«Пути развития современной культуры»
 Содержание курса:
Концепция курса. Цели и задачи.
Введение. И. Бродский. Нобелевская лекция. Значение искусства в жизни современного человека.
Понятия эстетического вкуса и вкуса в повседневной жизни. Духовная жизнь, эстетический и нравственный опыт человека. 
Понятие “культура” и “цивилизация”. Этимология и содержание терминов. О. Шпенглер и К. Ясперс о цивилизации.
Массовая культура. Х. Ортега-и-иГассет и его концепция человека массы. («Восстание масс»). Психологический портрет 2среднего человека», «взбесившегося дикаря», Калибана (Шекспир «Буря»). Элитарная культура. Субкультура.
Контркультура. Антикультура. Роман У. Голдинга “Повелитель мух” и проблема “раскультуривания человека”.
Роман Дж. Фаулза “Коллекционер”. Проблема столкновения представителей элитарной и массовой культуры: творческой личности и “нового ” человека, “дикаря”.
М. Ульбек о роли рекламы и массовой культуры в жизни современного общества. Трэш – культура. Проблема некоммуникабельности. 
Дж. Сибрук. Понятие “Шум” в современном обществе. Новая концепция иерархических разделений в культуре.
Понятие “Корпоративная культура”, вузовский этикет. Формирование этих понятий, их роль в современной культуре.
“Губкинцы” – содержание понятия, формы существования и проявления. Основы делового этикета: как говорить, писать, одеваться, здороваться и т.д. и т.п.
 
 Пути развития современной культуры:
I. Консервативный, охранительно-академический, традиционный путь.
 Он стремится к сохранению и поддержанию жизни классики путём подражания традициям художественной культуры прошлого, с включением некоторых новаторских элементов, заимствованных из авангарда и постмодернизма.
II.Инновационный путь, mainstream (мейнстрим) современной культуры. Х. Ортега-и-Гассет – об основных тенденциях авангардного искусства, его типологических признаках.
 Проблема понимания нового искусства, понятие «дегуманизация» искусства, новое эстетическое чувство, переживание. 
 Фундаментальные и стремительные изменения мироощущения, искусства (смерть искусства, его дегуманизация, переоценка всех ценностей прошлого, разрыв с традициями).
 Глобальный переход от культуры к чему-то принципиально иному. Понятие “Пост-культура”. 
III.Социалистическая культура. Становление, развитие и кризис социалистического реализма и гуманизма.
Хронотипологические этапы инновационной линии развития    современной культуры.
I.Понятие “Рубеж веков”. 
Основные художественно-эстетические явления этого этапа: символизм, декаданс, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм.
II.Авангард и модернизм. Соотношение этих понятий, их содержание.Основные направления и течения.
III.Постмодернизм как период развития современной культуры (1950 –1980-е годы).
Фундаментальные принципы: радикальный плюрализм, всепоглощающая ирония, всеобщая амбивалентность, параэстетика, дискретность, пародийность, двойное кодирование, “максимальная энтропия”, “хроношовинизм”.
IV.Прото-период, debut de siecle как начало нового века и новой культуры нового технического века. Основные черты этого явления.
Картина мира как культурологическое понятие: картина мира XX века. Эпиграфы к культуре XX века (У. Шекспир, Дж. Джойс, У. Фолкнер)
Художественные коды культуры XX века.
Основные научные и философские идеи XX века, оказавшие наиболее сильное влияние на формирование современной культуры.
Наука и её роль в 20-м веке.
Космизм. Ноосфера.
Ф. Ницше. Несвоевременная философия. Негативная эстетика. Кризис культуры и искусства. 
Дионисийское и аполлоновское начала цивилизации. Основные идеи философии Ницше (воля к власти, все боги умерли, сверх человек, вседозволенность, по ту сторону добра и зла) и современное искусство.
Фрейд. Психоанализ. Суть теории. Фрейдизм и искусство XX века.
Структурализм и семиотика. Их влияние на гуманитарные науки. М. Лотман и проблемы культуры.
Экзистенциализм – культурно-философское движение. Основные линии и идеи. Понятия абсурда, абсурдного героя, отчуждения, “другого”, экзистенциального выбора. А. Камю и Ж.-П. Сартр. Философия и литература.
А. Камю: Эссе об абсурде. Миф о Сизифе. Роман “Посторонний”. Ж.-П. Сартр. Пьеса “Мухи”.
Проблема времени в культуре XX века. Дж. Данн и “многомерное время”. Х.-Л. Борхес, рассказ “Другой”, притча “Отсрочка”.
Основные художественно-эстетические явления культуры “рубежа веков” – 70-е годы XIX века по 10-е годы XX века.
Символизм – направление в европейской культуре. Истоки, философская основа. Основные теоретические положения.
Ш. Бодлер “Цветы зла” – первая страница европейского символизма. Теория соответствий, понятия добра и зла, жизни и смерти, умирания и возрождения. Новые поэтические образы, новая эстетика.
С.Малларме – реформатор поэзии. Поэзия как «высшая алгебра метафор». Бегство от человека. 
Начало символизма в живописи. Г. Моро, О. Редон, П.-П. де Шаванн. Основные мотивы, образы, символы. Образ Саломеи в символистской литературе и живописи.
Символизм в России. Философская основа. В. Соловьёв – поэт и философ. Направления, школы, художественные объединения. Поэты русского символизма и декаданса: младшие и старшие. 
М. Врубель Мифологические и сказочные образы. Особенности художественной манеры. 
Декаданс и символизм.
Декадентские мотивы в творчестве К.-Ж. Гюисманса (роман “Наоборот”) и О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” как роман символистский, декадентский, модернистский.
Модерн как период развития европейской культуры. Понятие “Стиль модерн”. Основные течения модерна. Принципы искусства модерна.
Модерн в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Модерн как попытка обобщения эстетического опыта человека, синтеза художественных традиций Запада и Востока. 
Модерн в европейских странах. А.Гауди – гений модерна. Каталонский модерн. 
Русский модерн. Пути развития. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Абрамцевский художественный кружок, “Талашкино”. Модерн в архитектуре Москвы.
Импрессионизм – “Последний вздох” реалистической живописи, последнее стремление запечатлеть ускользающую, исчезающую реальность. История движения. Живопись “глаза”. Основные новаторские, технические приёмы импрессионизма.
Клод Моне и его “картины серии”.
Постимпрессионизм. Условное обозначение творчества самобытных художников: П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога, Т. Лотрека.
Постимпрессионизм как реакция на концептуальные и технические ограниченности импрессионистов, как исток авангардистских направлений XX века: кубизма, фовизма, экспрессионизма. П. Сезанн – реформатор живописи. Сложность стилистических поисков живописца. Множественность точек зрения.
Особенности художественного языка П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена. Новаторские черты. 
Авангард и модернизм как условные обозначения совокупности разных тенденций в экспериментальных, новаторских системах культуры первой половины XX века. Соотношение этих понятий, их разные толкования. 
Наиболее типичные, репрезентативные направления и течения авангарда и модернизма.Авангардное искусство.
Кубизм. Начало. 1907 год. Пабло Пикассо и картина “Авиньонские девицы”. Основные принципы нового художественного языка: монтаж, “синхронизм”, симультанность, коллаж, выявление геометрических форм, структурирование, дегуманизация, деформация предметов и объектов. 
Футуризм в европейской культуре. Зарождение и формирование итальянского футуризма. Теория и практика. Манифесты. Ф.-Т. Маринетти. Создание нового живописного языка: Дж. Балло, Дж. Северини, У. Боччони и др. «Технический манифест футуристической живописи».
Дадаизм. Значение и происхождение понятия Тцара и “Манифест господина Антипирина”. М. Дюшан: “рэди-мейд”, скандалы, эпатажи, крайняя форма нигилизма. Перфомансы, хеппенинги, артефакты.
Особенности русского авангарда. Футуризм в литературе. Будетляне. Дичайшие. Заумники. Манифесты поэтов футуристов. В.Хлебников, А.Крученых, О.Розанова, В.Маяковский. А.Крученых и его декларации о слове.
Авангардистская живопись: кубизм, футуризм, кубофутуризм. Теория и практика. Амазонки русского авангарда: О.Розанова, Н.Удальцова, Л.Попова, А.Экстер и др.
Абстрактивизм – наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Два основных течения: абстрактный экспрессионизм (линия В. Кандинского) и конструктивный геометризм (линия К. Малевича).
К. Малевич и супрематизм. Лицо и мистерии «Черного квадрата». Две концепции творческой системы К.Малевича. 
Сюрреализм. Философская основа. Теория А. Бретон и манифесты сюрреализма. Поэзия и живопись: П. Элюар, С. Дали, Л. Арагон, И. Танги, Р. Магритт. Сюрреализм в кино: С. Дали и Л. Бунюэль.
Модернизм. Наиболее репрезентативные явления модернизма: литература “потока сознания”; (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, Д.Хармс), акмеизм, экспрессионизм в немецком искусстве (Ф. Кафка, Э. Мунк).
Роман и театр абсурда.
Постмодернизм – основное направление философии искусства, науки второй половины XX века. Подходы к осмыслению и типы толкования постмодернизма: исторический и трансисторический. Особенности постмодернистской парадигмы. Поливалентная поэтика постмодернизма: дискурс, пастиш, цитатаколлаж, монтаж, ризоматика, «смерть автора», игра, пародия, «мир – текст – словарь – лабиринт», множественность смыслов и точек зрения и др.
Энтропия как центральная категория постмодернистского художественного мира. Т.Пинчон и его рассказ «Энтропия». Ключевые европейские постмодернистские тексты: «Подруга французского лейтенанта» Дж.Фаулза, «Имя розы» У.Эко, «Химера» Дж. Брат, История мира в 10 ½ главах Д. Бранса. У.Эко о постмодернизме. Концепция интерпретативного разума в постмодернизме.        
Российский постмодернизм. Политические и социальные сдвиги с 1987г. Соц-арт и по-арт. «Московский романтический концептуализм». Нонкорформизм. Поэзия и живопись: Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, И.Кабаков, В.Пивоваров, Э.Булатов и др.
Особенности и основные принципы российского постмодернистского текста: В.Пелевин, С.Соколов, В.Сорокин.                    
Кино – специфическое искусство, создающее образ XX века. Принципы и приёмы киноязыка. Жанры кино. Связь с другими видами искусства. Элитарное и массовое кино. М. Лотман о киноискусстве.
Архитектура XX века. Девиз: “Искусство и техника – новое единство. Баухауз”. Конструктивизм. Функционализм. Ле Корбюзье. “Органичная архитектура” второй половины XX века Ф.Л. Райт. Пути развития современной архитектуры.
 
