Занятия ведет кандидат философских наук, доцент

  Тараданова  Татьяна Михайловна

 

 Понятие «культура», определения культуры. Культура как «вторая природа». Мир культуры – мир ценностей. Культура как поиск смысла.

Культура материальная и духовная, проблема приоритета. Субкультура и   контркультура. Взаимосвязь культуры, контркультуры и субкультуры. Характерные черты элитарной культуры.  Специфика массовой культуры. Различия элитарной и демократической культур.

Культура и цивилизация. Основные признаки цивилизации.

Важнейшие аспекты анализа культуры: историко - социальная характеристика, мировоззренческие основы, религиозные представления,  научные достижения, художественная  культура.

Понятия «историческая  эпоха»,  «художественная культура», «художественный стиль». зыка – одно из древнейших искусств, возникшее  на самых ранних этапах существования человечества. Музыка обладает уникальным  языком, способным выразить чувства человека, передать характерные черты времени, культуры, отразить  в звучащих художественных образах многообразие жизни и мира.

В курсе "Музыка в истории культуры" уделено внимание как серьезному, классическому искусству,  так и современной  музыкальной культуре. Классическая музыка рассматривается в контексте художественных тенденций времени,  современная популярная массовая  музыка – в свете проблем массовой и элитарной культур. Темы занятий иллюстрируются фрагментами музыкальных произведений. 

 1. Музыка как искусство     

            Музыка (греч. musike, от musa)  – искусство муз. Музы - покровительницы наук и искусств в древнегреческой мифологии. Этимология слова «муза», его первоначальное употребление и значение. Античные мыслители  о природе музыки и  ее воздействии  на человека. Современное  определение  назначения музыки.

1.1. Основные  элементы музыкального искусства.

            Звук  - реальный и  музыкальный, его акустические и эстетические свойства. Основные параметры музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр. Звукоряд как систематизация музыкальных звуков. Древнегреческие, средневековые музыкальные лады, европейская биполярная тональная система.  Звук и мелодия.

            Ритм (греч. rhythmos - мерное течение) – организатор музыкального процесса. Ритмический акцент, ритмический рисунок. Появление размера и  тактовой  черты. Разнообразие современных музыкальных ритмов.

            Гармония  (греч. harmonia    созвучие, соразмерность) -  согласованность между частями единого  целого; в музыке -  сочетание тонов в одновременном звучании, наука об аккордах.     Музыкальная форма – композиция или строение музыкального произведения. Разновидности музыкальных форм: полифонические (фуга, канон, инвенция), гомофонические  (сонатная форма, рондо, трехчастная форма, куплетная форма и др.),  циклические  (сюита, симфония, концерт).

1.2. Основные типы музыкального творчества: народная музыка или   фольклор:  архаичный, городской, современный. Профессиональная музыка: композиторские или классические произведения (произведения,   заключающие   в себе серьезное содержание,  обращение   к вечным вопросам человеческого бытия, совершенные  по форме и содержанию),   церковная  и  духовная музыка;  легкая,  развлекательная музыка – от средневековой до современной.

1.3. Восприятие музыки.   Музыкальный слух:  звуковысотный - абсолютный и относительный,  мелодический, полифонический,  внутренний. Важность  эмоционального восприятия музыки, понимания  ее выразительных средств,    обогащения музыкального опыта.

                                         2.  Музыка и историческое время

2.1. Музыка в древневосточных культурах

(на примере Месопотамии и Древнего Египта). Краткий обзор исторической эпохи, характеристика художественной культуры.   Источники сведений о музыкальном искусстве:  изображения на стенах храмов, дворцов и гробниц, рисунки  цилиндрических печатей, тексты  гимнов  и песнопений. Традиции музыкального исполнительства: хоровое и  сольное пение,   инструментальная игра, участие музыкантов в светских и религиозных праздниках. 

Музыка в  Древней Месопотамии. Функции и статус музыканта. Изображения музицирующих богов. Наиболее популярные инструменты. Состав придворного и храмового оркестра. Древнейшая  музыкальная запись. (Текст и мелодия религиозного гимна, Угарит, ХУ в. до н.э., клинопись).

 

Музыка Древнего Египта.  Древнеегипетское название  музыки («Хи» -  удовольствие), ее назначение.   Бытовая и праздничная музыка.  Восхваление фараона и  гимнический жанр.  Музыкальное оформление мистерий  - драматических представлений о жизни богов. Музыка в заупокойном культе: чтение речитативом, пение ритуальных текстов, особая роль профессиональных плакальщиц. Распространение синхронного танца и пентатонического лада   как отражение  в музыкальной  практике художественных  приемов египетского искусства:  схематизма, условности, геометризма.

