Аннотация к семинару 16.12.2010

Опыт использования студенческих компетенций при создании

системы дистанционной поддержки обучения на базе системы eFront

 

Выступают: 

профессора кафедры ПМ и КМ

Ретинский В.С. и Ретинская И.В.,

студент гр. АМ-06-07

Мельниченко А.

        

На семинаре будет изложен опыт работы со студентами третьего курса кафедры ПМ и КМ в рамках дисциплины «Компьютерные технологии обучения».  Под руководством проф. Ретинского В.С. и проф. Ретинской И.В. был создан курс для дистанционной поддержки обучения по дисциплине «Методы оптимизации».

         В рамках дисциплины «Компьютерные технологии обучения» студенты получили знания, умения и навыки в области проектирования компьютерных обучающих программ,           составлении грамотных тестовых заданий, методах обработки результатов тестирования, стандартизации в области компьютерных технологий обучения. Студенты также познакомились со структурой современных систем дистанционного обучения.

         Студентами были составлены и введены в систему учебные материалы по лекциям дисциплины «Методы оптимизации» и составлены оригинальные тестовые задания по разделам дисциплины. Администрирование системы велось также силами студентов.

         При этом были получены ряд важных компетенций, такие как способность к самостоятельному освоению нового  материала, способность к коллективной работе, способность к поиску нестандартных решений и многие другие.

В качестве инструмента для реализации курса была выбрана свободно-распространяемая система eFront, обладающая широкой функциональностью, в которую входят: поддержка стандарта SCORM, создание и управление учебными материалами, средства для контроля и тестирования, глоссарий, чат, библиотека и др.




Аннотация к семинару 21.10.2010

Обсуждение концепции университетской библиотеки как учебного и информационного центра нового типа

проректор по информационным технологиям

Лопатин А.С.,

директор научно-технической библиотеки

Леонова Н.В.

 

Введение.

На современном этапе “информатизации” высшей школы роль университетской библиотека значительно возрастает. Из вспомогательного подразделения университета библиотека превращается в учебный и инофрмационный центр и ей принадлежит одна из главных ролей в образовательном и научно-исследовательском процессе. Так, например, бюджет библиотек ряда европейских университетов (Королевский Технологический Институт в Стокгольме - КТН, Технологический университет в Хельсинки - TUH) сопоставим с бюждетом всего университета.

 

Основные черты нового учебного и информационного центра.

1. Высокая техническая оснащенность:

-установка необходимого оборудования – компьютеров для поисковой работы и работы в интернет классах, ксероксов для копирования, автоматов выдачи-премки литературы;

-бесплатный доступ в Интернет (с ограничением в поисковых компьютерах) с возможностью использовать собственные компьютеры;

-собственная автоматизированная система поиска и выдачи литературы;

-современная мебель и офисное оборудование.

 

2. Новая конструкционная концепция:

-библиотека (центр) разбивается на несколько зон. Например, в ряде библиотек шведских и финских университетов это - зона работы с каталогом, зона рабочих классов, зона тишины - читальный зал, зона общения – кафе с интернет доступом, зона консультаций и копирования материалов;

-использование экологически чистых материалов местного происхождения;

-“свет и пространство” – этот принцип предусматривает максимально возможную природную освещенность (стеклянные стены, потолки, большие окна) в сочетании с современными возможностями искусственного освещения (низковаттные лампы дневного света, направленное освещение и т.п.) и открытое пространство главных залов библиотеки. 

 

3. Электронная, электронная и еще раз электронная информация.