 Рекомендуемая литература к курсу «Пути развития современной культуры»
1. М.Н. Афасижев. Изобразительное искусство и наука. М., 2002
2. Е. Андреева. Постмодернизм. С-П., Азбука-Классика, 2007
3. В.В. Бычков. Эстетика. М., Проект, 2003
4. В. Власов, Н. Лукина. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм С.-П., 2004
5. М. Герман. Модернизм. С.-П., азбука-классика, 2003
6. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001
7. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., РОССПЭН, 2003
8. В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры XХ века. М., Аграф, 2001
9. Д.В. Сарабьянов. Модерн. М., Галарт, 2001
10. Сибрук Джон. Nobrow. Культура маркетинга и маркетинг культуры. М., 2005
11. В. Турчин. Образ двадцатого. М., Прогресс – Традиции, 2003
12. М. Ульбек. Мир как супермаркет. ,., 2005
13. Энциклопедия для детей. Искусство, т. 2, ч. 2,3. М., Аванта+, 1999, 2001
14. Н. Малахов. О модернизме. М., Изобразительное искусство, 1975.
   

Словарь

 Абстракционизм (от латинского abstractus-отвлеченный) художественное направление в искусстве 20 века, основанное на предельном абстрагировании (отвлечении) изобразительных образов от конкретных объектов и формализации композиции.

Как программное направление абстракционизм возник в начале 10-х годов в нескольких странах Европы.

Абстракционизм включает в себя два основных течения:

· геометрический абстракционизм (линия К. Малевича)

· абстрактный экспрессионизм (линия В. Кандинского)

Абстрактный экспрессионизм - одна из линий художественного направления 20 века- абстрактивизма.

Другие названия: абсолютное искусство, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство.

Абстрактный экспрессионизм связывают прежде всего с творчеством В. Кандинского. Композиции абстрактного экспрессионизма формируются из свободно текущих форм. Абстрактные картины наполнены динамизмом, плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами.

Абстрактная форма позволяет фиксировать психические состояния художника, не связанные напрямую с предметным миром.

В. Кандинский связывал краски с определенными состояниями души и звуками физического мира: «фиолетовые скрипки», «желтый звук».

Метод отвлеченных состояний В. Кандинского и его последователей основывался на стремлении представить через отвлеченные живописные построения проекции структур космического миропорядка.

Самые яркие абстрактного экспрессионизма: В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка.

В 1940- 1950- е годы абстрактный экспрессионизм ассоциируется с творчеством нью- йоркских художников, таких как Дж. Поллок   и Марк Ротко. Отличительные особенности:

1)    предельная непосредственность самовыражения как основная задача;

2)    использование языка абстракции;

3)    холст- арена, на которой действует художник.

 

Авангардизм, авангардное искусство (от франц. аvantgard – передовой отряд)- понятие, служащее для экспериментального поиска новых форм в искусстве, подчеркнуто резкого отрицания традиций культурного наследия прошлого и постоянного обращения в будущее. Авангардизм включает в себя различные, сменяющиеся друг друга направления и художественные течения на разных исторических этапах XX века.