Музыка в античной культуре

 Исторические периоды древнегреческой и древнеримской культур.  Важнейшие характеристики эпохи (цивилизация, антропоцентризм,  мифологизм сознания, политеизм). Влияние античной культуры на  формирование европейской цивилизации.

Древнегреческая архитектура и скульптура. Сложение ордерной системы,  типы греческих храмов. Архитектурные и скульптурные памятники классической и эллинистической эпох.     

Римская архитектура и скульптура.  Использование ордерной системы,  арочных конструкций, циркульных  сводов. Архитектурные памятники Древнего Рима.   Римский скульптурный портрет.                                                

Музыка в Древней Греции. Характерные черты древнегреческой музыки: синкретизм (единство с другими искусствами: поэзией, танцем, театральным действием) и  связь с мифологией.   Аполлоническая  и   Диониссийская культовая музыка.   Легендарные певцы – Орфей и Олимп. Хоровая лирика и сольная  мелика. Функция музыки в древнегреческой трагедии.

Древнегреческие музыкальные инструменты и традиции сольного музицирования. Развитие (культивирование) виртуозности, музыкального профессионализма. Социальная значимость профессии музыканта.

Музыка в Древнем Риме. Бытовые музыкально-поэтические жанры: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Увлечение римлян духовыми инструментами. Особенности древнеримской театральной музыки. Музыкальные состязания и концерты.  

 

Музыка в средневековой европейской культуре (У1-ХУ1 вв.)

            Историческая и социальная характеристика эпохи,  особенности ее духовной культуры (религиозность, символизм, универсальность). Образование и наука в средние века.

Средневековая архитектура и скульптура. Романский и готический архитектурный стиль. Готическая   книжная миниатюра.

Средневековая церковная музыка. Принципиальное  одноголосие   раннехристианского пения. Западноевропейский  «григорианский хорал». Сложение  структуры католической мессы и  традиций ее музыкального сопровождения.

Система канонических песнопений («гласов»)  и  музыкальное оформление литургии в Византии. 

            Древнерусская церковная музыка и богослужебное пение. Реформы Патриарха Никона (ХУ11в.) и развитие церковного многоголосия на Руси.

Светская средневековая  музыка. Искусство странствующих музыкантов, «мастеров на все руки» -  жонглеров,  менестрелей, шпильманов. Мастерство менестреля:    виртуозное владение инструментом и голосом, умение ловко комбинировать тексты,  демонстрировать  гибкость  художественной фантазии как  соответствие средневековому идеалу «ручной работы».

Тема любви в развлекательной музыке, ее  связь со смехом и  танцем.  Традиции  эксцентрического музицирования. Песни странствующих студентов и школяров (вагантов).                               Светская музыка в рыцарской среде. Песни провансальских трубадуров и труверов.  Рыцарский миннезинг  в Германии. Развитие певческого мастерства мейстерзингерами.           

Музыкальные инструменты средневековой Европы: медные духовые (трубы, рога), струнные  (виела, фидель),  лютня, арфа. 

Кодифицирование музыки в Средние века: «Невменная» (знаковая),  крюковая, буквенная  нотация. Изобретение  слогового   обозначения  нот (Х1в.). Введение практики линейной  нотации и начало развития многоголосия. Композиторская школа при соборе Нотр-Дам - первая эпоха в профессиональной музыке.

Европейская культура Х1У-ХУ1 вв.

Переход  от средних веков к Новому времени, истоки культуры Возрождения.  Главная характеристика  новой культуры: интерес к античности и человеку как  личности. Этика и эстетика гуманизма.

Ранняя итальянская литература. «Божественная комедия»  Данте Алигьери (1265-1321) и рождение итальянского литературного языка. Создание жанра  сонета,  (Франческо Петрарка,  1304-1374),  жанра новеллы   ( Джованни Бокаччо, 1313-1375).

Западноевропейская картина как особый вид живописного изображения.  Специфика техники живописи. Особенности ее выразительного языка.

Начало живописи Возрождения.  Искусство Джотто ди Бондоне (126-13337), Томаззо Мазаччо (1401-1428) Сандро Ботичелли (1445-1510).

Воздействие личности Леонардо да Винчи (1452-1519) на  развитие мировой культуры. Идеалы гуманизма  в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Великие творения Микеланджело Буонаротти (1475-1564)).

