Заведующий кафедрой АПС Бородавкин петр Петрович Лауреат Государственной премии СССР - за разработку и внедрение методов поточно-скоростного строительства трансконтинентального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, обеспечившего досрочный ввод его в эксплуатацию (в соавторстве, 1984); Заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР, лауреат премии имени академика И.М. Губкина (1979, 1983); награжден орденами и медалями СССР, в том числе орденом Трудового Красного Знамени (1984). Почетный работник газовой промышленности, Почетный работник Миннефтегазстроя. Кандидатская диссертация «Явления, протекающие в водонасыщенной грунтовой массе при приложении к ним отрывных усилий» (1961). Докторская диссертация «Исследование работы магистральных трубопроводов в сложных условиях» (1968). Автор более 300 научных работ , в том числе 35 учебников и монографий, выпущенных в ентральных издательствах, из них: Подводные трубопроводы: Монография. - М: Недра, 1977.. Сооружение магистральных трубопроводов: Учеб. - М: Недра, 1978.. Механика грунтов в трубопроводном строительстве: Учеб. - М:. Недра, 1986. Морские нефтегазовые сооружения (Ч.1, 2): Учеб. - М: Недра, 2007.. Читает лекции в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина по дисциплинам: Механика грунтов. Морские нефтегазовые сооружения.



 

















Бородавкин Петр Петрович -. Автор ТЕОРИИ проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях Бородавкин Петр Петрович Родился 14 июля 1930 г. в с. Хамышки Тульского района Краснодарского края. Окончил в 1953 г. Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина (ныне - Санкт-Петербургский государственный технический университет) по специальности «Гидротехническое строительство». Сразу после окончания института был направлен на работу в ЭПРОН (отряд подводно-технических работ особого назначения) командиром группы подводно-технических работ. При строительстве газопровода Ставрополь-Москва руководил подводно-техническими работами от Ставрополя до Воронежа (на реках Егорлык, Рассыпная, Дон, Северный Донец). Впервые интерес к науке проявился у Петра Петровича на строительстве перехода магистрального газопровода Ставрополь-Москва через р. Дон. В проекте укладки МГ не были учтены некоторые параметры, что привело к нештатной ситуации, расцененной как диверсия. Чтобы снять с себя обвинения, он начал читать книги своих учителей, в частности по динамике русловых процессов (профессор И.И. Леви). Сделав вывод, что при проектировании газопровода не учитывалась вертикальная составляющая гидродинамического воздействия потока на трубопровод, что уменьшало его отрицательную плавучесть, П.П. Бородавкин написал письмо о случившемся в УкрНИИгаз - проектный институт. В институте согласились с замечаниями молодого инженера и все обвинения были с него сняты. В это же время П.П. Бородавкин написал первую научную статью -. «Определение величины пригрузки подводных газопроводов» Позже Петр Петрович поступил в аспирантуру Ленинградского политехнического института. Член-корреспондент АН СССР В.А. Флорин принял его, можно сказать, без экзаменов. После окончания аспирантуры П.П. Бородавкин занимался научной и преподавательской деятельностью в Уфимском нефтяном институте, где в 1963 г. организовал кафедру сооружения трубопроводов, которую сам и возглавил. Читал и писал все курсы лекций для студентов - «сооружение магистральных трубопроводов, нефтебаз и хранилищ», «строительство насосно-компрессорных станций», «строительное дело», «механика грунтов». Лекции читал по 6 часов каждый день, включая субботу. Одновременно с работой в институте Петр Петрович разрабатывал теорию проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях, тесно взаимодействуя с проектными и производственными организациями Мингазпрома, Миннефтепрома, Миннефтегазстроя. С 1971 г. П.П. Бородавкин работает в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина (ныне -. Российский государственный университет нефти и газа им И.М. Губкина) профессором, а с 1981 г. -. Заведующим кафедрой автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности, профессор . Петром Петровичем Бородавкиным разработана теория оптимального проектирования трасс магистральных трубопроводов, которая была впервые применена при строительстве системы газопроводов Ленинград-Хельсинки Latviski По инициативе П.П. Бородавкина и поддержке В.А. Динкова (в то время заместителя Министра газовой промышленности СССР) была организована отраслевая лаборатория по оптимальному проектированию объектов газопроводного транспорта на базе кафедры автоматизации проектирования сооружений газовой промышленности РГУ, которая долгое время являлась головной организацией в Мингазпроме. П.П. Бородавкин - участник строительства газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Тогда его научные интересы были сосредоточены на проблеме взаимодействия трубопроводов с мерзлыми грунтами. Газопровод строился от Ямбургского месторождения, диаметром 1400 мм. Им было получено авторское свидетельство на изобретение способа закрепления трубопровода в условиях вечной мерзлоты.