Словарь музыкальных понятий и терминов  

Адажио (ит. adaqio - спокойно, медленно) –  обозначение медленного темпа, соответствующего замедленному шагу; обозначение пьесы, написанной в этом темпе; медленный лирический танец в балете.

Авангардизм (франц. avantgardisme от avantgarde – передовой отряд) – условное название музыкальных течений, как например, атональность, серийная техника, уничтожению главных средств музыкальной выразительности - осмысленной интонации, логики  мелодического мышления, гармонии и формы.  Но отдельные, художественно оправданные приемы авангардного экспериментирования, вошли в арсенал современной композиторской техники. 

Аккомпанемент (фр. accompagnement - сопровождение) – часть музыкальной ткани, предназначенная сопровождать, поддерживать, дополнять основную тему или несколько тем.

Аккорд (ит. accordo, фр. accord – согласие) -   созвучие, которое включает три и более звука, разных по высоте и названию, извлекаемых одновременно.

Акустика (от греч. akuein – слышать) – 1. Отдел физики, изучающий природу и материальные свойства звука. 2. Качество слышимости в каком –либо помещении.

Аллегро (ит. allegro – веселый, радостный, живой)  – 1.Основное обозначение быстрого, оживленного темпа, соответствующего очень скорому шагу или  даже бегу; 2. Обозначение пьесы, написанной в этом темпе. 3. Обычный темп первых частей в сонатном цикле.

Анданте (ит. andante идущий, текущий) – 1. Основное обозначение среднего по скорости темпа, соответствующего спокойному бодрому шагу. 2.Обозначение пьесы, написанной в этом темпе. 3.Распространенный темп медленных частей сонатного цикла.

Альт  (от лат. altus – высокий  (голос),  по сравнению с тенором, т.к. тенору в средневековой хоровой музыке поручался основной напев.  – 1. Низкий женский голос. 2.Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но больших размеров; звучит в более низком регистре. 

Ария (ит.aria – ария, песня; также – воздух, ветер)  – законченный по построению эпизод, исполняемый певцом с сопровождением оркестра.

Атональность  (букв. – нетональность) – термин, обозначающий отсутствие тональности; охватывает  большую область музыкальных явлений ХХ в., связанных с интенсивным использованием хроматизма, отказом от мажора и минора, тонального развития. Атональная музыка основана на принципах равноправия всех тонов.

ARS ANTIGUA (лат. – старинное искусство) -  определение, закрепившееся за культовой музыкой Х11-Х111вв. Первые образцы многоголосия  ars antigua возникли уже в 1Х-Х вв. Они основаны на параллельном движении голосов. Представители ars antigua - регенты собора Парижской Богоматери Леонин и Перотин.  Завершающий этап ars antigua связан с появлением светских жанров – кондукта, мотета и др.

ARS NOVA  (лат. новое искусство) – определение, закрепившееся за наиболее прогрессивными формами и жанрами музыкального  искусства Х1Ув. Наиболее типичные жанры ars nova - мадригал, мотет, баллада, рондо, качча и др. Выдающиеся композиторы эпохи Гильом де Машо (ок.14300-1377) и Франческо Ландино (1325 – 1397).

Балет (франц. ballet, от позднелат ballo – танцую) – музыкально-хореографический спектакль, в котором органично сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства. Термин балет возник в Италии, в конце ХУ1 в. и обозначал вставной танцевальный эпизод какого – либо зрелища – шествия,  маскарада, конного турнира, придворного спектакля и  т.п. В конце ХУ1-нач. ХУ11 вв. получили широкое распространение балетные спектакли, тесно связанные с пением. Большую роль в становлении балетного жанра сыграли комедии – балеты Ж.Б.Мольера с музыкой Ж.Б.Люлли.  Как самостоятельный жанр балет кристаллизуется к концу ХУ111в.