Музыка  эпохи Возрождения. Канон музыкальной красоты эпохи:  в одном произведении – один образ.  Тенденция  к отражению  в музыке идеалов земной красоты.  Главное художественное достоинство музыки: сочетание разнообразия и совершенства (varietas и harmonia). Новое понимание профессии композитора и появление первых авторских сочинений.

Сфера профессиональной музыки эпохи: месса, мотет, городская шансон,   придворный мадригал.

Начало нотопечатания, появление моды на любительское музицирование.  Вхождение  в обиход популярных народных песен -  фроттол,  виланел. Самостоятельность инструментальной музыки. Музыкальные инструменты эпохи: лютня, орган, верджинел, клавесин, виола. 

Композиторы и музыканты эпохи: Гийом Машо (ок.1300-1377), Клеман Жанекен (ок.1485-1558), Орландо Лассо (ок.1532-1594),    Дж.Палестрина (ок.1525-1594).

111. Классическая музыка. Эпохи и стили Новое время  в европейской культуре   (ХУ11-Х1Х вв.)

Социально - экономическая характеристика времени: ХУ11в. – становление буржуазного общества, свершение  первой научной революции;   ХУ111в. – распространение идей Просвещения; Х1Х в. - формирование  западноевропейской цивилизации.

Художественные стили и направления в искусстве Нового времени: барокко,  классицизм, романтизм, художественный реализм, внестилевая линия. 

Барокко: определение термина, характеристика стиля. Основные черты  искусства барокко:   грандиозность, пышность, экспрессивность, театральность, иррациональность, чрезмерная детализированность.

Барокко в архитектуре, скульптуре  и  живописи.  Лоренцо Бернини (1598-1680), Микеланджело да Караваджо, (1573-1610), Питер Пауэл  Рубенс (1577-1640). 

Барокко в музыке. Открытие темы человека, развитие  личностного начала в культовой и  инструментальной музыке. Отражение помпезности и пышности эпохи в музыкально – театральных жанрах.

Рождение оперного жанра  в Италии на рубеже ХУ1-ХУ11 вв. Появление  первых оперных школ. Опера – seria и опера – buffa,  пение «бельканто»,   «взволнованный» стиль. Оперное творчество  К. Монтеверди (1567-1643).

            Французская, английская,  немецкая опера. Ж.Б.Люлли (1632-1687), Генри Перселл (1658-1695),  Р.  Кайзер (1674-1739). Первые оперные театры в Европе.   

Жанры духовной музыки барокко: хорал, оратория, кантата, страсти («пассионы»). Жанры инструментальной музыки: токката, фантазия,  прелюдия и фуга, трио – соната,  концерт.

Музыкальные инструменты эпохи: орган,  клавесин,  клавикорд,  верджинел,  скрипка, струнный оркестр. Выдающиеся музыканты - исполнители:  Дж. Фрескобальди, Д.  Букстехуде (1637-1707, А.Корелли (1653-1713), А. Скарлатти (1660-1725), Ф.   Куперен (1668-1733),   Ж. Ф. Рамо (1683-1764).

Гении «Высокого» барокко: А. Вивальди (ок. 1678 – 1741),   И.С.Бах (1685-1750), Г.Ф.Гендель (1685-1759).

Классицизм. Социальная основа классицизма, его эстетический идеал: идеализация, стремление к обобщению, упорядоченность, симметричность, пропорциональность, логичность художественного образа.         

Классицизм в архитектуре и живописи.  Дворцовый ансамбль Версаль (1624-1678). . Живопись Н.Пуссена (1594-1665), К.Лоррена (1600 – 1682). 

Архитектура классицизма в России. В.И. Баженов (1738-1799), М.Ф. Казаков (1738-1812). . Русский классицистический портрет. Д.Г. Левицкий (1735-1822) , В.Л. Боровиковский (1757-1825).  Живопись К.П.Брюллова (1799-1825),  А.А.Иванова (1806-1858).         

Классицизм в музыке: влияние оперного искусства на профессиональную музыку.    Развитие нового музыкального языка. Уход   музыкальной практики от барочных жанров и  барочного стиля.

Вена – столица европейской музыки. Обобщение новейших музыкальных идей композиторами венской классической школы - Й.Гайдном (1732-1809), В.А.Моцартом (1756-1772), Л.В.Бетховеным (1770- 1827). Оперная реформа К.В.Глюка (1714-1787).Создание венскими классиками  главных жанров академической музыки - сонаты и симфонии.

 Состав большого симфонического оркестра, его размещение на сцене.   Функции дирижера,  партитура произведения. Великие дирижеры, прославленные мировые оркестры.

