Структура и содержание дисциплины.

 Общая трудоемкость дисциплин составляет 8 зачетных единиц, 288 ак. часа.


№ п/п

 

 

 

        Раздел дисциплины

Семестр

Недели семестра

 

 

   Виды

 учебной

   работы

Формы текущего контроля успеваемости, форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Методология науки ТГП. Общая теория государства.

 

 1

 


Л

ПЗ

СР

Контр. работы, домашние задания, реферат, зачет

18

36

82

2.

Общая теория права. Сравнительное правоведение.

 

 2

 


Л

ПЗ

СР

Курсовые работы, домашние задания, экзамен

17

34

101

Л - лекции; ПЗ – практические занятия; СР – самостоятельная работа


Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Теория государства и права. Предмет, методология, функции.

Понятие и система юридической науки. Понятие теории государства и права, ее особенности. Структура теории государства и права как науки. Функции теории государства и права. Познавательная, прогностическая, прикладная, методологическая и др.

Государство и право как объекты юридических наук. Предмет и метод теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания. Роль практики в науке о государстве и праве. Социально-правовой эксперимент, его статус и роль в государственно-правовом развитии.

Теория государства права в системе социальных наук. Прямая и обратная связь теории государства и права с философией, социологией, политологией и др.

Тема 2.Происхождение государства и права.

      Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия. Социальный строй первобытного общества. Социальные регуляторы первобытного общества (мифы, обряды, ритуалы и обычаи).

      Общие черты присваивающей и производящей экономики. Неолитическая революция. Появление собственности, семьи, государства и правовых норм.

      Основные формы возникновения государства (восточный и западный пути). Период военной демократии. Государства-полисы. Отличие государства от родовой организации общества.

      Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая, психологическая и др).

      Происхождение права. Переход от социальных регуляторов к правовым нормам. Обычное право. Собственное правотворчество.

Тема 3. Понятие и сущность государства.

Понятие государства. Территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет, налоги и сборы, государственные символы. Государственная власть: понятие, структура и формы осуществления. Законодательная, исполнительная и судебные власти.

Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства.

Классовое и общесоциальное в содержании государства.

Типология государства. Понятие исторического типа государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы к типологии государства.

Тема 4. Формы государства.

Понятие формы государства. Форма правления, монархия: понятие, основные черты и разновидности. Республиканская форма правления: понятие. Основные черты и разновидности. Смешанные (нетипичные) формы правления.

Форма государственного устройства. Унитарные государства, федерации, конфедерации. Международные объединения с элементами федерализма (содружества, сообщества).

Государственные (политические) режимы. Основные виды режимов. Демократические и антидемократические режимы. Авторитарный, тоталитарный и фашистские режимы.

Тема 5. Функции государства и его механизм.

Понятие функций государства и их классификация. Внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и не основные др. функции.

Формы осуществления функций государства (правовые и организационные).

Механизм государства и государственный аппарат. Органы государства и их классификация. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Прокуратура. Контрольно-ревизионные органы государства.

Тема 6. Политическая система общества.

Понятие политической системы общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества. Государство и политические партии. Виды общественных объединений и политических партий. Политические партии современной  России. Государство и церковь: атеистическое и светское государство; теократизм и клерикализм.   Государство и местное самоуправление.

Тема 7. Правовое государство.

Формирование и развитие концепции правового государства. Принципы правового государства. Верховенство закона и господство права. Разделение властей. Система сдержек и противовесов. Гарантированность прав и свобод личности. Взаимная ответственность государства и личности. Демократия. Концепции (модели) правового государства, либеральная и социальная модели правового государства.

Тема 8. Гражданское общество и государство.

Гражданское общество: понятие и его структура (семья, церковь, политические партии, предпринимательские структуры и др.). Уровни взаимодействия государства и гражданского общества. Виды этатизма. Виды либерального взаимодействия государства и гражданского общества. Государство и личность. Правовой статус личности. Виды правового статуса. Основные права и свободы личности.

Тема 9. Основные типы правопонимания.

      Плюрализм школ понимания права, его причины. Исторические этапы развития правопонимания. Теологическая теории (христианская, исламская, буддийские доктрины) правопонимания. Теория естественного права. Юридический позитивизм, его виды. Нормативизм. Психологическая теория права. Материалистическая (марксистская) теория права.

      Правопонимание в современной российской науке. Дуалистическое правопонимание (право и закон). Философский (нравственный) тип правопонимания. Достоинства и недостатки позитивистского типа правопонимания. Социологический позитивизм. Интегративное понимание права.

 

Тема 10. Основные понятия о праве.

Право в системе правового регулирования. Право и обычай. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы. Определение позитивного права, его признаки.

Принципы права. Писанные и неписанные принципы права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции.

Функции права. Общесоциальные и специально-юридические функции права.

      Понятие источника права. Нормативный правовой акт как источник права. Правовые обычаи. Понятие и виды нормативного правового договора и его отличие от нормативного правового акта. Судебный прецедент.         Правовая доктрина.     Священные религиозные тексты как источник права.

      Тема 11. Нормы права. Система права.

Понятие нормы права, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Простая, сложная, альтернативная гипотезы. Виды диспозиций, штрафные и правовосстановительные санкции. Двухэлементная структура нормы права. Способы изложения норм права.

Виды правовых норм. Управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Материальные и процессуальные нормы. Императивные, диспозитивные и альтернативные нормы. Виды норм по срокам действия и др. Понятие и признаки системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Характеристика основных элементов системы права. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное и международное право. Общая характеристика основных отраслей права. Система права и система законодательства.

Тема 12. Правотворчество и нормативные правовые акты. Систематизация в праве.

Понятие правотворчества и его виды. Нормотворчество и законотворчество. Принципы и стадии правотворчества. Законодательный процесс. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона (ретроспективность). Переживание закона (ультраактивность). Экстерриториальность действия норм права.

Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации. Инкорпорация, кодификация, консолидация, учет.

Тема 13. Реализация правовых норм. Правоприменение.

Понятие и формы реализации права. Непосредственные формы реализации права. Правоприменение и его признаки. Субъекты правоприменения.

      Стадии правоприменения. Установление фактических обстоятельств дела, юридическая квалификация, вынесение решения.  

      Понятие, виды и значение правоприменительных актов.

Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий в праве.

Тема 14. Толкование права.

Понятие и необходимость толкования права. Уяснение и разъяснение правовых норм. Субъекты толкования, виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Объем толкования, буквальное, расширительное и ограничительное толкование.

Способы толкования права. Грамматический, системный, логический, исторический, функциональный, телеологический способы толкования.

Интерпретационные правовые акты: понятие и особенности. Юридическая природа актов Конституционного Суда российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Тема 15. Правоотношения.

Понятие и признаки правоотношения. Структура и состав правоотношения. Субъекты правоотношения: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Общая и специальная правосубъектность.

Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности. Объекты правоотношений и их виды.

Понятие и значение юридических фактов, их классификация. Фактические (юридические) составы: понятие и виды.

Классификация правоотношений по отраслевому признаку, степени определенности, способу конкретизации обязанных лиц и другим признакам.

Тема 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения.

Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения. Субъект. Объект. Объективная сторона, субъективная сторона.

Виды правонарушений. Преступления и проступки. Злоупотребление правом, казус.

Понятие юридической ответственности, ее признаки и функции. Принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность и иные виды государственно-правового принуждения.

Тема 17. Правовое регулирование.

      Понятие, цели, объект и предмет правового регулирования. Способы правового регулирования и их виды. Методы правового регулирования. Типы правового регулирования.

      Принципы правового регулирования: понятие, виды, классификация.

      Стадии правового регулирования их содержание и взаимосвязь. Элементы правового регулирования.   Субъекты правового регулирования, их правовая характеристика, критерии и зависимость от его стадий.

      Объекты правового регулирования: понятие. Предметность, форма и видовое разнообразие.

      Пределы правового регулирования. Соотношение пределов правового регулирования с его способами и эффективностью.

Тема 18. Правовые системы современности.

Понятие и элементы правовой системы. Критерии классификации правовых семей современности.

Романо-германская правовая семья. Характеристика источников, норм и структуры.

Англосаксонская правовая система (семья общего права). История формирования, общее право и право справедливости, структура права. Особенность источников и правового регулирования.

Религиозно-традиционные правовые семьи. Мусульманская правовая система. Особенность источников, соотношение прав и обязанностей. Индусское и иудейское право.

Тенденции развития современных правовых систем. Унификация права.

 

Планы семинаров.

 

Тема № І. Теория государства и права. Предмет, методология, функции.

Вопросы:

1. Понятие науки. Предмет ТГП и ее система.

2. Место ТГП в системе юридических наук.

3. Характеристика общенаучных методов познания.

4. Характеристика частнонаучных методов познания. Иные методы науки.

5. Функции ТГП.

Доклад:

-         Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

-         Метод общей теории права в трудах В.М. Сырых.

-         Методология в работах Дж. Мейнарда Кейнса.

Домашнее задание:

Анализ подходов к классификации методов научного познания ТГП во взглядах ученых-авторов учебников по данной науке: общее и особенное.

 

Тема № 2. Происхождение государства и права.

Вопросы:

1.Первобытное общество: власть, управление, особенности социальных регуляторов.

2. Основные формы возникновения государства.

3. Теории происхождения государства.

4. Характеристика мононорм первобытного общества.

5. Теории происхождения права (материалистическая, историческая, психологическая и иные). Их достоинства, недостатки.

6. Современные взгляды на происхождение государства и права.

Доклады:

- Сравнительный анализ материалистической теории происхождения государства и неолитической революции.

- Содержание главы 9 работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

- Торстейн Веблен об органической теории происхождения государства.

 

Тема № 3. Понятие и сущность государства.

Вопросы:

1. Понятие и признаки государства.

2. Причины множественности подходов к определению государства.

3. Понятие и структура государственной власти.

4. Подходы к пониманию сущности и назначения государства.

5. Понятие, роль и значение типологии для науки. Соотношение типологии и классификации как способов познания.

6. Характеристика формационного подхода к типологии, его значение. Достоинства и недостатки.

7. Содержание цивилизационного подхода к типологии государств. Положительные и отрицательные стороны во взглядах А.Тойнби.

Доклады:

Анализ работы В.И. Ленина «О государстве».

К современной концепции государства. (журнал «Правоведение» 1992. № 4; либо иной материал).

Содержание цивилизационного подхода к типологии государств в работе А. Дж. Тойнби «Постижение истории». М 1996.

Государство всеобщего благоденствия в учениях Ар. Сесила Пигу.

 

Тема № 4. Формы государства.

Вопросы: 

1. Понятие формы государства. Характеристика элементов форм государства.

          2.  Форма правления. Нетипичные формы правления.

          3. Формы государственного устройства. Конфедерация и содружество        государств.

         4. Форма политического (государственного) режима.

          5. Современные концепции демократии. (В. Сурков – «суверенная демократия»;  И. Шумпетер – «технологическая демократия»; К. Пейтман, К. Макферсон, Дж. Циммерман и др «партиципаторная демократии»; И. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм «элитарная демократия»; М. Дюверже «плюралистическая демократия» и иные)

         6. Характеристика элементов форм государства современной России.

Доклады:

Концентрация президентской власти в РФ: теория и практика.

Политический режим современной России.

Содружества государств в современном мире.

 

Тема № 5.  Функции государства и его механизм.

Вопросы:

1. Понятие функций государства. Признаки и виды.

2. Характеристика внутренних функций современного Российского государства. Правовые формы их осуществления.

3. Характеристика внешних функций современного Российского государства. Правовые формы их осуществления.

4. Понятие механизма государства и его признаки. Соотношение механизма государства и аппарата государства.

5. Понятие органов государственной власти, признаки и принципы деятельности.

6. Характеристика органов государственной власти в современной России.

Доклады:

 Характеристика экологической функции современного Российского государства

 Содержание социальной функции Российского государства на современном этапе.

Проблемы реализации политической функции (народовластия) в современной России.

Демократия и бюрократизм в деятельности механизма государства.

Задание:

- Изучить гл.3-7 Конституции РФ и составить схему «механизм Российского государства».

 

Тема № 6. Политическая система общества.

Вопросы:

1. Подходы к понятию политической системы общества.

2. Характеристика элементов политической системы.

3. Государство в политической системе общества.

4. Государство и политические партии, общественные объединения.

5. Государство и церковь.

6. Роль местного самоуправления, средств массовой информации, профсоюзов в политической системе.

Доклады:

- Функционирование политической системы России.

- Политическая система и местное самоуправление.

- Взгляды Д. Истона на политическую систему и ее функции.

 

Тема № 7. Правовое государство.

Вопросы:

1. Возникновение идеи формирования правового государства.

2. Современные представления о правовом государстве. Характеристика его основных признаков (принципов). (Господство права, верховенство закона, разделение властей и иные).

3. Модели правового государства.

3. Проблемы формирования правового государства в современной России.

Задание:

- Подготовить конспект по теме «Возникновение и развитие учения о правовом государстве» (объем не более 3-х тетрадных листов).

- Выписать принципы правового государства и подкрепить их ссылками на статьи Конституции РФ

Доклады:

- Реализация принципов правового государства в современной России.

- Социальные правовые государства современного мира.

- Либеральные правовые государства.

- Построение независимой судебной власти: стратегический подход. (Головко Л.В.//Вопросы правоведения. 2010. №3)

 

Тема 8.  Гражданское общество, государство и личность.

Вопросы:

1. Понятие и структура гражданского общества. Проблемные подходы.

2. Взаимодействие гражданского общества и государства: либерализм и этатизм

3. Правовой статус личности. Его виды.

4. Характеристика основных прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

Доклады:

- Формирование гражданского общества в современной России.

- Конституция и современные модели публичной власти. (Чиркин В.Е.//Государство и право. 2011. №6)

- Содержание работы П.А. Кропоткина «Анархия: ее философия, ее идеал» Женева. 1900 г.

 

Тема 9. Типы правопонимания.

Вопросы:

1. Общая характеристика основных типов правопонимания в Российской юридической науке (позитивизм, философский подход, социология права, интегративный подход).

2. Содержание иных школ правопонимания: нормативизм Н.Кельзена; либертарная теория В.Нерсесянца; Дж. Бермана, Полякова; материалистическая школа (Маркс).

3. Причины множественности подходов к типам правопонимания.

Доклады:

- Основные положения либертарной теории права. Её недостатки.

- Современное понимание нормативизма в работах профессора М.И. Байтина.

- Материалистический тип правопонимания в работах В.М. Сырых.

- Интегративный тип правопонимания в работах В.В. Ершова.

 

Тема 10. Основные понятия о праве.

Вопросы:

1. Значение социальных норм, их характеристика.

2. Соотношение права и морали; права и обычаев. Ценность права.

3. Понятие позитивного права, его признаки, сущность и функции.

4. Роль и значение принципов права, правовых презумпций, аксиом, фикций в регулировании общественных отношений.

5. Соотношение понятий «форма» и «источник» права.

6. Общая характеристика источников (форм) права: нормативный правовой акт; правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, религиозные тексты.

Доклады:

- Понятие права одноименной работе  А. Харта.

- Источники права и судебная практика в РФ. (Белкин А.А. //Вопросы правоведения. 2009. № 1.)

- Содержание и характеристика презумпций и аксиом. Их значение в правовом регулировании.

- Правовые обычаи в правовой системе современной России.

- Проблемы признания судебного прецедента в РФ.

- Характеристика «Ветхого Завета», «Сунн», «Ведов» как источников права

 

Тема 11. Нормы права. Система права.

Вопросы:

1. Подходы к структуре нормы права. Виды гипотез, диспозиций, санкций.

2. Виды норм права.

3. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые предписания.

4. Характеристика системы права и её элементов. Система права и система законодательства.

5. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли. Характеристика отраслей российского права.

6. Частное и публичное право. Значение.

7. Международное и национальное право.

Доклады:

- Подходы в теории права к пониманию структуры юридической нормы.

- Характеристика норм права, их структуры в различных отраслях права.

- Юристы о пословицах, характеризующих правовую систему общества. // Государство и право. 2009 г. №7.

- Общие закономерности и противоречия правовой системы общества. (Дзыбова С.Г. // Российская юстиция. 2011. № 2.)

- Действие и применение норм международного права в правовой системе РФ (Валеев Р.М//Российское правосудие 2012. № 3).

Тема 12. Правотворчество и нормативные правовые акты. Систематизация в праве.

1.     Правообразование и правотворчество. Правотворчества и его виды.

2.     Принципы и стадии правотворчества. Законодательный процесс в Российской Федерации.

3.     Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов.

4.     Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона (ретроспективность). Переживание закона (ультраактивность). Экстерриториальность действия норм права.

5.     Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов.

6.               Виды систематизации: инкорпорация, кодификация, консолидация, учет.

Доклады:

- Концепции обратной силы закона и переживания закона.

- Законотворчество субъектов РФ: стадии законодательного процесса. (Артамонов А.Н. //Российская юстиция. 2011. № 5.)

 

Тема 13. Реализация правовых норм. Правоприменение.

Вопросы:

1. Понятие, признаки и формы реализации права.

2. Применение права: понятие, признаки, стадии, принципы.

3. Индивидуальные правовые акты: структура, виды.

4. Понятие и виды коллизий. Причины их появления.

5. Способы устранения и преодоления коллизий в нормативных правовых актов.

Доклады:

- Проблемы методологии правоприменения. (Колдин В.Я. //Государство и право. 2011. №1.)

- Соотношение категорий «фактические обстоятельства» и «объективная истина» как цель первой стадии правоприменения.

- Примеры индивидуальных правовых актов (возможна презентация).

- Проблемы юридической квалификации.

 

Тема 14. Толкование права.

Вопросы:

1. Необходимость и значение толкования права. Интерпретационные акты.

2. Способы толкования права.

3. Виды толкования.

4. Пробелы в праве. Способы преодоления.

5. Понятие и виды коллизий.

6. Способы преодоления коллизий.

Доклады:

-     Герменевтика как способ выяснения подразумеваемого (скрытого) смысла норм права.

-     Проблемы способов и пределов толкования норм права.

-     Аутентичное толкование прав: законодательная регламентация и практика применения // Вестник РПА 2006 №2.

-     Принцип законности в толковании судей международного трибунала по бывшей Югославии. (Михайлов Н.Г.//Государство и право. 2010. № 4.)

Практическое задание :

- Найти примеры пробелов в праве, показать, как они преодолеваются.

- Найти примеры коллизий в праве.

 

Тема 15. Правоотношения.

Вопросы:

1. Правоотношение: понятие, признаки, структура.

2. Субъекты правоотношения. Правосубъектность.

3. Объекты правоотношений: понятие и виды.

4. Содержание правоотношений.

5. Понятие юридических факто и их классификация. Фактический и юридический составы.

Доклады:

- Фактический и юридический составы.

- Соотношение субъективных прав и юридических обязанностей

 

Тема 16. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Вопросы:

1. Понятие, признака и виды правомерного по ведения.

2. Понятие, признаки и состав правонарушения. Обстоятельства, исключающие правонарушение.

3. Подходы к пониманию и видам юридической ответственности.

4. Основания юридической ответственности. Характеристика отдельных видов юридической ответственности.

5. Основания освобождения от юридической ответственности.

Доклады:

- Позитивный и негативный виды юридической ответственности.

- Компенсационная ответственность в российском праве. (Комарова Т.Н. // Российское правосудие).

- Правомерное поведение и правовой нигилизм. (Чайка Я.В. //Российская юстиция. 2011. №3.).

- Обстоятельства, исключающие правонарушение.

- Основания освобождения от юридической ответственности.

 

Тема 17. Правовое регулирование.

Вопросы:

1.     Подходы к понятию, цели, объект и предмет правового регулирования.

2.     Способы правового регулирования и их виды.

3.     Типы правового регулирования.

4.     Стадии правового регулирования их содержание и взаимосвязь.

5.     Пределы правового регулирования. Соотношение пределов правового регулирования с его способами и эффективностью.

Задания:

- В текстах нормативных правовых актов найти и определить соответствующие типы правового регулирования.

 

Тема 18. Правовые системы современности.

Вопросы:

1. Правовая система и правовая семья: подходы к классификации

2. Характеристика романо-германской правовой семьи.

3. Структура и особенности англо-саксонской правовой семьи

4. Семьи традиционно-религиозного права.

5. Унификация права

Доклады:

-           Особенности и структура индусского права.

-           Характеристика мусульманского права.

-           Обычное право Африки.

-           Значение сравнительного правоведения в унификации права.

-           Особенности социалистического  права.


Примерная тематика рефератов по «Теории государства и права» в осеннем семестре.

 

1.   Организация власти в первобытном обществе, социальные регуляторы.

2.   Формы происхождения государства в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

3.   Правовые состояния как элемент правового статуса личности.

4.   Юридическая антропология как наука о происхождении и раннем развитии права.

5.   Проблема происхождения государства в современной политической антропологии.

6.   Роль института кровной мести в историческом становлении права.

7.   Разрешение споров и конфликтов в древнем обществе. Происхождение судов.

8.   Ранние государства: формы, структура и функции.

9.   Современные теории происхождения права.

10. Современные теории происхождения государства.

11.  Характеристика типов государств в рамках формационного подхода к типологии государств.

12. Возникновение и развитие идеи правового государства.

13.  Понятие и отличительные черты социального государства.

14. Понятие, природа и признаки гражданского общества.

15. Взаимосвязь государства и гражданского общества.

16. Сущность государства: новые подходы к его изучению.

17.  Территория и границы государства.

18. Система государственной власти.

19.  Государственный суверенитет: современные взгляды и прогнозы.

20.  Государство и рынок.

21.  Экономические функции государства.

22.   Либеральные теории государства.

23.   Государство и государственное принуждение.

24.  Современные учения о форме государства.

25.  Монархия как форма государства.

26.  Сообщества государств в современном мире.

27.  Федеративное устройство России.

28.  Что такое «демократия большинства».

29.  Демократический режим: признаки и виды.

30.  Государство и церковь: основы взаимодействия.

31.  Правовой статус российских партий.

32.  Правовой статус общественных объединений.

33.   Система защиты прав человека в России.

34.   Личность в демократическом и авторитарном государстве.

35.    Конституционная защита прав человека.

36.   Государственный аппарат: структура, функции.

37.   Судебная власть в государстве.

38.   Парламент в системе государственной власти.

39.  Система прав и свобод человека и гражданина.

40.   Правовой статус личности.

41.  Государство и семья.

42.  Государство в политической системе общества.

43.  Светское государств: признаки, виды.

44.   Система защиты прав и свобод человека и гражданина.

45. Национальная и территориальная федерация: опыт сравнения.

46. Судебная защита прав и свобод российских граждан.

47.  Содружество Независимых Государств: реальность и перспективы.

48.  Легитимность государственной власти.

49.  Государство, право, экономика.

50.  Предпринимательские структуры, их взаимодействие с государством.


Методические указания для студентов.

 

Для эффективного изучения дисциплины «теория государства и права» необходимо, в первую очередь, четко усвоить рекомендации, изложенные преподавателем на вводной лекции, ознакомиться с программой, всеми ее разделами: целевой установкой, методическими указаниями, структурой курса, списком рекомендованной литературы.

По основным темам программы читаются лекции, а по узловым темам проводятся семинары и практические занятия. Вместе с тем, следует учитывать, что успешное усвоение курса невозможно без активной самостоятельной работы. Время, необходимое на самостоятельную проработку рекомендованного преподавателем материала, каждый студент определяет сам, исходя из тематического плана по дисциплине с учетом своих индивидуальных способностей и возможностей. Однако минимальное время на самостоятельную работу должно составлять не менее того, которое указано в тематическом плане.

Лекция не должна быть для студента пассивной формой занятий. На лекции необходимо активно работать: внимательно отслеживать ход рассуждений преподавателя, вести как можно более подробный конспект. При ведении конспекта часть страницы (поле) необходимо оставлять свободной для последующей доработки лекционного материала во время самостоятельной работы. Конспект следует вести так, чтобы им было максимально удобно пользоваться в последующем. С этой целью основные положения желательно выделять: подчеркиванием, цветом и т. д. Если какие-то высказанные преподавателем во время лекции положения не понятны, то необходимо их уточнить, задав соответствующие вопросы в конце лекции.

Важная роль в усвоении учебного материала принадлежит семинарам. Семинар выполняет одновременно несколько функций: позволяет расширить и углубить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы; приобрести опыт публичного выступления; а преподавателю – проконтролировать степень усвоения учебного материала. Семинар – это своего рода школа развития творческого мышления и профессионального мастерства, столь необходимых в будущей практической деятельности юриста.

В целях наиболее эффективного использования времени рекомендуется следующий алгоритм подготовки к семинару:

-    Внимательное изучение плана семинарского занятия и методических рекомендаций преподавателя.

-    Изучение программы с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.

-    Подбор рекомендованной литературы и ее просмотр.

-    Изучение материала по конспекту лекций.

-    Углубленное изучение основной и дополнительной литературы по вопросам семинара с одновременной доработкой конспекта.

-    Составление развернутого плана ответа по вопросам семинарского занятия.

Некоторые студенты рассчитывают на свою память и вообще не делают записей при подготовке к семинару. При этом их выступление на семинаре, как правило, бывает логически неупорядоченным, непоследовательным, недостаточно аргументированным. Следует учитывать то, что разработка плана выступления или тезисов способствует выработке навыков логичного и последовательного изложения мыслей, что особенно важно для будущих юристов.

К каждому семинарскому занятию в учебной группе желательно подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада.

Методика работы студентов на разных этапах учебного процесса.

а) Работа на лекции

Главным условием эффективности работы на лекции является внимательное отношение к получаемой информации. Слушая лекцию, необходимо:

• стремиться к пониманию и усвоению содержания лекции, главных положений и идей ее темы, их внутренней взаимосвязи;

• осмыслить излагаемый материал, выделить в нем главное и

существенное;

• мысленно установить связь нового материала с ранее изученным, вспомнить то, что уже известно по данному вопросу;

• установить, на что опирается новый материал, какие идеи в нем развиваются, конкретизируются;

• связывать новую информацию с имеющимися знаниями, опытом, фактами.

Работая на лекции, студент должен обратить внимание на особенности техники ее чтения лекции преподавателем. Повышением или понижением тона, изменением ритма, паузой или ударением преподаватель подчеркивает основные положения, главные мысли, выводы. Уловив манеру и технику чтения лекции тем или иным преподавателем, студент значительно облегчает свою работу по первичному анализу и обработке излагаемого материала. Важно уловить и другие методические особенности, в частности: как преподаватель определяет цель лекции, намечает задачи, формулирует проблемы, использует систему доказательств, делает обобщения и выводы, как увязывает теоретические положения с практикой.

Важной особенностью работы студентов на лекции является ее запись. Запись лекции дисциплинирует его, активизирует внимание, а также позволяет студенту обработать, систематизировать и сохранить в памяти полученную информацию. Запись лекционного материала ориентирует на дальнейшее углубленное изучение темы или проблемы, помогает при изучении литературы, материалов периодических изданий и т.д.

Каждая лекция отделяется от другой, пишется с новой страницы. После освещения каждого из вопросов плана целесообразно делать небольшой интервал, пропуск в 3-4 строчки. Впоследствии сюда можно будет вписать замечания, ссылки на научную литературу или новые данные из рекомендованной для самостоятельной работы литературы.

При записи полезно использовать сокращения слов. Можно пользоваться общеупотребительными сокращениями, а также вводить в употребление и собственные сокращения. Чаще всего это делается путем написания двух или трех начальных букв слова, пропуска средних букв и записи одной - двух первых и последних.

Во время лекции преподаватель может использовать средства наглядности: условно-логические схемы, графики, и т.п.

Подготовка к лекции, слушание лекции, правильно записанный и обработанный конспект легко используется в практической деятельности студента, в нем быстро находится нужная информация, он становится для студента незаменимым рабочим материалом.

б) Методика самостоятельной работы студентов с литературой

Основу самостоятельной работы студентов составляет систематическое, целеустремленное и вдумчивое изучение рекомендованной литературы. Без овладения навыками работы над книгой, формирования в себе стремления и привычки получать новые знания из книг невозможна подготовка настоящего специалиста ни в одной области деятельности, и тем более в сфере юриспруденции.

Читать необходимо то, что рекомендуется к каждой теме учебной программой, планами семинарских занятий, а также преподавателями. В учебных программах, планах семинарских занятий, вся рекомендуемая литература обычно подразделяется на основную и дополнительную.

К основной литературе относится минимум источников, который необходим для полного и твердого освоения учебного материала (нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия).

Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала, расширения кругозора студента. Изучение ее необходимо, в частности, при подготовке курсовых работ, при освещении ряда новых актуальных, дискуссионных вопросов, которые еще не вошли в учебники и учебные пособия. Всячески приветствуется и служит показателем активности студента самостоятельный поиск литературы, периодический просмотр юридических журналов.

Читать литературу нужно систематически, но плану, не урывками, правильно распределяя время. Способ чтения определяется его целью. Одна книга берется в руки для того, чтобы узнать, о чем в ней говорится, другая - чтобы ее изучить полностью, третья - чтобы найти в ней ответ на поставленный вопрос, четвертая - чтобы взять из нее фактические данные.

Самостоятельная работа над книгой, в силу различных причин, не может быть одинаковой у всех студентов. У каждого студента сложились свои приемы и методы самостоятельной работы. Цель и способ чтения книги задается той конкретной задачей, которая стоит перед студентом.

в) Самостоятельная работа в процессе подготовки к семинарам

Семинары один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых студенты учатся творчески работать, аргументировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством, так необходимым для юриста.

Основное в подготовке и проведении семинаров — это самостоятельная работа студентов над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам-заданиям, которые содержатся в учебно-методических материалах. Студент обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему.

В плане-задании семинарского занятия содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполнению задания. Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-либо книгу или ее раздел, статью для обсуждения на занятии. План-задание дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Готовиться к семинару нужно заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.

Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению рекомендуемой и другой специальной литературы, нормативных материалов. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каждому предмету.

Семинарское занятие открывается обычно вступительным словом преподавателя (3-5 минут). Затем может предложено написание небольшой письменной работы, далее выступают с небольшими, 8-10 минутными докладами студенты. Докладчики (выступающие) назначаются преподавателем здесь же на занятии (как правило, из числа желающих). Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и пр.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путём свободной устной речи.

Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателей, и в виде своеобразной конференции по заранее определенным вопросам.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.

В ответах студентов должны быть проявлены самостоятельность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса, убежденность в излагаемых взглядах. Выступления студентов должны быть грамотными в литературном отношении и отражать их индивидуальность.

Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу.







Примерная тематика курсовых работ

1.    Теория государства и права как наука и учебная дисциплина (ОК1-12, ПК 1-19).

2.   Происхождение государства  (ОК1-12, ПК 1-19).

3.   Понятие и сущность государства (ОК1-12, ПК 1-19).

4.   Типология государств (ОК1-12, ПК 1-19).

5.   Формы государства: понятие и основные элементы(ОК1-12, ПК 1-19) .

6.   Монархическая форма правления(ОК1-12, ПК 1-19) .

7.   Республиканская форма правления (ОК1-12, ПК 1-19).

8.   Форма государственного устройства(ОК1-12, ПК 1-19).

9.   Государственный (политический) режим и его виды(ОК1-12, ПК 1-19).

10. Правовое государство и проблемы его формирования в современной России (ОК1-12, ПК 1-19).

11. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство(ОК1-12, ПК 1-19).

12. Функции государства: классификация и формы осуществления(ОК1-12, ПК 1-19).

13. Механизм (аппарат) государства(ОК1-12, ПК 1-19).

14. Государственная власть: структура и виды (ОК1-12, ПК 1-19).

15.Политическая система современного общества (ОК1-12, ПК 1-19).

16. Понятие и сущность права( ОК1-12, ПК 1-19).

17. Право и мораль (ОК1-12, ПК 1-19).

18.Основные теории происхождения права(ОК1-12, ПК 1-19).

19. Типы правопонимания (позитивизм, философский тип, социологический и иные) (ОК1-12, ПК 1-19).

20. Система права: структура, признаки. Частное и публичное право(ОК1-12, ПК 1-19).

21.Понятие и классификация правовых систем(ОК1-12, ПК 1-19).

22.Романо-германская правовая семья(ОК1-12, ПК 1-19).

23.Англо-саксонская правовая семья(ОК1-12, ПК 1-19).

24.Религиозные правовые семьи(ОК1-12, ПК 1-19).

25.Право в системе социальных норм(ОК1-12, ПК 1-19).

26. Функции права, сущность права(ОК1-12, ПК 1-19).

27. Источники (формы) права(ОК1-12, ПК 1-19).

28. Правотворчество и законотворчество(ОК1-12, ПК 1-19).

29. Систематизация законодательства(ОК1-12, ПК 1-19).

30. Нормы права. Подходы к ее структуре. Виды(ОК1-12, ПК 1-19).

31. Правовые отношения(ОК1-12, ПК 1-19).

32. Юридические (фактические) составы как основания возникновения правоотношений(ОК1-12, ПК 1-19).

33. Основные формы реализации права. Правоприменение(ОК1-12, ПК 1-19).

34.Толкование права(ОК1-12, ПК 1-19).

35.Правосознание, правовая культура, правовое воспитание(ОК1-12, ПК 1-19).

36. Законность и правопорядок(ОК1-12, ПК 1-19) (ОК1-12, ПК 1-19).

37. Правомерное поведение и правонарушение(ОК1-12, ПК 1-19).

38. Юридическая ответственность(ОК1-12, ПК 1-19).


    При изучении дисциплины предполагается выполнение контрольных заданий:

1) В ходе семинарских занятий постоянно проводится письменный контрольный опрос в форме написания 5-и минутной «летучки» по вопросам семинара с целью выявления уровня подготовки студентов и последующей активизации их работы на занятии.

2) Предусмотрено выполнение ряда заданий:

Написание докладов (одного по выбору студента)

1.   Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2.   Сравнительный анализ материалистической теории     происхождения государства и неолитической революции.

3.   Отражение содержания естественной теории права в правовой системе Российской Федерации.

4.   К современной концепции государства. (журнал «Правоведение» 1992. № 4; либо иной материал).

5.   Содержание цивилизационного подхода к типологии государств в работе А. Дж. Тойнби «Постижение истории». М 1996

6.   Проблема концентрации Президентской власти в РФ.

7.   Политический режим современной России.

8.   Содружества государств в современном мире.

9.   Содержание социальной функции Российского государства на современном этапе.

10.        Проблемы реализации политической функции (народовластия) в современной России.

11.        Демократия и бюрократизм в деятельности механизма государства.

12.        Подготовить конспект по теме «Возникновение и развитие учения о правовом государстве» (объем не более 3-х тетрадных листов).

13.        Трудности формирования правового государства в России

14.        Социальные правовые государства современного мира

15.        Либеральные правовые государства.

16.        Функционирование политической системы России.

17.        Политическая система и местное самоуправление.

18.        Формирование гражданского общества в современной России

19.        Содержание работы П.А. Кропоткина «Анархия: ее философия, ее идеал» Женева. 1900 г.

Составить конспект:

- Главы 9 работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

- Работы В.И. Ленина «О государстве» (т.39 (ПСС)).

- Схему «механизм Российского государства», изучив гл.3-7 Конституции РФ.

- Принципы правового государства, подкрепив их ссылками на статьи Конституции РФ.


Вопросы к зачету по дисциплине

«Теория государства и права».

1.            Понятие науки. Предмет ТГП и ее система.

2.            Место ТГП в системе юридических наук.

3.            Характеристика общенаучных методов познания.

4.            Характеристика частнонаучных методов познания.

5.            Функции ТГП.

6.            Первобытное общество: власть, управление, особенности социальных регуляторов.

7.            Основные формы возникновения государства (отличие государства от первобытного общества).

8.            Теории происхождения государства.

9.            Теории происхождения права (материалистическая, историческая, психологическая и иные). Их достоинства, недостатки.

10.        Характеристика мононорм первобытного общества.

11.        Понятие и признаки государства. Причины множественных подходов к определению государства.

12.        Понятие и структура государственной власти.

13.        Подходы к пониманию сущности и назначения государства.

14.        Понятие, роль и значение типологии для науки. Соотношение типологии и классификации как способов познания.

15.        Характеристика формационного подхода к типологии, его значение. Достоинства и недостатки.

16.        Содержание цивилизационного подхода к типологии государств. Положительные и отрицательные стороны во взглядах А.Тойнби.

17.        Анализ иных подходов к типологии государств.

18.        Понятие формы государства. Характеристика элементов форм государства.

19.        Форма правления. Нетипичные формы правления.

20.        Формы государственного устройства. Конфедерация и содружество государств.

21.        Форма политического (государственного) режима.

22.        Характеристика элементов форм государства современной России.

23.        Понятие функций государства. Признаки и виды.

24.        Характеристика внутренних функций современного Российского государства. Правовые формы их осуществления.

25.        Характеристика внешних функций современного Российского государства. Правовые формы их осуществления.

26.        Понятие механизма государства и его признаки. Соотношение механизма государства и аппарата государства.

27.        Понятие органов государственной власти, признаки и принципы деятельности.

28.        Характеристика органов государственной власти в современной России.

29.        Возникновение идеи формирования правового государства.

30.        Современные представления о правовом государстве. Характеристика его основных признаков (принципов). (Господство права, верховенство закона, разделение властей и иные).

31.        Проблемы формирования правового государства в современной России.

32.        Подходы к понятию политической системы общества.

33.        Характеристика элементов политической системы.

34.        Государство в политической системе общества.

35.        Государство и политические партии, общественные объединения.

36.        Государство и церковь.

37.        Роль местного самоуправления, средств массовой информации, профсоюзов в политической системе.

38.        Понятие и структура гражданского общества. Проблемные подходы.

39.        Взаимодействие гражданского общества и государства: либерализм и этатизм

40.        Правовой статус личности. Его виды.

41.        Характеристика основных прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Теория государства и права»

Весенний семестр 2015/2016 уч. г.

 

1.      Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

2.      Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

3.      Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

4.      Причины возникновения государства

5.      Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная др.)

6.      Понятие и признаки государства, его сущность.

7.      Понятие, структура  и виды государственной власти

8.      Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

9.      Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе

10.  Форма правления: понятие и виды

11.  Форма государственного устройства: понятие и виды

12.  Политический (государственный) режим: понятие и виды

13.  Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

14.  Внутренние и внешние функции государства

15.  Понятие государственного аппарата. Органы государства и их классификация. Соотношение государственного аппарата и механизма государства

16.  Правовой статус личности: понятие, структура, виды

17.  Классификация прав и свобод личности. Обязанности личности

18.  Понятие и признаки позитивного права

19.  Принципы права (общие, отраслевые, межотраслевые).

20.  Функции права

21.  Формы (источники) права: понятие и виды

22.  Норма права: понятие, признаки, виды

23.  Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовых норм

24.  Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества

25.  Законотворческий процесс и его основные стадии

26.  Понятие и виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации

27.  Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона

28.  Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

29.  Система права: понятие и признаки. Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты

30.  Отрасль права и институт права как элементы системы права

31.  Общая характеристика основных отраслей российского права

32.  Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право

33.  Международное и внутригосударственное право

34.  Понятие и формы реализации права

35.  Понятие и признаки применения права. Стадии и принципы правоприменения.

36.  Понятие и виды правоприменительных актов, их отличие от нормативных правовых актов

37.  Понятие и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права

38.  Коллизии в праве. Способы преодоления и устранения коллизий

39.  Понятие толкования права. Способы толкования права

40.  Виды толкования права по объему и по субъектам

41.  Понятие, структура и виды правоотношений

42.  Субъекты правоотношения. Правосубъектность

43.  Содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности

44.  Понятие и виды объектов правоотношения 

45.  Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав

46.  Понятие и виды правомерного поведения

47.  Правонарушение: понятие, признаки, виды

48.  Состав правонарушения

49.  Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности

50.  Право в системе социальных норм

51.  Понятие, предмет и стадии правового регулирования

52.  Способы и типы правового регулирования

53.  Понятие и виды юридических документов

54.  Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация, кодификация, консолидация и учет

55.  Понятие и классификация основных правовых систем современности

56.  Мусульманское право: общая характеристика

57.  Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

58.  Романо-германская правовая система: общая характеристика

59.  Юридическая техника

60.  Юридические документы

61.  Правовое сознание, правовая культура и правовое воспитание.

62.  Законность и правопорядок.

 

 

Доцент кафедры теории и истории

государства и права, к.ю.н.                                          Э.К. Утяшов

Правила рейтингового контроля знаний для «Теории государства и права»

Максимальный балл за 1 семестр составляет – 100 баллов.

Из них:

- 18 семинаров по 3,5 балла – 63 всего за семинары

- доклады, научные сообщения на семинарских занятиях – 3 работы по 3 балла - всего 9 за семестр;

- Домашнее задание: конспекты первоисточников, словарь терминов – 4 работы по 3 балла за каждую - всего 12 баллов за семестр.

Посещаемость лекций: 1 балл за каждое посещение, максимальный балл = 9 за семестр.

Тест - 7 баллов за одну работу в семестре.

Для получения зачета необходимо набрать по совокупности не менее 50 баллов.

 

Максимальный балл за 2 семестр составляет – 100 баллов.        

Из них:

- баллы за экзамен - 40 (максимальный);

- 17 семинаров по 3,5 балла – 60 всего за семинары, в т.ч.:

- доклады, научные сообщения на семинарских занятиях – 3;

Отдельно оценивается:

- конспекты первоисточников, словарь терминов – 5 (один раз за семестр).

Баллы первого семестра не учитываются. Для получения оценки на экзамене необходимо иметь:

- «отлично» - от 85-100, например – 60 баллов текущего семестрового рейтинга и 40 баллов за экзамен;

- «хорошо» - от 70–84, например – 40 баллов текущего семестрового рейтинга и 40 баллов за экзамен;

- «удовлетворительно» - от 50-69, например 30 баллов текущего семестрового рейтинга и 30 баллов за экзамен.

 

Получение «допуска» к зачету и экзамену предполагает наличие не менее 30 баллов.

Баллы за курсовую работу не входят в семестровый рейтинг

Рейтинговая оценка выполнения и защиты курсовой работы определяется как сумма баллов по каждому из обозначенных требований:

1.     Анализ научных работ по теме исследования – 0-25 баллов

2.     Качество и сложность выполненной курсовой работы – 0-30 баллов

3.     Содержание доклада на защите курсовой работы – 0-25 баллов

4.     Полнота ответов на вопросы по теме курсовой работы – 0-20 баллов.

Несвоевременная сдача курсовой работы на срок свыше одного месяца без уважительной причины лишает студента права получить высокую оценку.

Суммарное количество баллов соответствует:

50-69 – оценка «удовлетворительно»

70-84 – оценка «хорошо»

85-100 – оценка «отлично»

 



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1.   Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Спб. 2003*.

2.   Байтин М.И. Теория государства и права. М.. 2001.*

3.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., 2010

4.   Лазарев В.В. С.В. Липень. Теория государства и права. М.,2011*.

5.   Лившиц Р.З. Теория права. М., 2001*.

6.   Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2009*.

7.   Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 2008.*

8.   Малько А.В., Матузов Н.И., Теория государства и права. М., 2011.*

9.   Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2010.

10.   Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2008.*

11.   Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2010.*

12.   Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2008*.

13.   Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004*. 

14.   Теория государства и права Отв ред. В.Д.Перевалов. М., 2011.

15.   Теория государства и права. Отв. ред. А.В.Малько. М., 2011.

16.    Чашин А.Н. Теория государства и права. М.. 2008.*

17.  Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003*.

18.   Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000*[1].

б) дополнительная литература:

1.   Алексеев С.С. Философия права. М., 1999.

2.   Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

3.   Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

4.   Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.. 2009.

5.   Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

6.   Власова Т.В. Прецедентное право Англии. Архангельск, 2004.

7.   Вопленко Н.Н. Нормы права. Волгоград, 1997.

8.   Горшенев В.М. Структура механизма правового регулирования в общенародном государстве//Труды ВЮЗИ. Т.56. М., 1978.

9.   Гук П.А. Судейское усмотрение: понятие, формы, пределы // Российское правосудие. 2010. № 10.

10.   Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

11.   Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Признаки государства: понимание и интерпретации // Государство и право №10.

12.   Ершов В.В Международное и внутригосударственное право с позиций легизма и интегративного понимания права // Российское правосудие. 2011. №8.

13.   Ершов В.В. Соотношение международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Российское правосудие. 2011. № 6.

14.   Жуков В.Н. Право как ценность // Государство и право. 2010. № 1.

15.   Жуков В.Н. Философское познание государства и права // Государство и право. 2010. № 6.

16.   Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2-х т./ Под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород, 2001.

17.   Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2-х т. Ярославль,         2005-2007.

18.   Кауфман М.А. Пробелы в уголовном праве: понятие, причины, способы  преодоления. М., 2007.

19.   Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.

20. Кашанина Т.В. Индивидуальное правовое регулирование в правовой сфере//Советское государство и право. №1. 1992.

21.   Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007.

22.   Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

23.   Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.

24.   Колдин В.Я. Проблемы методологии правоприменения. // Государство и право. 2011. №1.

25.   Корнев В.Н. Философские, правовые и практические основания понимания и применения международного и внутригосударственного права // Российское правосудие. 2011. № 4.

26.   Лапаева В.В. Российская социология права. М., 2005.

27.   Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

28.   Лисюткин А.Б. Юридическое значение категории «ошибка»: теорико-   методический аспект. Саратов, 2001.

29.   Ллойд Д. Идея права. М., 2002.

30.   Маликова А.Х. Понятие социального государства // Российское правосудие. 2011.№7.

31.   Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы правопонимания права // Государство и право. 2003. №6.

32.   Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.

33.   Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007.

34.   Марченко М.Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий//Государство и право.2011.№8.

35.    Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.

36. Малько А.В. Механизм правового регулирования//Изв. вузов Правоведение. №6. 1996.

37. Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву//Государство и право. № 7. 1998. Протасов В.Н. К вопросу о "специальной" теории государства и права // Государство и право. № 11. 2007. С. 28.

38.   Мурадьян Э.М. Истина как проблема судебного права. М., 2004.

39.   Нерсесянц В.С. Философия права (Краткий учебный курс). М., 2002

40.   Оль П.А., Ромашов Р.А., Тищенко А.Г., Шукшина Е.Г. Государство,     общество, личность: проблемы совместимости. М., 2005.

41.   Панько К.К. Фикции в уголовном праве и правоприменении. Воронеж,           1998.

42.   Папкова О.А. Усмотрение суда. М. 2005.

43.   Парфенов А.В. Правовое состояние. М., 2007

44.   Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

45.   Поленина С.В.. Юридическая техника как социальный феномен в условиях модернизации // Государство и право.2011.№9.

46.   Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. СПб., 2005.

47.   Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1991.

48.   Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

49.   Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы  современности). М., 2006.

50.   Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию права. Саратов, 1994.

51.   Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007.

52.   Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3-х т. М.,     2000 - 2007.

53.   Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое          пособие. М., 2005.

54.   Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

55.   Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

56.   Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

57.   Фролова Е.А. Правосознание (Теоретико-философский аспект)// Государство и право. 2011. № 7.

58.   Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А.Общая теория юридической ответственности. Спб, 2007.

59.   Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное право в сфере  частного права: В 2 т. М., 1998.

60.   Чеговадзе Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения. М., 2004.

61.   Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической  науке и практике. Екатеринбург, 1993.

62.   Четвернин В.А. Понятие права и государства. Введение в курс теории  права и государства. М., 1997.

63.   Шафиров В.М. Естественно-позитивное право. Введение в теорию. Красноярск. 2004.

64.   Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.

65.   Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / Отв. ред. В.М.Сырых, Ю.А.Тихомиров. М., 1997.

66.   Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

Научные работы дореволюционного периода:

1.     Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2.     Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. М., 2002.

3.     Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

4.     Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.,1915.

5.     Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

6.     Гредескул Н.А. Общая теория права. СПб., 1909.

7.     Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

8.     Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1910.

9.     Иеринг Р. Цель в праве. СПб.,1881.

10.Иеринг Р. Борьба за право. СПб.,1904.

11.Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

12.Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916.

13.Кистяковский Б.А. В защиту права. М., 1991.

14.Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1908.

15.Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

16.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1989.

17.Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

18.Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

19.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

20.Новгородцев П.И. Демократия на распутье. М., 1995.

21.Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2-х т. СПб., Т.1. – 1907; Т.2 – 1908.

22.Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

23.Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1887.

24.Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

25.Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

26.Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

27.Чичерин Б.Н. Философия права. М.,1900.

28.Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.,1907.

29.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.,1912.

30.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 2 - х т. М., 1995.

Хрестоматии:

1.     Антология мировой правовой мысли. В 5-ти томах / Руководитель науч. проекта Г.Ю.Семигин. М., 1999.

2.     Теория государства и права: Хрестоматия. В 2 т. / Авторы-составители В.В.Лазарев, С.В. Липень. М., 2001.

3.     Теория государства и права. Хрестоматия. В 2 т. / Автор-составитель М.Н.Марченко. М., 2004.

 

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

- электронные поисковые правовые системы «Гарант», «Консультант плюс».

- Интернет ресурсы:

- http://www.gov.ru/main/page3.html - сервер органов государственной власти Российской Федерации;

- http://kremlin.ru/ Президент РФ;

- http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx - Конституционный Суд РФ:

- http://www.supcourt.ru/ - Верховный Суд РФ;

- http://www.arbitr.ru/ - Высший Арбитражный Суд РФ;

- http://government.ru/# - Правительство РФ;

- http://www.council.gov.ru/ - Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- http://www.duma.gov.ru/ - Государственная Дума РФ;

- http://www.cikrf.ru/ - Центральная избирательная Комиссия РФ;

- http://europeancourt.ru/ - Европейский суд по правам человека


*литература, имеющаяся в библиотеке.