В начале 20 века- фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм;

в 1920-1930- х гг.- сюрреализм;

в 1940-1960-е гг.- ташизм, акционизм;

в 1970- до – ряд различных течений под общим названием «неоавангард».

Авангардное искусство на всем протяжении своего развития отличается стремлением в создании новаторских ценностей в области формы, содержания, но самое главное- в области прагматики. Смысл эстетической позиции любого авангардиста- в активном, агрессивном воздействии на публику.

Авангардное искусство немыслимо без эпатажа, скандала, шокирующего воздействия. Авангардисты ждут немедленной реакции от публики. Авангард основывается на непонимании, недоумении, возникающее за счет необычности, непривычности формы и содержания.

«Крайние точки зрения явления таковы: либо неэстетический объект выступает в эстетической функции, либо эстетический объект выступает в неэстетической функции».

Наиболее явными «чистыми» направлениями авангардного искусства являются футуризм, сюрреализм, дадаизм, направления неоавангарда (поп- арт, оп- арт, акционизм и др.)

 

Акмеизм (древнегреческое акме - высшая степень расцвета, зрелости, острие) – направление русской литературы, сформировавшееся в 1910-е гг., идущее на смену символизму.

Акмеизм – явление русского модернизма. Чаще всего к акмеистам относят шестерых поэтов разных индивидуальностей, связанных скорее приятельскими отношениями, чем едиными художественными принципами и установками (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, В.Нарбут, М.Зенкевич, О.Мандельштам).

В 1913 в журнале «Аполлон» появились статьи – манифесты Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С.Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии».

Акмеисты изображали мир простых обыденных чувств и бытовых душевных переживаний. Однако за внешней простотой стиха акмеистов           глубинные психические переживания, напряжение культурных поисков.

Акмеисты подчеркивали биологическое начало в человеке, искали звериные, животные корни его поведения. «Мир акмеистов – это мир во всей совокупности красот и безобразий». Основные положения акмеистов – отказ от полутонов, смутности, неопределенности, требование ясности.

 

Акционизм (от англ. аction art- искусство действия)- обобщающее название для ряда течений, возникших в авангардистском искусстве 1950-1960-х гг. (хэппенинг, перформанс).

Художники этого направления отказались от создания статичных форм, и занялись организацией событий, процессов, таких как демонстрация, акции, постановка коротких представлений на улице, провокация «событий».

Основоположники: Кл. Олденбург, А. Кэпроу.

Истоки акционизма- это деятельность футуристов, дадаистов, сюрреалистов.

 

Аллюзия – прием преднамеренного использования в тексте определенных слов, словосочетаний, поэтических фраз, косвенно соотносящихся с известными фактами культуры, особый способ передачи дополнительной информации.

При этом подразумевается определенная степень знания связей между описываемыми явлениями, так как аллюзии вводятся в текст без дополнительных ссылок и объяснений.

 

Андеграунд (анг. undergraund- подполье)- понятие, возникшее в США в и являющееся составной частью контркультуры, основанной на нарушении общепринятых на данный исторический момент, отказ от различных тематических, лингвистических, стилистических ограничений.

Типичные темы американского андеграунда- «сексуальная революция», наркотики, асоциальные аспекты человеческого бытия.

Самые известные представители американского андеграунда- поэты- битники (А. Гинсберг), Х. Селои, нью- йоркские театральные постановки «Волосы» и «Че».

В советский период понятие андеграунда имело иной смысл. Оно обозначало сообщества, представляющие неофициальное, не признанное властями искусство, литературу. Эта художественная оппозиция в СССР была представлена группами «Лианозовская», «Сретенский бульвар», «Арго», «Мухоморы»….

В 1990-х годах после снятия ограничений и государственной цензуры не творчество андеграунд перестал существовать как явление неофициального искусства.

 

Ассамбляж (фр. assemblage- соединение, набор)- понятие, охватывающее различные типы материальных комбинаций в неоавангардном искусстве 1960- 1970-х годов или искусстве поп- арта.

Ассамбляж представляет собой расширенный тип коллажа- комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.

Термин ассамбляж появился в 1961 году, когда в музее современного искусства (Нью- Йорк) состоялась выставка «Искусство ассамбляжа». В этой манере работали французские художники группы «новый реализм» , американцы Дж. Дайн, А. Кэпроу и др.

 

Виртуальные реальности-  понятие имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле В. Р. –это те игровые или необходимые с технической точки зрения «искусственные реальности», которые возникают благодаря воздействию компьютера на сознание. В широком смысле В. Р. – это любые изменения состояния сознания, психотический, шизофренический бред, наркотическое или алкогольное опьянение и т.д.

Как широкое, так и узкое понимание В. Р. таит в себе парадокс. Уже сама этимология этого слова (от лат. Virtus –истина) противоречит его значению, которое синонимично чему- то вымышленному, иллюзорному.

 

Геометрическая абстракция – холодная абстракция- течение абстракционизма, к которому относятся супрематизм (К. С. Малевич), неопластицизм (Пит Мондриан).

Геометрическая абстракция основывается на четко ограниченных правильных формах и их плоскостной однотонной окраски.

 

Дадаизм   (от франц. конек, детская деревянная лошадка) – авангардное художественное течение, возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе и Нью-Йорке. К 1922 – 23 годам постепенно сходит на нет и становится основой для нового направления – сюрреализма.

Ужасные последствия глобальной бойни, страх перед уничтожением индивидуальности, независимости человека вызвали у представителей этого движения ощущение абсурдности всего существующего, недоверие и неприятие эстетических и нравственных ценностей прошлого.

Дадаисты выступали против реалистического воспроизведения жизни, против всех традиций вообще, отстаивают полную свободу творца. Поэты основное внимание уделяют разложению слова, т.к. именно на нем строилась европейская цивилизация.

Поэзия дадаистов строится на бессознательной записи бессвязных звуков, т.н. «автоматическое письмо».

В живописи дадаизм принимает формы коллажа (хаос которого отрицает само понятие порядка).

Публичные выступления представителей движения были подчеркнуто эпатажные, эксцентричные, скандальные.

В Цюрихе к дадаизму примыкали поэты Т.Тцара, Г.Бааль, художники М.Янко, Г.Арп. Местом встречи становится «Кабаре Вольтер».

Т.Тцара с 1916 г. начинает публикацию журнала «Рада» (до 1919г.). Фраза из его «Манифеста Рада» становится лозунгом для всего движения: «Дада не означает ничего».

Парижский дадаизм возглавлял также поэт Андре Бретон. К этому движению примыкали известные поэты Поль Элюар и Л.Арагон. Самые скандальные художники дадаисты М.Дюшан и Ф.Пикабиа, М.Эрнст.

Дадаизм распространился по всему миру: в Италию (Джулио Эвола), Россию (Илья Зданевич - Ильярд), Чехию (Яромич Крегьяр), Бельгию (Поль Йоостене). 