 Влияние творчества Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л.Бетховена на последующее развитие музыкального искусства.

Романтизм  -   направление художественного мышления рубежа ХУ111-Х1Х вв. Идейная сущность романтизма – обращение  к человеческой душе.  Смешение поэзии и реальности в эстетике романтизма.

Романтизм в живописи: Т.Жерико (1791-1824),   Э.Делакруа (1798-1863), О. Кипренский (1782-1836), К. Брюллов (1799-1852).

Сложение и развитие музыкального романтизма под влиянием романтической литературы (Дж.Г.Байрон, В.Гюго, Г.Гейне, А. Мицкевич). Начальный этап музыкального романтизма (Ф.Шуберт, (1811-1863), Н.Паганини, (1782-1840). Дальнейшее  развитие  музыкального романтизма  в  творчестве Ф.Шопена (1810-1849), Ф.Листа (1811-1886), Р.Вагнера (1869-1930), Дж. Пуччини  (1858-1924), Дж. Верди (1813-1901).

Важнейшие достижения романтизма в музыке: интерес к миру индивидуальной личности  и расцвет вокальной и фортепианной миниатюр (песня, романс, музыкальный момент, экспромт, ноктюрн, поэма и  др.). Тяготение  к сквозному драматургическому развитию и  образование свободных смешанных форм  (фантазия, рапсодия, симфоническая поэма).  Идеализация природы и  развитие  лирико-эпического симфонизма.

Новые средства музыкального языка:  лейтмотив, лейттема, речевая интонация. Расширение тембровой палитры в музыке романтизма: использование натуральных ладов, красочных сопоставлений мажора и минора.

Национальный колорит в музыке романтизма как отражение интереса к народному творчеству. Возникновение в русле романтизма новых композиторских школ – польской, чешской, венгерской, норвежской,   испанской и др.  

Появление в рамках позднего романтизма новых стилевых направлений  в музыке  - веризма, импрессионизма, экспрессионизма.

Импрессионизм как стилевое направление в живописи, его отражение в музыкальном искусстве. Представители импрессионизма в музыке: К.Дебюссси (1862-1918), М.Равель (1875-1937), И.Стравинский (1843-1902).

Импрессионизм в живописи.  К.Моне (1840-1926), К.Писсаро (1830-1903), , О.Ренуар (1841-1919), А.Сислей (1839-1899), Э.Дега (1834-1917).

Русская  классическая музыка  Х1Х-ХХ вв.

Духовная и светская музыка России ХУ111в. Творчество М.И.Глинки (1804-1857)   и образование русской композиторской школы.

Демократизация русской музыки, ее выход в концертные и театральные залы. Открытие Петербургской и Московской консерваторий, создание  Русского музыкального общества.

Отражение творчества А.С.Пушкина в русской музыке

Романс в русской музыке Х1Х в.  Поэзия А.С.Пушкина  в русском романсе.

Соединение   музыки  и пушкинского слова   в  русской национальной опере. «Руслан и Людмила» М. И.Глинки, «Борис Годунов»  Мусоргского,  «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.И.Чайковского  - вершины в мировом оперном искусстве.

Театрализация  поэзии Пушкина  в балетной музыке.

Художественные направления в русской классической музыке

Картинный симфонизм в творчестве композиторов «Могучей кучки» - А.П. Бородина (1833-1887), Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908), М.П. Мусоргского (1839-1881). Программный, психологический симфонизм П.И.Чайковского (1840-1893). Поздний романтизм  в сочинениях А.Н.Скрябина (1896-1938)  и С.В. Рахманинова 1873-1943). Неоклассицизм  в музыке Ф.И.Стравинского (1843-1902) и  С.С..Прокофьева (1891-1953).

 Русские сезоны за границей

Деятельность С.Дягилева и начало «Русских сезонов» в Париже (1907). Исторические  русские концерты. Начало регулярных балетных сезонов в Париже. (1909). М.Фокин как реформатор балетного спектакля. В.Нижинский, А.Павлова, Т.Карсавина – выдающиеся русские танцовщики. Роль художников   Л.Бакста, А.Бенуа, Н.Рериха   в формировании «нового балета».

Русский музыкальный авангард

Авангард как явление в культуре. Музыкальный язык авангарда в профессиональной музыке:  алеаторика,  сонорика, конкретная музыка, серийная техника, пуантилизм, компьютерная и электронная музыка. Русский музыкальный авангард (А.Г.Шнитке, С.А.Губайдуллина, Э.В.Денисов). 

