Text here.... Проект ГЛАВА Y. ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕ-СТВА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Y.1. Общие положения Рейтинговая система вводится в Университете как средство ранжирования студентов по результатам их учебной деятельности, увеличивающее соревнова-тельность учебного процесса и дающее студентам мотивацию к достижению высо-ких результатов. Студентам, получающим высокие рейтинги, могут даваться опре-деленные преимущества при проведении итоговых аттестаций, назначении стипен-дий, выборе престижных и интересных практик и стажировок, приеме в магистра-туру и аспирантуру и т.д. Рейтинговая система осуществляет непрерывную комплексную оценку каче-ства учебной работы студента при освоении им основных образовательных про-грамм высшего образования. Рейтинговая оценка производится как по отдельным дисциплинам, так и в целом по семестрам, курсам и за весь период обучения. Главные цели введения рейтинговой системы заключаются в: • повышении объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалиста; • повышении мотивации студентов путем более высокой дифференциа-ции оценки их учебной работы; • активизации самостоятельной работы студентов и стимулирования ее ритмичности; • повышении уровня организации учебного процесса; • получении объективной информации о качестве и эффективности ра-боты учебных подразделений и отдельных преподавателей. Рейтинговыми баллами по 100-балльной шкале оцениваются все виды учеб-ной деятельности студента в вузе, предусмотренные учебным планом: • овладение дисциплинами учебного плана; • прохождение всех видов практики; • сдача итогового государственного экзамена; • защита выпускных квалификационных работ. Вводится следующая шкала перевода 100-балльной шкалы в 4-балльную: «отлично» – от 85 до 100 баллов; «хорошо» – от 70 до 84 баллов; «удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов; «неудовлетворительно» – меньше 50 баллов. На этапе эксперимента данная шкала носит рекомендательный характер. Y.2. Итоговый рейтинговый балл по дисциплине Итоговый рейтинговый балл по дисциплине равен сумме семестрового рей-тингового балла, оценивающего качество учебной работы студента в течение семе-стра, и экзаменационного рейтингового балла, полученного студентом на экзамене. Виды контрольных испытаний в семестре (контрольные и лабораторные ра-боты, домашние задания, коллоквиумы, зачетные работы и т.д.) и распределение рейтинговых баллов по этим контрольным испытаниям определяются кафедрой. Сумма максимальных рейтинговых баллов по всем предусмотренным контрольным испытаниям должна быть равна максимальному семестровому рейтинговому баллу. Если учебным планом не предусмотрен экзамен по данной дисциплине, то семестровый рейтинговый балл выставляется по 100-балльной шкале. Для получе-ния зачета семестровый балл должен быть больше минимального 49 (от 50 до 100). В случае дифференцированного зачета семестровый балл переводится в 4-балльную оценку по обычной шкале перевода (пункт Х.1). Если учебным планом предусмотрен экзамен, то максимальный семестровый рейтинг равен 60 баллов, а максимальный экзаменационный рейтинг равен 40 бал-лов. Если кроме экзамена учебным планом предусмотрен зачет, то для получения зачета семестровый рейтинговый балл студента должен быть больше 29 (от 30 до 60) при условии выполнения необходимого минимума элементов учебного плана (определенного кафедрой). Экзамен считается сданным, если на экзамене студент набрал рейтинговый балл больше 19 (от 20 до 40). Если учебным планом предусмотрен экзамен, а зачет не предусмотрен, то студент допускается к сдаче экзамена при условии выполнения определенного ка-федрой минимума элементов учебного плана. Экзамен считается сданным, если на экзамене студент набрал рейтинговый балл больше 19 (от 20 до 40) при условии, что итоговый рейтинговый балл (сумма семестрового и экзаменационного баллов) получается больше 49 (от 50 до 100). Как правило, при семестровом рейтинге меньше 30 баллов на экзамен выносятся дополнительные вопросы по отдельным разделам курса. Y.3. Правила рейтингового контроля по дисциплине Правила рейтингового контроля должны быть выработаны кафедрой к началу семестра по каждой из дисциплин, по которым кафедра ведет обучение. Правила должны быть утверждены на заседании кафедры и в течение первых двух недель семестра доведены до студентов (как в устной форме, так и в виде раздаточного ма-териала), вывешены на кафедральном стенде и размещены на сайте кафедры. Копии