Баллада (от позднелат. Ballo – танцую) – в эпоху Средневековья песня танцевального характера  с типично народным складом мелодии. Истоки жанра, широко распространенного в среде трубадуров, по-видимому, восходят к древним развлекательно-игровым пляскам и хороводам. Ранние баллады были  в основном одноголосными, в Х1У в. уже культивируются многоголосные баллады, причем нередко один или два голоса исполняются на инструментах. С середины Х1Х в. широкое распространение получает фортепианная баллада (Ф.Шопена, Ф.Листа, Й.Брамса и др.).

Балладная опера  - английская разновидность комической оперы, основанная на популярных народных мелодиях. Балладная опера состояла обычно из песен и танцев, чередовавшихся с разговорными сценами. Классическим образцом этого  жанра стала знаменитая «Опера нищих» Дж.Гея и Дж. Пепуша, поставленная в 1728 г. в Лондоне и явившаяся по - сути пародией на итальянскую оперу – сериа. К середине ХУ111ва. балладная опера распространилась в Италии, Франции, Испании, Германии.

Барокко (ит.barocco – вычурный, причудливый, странный) – художественный стиль в европейском искусстве  конца ХУ1 -  сер. ХУ111вв. Эстетические  принципы стиля барокко были связаны с дворянской культурой. Однако социальные противоречия эпохи определили важнейший ее фактор - конфликт между личностью и обществом.     Поэтому главной своей задачей художники эпохи считали  отражение внутреннего мира человека,  его переживаний и страстей.

Основные черты искусства барокко – драматическая  патетика, склонность к контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятенность  эмоций. И как своеобразная антитеза – тяготение к мистике, фантастике, пышности, а нередко и к преувеличенной декоративности. Стремление к синтезу искусств выразилось в появлении и развитии оперы, а также духовной оратории и кантаты. Одновременно интенсивно развивались   инструментальные жанры – concerto grosso, соната, токката,  фантазия, фуга, хоральная прелюдия. 

Барочные черты наиболее ярко проявились в музыкальном искусстве Италии (Дж.Фрескобальди), Германии (Р.Кайзер, Д.Букстехуде). Творчество выдающихся композиторов эпохи – И.с.Баха, Г.Ф.Генделя, А.Вивальди – не вмещается в рамки барокко (равно как и любого другого художественного стиля).

Бельканто (ит. bel canto  – прекрасное пение)  – оперное пение в итальянском стиле, отличающееся особой красотой звучания.

Венская классическая школа  (нем. Wiener Classik) – художественное направление в европейской  музыкальной культуре  2-й пол. 18 – нач. CAPut!’ вв. Представители – Й.Гайдн, В.ПА.Моцарт, Л.Бетховен. Деятельность композиторов - классиков была подготовлена художественным опытом их предшественников, создавших  итальянскую и  французскую оперу,   развитую инструментальную  музыкальную  культуру (Г.Гендель, И.С.Бах).

Для искусства венских классиков характерны универсальность, логичность  художественного мышления,  сочетание в произведении чувства и интеллекта, трагического и комического. В творчестве венских классиков  достигают расцвета ведущие инструментальные жанры эпохи – симфония, соната, концерт. Расцвет венского классицизма  совпал  с  процессом становления состава и функций большого симфонического оркестра. 

Виртуоз (от лат.virtus мужество, доблесть, смелость) - музыкант-исполнитель, обладающий чрезвычайно высокой техникой и артистизмом. Виртуозная  музыка ставит своей целью показать технические возможности исполнителя и обычно рассчитана на наиболее трудные приемы исполнения.

Ваганты (от лат. vagantes – странствующие) – бродячие средневековые музыканты из среды студентов и школяров. В отличие от типичных представителей устной традиции – жонглеров,  шпильманов – ваганты были не только грамотными людьми, но  нередко обладали незаурядным мастерством в латинском стихосложении. Их песни, связанные главным образом, со студенческим бытом, отличались антицерковной направленностью, остроумными, часто пародийным сюжетами. Ваганты были образованными и в музыкальном отношении, сочиняли кондукты, мотеты.