Авангард в русской живописи. К.Петров-Водкин (1878-1939), М.Шагал (1887-1985), В. Кандинский (1866-1944),   К.Малевич (1878-19350).

 Великие музыканты  - исполнители классической музыки: Ф.Лист (1811-1886),  С.В.Рахманинов (1873-1943), С.Т.Рихтер (1915-1997), В.В.Софроницкий (1901-1961),  В.С.Горовиц (1904-1989).

Н.Паганини  (1782-1840), Яша Хейфец (1901-1989),  Д.Ф.Ойстрах (1908-1974),  Л.Б.Коган (1924-1982),  В.Т.Спиваков (1944),  М.Л.Ростропович, (1927),  Ю.Башмет (1953).

Джаз и рок-музыка: Дюк Эллингтон ((1899-1974), Луи Армстронг ((1901-1971), А.С.Козлов (1935),  Эрик Клептон (1945), Карлос Сантана (1947), Виктор Зинчук (1958).

 Массовая музыкальная культура ХХ века

Массовая культура как особый тип культуры. Индустриально-коммерческий характер массовой культуры. Широкий диапазон ее  видов и форм (мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера», рок-опера, интеллектуальный детектив, поп-арт и др.). 

Отличительные черты произведений массовой культуры. Основные функции массовой культуры.  Роль средств массовой информации в ее распространении.

 Массовая песня  как жанр музыкальной культуры 20-70 гг. Простота и ясность песенного языка,  его музыкальных  и поэтических  форм.  Официальная «композиторская» песня (И.Дунаевский (, Н.Богословский, В.Соловьев-Седой, А.Пахмутова); неофициальная «авторская» песня. (В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич).

Популярная музыка  как развлекательный жанр 

Искусство уличных шарманщиков  и  цыган,  оперетта и  шантанные представления.

Издание и коммерческий успех в Европе сборников популярных песен  (1840-1850 гг.). Появление стандартных образцов песенно-танцевальной лирики. Поточное производство шлягеров.

Зарубежные «заимствования»  отечественной поп - музыки: «южный» и «западный» шлягер. Имидж поп – музыканта.  Трансформации женской и мужской манеры пения. Стандартный лексический набор современного отечественного шлягера.

 «Звезды – солисты» и «звезды – ансамбли». «Омоложение»  шлягера во второй половине ХХ века.

Аранжировка концертного  номера в технике «видеоклипа. Стандарты видеоклипа   -   «демонстрация  свободы от смысла»?

Рок-музыка как специфическая форма молодежной субкультуры. Культивирование в роке этики протеста. Рок как проявление контркультуры. 

Тяжелый ритм как основа рок - музыки. Движения рок – музыкантов на сцене.   Специфика манеры пения в роке,   значение инструментального звучания. Принципиальное использование электронных инструментов  в   максимально усиленном  звучании. Импровизация  как способ формообразования в роке.   Рок – композиция.

Европейские  корни рок - музыки: англо-кельтский  фольклор и  художественные приемы  «варварского»  характера. Преображение лирики в роке: отсутствие в ней иллюзий, сентиментальности, идеализаций.  Выражение в роке иррационального начала. Воздействие рок-музыки на физиологические инстинкты.

Рок-музыка 60 - 70гг.: американский рок – н – ролл и  первые пластинки Элвиса Пресли. Английский «бит» и ливерпульская четверка. Британский блюз и группа «Роллинг стоунз».

Рок –музыка 70 - 80гг.: фолк -  рок, психоделический рок, панк рок,  арт – рок,  рок –опера. Хард – рок и хэви – металл. Рок - концерты, рок – фестивали. Техническое тиражирование рок – музыки.   

Художественная и общественная функция рока, проблемы его существования и развития.  Знаменитые рок-музыканты:

Джаз как явление в мире музыки

Феномен появления джаза в результате синтеза африканской и европейской культур. Истоки классической джазовой музыки:  блюз и регтайм.

Особенности джазовой музыки: тембровые, тональные, ритмические. Импровизация в джазе.

Эволюция джаза от архаического  до современного. Импровизационный и  коммерческий джаз. Использование джазовых приемов в профессиональной композиторской практике. Дж.Гершвин (1898-1937),  Л.Бернстанйн  (1918). 

Обзор джазовых стилей и направлений.  Выдающиеся джазовые музыканты: Л.Армстронг (1901-1971), Д.Эллингтон (1899-1974),  Ч.Паркер (1920-1955), А.С.Козлов (1935).

Знаменитые джазовые и рок -гитаристы:  Эрик Клептон (1945),  Карлос Сантана (1947), Виктор Зинчук (1958).