопросов по всем разделам курса. Максимальное число рейтинговых баллов за отдельный вопрос не должно быть большим (рекомендуемый интервал максимальных баллов — от 2 до 5).

6.2. Оценка за выпускной или междисциплинарный экзамен устанавливается на основе полного рейтингового балла по шкале перевода, определяемой кафедрой (см. 3.2).

 

7. Отчетность по рейтинговому контролю. Контрольные недели

7.1. В течение семестра в сроки, определенные ректоратом, проводится две контрольные недели. В течение контрольной недели каждый преподаватель вводит в информационную систему университета текущий рейтинг каждого студента группы, указывая при этом максимальный (и, возможно, минимальный) текущий рейтинг для данной студенческой группы. По умолчанию минимальный рейтинг принимается равным половине от максимального.

7.2. В конце семестра к определенному ректоратом сроку преподаватель вносит в информационную систему семестровый рейтинг студента и проставляет зачет (если зачет по дисциплине предусмотрен). Студенты, не получившие зачета, продолжают добирать семестровый рейтинговый балл по направлениям деканата (которые должны выдаваться в исключительных случаях при наличии уважительных причин), но в соответствии с правилами, определенными кафедрой. Изменения семестровых баллов в информационной системе производятся исключительно деканатом по результатам, проставленным в направления. Если по дисциплине зачет не предусмотрен, преподаватель может вносить в информационную систему изменения вплоть до дня экзамена.

После экзамена преподаватели вносят в экзаменационную электронную ведомость наряду с оценками и экзаменационные рейтинговые баллы.

7.3. Детальные правила работы в информационной системе университета могут изменяться по мере ее развития и в каждом семестре определяются ректоратом и УМУ.

 

8. Общий средний семестровый рейтинг и общий средний показатель успеваемости

8.1. По окончании семестра и экзаменационной сессии информационная система университета производит расчет общего среднего семестрового рейтинга каждого студента, который отражает общий результат всей его учебной работы. Общий средний семестровый рейтинг рассчитывается по итоговым рейтинговым баллам всех видов учебной деятельности данного семестра (раздел 2). Вклад в общий средний семестровый рейтинг от итогового рейтингового балла конкретной учебной дисциплины (курсового проекта, практики) рассчитывается с весовым коэффициентом, отражающим ее трудоемкость (выраженную в часах или кредитных единицах) и компетентностную значимость для данной специальности. Весовые коэффициенты для отдельных дисциплин (курсовых проектов, практик) определяются методическими комиссиями и Советами факультетов.

8.2. Кроме этого, рассчитывается общий средний показатель успеваемости (ОСПУ) каждого студента, который представляет собой усреднение общих средних семестровых рейтингов по всем прошедшим семестрам.

8.3. В конце обучения для каждого выпускника рассчитывается ОСПУ выпускника по результатам всего обучения. ОСПУ выпускника представляет собой усреднение всех семестровых рейтинговых баллов и рейтинговых баллов, полученных при сдаче государственных экзаменов и защите выпускной квалификационной работы. В соответствии с ОСПУ выпускника определяется порядковое место выпускника в списке выпускников (по специальностям, по факультетам, по всему Университету).