Дадаизм значительно повлиял на дальнейшее развитие авангардного искусства. Сюрреализм, ситуационизм, концептуализм, поп-арт, минималистическая и шумовая музыка – вот лишь немногие из направлений, обязанных ему своим существованием.

Технические приемы дадаизма – коллаж, монтаж, эксперименты с типографским оформлением и с фотографией – используются еще шире.

 

Декаданс  (фр.        от лат       - упадок) собирательное обозначение кризисных явлений европейской культуры 2-й пол. 19 – начала 20 в., для которых характерны общие настроения упадка, пессимизма, мотивы страха, глобальной катастрофы, гибели, переоценка ценностей.

В этот период растерянность творческой интеллигенции, разлад между идеальными устремлениями и жестокой реальностью привели к тому, что понятия «декаданс» стали почти синонимами «модерна» и символизма в поэзии и живописи.

По А.Блоку, «упадок» проявляется в тех произведениях искусства, где непонятные термины, темные формулировки отдельных слов и конструкций делают их непонятными даже для самих творцов. Декаденство – явление субъективно – идеальное, свободное проявление болезненного психического состояния художника, низких тайников души.

В современном искусствознании «декадентское искусство» часто трактуют как переходную стадию от позднего романтизма и символизма к модернизму. Декаданс проходил под знаком новой эстетики – «искусство для искусства».

 

Деколлаж (фр.      отклейка) – один из технических приемов авангардного искусства. Этот прием сводится к отрыванию бумаги и противоположен коллажу.

Впервые был применен сюрреалистом Луи Мале. Широко использовался художниками 1960-х годов. Они создавали свои произведения, отрывая клочки от наклеенной печатной продукции (Реймон Эн, Остин Купер, Франсуа Дюфре)

Это понятие также употребляется в более широком смысле деструкции, постепенного уничтожения.

 

Деструкция, деструктивность ( от лат.разрушение).

Деструктивная форма – это форма, в которой определяющими являются качества или тенденции нарушения регулярности структуры. В чистом виде они (качества) никогда не проявляются, а в различных соотношениях с конструктивной формой присущи всем художественным стилям.

«Закономерность периодической смены конструктивных и деконструктивных тенденций в развитии искусства обуславливается и «эффектом зрительной усталости», потребности контрастного обновления художественной формы. (В.)

 

Дивизионизм ( от лат. разделение, дробление) – метод живописи, на основе которого возникло течение постимпрессионизма.

Суть новации сводится к нанесению на холст мелких раздельных мазков – точек чистого цвета, изобретения французского художника Ж.Сера. Эффект строился на оптическом слиянии чистых цветов в сетчатке глаза зрителя при восприятии картины с определенного расстояния.

Сера стремился подчинить цвет форме и строгой методической системе. Его последователи П.Синьяк, К.Писсаро, Дж. Балла. Эта техника в живописи получила также название «пуантилизм» (от    точка).

 

Дискурс (от лат. Discursys- речь, слов)- многозначное понятие постмодернизма, введенное структуралистами, обозначает специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной).

По М. Фуко дискурсия - это промежуточная область между идеями, законами, теориями, эмпирическими фактами, это область условий возможности языка и познания (С.)

Дискурс- культурно- речевой контакт.

Дискурс- «медиум», речевая связка между различными областями творчества, между литературой и другими формами общественного сознания.

 

Импрессионизм  (фр. Impressionism, от impression – впечатление) – в конкретно – историческом значении течение французской живописи последней трети XIX века. История импрессионизма – это история группы живописцев,

(К.Моне, О.Ренуар, К.Писсаро, А.Сисслей, Э.Дега, П.Сезанн, Б.Моризо) которые с 1874 по1886 гг.провели 8 выставок в Париже, противопоставив их и своё творчество официальному Салону и консервативизму, академизму в живописи.

Сами себя художники называли «независимыми», «отвергнутыми». Дефиниция же «импрессионизм» была дана по названию одной из картин К.Моне « Впечатление. Восход солнца», подвергнутая больше всего осмеянию и нападкам критика Л.Леруа.

Импрессионизм – это не школа; прежде всего это общая позиция нескольких художников по отношению к основным проблемам искусства, это общие поиски новых способов выражения и отражения окружающего мира, ощущений и настроений человека.

 Каждый импрессионист сохраняет глубокую индивидуальность.

Новый метод живописи импрессионистов сводился к следующему:

·       Использование раздельных мазков чистой краски для передачи внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов.

·       Растворение формы предметов в свето-воздушной среде; линия, композиция не играют существенной роли в творчестве импрессионистов, главное -–цвет, игра света.

·       Фиксирование изменчивости цвета, очертаний, состояний форм предметов, явлений, человеческих настроений. Импрессионизм с гордостью заявляет, что на их картинах небо могло быть зелёным, а трава синей.

·       Принцип контрастного восприятия дополнительных цветов.

 

Для художника – импрессиониста важно не то, «что» он    изображает, а «как». Импрессионисты пережили увлечение фотографией и японской раскрашенной гравюрой.

Импрессионизм обращается к новым сюжетам и образам – закулисная жизнь актёров, цирка, городские пейзажи в необычных ракурсах; обыденная, простая жизнь улиц, кафе, кабаре. «Независимые» предпочитали работу в студии выходу на «пленэр» (фр.- свежий воздух).

Инсталляция (от анг. installation- установка)- один из технических приемов авангарда, являет собой пространственную композицию, обычно из бытовых предметов, элементов из различных материалов, неожиданное сочетание которых, как и сам факт экспонирования выявляют в них смыслы, скрытые от обычного восприятия.

Основоположником этого метода изображения называют дадаиста М. Дюмана.

В 60-70-е годы художники неоавангарда, поп- арта активно использовали в своем творчестве этот вид композиции ( Р . Раушенберг, Дж.Дайн, И. Кабаков. Обычные предметы и вещи в необычном сочетании контекста, являющем плод творческого замысла, освобождаются от своей утилитарной функции и приобретают функцию символическую, художественную.

 

Китч, Кич (нем. кitsch- безвкусица, дурной вкус, дешевка)- понятие, используемое в настоящее время в двух смыслах.

1.Изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о «прекрасном» и «изящном». В русском языке существует довольно четкое эквивалентное понятие «пошлости». Для китча характерны сентиментальность, выспренняя патетика, крикливость, эклектизм, подделка под дорогие материалы.

В 18-19 вв. кич противопоставляли высокому искусству.

2.Кич- есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич- это массовое искусство для избранных. В настоящее время кич демонстрирует соединение элементов массовой и элитарной культуры в целом.

Китч- это квинтэссенция массовой культуры, ее наиболее одиозное, пародийное выражение. В китче происходит подмена новизны штампом, остроумия пошлостью, открытия – банальностью, причем для успеха все эти подмены облекаются в яркие, крикливые , «новаторские» формы.

 

Коллаж – (фр. collage- приклеивание, наклейка)- техника создания произведений (целиком или частично) путем наклеивания разных материалов на бумагу или холст. Считается, что первый значительный коллаж создал П. Пикассо: «натюрморт со стулом» (1912).