В современных университетских библиотеках количество физических носителей (книг, журналов, методических пособий) составляет несколько сотен тысяч (в библиотеке КТН содержиться 180.000 книг и журналов). При этом хранится 2-3 копии каждого издания (для выдачи, запасной и контрольный). Основная масса информации предоствляется в электронном виде. Можно выделить следующие тенденции:

-все университетские методические издания помещаются на сайт библиотеки (Центра) в электронном виде;

-соотношение электронных версий журналов к печатным версиям в шведских университетских библиотеках сотавляет 6:1;

 

4. Перемещение части учебного процесса непосредственно в библиотеку:

-курсы по информатике (поиск по Интернету, работа с каталогами, данные по поисковым информационным системам и т.п.) как составная часть учебного плана для ВСЕХ специальностей;

-организация отдельных учебных классов 3-х типов: для индивидуальных занятий (на 2-3 человека), для занятий в группах (для групп из 5-12 человек), для консультаций с преподавателями (классы на 12-20 человек);

-создание сети компьютерных классов (все компьютерные классы университета перемещаются в библиотеку, что позволяет занчительно удешевить и улучшить их обслуживание, повысить эффективность их использования, котролировать их деятельность); 

 

5. Принадлежность к сети.

Все университетские библиотеки – центры в ряде стран Европы (Швеция, Финляндия) объединены в общую сеть. Это прежде всего позволяет осуществить равный доступ для студента с Стокгольме и для исследователя на севере Финляндии. Для российских нефтяных библиотек является логичным создание собсвенной сети. Для этой цели подготовлен и направлен на конкурс проект в рамках европейской программы ТЕМПУС с участием Королевского Технологического Института (Швеция), Хельсинского Технологического Университета, Российского Университета нефти и газа, Уфимского Государственного Технического Университета и Тюменского Государственного нефтегазового Университета.

 

 

 

 

Аннотация к семинару 8.04.2009

Инструментальные средства разработки тестов.

Использование электронных учебных курсов и тестов в системе дистанционного обучения

Выступает: доцент кафедры информатики 

Коротаев А.Ф.

 

Аннотация

 Будут рассмотрены средства создания электронных тестов, позволяющие пользователям персональных компьютеров, не имеющими навыков программирования, быстро разрабатывать эффективные контролирующие программы.

Инструментальное средство «Униар Билдер» позволяет разрабатывать контролирующие программы на базе профессионально оформленного набора из 18 стандартных экранов (шаблонов), позволяющих создавать тесты различных типов. Данное средство разработано на базе решений компании УНИАР и позволяет создавать комплекты тестов, работающие как автономно, так и в составе системы дистанционного обучения ДОЦЕНТ, проходящей опытную эксплуатацию в РГУ нефти и газа.

Будет продемонстрировано всё разнообразие разрабатываемых тестов и показаны различные варианты отчётов по итогам тестирования.

Аннотация к семинару 11.12.2008

Инструментальные средства

разработки компьютерных обучающих программ (КОП)

 

Будут рассмотрены средства создания электронных учебных курсов и тестов, позволяющие быстро и эффективно разрабатывать компьютерные обучающие программы пользователями персональных компьютеров, не имеющими навыков программирования.

Рассматриваемые инструментальные средства разработаны на базе решений компании УНИАР и позволяют создавать КОП, работающие как в составе системы дистанционного обучения ДОЦЕНТ, так и автономно.

«Униар Паблишер» - инструментальное средство для оперативной разработки электронных учебных материалов на основе WORD-документов. Причём, основная работа проводится именно в текстовом редакторе WORD. После чего исходный WORD-документ средствами «Униар Паблишер» быстро конвертируется в полноценную КОП.

«Униар Билдер» - инструментальное средство для разработки контролирующих программ. Билдер имеет профессионально оформленный набор из 18 стандартных экранов (шаблонов), позволяющих создавать тесты различных типов.

Будут продемонстрированы как сами инструментальные средства, так учебные курсы и тесты, разработанные с их помощью

Аннотация к семинару 09.10.2008

         Развитие и внедрение в процесс обучения элементов дистанционного обучения в нашем ВУЗе будет продолжаться, и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

      Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкие темпы внедрения элементов ДО, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизация расходов.

Возможности дистанционного обучения:

Технологичность;

Доступность и открытость обучения;

Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию;

Индивидуальность систем дистанционного обучения.

Аннотация к семинару 10.04.08

Увеличение посещаимости образовательных порталов через поисковые системы.

Доклад будет содержать информацию о том, каким образом можно увеличить посещаемость ресурса(как образовательного, так и комерческого) через поисковые системы,как увеличить позиции в выдаче поисковых систем по ключевым словам (например, как сделать так, чтобы в Яндексе, Goggle и прочих на первом месте по запросу "институт нефти и газа" находилась ссылка наи Ваш университет).

АННОТАЦИИ К СЕМИНАРУ 13.12.07

Создание информационного модуля компьютерной обучающей системы средствами динамической визуализации

В работе описан метод динамической визуализации информации с экрана компьютера для подготовки модуля, иллюстрирующего работу виртуальной лаборатории, входящей в состав интеллектуальной адаптивной обучающей системы для нефтегазовой отрасли.

 На современном этапе развития электронного обучения виртуальные лаборатории, входящие в состав интегральных компьютерных обучающих систем являются одними из наиболее эффективных средств для передачи студентам умений и навыков по конкретным дисциплинам. Интеллектуальная адаптивная обучающая система для нефтегазовой отрасли, разрабатываемая в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, включает практические работы для студентов, выполняемые в среде виртуальной лаборатории.

 Особенностью компьютерных лабораторных практикумов является, как правило, множество пользовательских операций, которые воспроизводит студент для выполнения учебно-тренировочных заданий. От степени усвоения правил и приемов работы в виртуальных лабораториях в значительной мере зависит успешность работы пользователя в этой среде. Демонстрация студентам сценариев работы в виртуальной лаборатории, записанных как видео ролики в режиме реального времени, позволяет представить все приемы работы, необходимые для выполнения учебных лабораторных работ. Это обусловливает актуальность задачи по созданию методики динамической визуализации учебной информации, отражающий процесс работы пользователя в виртуальной лаборатории.

 В данной работе реализован метод динамической визуализации информации с экрана компьютера и запись этой информации в файл с целью последующего воспроизведения на практических занятиях студентов в реальном масштабе времени [1,2].

 Для подготовки модуля, иллюстрирующего работу компьютерной обучающей системы, использованы специальные программы (экранные камеры) внутренней видеосъемки (экранные камеры): Camtasia [3] и HyperCam фирмы Hyperionics [4]. С помощью этих программ осуществлялся захват с экрана динамически изменяющегося изображения действий в среде виртуальной лаборатории и последующая запись отснятого материала в файлы с форматами .exe и .avi. Широкий спектр настроек аудио- и видеозаписей, а также встроенные средства компрессии файлов с различными режимами, позволили регулировать качество модуля.

 Следует отметить, что некоторые фрагменты видеозаписей синхронно озвучивались для дополнительных пояснений к сложным учебно-тренировочным заданиям и записывались в общие файлы. Аудиозаписи осуществлялись как с микрофона, так и вместе с видеозаписями. Объектами записи являлись не только экран в целом, но и выбранные области, что позволило визуализировать особо важные детали динамического действия на экране.

 При подготовке некоторых видеороликов использовалась комбинированная технология их создания: чередование видеосюжетов с кадрами компьютерных иллюстраций для параллельного воспроизведения последних в выделенном небольшом окне. Редактирование видеороликов, подготовленных с помощью программ Camtasia и HyperCam, осуществлялось как в самих экранных камерах, так и с помощью видеоредактора Adobe Premiere.

 Последующее воспроизведение видеофильма в реальном масштабе времени позволяет представить пользователю интегрированной компьютерной обучающей системы, включающей виртуальную лабораторию, наглядную демонстрацию ее работы.

  

Метод динамической визуализации ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Представлено описание метода динамической визуализации информационных компонентов компьютерных обучающих систем и результаты сравнительного анализа программного инструментария. Даны рекомендации по выбору экранных камер для создания видеороликов учебного назначения.

 Одним из факторов совершенствования подготовки в вузе будущих специалистов различных областей состоит в автоматизации процесса обучения путем использования широкого спектра компьютерных обучающих систем, ориентированных на применение интерактивных технологий [1]. Особая роль отводится компьютерному тренингу с помощью тренажерно-обучающих комплексов, программная реализация которого является одним из звеньев так называемой «оптимизации реального времени». Современные тренажерно-обучающих комплексы многофункциональны и сложны по своей навигационной структуре. Это вызывает проблемы у студентов по их освоению, причем эти проблемы не в полной мере решаются при обращении к инструкциям для пользователей в бумажной или традиционной электронной форме (текст, графика).

 Для решения этих проблем предлагается использование информационных мультимедийных модулей, которые создаются средствами динамической визуализации и демонстрируют приемы работы с компьютерным тренажером, лабораторным практикумом и т.д. имитируя режим реального времени.

 Динамическая визуализация в авторских компьютерных обучающих системах, в том числе и программных тренажерах, осуществляется следующими способами:

       программная активация элементов экрана, вызывающая мультимедийные эффекты для интерпретации этих элементов;

         программная реализация динамики процесса решения уравнений имитационного моделирования;

          спрайтовая анимация, как вид перемещения и трансформации объектов на экране, не привязанных к кадрам;

        использование специального программного инструментария, предназначенного для внутренней съемки экрана монитора — экранные камеры.

 

Особый интерес для компьютерных обучающих систем представляет вид динамической визуализации, который осуществляется с помощью специального программного инструментария камерной съемкой синхронно с действиями, отраженными на экране компьютера. Широкий спектр настроек аудио- и видеозаписей такого инструментария позволяет создавать обучающие модули как видеоролики, демонстрирующие приемы работы с обучающей системой. В рамках исследовательской работы по развитию методов динамической визуализации информационных модулей учебного назначения был проведен сравнительный анализ программного инструментария для внутренней видеосъемки по ряду критериев. Для сравнения экранных камер были выбраны критерии:

— степень сложности настройки;

— скоростные характеристики компоновки видеоролика;

— визуальное качество динамического фрагмента;

— множественность форматов;

— возможность и качество звукового сопровождения;

— стоимость программного инструментария;

— возможности и степень сложности редактирования видеороликов;

— степень сложности интеграции видеоряда в целостный видеоролик.

 Сравнительный анализ по выбранным критериям проводился по следующим программным средствам, представляющим собой инструментарий для внутренней видеосъемки экрана: Camtasia, SnagIt, HyperCam, ScreenShot. Исследование этого инструментария осуществлялось съемкой идентичных фрагментов действий пользователя при работе с конкретной компьютерной интерактивной системой, после чего проводилось сравнение полученного видеоряда с аналогами.

 Анализ функциональных и нефункциональных особенностей исследуемых внутренних видеокамер показал, что наиболее качественные показатели по выбранным критериям сравнения реализуются в инструментариях Camtasia [2] и SnagIt [3]. При этом отмечено, что эти программы просты для освоения и удобны в управлении при снятии с их помощью видеороликов. К достоинствам эти программ относится и возможность применения большого количества форматов для их сохранения, в том числе поддержки формата Flash-видео, специально предназначенного для размещения на web-сайтах. Наиболее широкие возможности последующего редактирования видеороликов отмечены для экранной камеры Camtasia.

 Таким образом, проведенный сравнительный анализ программного инструментария динамической визуализации информационных компонентов компьютерных обучающих систем предоставляет пользователям основания для выбора конкретной экранной камеры в зависимости от приоритетности критериев их работы.

  ________________________________________________________________________________________________________________

Аннотация доклада 8 ноября 2007 г.

Борьба с плагиатом с применением современных интеллектуальных технологий

                            Выступает

						Сергей Владимирович Ожегов

                                  коммерческий директор компании СофтИнформ

            Система Plagiatinform разработана компанией СофтИнформ, специализирующейся на технологиях полнотекстового поиска, хранения и обработки информации. На презентации Вы познакомитесь с возможностями системы Plagiatinform, а также сможете получить ответы на возникнувшие вопросы.

 

В системе Plagiatinform реализованы следующие функции:

 

·        Проверка на плагиат студенческих работ путем сравнения с постоянно пополняющейся из Интернета эталонной базой рефератов.

·        Составление общевузовской базы студенческих и научных работ, и дальнейшая проверка новых поступлений на идентичность с уже имеющимися материалами. Данная функция предусматривает ведение базы работ, написанных учащимися и сотрудниками ВУЗа, и регулярное пополнение ее новыми оригинальными материалами. Это позволит избежать дальнейшего использования работ старшекурсников их младшими коллегами.

·        Система позволяет оценить степень совпадения работ в математическом эквиваленте, а так же моментально выявить источники, из которых был позаимствован материал.

·        Систему также можно использовать для усовершенствования учебного процесса. Предоставление студентам и научным работникам возможности искать при помощи «поиска похожих» необходимые работы соприкасающихся тематик, позволит создавать собственный материал, опираясь на имеющиеся данные.

 Данная система уникальна тем, что имеет три степени глубины проверки работ на плагиат, от быстрой проверки до углубленной.

 1.     Быстрая проверка используется для предварительной оценки работ, а также позволяет сразу же определить, какие работы являются очевидным плагиатом.

2.     Проверка в «Smart»-режиме позволяет более тщательно проверить работу и выявляет факт плагиата даже при серьёзной редактуре текста и составлении работы из разных источников.

3.     Углубленный поиск позволяет получить максимально детализированный отчёт об источниках, из которых производились заимствования информации.

4.     Система учитывает случаи, когда работа была скопирована из нескольких разных источников.

5.     Учитывается искажение слов при помощи изменения шрифта и замена слов на синонимы.

 

Аннотация к семинару 11.10.2007

 Концепция дистанционного обучения в РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина и создания Центра дистанционного обучения» определяет:

·        обоснование целесообразности внедрения системы дистанционного обучения и создания Центра дистанционного обучения в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М.Губкина;

·        направления развития дистанционного обучения с применением современных информационных технологий в РГУ нефти и газа имени И.М.Губкинаb и его филиалах;

·        цели и первоочередные задачи Центра дистанционного обучения, а также способы и методы технической реализации данной Концепции на первом этапе;

·        организационная структура Центра дистанционного обучения, характер взаимодействия его подразделений, а также методы структурной организации их совместной работы по разным направлениям.

Реализация Концепции позволит университету осуществить переход на информационные обучающие технологии, соответствующие современным социально-экономическим потребностям общества и личности, осуществить выход университета на новые рынки образовательных услуг.

Концепция соответствует основным положениям современной нормативной правовой базы в области информационных технологий и дистанционного обучения.

 

Аннтотация к семиниару 10.05.2007

О МЕТОДИКАХ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ

          Создание  электронных образовательных ресурсов требует привлечения и обучения преподавателей, имеющих различный опыт работы с компьютерными технологиями.

          С целью преодоления психологических барьеров на начальном этапе этого процесса предлагается простейшая методика, основанная   на создании  гипертекстовой системы в программах Microsoft Word, Power Point, Excel.

            Для преподавателей, имеющих некоторый опыт работы с компьютерными технологиями, приводится методика, основанная на средствах редактора FrontPage и языка HTML.

            В методиках учитываются требования системы сертификации «Росинфосерт».  В нормативных документах этой системы представлены технические условия, используемые при сертификации средств и систем в сфере информатизации.  В рамках этой системы все основные требования к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) делятся  на технико-технологические, эргономические и содержательно-педагогические.

            Важнейшим  аспектом разработки электронного учебного издания является стадия проектирования. К сожалению, довольно часто преподаватели - авторы, приступающие к разработке электронного издания, пропускают этап проектирования курса, что приводит к созданию некачественных электронных версий учебного материала.

            На этапе проектирования возможно использование методики построения графа содержания и графа освоения; методики                   создания интегрированного пакета спецификации требований (документа-концепции) или методологии структурного анализа и проектирования – SADT (Structured Analysis and Design Technique). Каждая из них имеет свои особенности и отличается по простоте освоения.

            Правильно проведенный этап проектирования позволит решить некоторые организационные вопросы за счет привлечения студентов к реализации электронных образовательных ресурсов и созданию тестов.

            В докладе будет также рассказано об опыте  разработки электронных образовательных ресурсов с помощью таких средств как Macromedia Dreamweaver и Uniar Builder с привлечением студентов кафедры ПМ и КМ.




Аннотация к семинару 12.04.2007
Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды

Л. Н. Раинкина

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, Москва, Россия

larrain@rol.ru, Rainkina.L@gubkin.ru

 

Аннотация

Представлена технология проектирования виртуальной обучающей среды по естественнонаучной дисциплине и её реализация в среде Visual Basic 6.

Представлен пример обучающей программы в среде исполнения мультимедиа приложений

Adobe Flex 2. http://gubkin.ru/flex_labs/test_20070312/RainkinaTest4.html.

Предлагаются для обсуждения основные методические принципы изложения курса гидромеханики для бакалавров технических вузов.

Представлена идеология создания обучающего Интернет – портала для самостоятельной работы студентов. Основным содержанием этого информационного ресурса является не информация и не сами знания, а деятельность студента по усвоению этих знаний и выработке на их основе определенных умений. Обучение производится в диалоговом режиме при использовании интерактивности компьютера. Студент приобретает необходимые базовые умения в процессе самостоятельного решения различного рода задач, имеющих выраженную практическую направленность. Контроль умений является объективным и производится по  критериально – ориентированным тестам.

Актуальность проекта

ИнформГидро - информационная обучающая технология нового поколения, в которой запрограммированы интеллектуальные функции преподавателя.

Новая важная тенденция функционирования Высшей школы – изменение востребованной модели академического знания.

o     Знания производятся в прикладном контексте.

o     Знание становится междисциплинарным.

o     Возросла социальная ответственность за производимое знание.

Исходная целеполагающая установка – обязательное использование знаний. Изменение критериев оценки качества образования. Смещение от понятия «академическая степень» к понятию «квалификация». Компетентостный подход – владение методологией и терминологией, присущей области знания, знание действующих в этой области системных взаимосвязей и способность определять их аксиоматические пределы. В профессии - обладание правом по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Один из важнейших ресурсов подтверждения качества подготовки является самостоятельная работа студентов.

Переориентация содержания образования на освоение ключевых (базовых) универсальных компетенций.

С 2007 года в Высшей школе России официально вводится двухуровневая система подготовки бакалавр-магистр.

o     Бакалавр – исполнитель в решении профессиональных задач.

o     Магистр – должен формулировать профессиональные задачи, предлагать пути их решения и участвовать в их реализации.

Проблема – создание образовательных технологий на каждом уровне, адекватных заявленным целям.

Данная работа представляет собой виртуальную среду обучения бакалавров гидромеханике, разработанную на основе перечисленных выше идей и принципов.

Полученные результаты

В настоящее время создана работающая версия виртуального преподавателя «ИнформГидро» в среде программирования Visual Basic 6. Программное обеспечение общим объёмом  70 Мбайт содержит: 22 исполняемых файла; 12 скомпилированных справочных файлов, которые включают более чем 140 html-файлов; более 20 вспомогательных файлов;  базу данных.


Аннотация к семинару 15.02.2007 

Докладчик: Ретинская И.В.,  проф. кафедры Прикладной математики и компьютерного моделирования

Тема: «Российские и зарубежные образовательные порталы Интернет: анализ и опыт использования в учебном процессе».

     В докладе будут кратко представлены результаты анализа образовательных порталов в различных странах мира, включая Россию,  их структура, особенности наполнения и использования.

В частности, в той или иной мере предполагается рассмотреть такие вопросы, как:

         создание системы федеральных образовательных порталов;

         каталогизация и создание ресурсов;

         создание системы «единого окна».

         категории пользователей и тематика их интересов;

         виды образовательных ресурсов;

         источники образовательных ресурсов;

         география размещения ресурсов;

         результаты социологических исследований;

         представление образовательных ресурсов в поисковых системах Интернет;

         особенности зарубежных Интернет-систем;

         крупнейшие государственные   образовательные порталы;

         виртуальные образовательные сообщества;

         примеры зарубежных каталогов образовательных ресурсов и др.

Кроме того,  автор поделится опытом использования ресурсов Интернет для подготовки лекционного материала в виде презентаций, подготовки новых и модернизации старых курсов, выдачи методических рекомендаций студентам.