Welcome to the process of reating the European higher eduacation area


«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Российская система образования динамично развивается, углубляя свои связи с европейскими странами, при этом университетам отводится центральная роль в формировании культурных ценностей в обществе. Создание Зоны европейского высшего образования способствует мобильности граждан, открывая им возможность трудоустройства в любом уголке мира. межинституционального сотрудничества, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Россия наряду с другими европейскими странами участвует в создании к 2010 году единого и взаимосвязанного европейского пространства высшего образования.

19 сентября 2003 года министры, отвечающие за высшее образование в 40 европейских странах, в том числе и в России, встретились в Берлине для того, чтобы обозначить приоритеты и конкретные задачи Болонского процесса.

Берлинское коммюнике закрепило принцип автономности вузов, в соответствии с которым осуществляется:
- Определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
- Оценка программ вузов, в том числе внутренняя оценка, внешние отзывы, оценка со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;
- Система аккредитации, сертификации и подобных процедур;
- Свидетельства международного участия в оценке, международного сотрудничества и работы в рамках сетей (networks).

Внедрение принципов Болонского процесса в практику функционирования национальной системы высшего образования подразумевает:
- Введение двухступенчатой системы образования;
- Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, взаимное признание соответствующих документов в области высшего образования;
- Приложение к диплому учебной программы выпускника (образец разработан ЮНЕСКО), что должно способствовать более квалифицированному трудоустройству и упрощению продолжения образования в дальнейшем;
- Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитах) – ECTS. Данная система позволяет производить перезачет кредитов, которые могут учитываться во всех странах общеевропейского пространства высшего образования;
- Расширение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех категорий граждан, желающих получить или продолжить высшее образование («образование в течение всей жизни» - LLL, Lifelong Learning);
- Осуществление реформы по созданию общеевропейского образовательного пространства.

При составлении образовательной программы наш ВУЗ традиционно стремится дать выпускнику основательную и разностороннюю подготовку, научить его пополнять и обновлять свои знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на это будет нацелен бакалавриат (4 года обучения). Магистратура (2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, магистрант может ориентироваться на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Обучение в магистратуре открывает возможность защиты первой диссертации и получения степени кандидата юридических наук.

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина осуществляет бальную оценку успеваемости студентов, соотносящуюся с системой зачетных единиц, принятой в рамках Болонского процесса. Таким образом, университет ведет рейтинг каждого своего слушателя.

При подготовке страницы были использовании материалы сайтов:
http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna
http://bologna.spbu.ru
http://www.rapn.ru/?grup=143&doc=347