Решение ректората от 22.02.2006 по вопросу «О развитии рейтинговой системы контроля качества обучения»

(докладчик: декан факультета естественнонаучного образования проф. А.И.Черноуцан)

 

Заслушав и обсудив сообщение декана факультета естественнонаучного образования А.И.Черноуцана, ректорат отмечает:

 

Эксперимент по внедрению рейтинговой системы продолжается 2,5 года, в том числе 1,5 года на всех факультетах. В настоящее время рейтинговая система применяется при изучении всех дисциплин 1-3 курсов ф-та ХТ и Э и 1-2 курсов всех факультетов, а также всех дисциплин гуманитарного цикла.

Информационная система, внедряемая в университете с 2005 г., в значительной своей части интегрирована с рейтинговой системой оценки успеваемости.

В 2004 г. создана рабочая группа по внедрению рейтинговой системы под руководством Мартынова В.Г. в составе Белопухова Л.К., Иванцовой С.Г., Тонконогова Б.П. и Черноуцана А.И. Рабочая группа осуществляет непрерывный мониторинг внедрения рейтинговой системы.

За время эксперимента рейтинговую систему освоили и успешно применяют кафедры с различными системами преподавания. Это и кафедры циклов ЕН и ОПД (высшей математики, физики, теоретической механики, органической химии, геологии и др.), кафедры гуманитарного цикла (иностранного языка, культурологии, философии, проблем развития современного общества, теории государства и права), кафедра физкультуры. В большинстве случаев рейтинговая система стала органичной составляющей учебного процесса и, по мнению преподавателей, дала заметный импульс к критическому анализу и обновлению форм обучения.

Внедрение рейтинговой системы привело к повышению ритмичности учебного процесса. По опросам преподавателей, заметно улучшилась посещаемость консультаций и контрольных мероприятий в течение семестра.

Рейтинговая система в целом положительно воспринимается студентами. В ряде опросов, проведенных учебной комиссией студсовета, студенты отмечают как положительный фактор то, что рейтинговая система, стимулируя активную работу в семестре, способствует получению более прочных знаний и спокойному и успешному прохождению сессии.

Переход на рейтинговую систему – сложный и долговременный процесс, связанный с существенным преобразованием методического обеспечения и форм обучения и контроля успеваемости, и от него не следует ожидать мгновенной отдачи в форме заметного роста успеваемости. Тем не менее, по экспертным оценкам рабочей группы по рейтинговой системе и ряда заведующих кафедрами, введение рейтинговой системы заметно затормозило устойчивую тенденцию к ухудшению успеваемости, а в ряде случаев привело к некоторому ее улучшению. Например, процент студентов, не допущенных к экзаменам в зимнюю сессию, на первом курсе составляет 26%, на втором 40% (при среднем по университету 46%), а в прежние годы этот показатель по младшим курсам почти всегда превышал 50%. Средний показатель по третьему курсу составляет 46%, а на ф-те ХТ и Э он равен 39%.

Использование рейтинговой системы значительно увеличивает прозрачность и информативность текущих и итоговых контрольных мероприятий. Информационная система содержит текущие рейтинги всех студентов по всем предметам (по результатам двух контрольных недель), семестровые рейтинги, экзаменационные рейтинги, итоговые рейтинги с оценками, средний рейтинг каждого студента, средний рейтинг студентов группы и курса по каждому предмету и т.д. Эти данные содержат богатую информацию о каждом студенте, об общем ходе учебного процесса, о качестве работы отдельных преподавателей и учебных подразделений. К сожалению, на данный момент полный анализ информации затруднен отсутствием ряда данных, не введенных в систему вовремя кафедрами и деканатами.

Рейтинговая система усиливает соревновательность учебного процесса, стимулирует участие в олимпиадах и СНО, увеличивает привлекательность высоких результатов текущей работы по предметам, где традиционные формы аттестации не содержали информации о качестве текущей работы учащегося (зачет без экзамена, экзамен без зачета). Для стимулирования добросовестного отношения ко всем предметам следует увеличить привлекательность высокого среднего рейтинга (в том числе в виде возможного влияния на будущее трудоустройство).

В настоящий момент наступает важный этап расширения действия рейтинговой системы – студенты, сначала факультета ХТ и Э, а затем и остальных факультетов, обучающиеся по рейтинговой системе, приступают к изучению специальных курсов. Необходимо уделить особое внимание специфическим трудностям, которые могут возникнуть при переходе специальных кафедр на рейтинговую систему.

Необходимо отметить ряд трудностей и проблем, возникающих при внедрении рейтинговой системы. Это, во-первых, отсутствие единообразия в организации рейтинговой системы, что создает у студентов определенные психологические трудности при взаимодействии с различными кафедрами. Во-вторых, что более важно, в ряде случаев эти правила сформулированы столь жестко, что исчезает главная идея рейтинговой системы – стимулирование студентов к систематической учебной работе. Наконец, большие трудности возникают из-за субъективного фактора: несвоевременное информирование преподавателями студентов о правилах рейтинга, неоправданное отступление от правил в семестре, опоздание при введении данных в информационную систему и т.д.

Ректорат постановляет:

1.     Признать результаты работы по внедрению рейтинговой системы на младших курсах в целом положительными.

2.     Продолжить использование рейтинговой системы на первом и втором курсе всех факультетов, на третьем курсе факультета ХТ и Э и на всех предметах гуманитарного цикла.

3.     Продолжить работу по совершенствованию нормативной базы рейтинговой системы, как в организационном, так и в методическом аспектах. Содействовать специальным кафедрам в освоении рейтинга. Проводить со всеми кафедрами регулярную работу по совершенствованию правил рейтинга и увеличения их единообразия. (Белопухов Л.К)

4.     Рабочей группе по внедрению рейтинга совместно с лабораторией информационных корпоративных сетей продолжить разработку системы статистической обработки результатов рейтингового контроля для целей организационного и методического анализа учебного процесса.

5.     Регулярно проводить методический семинар по рейтинговой системе (Черноуцан А.И.)

 

Контроль за исполнением решений возложить на первого проректора по учебной работе В.Г. Мартынова.

 

 

Ректор                              А.И. Владимиров