рейтинговых правил как в бумажном, так и в электронном виде должны быть пере-даны в УМУ. Правила рейтингового контроля по дисциплине должны содержать • формы и сроки всех контрольных испытаний в течение семестра; • максимальный (и, возможно, минимальный для положительной атте-стации) рейтинговый балл по каждому испытанию. Сумма максималь-ных баллов по всем испытаниям должна быть равна максимальному семестровому рейтинговому баллу, а сумма минимальных баллов – не меньше минимального семестрового балла; • порядок пересдачи пропущенных и несданных контрольных испыта-ний. Как правило, пропущенные без уважительной причины испыта-ния отрабатываются в конце семестра, пропущенные по уважительной причине – на консультациях в оговоренные сроки; • условия получения положительной аттестации за работу в семестре (зачета или допуска к экзамену). Кроме минимального семестрового рейтингового балла (пункт Х.2), должны быть определены дополни-тельные требования к выполнению учебного плана (перечислены кон-трольные мероприятия, по которым необходимо иметь положительную аттестацию, например, минимальное число сделанных и защищенных лабораторных работ). • порядок проведения в конце семестра дополнительных контрольных испытаний для отстающих студентов, чья успеваемость без уважи-тельных причин не удовлетворяет условиям положительной аттеста-ции. Оговаривается число дополнительных встреч с преподавателем и формы дополнительных контрольных испытаний. Должно быть указа-но, что в результате дополнительных испытаний отстающий студент не может набрать семестровый рейтинговый балл больше минимально-го; • порядок проведения экзамена. Должны быть указаны форма проведе-ния экзамена, максимальный и минимальный рейтинговый баллы (пункт Х.2). • порядок пересдачи академических задолженностей (зачета, экзамена), согласованный с определенными ректоратом и УМУ правилами. Примеры правил рейтингового контроля по нескольким дисциплинам разных циклов (ЕН, ГСЭ, ОПД) приведены в Приложении Y. Y.4. Отчетность по рейтинговому контролю. Контрольные недели В течение семестра в сроки, определенные ректоратом, проводится несколько (минимум две) контрольных недель. В течение контрольной недели каждый препо-даватель вводит в информационную систему университета текущий рейтинг каждо-го студента группы, указывая при этом максимальный (и, возможно, минимальный) текущий рейтинг для данной студенческой группы. По умолчанию минимальный рейтинг принимается равным половине от максимального. В конце семестра преподаватель заполняет в информационной системе элек-тронную зачетную ведомость, в которую он вносит семестровый рейтинг каждого студента. Студенты, не получившие зачета или допуска к экзамену, продолжают добирать семестровый рейтинговый балл по направлениям деканата в соответствии с правилами, определенными кафедрой. Изменения семестровых баллов в инфор-мационной системе после окончания семестра производятся исключительно дека-натом. После экзамена преподаватели вносят экзаменационные рейтинговые баллы в экзаменационную электронную ведомость. Детальные правила работы в информационной системе университета могут изменяться по мере ее развития и в каждом семестре определяются ректоратом и УМУ. Y.5. Итоговый семестровый рейтинг и итоговый рейтинг выпускника По окончании семестра и экзаменационной сессии информационная система университета производит расчет итогового семестрового рейтинга каждого студен-та, который отражает общий результат всей его учебной работы. Итоговый семест-ровый рейтинг рассчитывается по итоговым семестровым рейтинговым баллам всех видов учебной деятельности данного семестра (пункт Х.1). Вклад в итоговый семе-стровый рейтинг от итогового семестрового рейтингового балла конкретной дисци-плины (курсового проекта, практики) рассчитывается с весовым коэффициентом, отражающим ее трудоемкость (выраженную в часах или кредитных единицах). Правила расчета итогового семестрового рейтинга вырабатываются деканатом и Советом факультета и утверждаются ректоратом. Кроме этого, рассчитывается текущий итоговый рейтинг каждого студента, который носит кумулятивный характер и представляет собой усреднение итоговых семестровых рейтингов по всем прошедшим семестрам. В конце обучения для каждого выпускника рассчитывается итоговый рейтинг по результатам всего обучения. Итоговый рейтинг представляет собой усреднение всех семестровых рейтинговых баллов и рейтинговых баллов, полученных при сда-че государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы.