Строительная механика

     Строительная механика – это наука, выделившаяся из общей механики во второй половине XIX века. Выделилась потому, что в этот период времени в строительстве гражданских и особенно промышленных сооружений получили распространение так называемые стержневые конструкции. Методов их расчета не существовало. Широкое распространение получили такие стержневые конструкции как фермы, большепролетные арки, простые и сложные рамы (многоярусные). Эти конструктивные системы, как правило, были статически неопределимыми; даже расчет многопролетных балок не был известен. Поэтому в XIX веке началось строительное развитие теории и методов расчета стержневых конструкций. В 1857 году Б.Клайперон разработал метод расчета, названный «уравнением трех моментов» (неразрезные балки); в1874 году О.Шор предложил формулы для определения перемещений элементов других систем. В дальнейшем четко сформулировались три основных метода в расчетах сложных (плоских и пространственных) стержневых систем: метод сил, метод перемещений, смешанный метод. Все эти методы применяются при расчете сооружений морского нефтегазового комплекса: стержневых опорных платформ, терминалов для приема нефтеналивных танкеров и газовозов, промышленных зданий, резервуарных парков, многоярусных верхних строений платформ и т.д.
     В курсе «Строительная механика» изучаются расчет статических определенных систем (арок, рам, балок); расчет статически неопределенных систем (арки, фермы, балки, многоярусные рамные конструкции).
     Наряду с классическими методами расчета стержневых систем МНГС в курсе изучаются и новые подходы к их расчету: метод конечных элементов, энергетические подходы.     В период изучения курса «Строительная механика» студенты используют при выполнении домашних заданий и курсового проекта компьютерные программы, в которых реализуются один или несколько классических методов решения сложных стержневых систем. При этом особое внимание обращается на идеологию, заложенную в различные программные комплексы. Это диктуется, прежде всего, тем, что студенты должны ясно представлять, какой из классических методов реализован в программе.