Коллаж- основной прием синтетического кубизма.

Этот технический прием широко использовали живописцы футуризма (С. Карра, Дж. Северини), художники русского течения кубофутуризма ( А. Лентулов, П. Кончаловский, О. Розанова, Л. Попова )

Новая техника позволяла создать ощущение многомерности и многоликости реальности, передать пульс времени, дня, события, наделяла обыденную действительность изобразительным и символическим смыслом.

 

Конструктивизм (от лат. сonstructto- построение)- направление в советском искусстве 1920-х годов. В 1921 г. была создана рабочая группа конструктивистов (А. М. Ган, К. К. Мединецкий, А. М. Родченко и др. ). Конструктивизм наиболее наглядно и ярко проявился в архитектуре, театральном искусстве, дизайне, плакате, графике.

Конструктивизм стремился создать новое искусство для нового коммунистического общества. Для этого был изобретен визуальный словарь, основанный на абстрактных геометрических формах и относящийся ко всему- живописи, мебели, моде, архитектуре, посуде, скульптуре, и т.д. Утилитарная роль искусства, его непременный выход в массы, на улицы, в троллейбусы, заводы, магазины и в дома рабочих( В. Маяковский)- главные идеи теоретиков этого направления. Был выдвинут лозунг «производственного искусства, такой дорогой сердцу каждого последователя социалистического реализма.

В архитектуре конструктивизм утверждал функциональность, конструктивно технологическую целесообразность архитектурной формы (М. Гинзбург, К. С. Мельников, братья Веснины). Основные сооружения конструктивизма в Москве: Дворец Культуры ЗИЛ, дом К. Мельникова.

Театральные постановки конструктивизма- это «станки» для работы актеров (для постановок В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова).

Конструктивизм сыграл большую роль в развитии плаката; фотомонтажи братьев Стенбергов, Л. М. Лисицкого, Д. Моора «Ты записался добровольцем?»

Интерес конструктивистов был сосредоточен скорее на пространстве, чем на массе.

Конструктивисты стимулировали использование в скульптуре промышленных методов (таких, как сварка), изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево.

Стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, композиция зданий отличалась асимметричностью.

 

Концептуализм (лат. conceptus- понятие)- направление в современном искусстве, главным для которого является идея, а не художественный объект.

Концептуализм- это искусство идеи, для которого важно не столько художественное произведение, сколько определенная художественная концепция. Искусство становится документальной записью мышления художника. Корни концептуализма - в творчестве ряда авангардистских групп 10-20-х годов: футуристов, дадаистов, ОБЭРИУ. Основателем принято считать М. Дюшана с его объектами “рэди мейд”, и первым таким произведением “Фонтан”, представляющим собой выставленный во всеобщее обозрение писсуар.

В России концептуализм в оппозиции к официальному художественному сообществу 1970-х годов. В поэзии концептуализм связан с творчеством В. Некрасова, Д. А. Пригова, Л. Рубинштейна, в прозе - В. Сорокина, в изобразительном искусстве- Ильи Кабакова и Э. Булатова      .

Для российского концептуализма – концепт - это затертый до дыр советский текст или лозунг, который и становится основой для творческой игры, пародии художника.

В центре произведений концептуалистов- пустой объект. Убрано изображение, осталась одна рама. Вместо изображения- фикция, симулякр, видимость изображения и текста.

 

Кубизм (фр. cubisme от cube- куб)- авангардистское течение в европейском изобразительном искусстве начала ХХв., главным французской живописи и скульптуры. Главная задача этого направления- выявление геометрической структуры видимых объемных форм. Кубизм возник не спонтанно, он явился результатом постепенных перемен и реакций на реализм и импрессионизм. Его провозвестником стал П. Сезанн, написавший слова, ставшие девизом художников –кубистов:»Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса…».

Кубисты отказались от взгляда на перспективу с одного угла зрения и исследовали зрительный и психологический эффект, показывая предметы с разных углов зрения одновременно. Все художники этого течения испытали влияние искусства африканских племен и работ Сезанна.

В 1907 году П. Пикассо написал картину «Авиньонские девушки», вызвавшую громкий скандал и ознаменовавшую начало кубизма.

В истории кубизма принято выделять три периода: сезанновский (до 1909), аналитический (1910-1912), синтетический (1913-1914).

Наиболее известные живописцы этого течения: П. Пикассо, Ж Брак, Х. Грис.

Коллаж становится основным приемом «синтетического» кубизма. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнотипных фрагментов.

Кубизм объявлял новые задачи искусства: создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной.

В России художники –авангардисты опирались на аналитические приемы французских кубистов, однако создали своеобразные течения декоративного кубизма («Бубновый валет») и кубофутуризма- сплав формальных элементов живописи кубизма, футуризма и конструктивизма (М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Бурмок, Д. Бур.

 

Магический реализм- обозначение разнородных явлений в живописи и литературе 20 века.

Этот термин появляется в трудах немецкого критика искусствоведа- Франца Роо в 1920-х годах для характеристика постэкспрессионистской живописи, представляющей изображение конкретной и зримой реальности в искаженной смещенной перспективе и приобретающей таким образом сверхреальное, “магическое” содержание.

Во Франции магический реализм иногда сближали с сюрреализмом.

Магический реализм стал литературным явлением в Германии после 1945г.

Романы Г. Казака “Город за рекой”, Э Крайдера “Общество с чердака” и др. не имеют злободневной общественной проблематики, сложны для понимания и анализа. Они строятся на магическом видении Космоса, природы и человеческого общества, в рамках которого человеческие деяния всегда занимают подчиненное место в иерархии космического круговорота, смысл и цели которого недоступны человеческому пониманию. 

Существует также понятие “ латиноамериканский магический реализм”, представленный после второй мировой войны творчеством Х.Л.Борхеса, А. Карпентьера, Г. Гарсиа Маркеса и др. Все их произведения , отрицая плодотворность рационалистического мышления , утверждают мифически- магическую модель мировидения, выраженную художественно.

Латиноамериканские магические реалисты основываются на оригинальной переработке опыта разных литературных течений (сюрреализм, экспрессионизм) и крупнейших писателей 20 в.(Джойс, Карра) и используют богатейший национальный исторический , литературный, фольклорный опыт своих стран.

 

Массовая культура (анг. mass culture- массовая культура)- тип культуры, появляющийся и господствующий в индустриальном и постиндустриальном обществе с конца 19 в. по настоящее время. Появление массовой культуры определено прежде всего развитием средств массовой коммуникации, техники, политических демократий.

Массовая культура опирается идеологические, нравственные и эстетические стереотипы, «среднего» человека, «среднее» сознание.

Массовая культура функционирует как промышленно- коммерческое производство.

Массовая культура является полной противоположностью элитарной культуры.