Виланелла (итал. vilanella  - крестьянская песня) – один из жанров итальянской многоголосной песни живого, непринужденного характера, тесно связанной с деревенским фольклором.

Вирджинэль (англ. virginal)  - английское название одной из разновидностей клавесина. Верджинел представлял собой небольшой прямоугольный ящик со струнами, которые располагались внутри корпуса по диагонали. Его диапазон не превышал четырех октав. Если по принципу устройства он был прямым предшественником фортепиано, то по качеству звучания  скорее приближался к арфе и лютне: тембр его отличался мягкостью, нежностью, приглушено - матовой окраской. Верджинел применялся в основном для домашнего музицирования  в Англии  ХУ1-ХУ11 вв..

Гармония (от греч. harmonia – созвучие, соразмерность; в общем значении – согласованность между частями единого целого) -   выразительное средство музыки, основанное на объединении звуков в созвучия в  их последовательном движении.

Генерал-бас (нем. general bass – общий бас), или цифрованный бас  – партия клавишного инструмента (органа, клавесина) в ансамблевой музыке ХУ11-ХУ111 в.в. в виде басового голоса с цифрами, указывающими какие аккорды должен извлекать исполнитель.

Галантная музыка – стиль придворной музыки, сформировавшийся в ХУ111 веке

Гомофония (от греч. homos – равный и phone – звук, голос) – многоголосный склад музыки, в котором один голос (обычно верхний) имеет наиболее важное значение, а остальные аккомпанируют ему.

Диссонанс (лат. dissonans - разногласящий, разнозвучащий)  -неблагозвучное, раздражающее слух звучание.

Дискант – высокий детский голос; (лат. другая песня) - форма средневекового двухголосного пения. Обычно термин применяется для отделения вокальной линии от других частей хоральной музыки

Джаз, джаз оркестр, джаз-банд (англ.) – особый тип оркестра, возникший в Америке в нач. первой мировой войны и по окончании ее (с1919 г.) быстро распространившийся в Западной Европе. Джаз-оркестр образуется главным образом из  духовых инструментов, медных и саксофонов, с многочисленными ударными установками. В  состав джаза  входят  и солирующие  инструменты: гитара, аккордеон, банджо и др.

Звукоряд   ряд звуков, расположенных по высоте; простейшая первичная систематизация звуков.

Зингшпиль  (нем. singspiel, от singen – петь и spiel – игра) – немецкая и австрийская комическая опера, чередующая прозу с пением и танцами; расцвет  ее относится к середине и второй половине ХУ111в.  

Имитация (от лат. imitatio – подражание) – повторение каким-либо голосом темы или мотива, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.

Импровизация (от лат. improvisus – внезапный, непредвиденный) – одновременное сочинение и исполнение произведения. В профессиональной музыке, в период наибольшего распространение искусства импровизации, принято было предлагать композитору тему, на основе которой он тут же импровизировал какую-либо пьесу, обычно виртуозного характера. Многие исполнители включали импровизации в свои выступления как отдельные номера.

Импрессионизм в музыке (франц. Impressionnisme от impression – впечатление) – художественное направление, сложившееся прежде всего в творчестве К.Дебюсси.  Имеет общие корни с импрессионизмом во французской живописи.  Музыку импрессионизма отличает красочность, стремление к воплощению мимолетного впечатления,  к одухотворенной пейзажности.  («Ноктюрны», «Море», «Остров радости» К.Дебюсси. «Игра воды», «Отражение» М.Равеля). В сфере красочной живописности, интереса к экзотике, импрессионисты продолжили традиции романтизма, отказавшись при этом от социальных тем.  Импрессионисты создали произведения утонченные и ясные по выразительным средствам.

 Камерная музыка – (от лат. camera – комната, палата) – в ХУ1 в. вся светская музыка, впоследствии  - инструментальные произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей  и ограниченный круг слушателей.

Канон   (греч. kanon – правило, образец) – многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого; иначе – каноническая имитация.                             

Кантата (ит. cantata, от cantare – петь) – жанр духовной и светской музыки; исполняется солистами, хором и оркестром.

