Экзаменационные вопросы по курсу «Основные тенденции современной культуры»
  Вопросы первой группы:
1. Термины «культура « и «цивилизация». Происхождение, содержание,
соотношение. Контркультура, массовая культура. Культурологические школы. 
2. Современная культура в системе мировой культуры. Понятия «историческая эпоха», «художественное направление», «художественный стиль», «течение».
3. Исторические эпохи и периоды: Древний мир, Античность, Средние века, Новое время (Модерность), Новейшее время (Постмодерность). Краткая
характеристика эпохи и периодов. Термины «модерность», «постмодернизм» - трактовка и содержание. Понятие «Возрождение» и разные концепции и трактовки.
4. Основные тенденции, типы художественного мышления: «рационально – идеализирующее» и «иррационально – идеализирующее». 
Понятие ритма, цепочки развития мировой культуры. «Аполлоновская» и «дионисийская» тенденции в искусстве (Ф.Ницше).
5. Картина мира XX века.
6. Основные философские и научные идеи, наиболее сильно оказавшие влияние на формирование культуры XX века:
 фрейдизм, экзистенциализм, философия интуитивизма, аналитическая философия, философия языка. 
7. Этапы и периоды развития культуры XX века. Их краткая характеристика.
8. Наука и её роль в XX веке.
9. Массовая культура и её роль в XX веке.
10. «Потерянное поколение» в жизни и искусстве.(I мировая война, её
последствия, литература «потерянного поколения»: Э.М.Ремарк, Э.Хэмингуэй, Р.Олдингтон, У.Фолкнер. на примере одного произведения).
11. Импрессионизм – художественное течение во Французской живописи.
Истоки, история развития, суть творческого метода, основные представители.
анализ одной из работ художника – импрессиониста.
12. Символизм – направление в европейском искусстве к. 19 – н.20 вв.
истоки, теория, философская основа. Пути развития символизма в поэзии, живописи, музыке. Анализ одного поэтического и живописного текста.
13. Символизм в России. Теоретическая и философская основы. Символизм в поэзии, живописи.
14. Модерн – период развития европейской художественной культуры. Понятие «стиль модерн».
 Основные течения модерна. Принципы искусства модерна. Модерн в архитектуре, живописи, декоративно – прикладом искусстве.
15. Русский модерн. Пути развития. Архитектура, живопись, декоративно –прикладное искусство. 
«Абрамцевский художественный кружок», Талашкино.
16. Авангардное искусство и модернизм как условные обозначения
совокупности разных тенденций в экспериментальных, новаторских системах культуры периода к.19 – первой половины 20 века.
 Основные направления, течения, школы и их краткая характеристика. 
17. Модернизм – период европейской культуры к.19 – первой половины 20 века.
 Революционные изменения во всех областях деятельности человека. 
Два смысла понятия «модернизм». Типичные направления собственно модернизма. 
18. Авангардное искусство. Суть и содержание понятия «авангардизм».
Основные направления и течения. Их характеристика. 
19. Абстрактивизм – наиболее радикальная форма общей абстрагирующей
тенденции истории искусства. Два основных течения: абстрактный
экспрессионизм (линия В.Кандинского) и конструктивный геометризм (линия П.Мондриана, К.Малевича). 
20. Экспрессионизм в искусстве 20 в. Немецкий экспрессионизм. Группа
«Мост». О.Кокошка, Нольде, Э.Мунк. творческие задачи экспрессионистов. 
21. Футуризм в поэзии и живописи 20 в. Русский и итальянский футуризм.
22. Сюрреализм. Философская основа. Поэзия. Живопись. А.Бретон, П.Элюар, С.Дали, Х.Миро, П.Клее, И.Танги. 
Сюрреализм в кино: С.Дали и Луис Бунюэль.
23. Супрематизм.
24. Кубизм. Истоки – П.Сезанн, основные художественные и эстетические принципы.
 Понятие монтажа, «синхронизма» в кубизме, «коллажа». П.Пикассо,
Ф.Леже, Р.Делоне, Брак. 
25. Пути развития литературы первой половины 20 в. Реалистическая и
модернистическая линии.
26. «Поток сознания» – стиль модернизма. М.Пруст, Дж.Джойс. Ключевые
литературные тексты: «Шум и ярость» У.Фолкнера, «Улисс» Дж.Джойса, «Замок» Кафки.
27. Неомифологическое сознание и литература 20 в. 
Поэтика мифологического романа первой половины 20 в. на примере «Волшебной горы» Т.Манна, «Шума и ярости» У.Фолкнера, «замка» Кафки.
28. Дзэнское мышление и явления современной культуры. Сэлинжер, Г.Гессе. 
29. Экспериментальный роман Дос Пассоса.
30. Постмодернизм – основное направление философии искусства, науки второй половины 20 в. Концепция интерпретативного разума в постмодернизме. 
Два смысла понятия «виртуальной реальности». Основные черты и характеристики постмодернистского искусства:
 игра, ирония, от пародии к пастишу, деконструкция, эклектизм и др. Принципы прозы постмодернизма. Ключевые тексты.
31. Российский постмодернизм. 
32. Политические и социальные сдвиги с 1987 г. Особенности постмодернистского искусства в России 80-90 гг. Русский концептуализм в
поэзии и прозе. Д.Пригов, И.Кабаков, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров. «Школа для дураков» С.Соколова, «Роман» В.Сорокина.
33. Новый роман и театр абсурда. 
34. Кино – специфическое искусство, создающие образ 20 в. Принципы и приёмы киноязыка. Жанры кино. 
Связь с другими видами искусства. Элитарное и массовое кино.
35. Архитектура XX века. Девиз: «Искусство и техника – новое единство.
Баухауз». Конструктивизм. Функционализм. Ле Корбюзье. «Органичная
архитектура» второй половины 20 в. Ф.Л.Райт.
 