Главные свойства продукции массовой культуры: занимательность, доступность и понятность, достаточно высокое качество, коммерческий успех, востребованность разными слоями общества.

 

Модерн (фр. moderne- новейший, современный)- общее обозначение периода в европейской культуре конца 19 –нач. 20 в., объединяющее различные течения и школы искусства. Соответственные определения во Франции и Великобритании

Модерн – это последняя попытка в европейской культуре сформировать единый художественный стиль, «большой стиль эпохи», противостоящий эклектике 19 века и историзму.

Идейно- философская почва модерна- неоромантизм, символизм, общее мировоззрение конца века, отличающегося, с одной стороны- растерянностью, усталостью, кризисом идеалов, а с другой- настойчивыми утопическими устремлениями в создании прекрасного мира.

Очень часто для характеристики этого периода используют понятие «стиль модерна». На самом же деле, модерн- это совокупность разных течений и стилей, объединенных общими художественными, философскими и эстетическими задачами и идеями.

Выделим основные течения модерна:

·         флореальное:

·         неоромантическое:

·         рациональное или геометрическое;

·         неопластицизм;

·         неоклассицизм.

В оригинальной эстетике модерна лежит идея синтеза искусств.

Принято выделять ряд общих принципов модерна:

Стилизация- но не в смысле интерпретации, имитации форм художественных стилей прошлого, а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому- либо одному, формообразующему началу.

Таким началом могло быть что угодно: исторические, национальные силы, элементы народного и примитивного искусства, природные формы, геометрические мотивы.

Целостность- единство замысла и его воплощения (от проектирования здания до его внутреннего оформления. Более того, внутренне пространство определяло облик здания).

Принцип уподобления рукотворной формы- природной и наоборот. Извивающиеся линии, растительные мотивы, криволинейные линии, причудливые изгибы ярко отражены в орнаменте модерна, в архитектурных формах.

Единство орнамента и конструкции –“орнаментализация конструктивных элементов”.

 Использование новых материалов (сталь, стекло, бетон) и новые конструкции.

Модерн- это почти всегда отказ от ордерной архитектурной системы (за исключением неоклассицизма).

Самые яркие представители модерна- Ван де Велде (Бельгия), Ч. Макинтош (школа искусств в Глазго), Г. Гимар (оформление станций метрополитена в Париже), А. Гауди (постройки в Барселоне, собор Саграда Фамилиа), Ф. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябушинского в Москве), В. Орта (особняки Тасселя и Сольве в Брюсселе).

 

Модернизм- (от фр. moderne- новейший, современный,)- художественно- эстетическая система, сложившаяся в первой половине 20 века.

Модернизм- понятие, определяющее конкретно- исторический период в развитии современной культуры, представляющий собой совокупность нереалистических, авангардных направлений в искусстве.

Модернизм складывается в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 в.

Крах верований и художественных ценностей прошлого порождает убеждение в радикальном обновлении не только художественного языка классического, традиционного реализма, но и революционных изменений во всех областях деятельности человека- социальной, политической, философской, сексуальной, научной, духовной, материальной.

Модернистское мировосприятие опирается на:

·         стремление моделировать свою реальность;

·         идеалистическую философскую установку первичности сознания (текста), причем происходит превращение прежних философских категорий (сознание- бытие) в модернистские (текст- реальность).

·         новое понимание человека, как неповторимый, уникальный индивидуум, а в котором самое интересное и главное нетиповое, болезненное, неодетерминированное средой и обстоятельствами;

·         подчеркнутую условность изображаемой картины, строящейся на идее художественной деформации, алогизма, игры смыслами;

·         невозможность конечных, непререкаемых истин о мире и человеке.

В последнее время в искусствоведении и культурологии принято выделять в понятии «модернизм» два смысла.

Первое значение модернизма используется для обозначения нового этапа в истории мировой культуры, начинающегося с символизма и до 50-х годов ХХ столетия.

Второе значение используется для противопоставления модернизма авангардному искусству.

Главное различие между ними заключается в том, что и хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы, синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики.

Авангард затрагивает все три области, делая особый упор на последней.

Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм, акмеизм, литература «потока сознания», экзистенциальная литература.

Для типичных модернистов характерен замкнутый образ жизни, они творят ради самовыражения, чаще всего для себя, в стол.

Самые характерные представители собственно модернистской линии искусства- М. Прист, Ф. Кафка, Дж. Джойс.

 

Неореализм (от греч. Neos-новый и позднелат.- realis-вещественный, действительный)- направление в итальянском кино и литературе 40-50-х годов ХХ в., возникшее на волне антифашистского сопротивления, борьбы за демократическое национальное искусство.

Большую роль в создании Н., ставшего как бы модификацией критического реализма и нацеленного на показ жизни естественной, «разгримированной», сыграли режиссеры и сценаристы, объединившиеся вокруг журнала «Бьянко э неро» (Дж. Де Сантис, Л. Висконти, К. Лидзани, М. Антониони). В литературе главными представителями Н. Были В. Платолини, К. Леви, Э. Де Филиппо.

Поп-арт (анг. popart , сокращ. от popularartобщедоступное искусство)- одно из течений в искусств енеоавангарда.

Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители П. –а. используют в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части машин) и их механические копии (фотографии, муляж, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), эстетизируя, возводя в ранг искусства случайное их сочетание.

Предметные композиции и коллажи в стиле П.-а. строятся либо на условном абстрагировании этих формальных качеств, либо на их контрапунктическом сопоставлении со смыслом вещи.

 

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme- после импрессионизма)- общее обозначение различных течений в живописи, появляющихся после импрессионизма: символизма, дивиционизма, экспрессионизма, кубизма, фовизма.

В более узком понимании- относительно короткий период развития французской живописи после последней выставки художников- импрессионистов в 1886 до 1906- начала кубизма.

К художникам- постимпрессионистам относят В. Ван Гога, П. Гогена, Ж. Сёра, П. Синьяка, П. Сезанна, А. де Тулуз- Лотрека.

Убедившись в ограниченности метода импрессионизма, они пытались расширить живописные принципы, выработать новый стиль, художественный метод.

Главное отличие этих живописцев- их разобщенность. Каждый шел своим путем, создавал свой неповторимый творческий метод.

 

Постмодернизм – основное направление современной философии, искусства, науки, хронологические рамки которого условно можно обозначить 40-50 гг XX века по настоящее время.

Понятие «постмодернизм» стало применяться к новым тенденциям в архитектуре, литературе в начале 1970-х годов и постепенно стало использоваться как главное обозначение смысла нашей эпохи. Постмодернизму свойственен отказ от больших всеохватывающих мировоззрений, идеала, поиска универсальной истины.

Культура постмодернизма чаще всего характеризуется терминами «означающие без означаемых», «симулакр» (подобие без подлинника), «гипертекст», «исчезновение реальности», «цитатность», «смерть автора», «эклектика», «плюрализм», «пародия», «пастши», «рассеивание значений».

Постмодернизм- новейший и самый дискуссионный из «измов».