Каприс, каприччио (фр. caprise, ит. capriccio – каприз,  прихоть) - виртуозная инструментальная пьеса, с причудливой сменой эпизодов и настроений.

Концерт (производное от лат. concertare – состязаться) – 1.Публичное исполнение музыкальных произведений. 2.Крупное виртуозное  произведение обычно для солиста в сопровождении оркестра; чаще всего в трех частях.                 

Кончерто гроссо (ит. concerto grosso – букв. большой концерт) – вид концерта, строился на чередовании звучания группы инструментов-солистов и всего состава оркестра;  сложился в ХУ11 веке в Северной Италии.

Контрапункт  (от лат. punctum contra punctum – точка против точки, т.е. нота против ноты) – одновременное звучание двух или более самостоятельно выразительных мелодий.

Клавесин (фр. clavesin) -  собирательное название клавишно-струнных щипковых инструментов ХУ1-ХУ11 вв. (нем. Клавицимбал, ит. чембало, англ. вирджинэль) с несколькими клавиатурами и регистрами. Клавесин - предшественник фортепиано, применялся самостоятельно и в ансамблях.

Классицизм (от лат. classicus – стиль в и искусстве 17 – нач. CAPut!’ вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма и эстетики Возрождения;  отражает  тенденцию художественного мышления к  ясности, рациональности, логичности художественного образа.

Классицизм возник в абсолютистской Франции, сначала в литературе и театре, а  затем в музыкальном театре Ж.Б.Люлли, создателя  жанра оперной лирической трагедии.

 Художественные идеалы классицизма в музыке развивали композиторы венской классицистической школы - Й.Гайдн, Л.Бетховен, В.А.Моцарт. Они заимствованный в оперном искусстве новый музыкальный язык, который утверждал господство мелодического начала, гармоническое многоголосие, самостоятельную роль инструментальных тембров. С творчеством венских классиков  связан  блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров – симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование сонатно-симфонического цикла и симфонического оркестра.

Клирос – одно из двух мест на возвышенной части перед алтарем, где размещаются певчие.

Колоратурное сопрано – разновидность женского голоса, отличающегося наиболее высоким регистром и подвижностью, отчего часто приобретает инструментальный оттенок, приближаясь по  характеру звучания к флейте.

Консонанс (лат. conconans – согласно звучащий) – благозвучное, слитное созвучие, в котором звуки соединяются  в стройном звучании.

Конкретная музыка (франц. musigue concrete) – музыка, звуковым материалом которой служат   не музыкальные звуки, а записанные на пленку «натуральные звучания» (звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц и пр.), часто преобразованные с помощью электронной аппаратуры. К ним часто добавляются звучания музыкальных инструментов и  певческих голосов. К. м. возникла в конце 40-х гг. во Франции и  находит применение при  музыкальном оформлении  театральных спектаклей и кинофильмов.

Крещендо (ит.crescendo,  букв. возрастая, усиливая) – постепенное увеличение  силы звука.

Лейтмотив (нем. leitmotiv – ведущий мотив) – характерная тема или музыкальный оборот, который обрисовывает какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, и звучит при появлении персонажа на сцене или при повторении  ситуации в разных частях произведения.

Либретто (ит. libretto – книжечка) – 1. Полный словесный текст музыкально – театрального сочинения. 2.Содержание балета. 3.Краткий пересказ музыкально- драматического произведения.

Мадригал (ит. madrigale)  - европейская,  первоначально одноголосная, а с ХУ1 в. – многоголосная (ансамблевая, хоровая) светская песня, обычно любовного содержания и изысканного характера. 

Месса (ит. messa, от лат. missa) –  главное богослужение католической церкви (соответствует православной литургии);  многоголосное произведение для хора с инструментальным сопровождением, написанное на латинский текст.

Менестрели – в средние века (Х111-Х1Увв.) во Франции и Англии странствующие  поэты-музыканты.