           Вопросы второй группы. Термины и понятия.
1. Абрамцевский художественный кружок. 
2. Абстрактное искусство.
3. Абстрактный экспрессионизм.
4. Авангардизм.
5. Акционизм.
6. Беспредметное искусство.
7. Виртуальная реальность.
8. Геометрическая абстракция.
9. Граттаж.
10. Граффити.
11. Декадентство.
12. Деколлаж.
13. Дивизионизм.
14. Дриппинг.
15. Импрессионизм.
16. Инсталляция.
17. Камера – обскура.
18. Кич.
19. Кубизм.
20. Лучизм.
21. Дадаизм.
22. Магический реализм.
23. Массовая культура.
24. Мир искусств.
25. Модерн.
26. Модернизм.
27. Неореализм.
28. Оп – арт.
29. Органическая архитектура.
30. Поп – арт.
31. Постимпрессионизм.
32. Примитивизм.
33. Пуантилизм.
34. Постмодернизм.
35. Реди – мейд.
36. Символизм.
37. Симультанность.
38. Социалистический реализм.
39. Супрематизм.
40. Сюрреализм.
41. Томизм.
42. Фовизм.
43. Футуризм.
44. Фроттаж.
45. Эклектизм.
46. Экспрессионизм.
47. Рок –музыка.
48. Джаз.
49. Психоанализ.
50. Экзистенциализм.
51. Философия интуитивизма.
52. Серийное мышление.


  

Домашнее экзаменационное задание.

  I.Современная литература.

1.Образ Саломеи в литературе и живописи рубежа веков.

2.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Проблема текста и реальности, жизни и искусства.

3.Поэтика акмеизма. А. Ахматова (О. Мандельштам)

4.Особенности русского символизма. А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме».

5.Слово и изображение в творчестве русских футуристов (А. Крученых, О. Розанова).

6.Новый человек в поэзии русского авангарда.

7.Неологизмы И. Северянина.

8.Заумь, моментальное письмо, алогизмы в поэзии русского футуризма.

9.Формирование поэтики символизма в «Цветах зла» Ш. Бодлера.

10.Поэты «Московского концептуализма» (Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Д. Пригов).

11.ОБЭРИУ и Даниил Хармс.

12.Герой абсурда в повести А. Камю «Посторонний».

13.Миф и его экзистенциальная трактовка в пьесе Ж.-П. Сартра «Мухи».

14.Дзэнское мышление и 9 рассказов Дж. Сэлинжера.

15.Роман Сэлинжера «Над пропастью во ржи». Проблема героя. Бунтарь, герой, нигилист?