Философской основой постмодернизма являются теория и практика постструктурализма и деконструктивизма, «выявляющие определённый мировоззренческий комплекс специфически окрашенных представлений на уровне организации художественного текста».(И)

«Мир мыслится как текст, как бесконечная перекодировка и игра знаков, за пределами которого нельзя явить однозначные «вещи как они есть», «истину» саму по себе». (Э)

Текст с большой буквы – главный объект постмодернизма.

Текст вместо истории. «История – не что иное, как история прочтения текста» (Р).

В понимании постмодернизма, любая история – это история создания и интерпретации текста.

Понятие модернистского текста занял в постмодернизме гипертекст как система, иерархия текстов, одновременно составляя единство и множество текстов.

Гипертекст более гибкое, чем текст приспособление, им можно манипулировать по- всякому (алеаторическая литература, компьютарные романы, которые читаются на дисплее с несколькими версиями финала, завязки, развития одного и того же сюжета).

Реальность исчезает, «испаряется» в современном мире и заменяется множественными, отдельными реальностями, производимыми искусственно, сетью массовых коммуникаций (телевидение, компьютер, видео и радиотехника и т.д.). Реальности просто нет, есть различные виртуальные реальности.

Постмодернистская эстетика отказывается от концепции художественной культуры как удвоения жизни». Постмодернизм – это эстетика симулякров. «репрезентации уже не копируют реальность , они сами её моделируют. Реальность как ставшая определённой структура» исчезает.

Она существует только как эффект процесса симуляции, как её спекулятивный элемент».

Действительность мыслится лишь как представление о ней, «зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель и смена которой ведёт к кардинальному изменению самого представления».(Р).

Таким образом, возникает понятие – ключевое для постмодернизма – мультиперспективизм».

 Личность так же трактуется как совокупность возможностей , как изменчивое поле разнообразных взаимодействий.

Из основных репрезентативных принципов постмодернизма обычно считаются:

·         Использование текстов прошлого наследия в качестве «строительного материала» для создания (цитирование, реминисценция, аллюзии – наиболее распространённые приёмы);

·         Переосмысление, пересмотр элементов культуры прошлого (пародирование, осмеяние, пастиш, иронизирование – самые частые формы этого явления);

·         Многоуровневая организация текста;

·         Приём игры.

Наиболее видные представители философии постмодернизма – Ж.Дерида, Ж.Бодлийяр, Ж.Ф.Лиотар; в архитектуре и живописи – С.Киа, К.М.Мариани, Ч.Дженкс; в литературе – У.Эко, Дж.Фаулз, В.Сорокин, В. Пелевин, М.Павич.

 

Примитивизм - в искусстве конца XIX-ХХвв. Следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно- отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена.

В ХХ в., наряду с искренним, непосредственным выражением народно- эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманишвили в Грузии), распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества

(А. Руссо во Франции, А. М. Мозес в США), вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной литературы (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончаров).

 

Символизм ( фр. symbolisme от греч. Symbolon от syn-e, вместе и bolos-бросание- совместное бросание; а также от sema- знак, знамение).

Символизм- «существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений»(В.)

Это первый смысл этого понятия, относящийся в целом ко всему художественному творчеству, т.к. всякий символ есть образ, а всякий образ в определенной степени – символ. Символизм в этом значении есть сущность художественного отражения мира, проявляющийся по- разному в различных направлениях и стилях, типах искусства.

Во втором значении термин «символизм» используется в определенном историческом смысле как идеалистическое направление в искусстве (70-80 гг. 19в-10г. 20 в.), противостоящее научному позитивизму, натурализму, реализму, прагматизму и бездуховности современного мира.

Смысл искусства для символистов заключался не в описании или изображении действительности, а в поиске, обнаружении знаков, намеков, знамений, «таинственных соответствий», связывающих, соединяющих земной мир с посторонними, трансцендентными, невидимыми мирами, познаваемые путем интуиции и воображения.

Символизм- выражение миропонимания целой переходной эпохи в культуре.

Для теории и практики символизма характерен принцип эстетизма как признание красоты в качестве высшей и самостоятельной ценности. Девиз «искусство для искусства»- программное заявление символистов.

Эстетизм воспринимался как «созерцание», как утверждение независимости красоты от морали, религии, политики, идейности вообще.

Эстетизм- есть следствие философии умирающего столетия (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор).

Роман французского писателя К.-Ж. Гюисманса «Наоборот»(1884) явился своеобразным манифестом, энциклопедией французского символизма. Герой романа дез Эссент творит мир красоты, «сотворенную природу», противопоставляя её скучной природе и отвратительной действительности.

Одним из основоположников символизма считается французский поэт Ш. Бодлер («Цветы зла», 1957).

Известные французские поэты символисты П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо, живописцы- Г. Моро, О. Редон, П. Де Шаванн.

Русский символизм опирался на философские идеи поэта и мыслителя Вл. Соловьева о Душе Мира, Красоте, которая спасет мир, Вечной Женственности.

Русские символисты- поэты традиционно делятся на «старших» и «младших».

Старшие- их также называли декадентами- Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт- отразили свое видение мистической потусторонней действительности, поиск гармонического сочетания в изображении существующего и тайных миров.

Младшие символисты- А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ин. Анненский- помимо эстетизма воплотили в своем творчестве эстетическую утопию поиска Вечной Женственности.

Русские символисты построили концепцию текста и интертекста. Текст для нас обладает свойствами, которые самой реальности.

В русской живописи подлинным художником- символистом стал М. Врубель, а также М. Чюрлёнис, раннее творчество К. Петрова- Водкина.

Смысл искусства для символистов заключался не в описании или изображении действительности, а в поиске, обнаружении знаков, намеков, знамений, «таинственных соответствий», связывающих, соединяющих земной мир с посторонними, трансцендентными, невидимыми мирами, познаваемые путем интуиции и воображения.

Символизм- выражение миропонимания целой переходной эпохи в культуре.

Одним из основоположников символизма считается французский поэт Ш. Бодлер («Цветы зла», 1957).

Известные французские поэты символисты П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо, живописцы- Г. Моро, О. Редон, П. Де Шаванн.

Русский символизм опирался на философские идеи поэта и мыслителя Вл. Соловьева о Душе Мира, Красоте, которая спасет мир, Вечной Женственности.

Русские символисты- поэты традиционно делятся на «старших» и «младших».

Старшие- их также называли декадентами- Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт- отразили свое видение мистической потусторонней действительности, поиск гармонического сочетания в изображении существующего и тайных миров.

Младшие символисты- А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Ин. Анненский- помимо эстетизма воплотили в своем творчестве эстетическую утопию поиска Вечной Женственности.

Русские символисты построили концепцию текста и интертекста. Текст для нас обладает свойствами, которые самой реальности.

В русской живописи подлинным художником- символистом стал М. Врубель, а также М. Чюрлёнис, раннее творчество К. Петрова- Водкина.