Миннезингеры (нем. minnesinger – певец любви) – средневековые (Х11-ХУ вв.)  немецкие рыцари – поэты и музыканты.

Мотет (лат. motetus, от motus – слово) – в Х11- Х1У вв. многоголосная песня, одновременно сочетавшая несколько мелодий, иногда с различным текстом; впоследствии – многоголосное полифоническое произведение для пения а капелла.

Мюзикл – тип сценического зрелища, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца; сложился в конце Х1Х в. в США.

Неоклассицизм (от греч. новый и классицизм) – направление в музыке 20-30 гг. ХХ в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления барокко и классицизма. Кризис крупномасштабной романтической симфонии и снижение роли сонатной формы в начале 20-х гг. ХХв. привели к возрождению предшествовавших им жанров: сюиты, кончерто гроссо, полифонических циклов  и д.р.   Неоклассицизм, как проявление  антиромантического движения, отразился в музыке многих композиторов, но наиболее законченное выражение получил в творчестве И.Стравинского, П.Хиндемита. И.Стравинский  создал особый стиль неоклассицизма,  в котором старинные стили  и жанры сочетаются с   элементами  музыкального языка ХХ в.

Неоромантизм  ( от греч.новый и романтизм) – понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом творчество Ф.Листа и Р.Вагнера. Во второй половине ХХ в. многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма,  протестуя против крайностей  «авангарда» и требуя возврата к «новой простоте».

Неофольклоризм (греч. новый и фольклор) – термин,  применяемый к европейской музыке начала  ХХв., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Неофольклоризм  развился в рамках общей тенденции  отказа от романтической субъективности. Наиболее яркие представители неофольклоризма – Б.Барток и И.Стравинский.

Опера (ит. opera  - действие, произведение, труд) –сопровождаемое оркестром музыкально-драматическое произведение, включающее балетные сцены.  Опера возникла в Италии на рубеже ХУ1 и ХУ11 вв. С 1736г. оперные представления начали даваться в России.

Оперетта (ит. operetta,  букв. – маленькая опера) – музыкальная комедия; сопровождаемое оркестром театральное представление, в котором часть текста поется, а часть произносится. Сложилась во Франции в 50-х гг. Х1Х в.

Оратория (от лат. oratoria – красноречие) – жанр духовной и светской музыки; возник в Италии в ХУ1 в.;   монументальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов. Первоначально оратория содержала  сценическое представление; с  середины ХУ11в. закрепляется повествовательный характер  и концертное исполнение ораторий.

Орган (от греч. organon – орудие, инструмент) – клавишно-духовой инструмент крупных размеров; снабжен сложным механизмом управления. Клавиши органа объединяются в несколько клавиатур, на которых органист играет руками (мануали) и ногами (педаль). Примитивный орган был известен до н.э. Начиная с Х1У в. получил широкое распространение в Западной Европе вначале как церковный, а потом и светский инструмент. Орган применяется как концертный солирующий и ансамблевый инструмент.

Партитура (ит. partitura – деление, распределение) – полностью записанная оркестровка. Партия каждого инструмента записывается отдельно, одна под другой, чтобы ноты, одновременно исполняемые всеми, были на одной вертикали. 

Полифония (от греч. poly – много  и phone – звук, голос)  – многоголосие, в котором все голоса равноправны.

Поппури (фр. pjt pourri – букв. кушанье из разных сортов мяса, смесь) – сборная пьеса, составленная из пестрого ряда заимствованных музыкальных отрывков.

Программная музыка – инструментальные произведения, которые предваряются словесным текстом, раскрывающим  его содержание. Широкое распространение программная музыка получила к середине Х1Х в.; высокого расцвета достигла в творчестве русских композиторов – классиков. 

Разработкасредний из основных разделов сонатной формы, следующий после экспозиции и предшествующий репризе.

Реквием  (от лат. reguies – покой) – вокальное, или вокально-инструментальное произведение, посвященное памяти умершего; заупокойная католическая месса.

Реприза (от фр. reprise – повторение, возобновление) – в сонатной форме – последний из ее разделов, следующий после разработки;  в пьесах  любого построения – повторение какого-либо раздела тотчас после его исполнения.

Регент – дирижер церковного хора

Рондо (фр. rondeau, от ronde – хоровод) – муз. пьеса, содержащая не менее трех проведений основной темы в главной тональности; повторяющийся раздел рондо называется рефрен.

Романс (исп. romanse, от roma – романский)  сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением; вокальное произведение самого различного содержания, характера и построения. 

Романтизм  (франц. romantisme) - художественное направление,  сложившееся  в европейском искусстве на рубеже 18-CAPut!’ вв.,   отразившее   кризис  идеалов классицизма и   рационалистического мышления,  стремление художников уйти в мир  идеальных представлений и утопических мечтаний. В эпоху романтизма музыка занимает ведущее место среди искусств, в наибольшей степени соответствуя  стремлению  романтиков отразить эмоциональную жизнь человека.

 Музыкальный романтизм сложился под воздействием немецкой романтической литературы (Ф.В.Шеллинг),  в дальнейшем  развивался в тесной связи с   различными течениями в литературе, живописи и театре. (Дж.Г.Байрон, В.Гюго, Э.Делакруа, А.Мицкевич и др.). Романтизм в музыке представлен творчеством Ф.Шуберта, Н.Паганини, Дж.Россини, Ф.Шопена, Р.Шумана, Г.Берлиоза, В.Беллини, Ф.Листа, Р.Вагнера, Дж.Верди, И.Брамса, Э.Грига и др. 

Речитатив (от лат. recitare – читать вслух, декламировать) – род вокальной музыки, которая интонационно воспроизводит бытовую или декламационную речь. Часто речитатив предшествует арии, контрастируя с ней, подчеркивая ее певучесть.

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – наиболее сложная форма инструментальной музыки, рассчитанная на исполнение симфоническим оркестром; сложилась в конце ХУ111- нач. Х1Хв., обладает огромными возможностями воплощения идейно-эмоционального содержания в музыке.

Соната (ит. sonata, от лат. sonare – звучать) – жанр инструментальной музыки, предназначенный либо для одного инструмента, либо для двух (один из которых фортепиано); сложился в конце ХУ111 в.

Сонорика (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) - один из методов сочинения в музыке 20 в., основанный на оперировании красочными звучностями.  В сонорике сочетание звуков воспринимается  как единая звуковая краска, в которой отдельные звуки  и  интервалы не выявляются отчетливо на слух. Сонорика  внесла разнообразие в звукокрасочную сторону музыки. Сонорно окрашенные звучности использовали  Скрябин, Прокофьев, Шнитке и др.

Страсти или пассионы – музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Сюита (от фр. suite – последовательность, продолжение) – инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей - танцевальных пьес, контрастных по характеру.

Тембр (от греч. tumpanon – бубен, фр. limbre – колокольчик, также метка, марка, т.е. отличительный знак ) – окраска звука, придающая музыке разнообразное звучание; тембр отличает звучание одного инструмента от другого.

Тенор – (ит. tenore, от лат. tenere – держать, направлять)- 1.Высокий мужской голос, получивший свое название оттого, что исполнял главную мелодию («кантус фирмус»)   в средневековой  церковной музыке (до ХУ11в.), служившую основой для других голосов.

Тональность – термин, определяющий основной тон и ладовое наклонение (мажор, минор)

Увертюра (фр. ouverture – открытие, начало) – инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению; самостоятельное произведение для оркестра.

Унисон (от ит. unison – однозвучный) - одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

Фуга  (от лат. fugue – бег, бегство) – многоголосное произведение, высшая имитационная форма, завершившая развитие полифонического многоголосия.

Шарманка  (от фр. песенки <Terminate Catherine>, исполнявшейся на первых шарманках в России) – переносной орган, изобретенный в нач. ХУ111 в. с механизированным звукоизвлечением.  В России – с нач. Х1Х в.

Хорал (от ср. –лат. choralis, от греч. choros – хор) - церковное песнопение, в католической музыке – одноголосное, в протестантской – многоголосное, с сопровождением органа.

Экспозиция (лат. expositio – изложение) – в сонатной форме первый основной раздел, содержащий изложение основного тематического материала.

Электронная музыка (ЭМ)  – музыка, создаваемая и реализуемая с помощью электронно-акустической, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры; развивается  начиная с  50-хх  гг. ХХв. (сочинения Э.Денисова, А.Шнитке, С.Губайдуллиной и др.).

 

 

Некоторые персоналии  музыки  Возрождения и барокко  

Гвидо из Ареццо или Гвидо Аретинский (ок.995-1050) – знаменитый итальянский  музыкальный теоретик, создавший современную нотную систему.  Ввел  6-ти ступенчатый звукоряд и слоговые обозначения нот: до, ре, ми, фа, соль, ля – от начальных слогов первых шести строк латинского гимна, посвященного святому Иоанну, покровителю певцов.

 Орландо Лассо  (ок.1532-1594) – настоящее имя – Ролан де Ласю- франко-фламандский композитор-полифонист. Творчество Лассо включает как культовые жанры, так и жанры светской музыки. Мотет занимает ведущее место в творчестве композитора.

 Джованни Палестрина  (ок.1525-1594) – итальянский композитор эпохи Возрождения, глава Римской полифонической школы, преобразователь и классик хоровой музыки (а капелла). Автор более чем ста месс, трехсот мотетов, ста мадригалов.

 Клеман Жанекен (ок.1485-1558) – французский композитор. Автор месс, мотетов, псалмов, многоголосных шансон.

 Гийом Машо (ок.1300-1377) – французский композитор, трувер (поэт и певец), и церковный деятель. Один из первых представителей искусства ARS NOVA, отличительной чертой которого является использование необычных ритмов.

 Оттавио Ринуччини (1563-1621) –итальянский поэт и драматург. Участник Флорентийской камераты (подобие ученого общества, ставившего своей целью возрождение античной трагедии). Один из создателей текстов первых опер - «Дафны » и «Эвридики»  Я.Пери и «Эвридики»  Дж.Каччини.

 Яккопо Пери, прозвище  -  Длинноволосый  (1561-1633) – итальянский певец и композитор, один из основоположников оперы, участник Флорентийской камераты.

 Джулио Каччини, прозвище – Романо (ок.1550-1618) – итальянский композитор, певец и скрипач,  участник Флорентийской камераты. Автор одной из первых опер («Эвридика»).

 Клаудио Монтеверди (1567-1643) – итальянский композитор, певец и скрипач, создатель так называемого «взволнованного стиля» в музыке (оперы «Орфей», Ариадна», «Коронация Поппеи»).

 Андреа Амати (ок.1520-1580) – итальянский мастер смычковых инструментов, создатель скрипки классического типа. Инструменты династии Амати высоко ценятся в музыкальном мире.

 Жан Батист Люлли (1632-1687) – французский композитор и театральный деятель итальянского происхождения. Основоположник национальной классической оперы, один из предшественников классических направлений в искусстве ХУ111в.

 Генри Перселл (ок.1658-1695) – английский композитор и органист. Родоначальник  национальной английской оперы, автор духовной и светской музыки.

 Алессандро Скарлатти (1660-1725) – крупнейший представитель неаполитанской оперной школы, композитор барочного стиля, создатель теории контрапункта и оперы – сериа, которая в дальнейшем стала эталоном для других композиторов.

 Дитрих Букстехуде (1637-1707) – немецкий композитор и органист, глава северогерманской органной школы. Стал известен благодаря произведениям для органа и кантатам. Органные фантазии Д.Букстехуде повлияли на творчество И.С.Баха.

 Франсуа Куперен, прозвище –Великий (1668-1733) – французский композитор, органист и клавесинист. Автор труда «Искусство игры», в котором излагаются эстетические и исполнительские принципы игры на этом инструменте.

Арканджелло Корелли (1653-1713) – итальянский скрипач, композитор, дирижер и педагог, основоположник национальной скрипичной школы. «Кончерто гросси» Корелли сыграли большую роль в формировании оркестровой музыки.

Доменико Скарлатти (1685-1757) – итальянский композитор, один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля, исполнитель-виртуоз, автор многих светских и духовных сочинений.

                                     Основная литература по курсу: 

  1. Л.Емохонова. Мировая художественная культура. М.,2002
  2. История и культурология. Под ред. И.Шишовой 
  3.  Энциклопедия «Аванта +». Том «Искусство. Музыка. Театр. Кино». М.,2000
  4. Т.М.Тараданова.  Музыка в истории культуры. Методические разработки по культурологии. М,2004
  5. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.,2001
  6. Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. М.,1997
  7. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб,  2000
  8. Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2003
  9. Вагнер Г.С., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.,1993

 

                                       Рекомендуемая литература:

  1. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб,   1995   
  2. Гуревич П.С. Культурология. М.,2003
  3. Ивлев С.А. Художественная культура нового времени. М.,2001
  4. Ивлев С.А. Художественная культура средневековья. М.,2002
  5. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1993
  6. Коллинз С. Классическая музыка от А и до Я. М.,2001
  7. Левина Л.А. Грани звучащего слова. М.,2002
  8. Сто великих музыкантов. М., 2002
  9. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,1998
  10. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.,1965
  11. Старинная музыка. Словарь. М., 1990

 Литература: (1)

  1. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М.,1998
  2. Альшваг А. Людвиг ван Бетховен. Очерки жизни и творчества. М.1963
  3. И.С.Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер. Биографические повести. Челябинск, 1995
  4. Бах, Мейербер, Глинка, Даргомыжский. Биографические повести. Челябинск, 1995
  5. Белоусова С.С. Стили, композиторы, эпохи. Романтизм. М., 2002
  6. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание.М.,2001
  7. Брион М. Моцарт  (Перевод  с франц.). М.,2004
  8. Вагнер Р.Кольцо Нибелунга. Избранные работы. М.,2001
  9. Великович Э.И. Великие русские имена: Скрябин, Рахманинов,
  10. Стравинский, Прокофьев, Шостакович. СПб, 2002
  11. Вагнер Г.С., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. Музыка Х1-Х1V, ХVV1 вв., ХV11-ХV111 в.М.,1993
  12. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира. Культура звука в традициях восточных цивилизаций. М.,2001
  13. Вернон Л. Жизнь великих музыкантов: Шопен, Верди. Эпоха творчества
  14. Гуревич Е.Л.Западноевропейская музыка в лицах и звуках. М.,1994           
  15. Кирнарская Д.К.Стили, композиторы, эпохи.Классицизм. М.,2002                                                                     
  16. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История, стили, жанры. М.2001
  17. Композиторы и музыкальны деятели (Сост. Смирнов И.). М.,2002
  18. Левина Л.А. Грани звучащего слова. М.,2002
  19. Марек Дж. Рихард Штраус. Последний романтик. М.,2002
  20. Музыка. Энциклопедия. Под ред. Келдыша Г.В. М.,2003
  21. Музыка. Что о ней должен знать современный человек. Словарь. М.2002
  22. Музыканты мира. Биографический словарь. М.,2001
  23. Назайкинский Е.В. Стили и жанры в музыке. М.,2004
  24. Роланд П. Рок и поп. Перевод с англ. М.,2003
  25. Самые знаменитые композиторы России. М.,2003
  26. Сто великих музыкантов. «Вече»,М.,2002
  27. Сто опер (история создания, сюжет, музыка) Арановский М. и др. М., 1981
  28. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,1998
  29. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб,  2000
  30. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.,1965
  31. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М.,1992
  32. Энциклопедия . «Искусство», т.7. М.,2001
  33. Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2003
  34. Популярная история музыки. «Вече»,М.2002