16.Роль эпиграфов в романе С.Соколова «Школа для дураков»

17.Ремэйк в российской литературе (Ф.Михайлов. «Идиот», Е.Попов, «Накануне накануне», А.Королев, «Голова Гоголя» и др).

18.Особенности постмодернистского повествования в романе В.Пелевина «Чапаев и пустота».

19.Энтропия как центральное понятие постмодернистского мира (на примере рассказа Т.Пинчона «Энтория»).

20.Особенность повествовательной техники в романе Дж.Джойса «Улисс».

21.Культ «естественного человека» и протест против современной цивилизации в романе Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей».

22.Человек и цивилизация в романе У. Голдинга «Повелитель мух». Проблема раскультуривания человека.

23.Система символов в романе «Повелитель мух».

24.Жанр «фэнтези» в творчестве Дж. Толкиена. Романы и киноверсии.

25.У. Эко о постмодернизме. Роман «Имя розы».

26.Жанр антиутопии в современной российской прозе. (Т.Толстая, «Кысь», В.Пелевин, «Жизнь насекомых», А.Ким, «Отес-лес»).

27.Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века. (Дж. Оруэдд, «1984», О. Хаксли, «Дивный новый мир»).

28.Концепция истории человечества в романе Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах».

29.Ницшеанские идеи (мотивы) в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

30.«Русские цветы зла». Особенности русской прозы последней четверти ХХ века (на примере рассказов В.Ерофеева, В.Пьецуха, Е.Харитонова и др. См. Сборник «Русские цветы зла»).

31.Особенности поэтики постмодернистского текста (на примере любого произведения).

32.Русские нобелевские лауреаты по русской литературе.

33.Жанровое своеобразие цикла романов Б.Акунина об Э.Фандорине.

34.Понятие брэнда и его место в современной культуре.

 

 

IIИзобразительное искусство ХХ века.

 

Домашнее экзаменационное задание плюс общие темы кафедры.

 

1.Мифологические сюжеты в западно-европейской живописи символизма.

2.Г.Климт. Музыкальные мотивы и образ женщины.

3.М.Врубель. «Принцесса Греза». Литературная основа. Особенности творческой манеры художника.

4.Образ демона в творчестве Врубеля.

5.Символизм Петрова-Водкина.

6.Картины-серии в творчестве К.Моне.

7.Символизм в живописи П. Гогена.

8.Особенности творческой манеры В. Ван-Гога. Цветы (подсолнухи, ирисы) в изображении художника.

9.Формирование нового художественного языка итальянскими футуристами (теория и практика).

10.Коллаж в живописи кубизма (авангарда).

11.Деформация и трансформация в эстетике сюрреализма.

12.М.Эрнст: новые формы и образы сюрреалистической живописи.

13.М.Шагал. Образы и символы. Особенности поэтики.

14.Метаморфозы и анаморфозы в эстетике сюрреализма.

15.Автоматическое письмо в сюрреализме.

16.Миф об андрогине и образы целостности в живописи П.Филонова.

17.«Черный квадрат» К.Малевича. Художник и критика о картине.

18.Супрематизм. Теория и практика.

19.Особенности русского футуризма.

20.Поп-арт и Э.Уорхолл.

21.«Московский концептуализм» и И.Кабаков.

22.Инсталляции, арт-видео, ассамбляж и другие формы современного поп-арта.

23.Приемы и принципы делания артефакта (современное искусство).

24.Трактовка библейских и литературных сюжетов в сюрреализме.

25.Исторические реалии в эстетике сюрреалистической живописи.

26.М.Дюшан. от дада до поп-арта.

27.«Московский концептуализм» и Виктор Пивоваров.

28.О Розанова. Живопись и поэзия.

29.Картина Г.Моро «Саломея, танцующая перед Иродом». Своеобразие трактовки библейского сюжета. К.Поисманс о картине.

30.Ф.Шехтель. Московский модерн.

31.Р.Клейн. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – образец русского неоклассицизма (модерна).

32.Небоскребы в современной архитектуре.

33.Этапы развития архитектуры ХХ века. Стили и направления.

34.Дизайн и его роль в современной культуре.

35.Реклама. Эстетизация повседневной жизни и стимуляция потребительского спроса.

36.Реклама в нефтегазовом бизнесе.