 

Симулякр (симулакр)- одно из основных понятий постмодернизма. Оно восходит к Платону, у которого служит обозначением «копии копии», а в качестве «подлинника»рассматривается истина бытия, идеал вещи, а в качестве «копии»- повторение подлинника.

«Копия» Платона обладает сходством с «подлинником», симулякр таким сходством не обладает.

Симулякр- это знак, который отрицает и оригинал (вещь), и копию изображения вещи, обладающее сходством.

«Симулякр- изображение, лишенное сходства; образ, лишенный подобия» (С. ).

 

Супрематизм ( от лат. Supremus- наивысший)- направление в авангардистском искусстве, главным образом в России. Основоположник –К. С. Малевич, 1913г.

Супрематизм- разновидность геометрического абстракционизма.

Композиции супрематизма состоят из разноцветных плоскостей, имеющих различные геометрические формы, призванные выразить абсолютные, «высшие» начала реальности, постигнутых интуиций художника.

Манифест супрематизма, программные заявления представлены в статье Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916г.).

Идеи К. Малевича разделяли В. Пуни, О.Розанова, К. Богуславская.

«Черный квадрат» - это символический жест, считал К. Малевич. «Здесь нет, как в космосе, верха и низа, только белая бесконечность и парящий в ней черный квадрат- символ изначального покоя.

 

Сюрреализм (фр. surrealism от sur- над, сверх и realism- реализм, надреальность)- авангардное направление в европейском и американском искусстве первой половины ХХ века.

Главная задача сюрреалистов- отражение алогичных, «сверхреальных» связей объектов реального мира, проявляющиеся лишь в измененных состояниях сознания (сон, транс, гипноз, болезнь).

 Основой этого течения , его теоретическим истоком служило учение о бессознательном З. Фрейда- духовного отца всего сюрреализма.

В 1924 г. в Париже А. Бретон, создатель теории и концепции сюрреализма опубликовал «Манифест Сюрреализма».

Центральное понятие новой эстетики объявлялась мечта, греза, а главной категорией живописи- «обман зрения», создающей внешне иллюзорные , но невозможные по существу «модели» действительности.

Творчество художника становилось воплощением алогичного, иррационального, метод воплощения- психический автоматизм, доведенный до полного абсурда.

Первая выставка живописцев- сюрреалистов состоялась в Париже 1925 г. В ней участвовали М. Эрнст, Х. Миро, И Танги. К 30-м г. на горизонте сюрреализма появился С. Дали, с чьим именем главным образом и связывают это течение.

Сам С. Дали назвал свой метод «параноидально- критическим», подчеркивая его суть: «систематическая и критическая объективизация бредовых ассоциаций».

 

Футуризм  (фр. futurisme от лат. Futurum- будущее)- течение в авангардном искусстве начала ХХ века.

Первый манифест футуризма был опубликован в 1909г. в Париже итальянским поэтом Ф. Маринетти, его поддержал французский поэт Г. Аполлинер.

Программа Маринетти сводилась к двум основным идеям: полный разрыв с культурой прошлого и эстетизация силы, агрессии, опасности, движения, буйства и природных сил.

Война и революция , как одновременно созидательные и разрушительные силы, становятся в центре поэтики футуристов.

Итальянские живописцы- футуристы У. Баччьони, К. Карра, Дж. Белла, Дж. Северини стремились в своих картинах отразить движение как квинтэссенцию жизни, символ ее творческой энергии, давать одновременный (симультанный) срез разных состояний души.

Произведения футуристов- это синтез того, о чем вспоминаешь и того, что видишь, это своеобразные « внутренние пейзажи».

Проницаемость и растворение всех четких граней – вот одно их характерных свойств футуристического изображения. Футуристы проявляли особый интерес к таким эфемерным состояниям как запах, жест, звук, свет.

Как и кубисты, футуристы использовали технику коллажа для воплощения «жизненной непрерывности». В искусстве футуризма организм превращается в механизм, художественное творчество- в техническую эстетику, человек- в машину.

Лидерами русского футуризма стали поэты В. Маяковский, А. Крученых, В Хлебников. Они стремились овеществить слово, связать его звучание с обозначаемым предметом.

Это должно было привести к созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.

В изобразительном искусстве футуристами провозгласили себя братья Бурлюки, И. Пуни, О. Розанова, А. Эстер, «Кубо футуристами»- А. Лентулов, В. Татлин, г. Якулов.

Футуризм стал официальным искусством новой, после революционной России, «художественным видом коммунизма».

История футуризма (итальянского и русского)- это история скандалов, эпатажей, агрессивных действий, шокирующих заявлений, тезисов и поступков.

 

Фовизм (фр. fauve-дикий). Название было придумано критиком, посетившим осенний салон 1905г. в Париже: увидев бюст  в стиле возрождения среди современных работ, он воскликнул:

«Ага! Донателло среди диких зверей!» Не являясь организованным течением и просуществовав в качеств группировки всего три года,

фовисты во главе с Анри Матиссом и Андре Дереном исповедовали письмо интенсивными контрастными цветами и отказ от академических принципов пропорции, композиции, светотеневой моделировки.

Творчество фовистов в высшей степени индивидуально, и объединяла их скорее дружба, нежели стиль.

В ретроспективе фовизм рассматривается как поворотное явление в развитии живописи ХХ в., поскольку в центре его интересов была картинная поверхность, а не создание иллюзии глубины.

 

Эклектизм (гр. Eklekticosвыбирающий)- в искусстве отсутствие единства целостности, формальное, механическое соединение разных стилей.

 

 

Экспрессионизм (фр. expressionnism, от лат. expressio- выражение)- течение в живописи и поэзии ХХ века, главным образом в Германии.

Термин «экспрессионизм» ввел Х.Вальде в 1911 году ,издатель журнала «Штурм». Предтечей экспрессионизма считаются В. Ван Гог, французские символисты, фовисты.

Немецкие художники до и после первой мировой войны с огромной силой выражали чувства отчаяния, страха, протеста против окружающей их действительности.

Они для наибольшего «выражения» стали использовать упрощенные, примитивные и подчеркнуто грубые формы. Экспрессионисты сознательно искажают сюжет, форму и цвет, выражая свое состояние души.

Они демонстрировали «инстинктивное преувеличение формы в чувственном восприятии, импульсивно переносимое на плоскость.» (В.)

Немецкие живописцы объединялись в группы «Мост» (1906) и «Синий всадник» (1911).

К экспрессионизму относят творчество норвежского художника Э. Мунка ,создавшего серию пронзительных картин «Фриз жизни».

В литературе экспрессионизм наиболее затронул поэзию и драматургию.

Последователи этого течения предлагали не описывать жизнь, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире.

Основные литературные тексты экспрессионизма связаны с творчеством немецких писателей Л. Франка ,Г. Кайзера, Э. Толлера.

Экспрессионизму созвучны творческие устремления австрийского прозаика Ф. Кафки, Л. Андреева, русских футуристов.