«Деловой этикет и культура коммуникации».
Талантливые предприниматели, руководители крупных фирм и компаний большое значение придают морально-этическому фактору в организации работы своих коллективов. По этой причине наиболее конкурентоспособными на рынке труда оказываются те молодые специалисты, которые умеют строить деловые отношения на основе взаимного уважения, взаимопомощи и владеют навыками этикетного поведения. Эти нормы и правила нигде официально не записаны, их изустно передают от отцов детям, от одного поколения другому. Но в нашей стране, к сожалению, многие годы не в моде были «ненужные условности» и «китайские церемонии». И даже нормы элементарной вежливости не всем удалось усвоить с детских лет. А разве сможет молодой человек успешно трудиться и решать свои проблемы, если он не научился уважать себя и других?  Насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Но жить в обществе и быть полностью от него свободным тоже нельзя. Уважая в себе личность, здравомыслящий человек должен понимать, что каждый, с кем он имеет дело, тоже рассчитывает на признание его личности. Молодому специалисту необходимо научиться устанавливать дружеские отношения с людьми в быту, на производстве, в бизнесе. Важно никогда не забывать о человеческой стороне любых деловых отношений, каковы бы они ни были. 

        В западном бизнесе огромное значение придают умению человека производить хорошее впечатление, там давно уже заведено правило обращаться к специалистам по имиджу, причем на любой ступени карьеры. С человеком, не умеющим корректно вести себя в обществе, не способным четко выражать свои мысли, никто не станет вести дела. Эта традиция проникает и в российские деловые круги. Многими руководителями сейчас осознается необходимость формирования корпоративного имиджа фирмы, который складывается стараниями всех членов коллектива. Главным условием создания собственного положительного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними.
       Организующая роль этикета в деловом поведении и межличностном общении – основное направление занятий. Современный человек ежедневно вступает в сотни контактов с различными людьми, и насколько они удачны, порой зависит здоровье, счастье и карьера.  

       Занятия  начинаются с небольшого исторического экскурса в глубь веков для уяснения процесса формирования норм поведения и изменения их во времени под влиянием традиций. Традиции (предыстория этикета) как основа культуры повседневной жизни и культурного развития человека. Традиции в системе ценностей культуры. Власть традиций в обыденной жизни. История повседневности как одно из направлений современной исторической науки. Исторический контекст формирования этикетных норм и их этический смысл. Этикетные нормы в античности, средневековье, в Новое время. Образ культурного человека в XVII-XVIII вв. Этикет на Руси - устойчивые правила жизненного поведения, складывающиеся веками и находящие свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. «Домострой». Европеизация русских патриархальных отношений при Петре Первом. Формулирование предписаний внешних форм поведения в учебнике по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» 1717 г. Подражание французской любезности и моде. Рациональность в поведении, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим – лейтмотив наставлений дореволюционных универсальных изданий по этикету. 

   Виды этикета: придворный, дипломатический, общегражданский, церковный, деловой, воинский. Их отличия и исторические условия формирования. 
  
Ситуативный характер этикета. Поведение в общественных местах: на работе, в вузе, в транспорте, в театре, ресторане, в церкви и т.д. Способы поведения в конкретных ситуациях. Правила приветствий, порядок представлений и знакомств. Виды и значение рукопожатий в деловой сфере. Важность рукопожатия в общении с европейскими  и американскими деловыми партнерами. Психологический тренинг: обмен рукопожатиями и составление мнения о характере человека по рукопожатию. 

Техники позитивного имиджа. Создание делового имиджа: внешний облик, правильная речь, манеры и язык телодвижений. Хорошие манеры – визитная карточка делового человека. Об искусстве одеваться. Роль цвета в восприятии имиджа человека. 

Особенности деловой речи. Речевой этикет. Работа над вербальным имиджем. Понятие деловой лексики. Метаязык. Психологическое значение оговорок и слов-паразитов в нашей речи. Основные требования к деловой речи, ее особенности.  

  Создание невербального имиджа. Знаковый характер жестов. Символика движений рук, ног, головы. Язык жестов – показателей внутреннего состояния человека. Жесты, положительно характеризующие нашу личность.  Национальные особенности невербального языка. 

Этикет деловой беседы: создание психологического комфорта для собеседника. Важность установления психологического контакта при деловом общении. Приемы вхождения, поддержания и выхода из психологического контакта в ходе деловых бесед. Резервы психологического сервиса и пути их реализации: усвоение знаков внимания, самоконтроль состояния и настроения, выработка навыков несловесной связи. Проигрывание деловых ситуаций в ролевых играх.

«Овеществленный» имидж делового человека – аксессуары, визитная карточка. Внешний вид и применение визитной карточки. Условные обозначения на визитках. Особенности делового письма и требования к переписке. 

Этикет в вузе. Культура деловых отношений и корпоративного общения. Понятие корпоративной культуры. Как воспринимать критику. Способы урегулирования конфликтных ситуаций. Культура деловых отношений в офисе. Вопросы субординации в деловой сфере. Мужчина и женщина в коллективе. «Мелочи» в деловых отношениях. Проблемы феминизма и сексизма. 

Планирование и ведение переговоров. Понятие делового протокола и дипломатического этикета.

Какие вопросы можно решить по телефону. Время и место встречи, состав участников, встреча и проводы представителей инофирмы. Рассадка по автомашинам и за столом переговоров. Поведение на приемах, переговорах. Основная схема ведения переговоров. 

Культура и искусство застолья. Виды приемов. Трапеза как ритуал и специфическая форма общения людей. Гостевой этикет. Искусство застольной беседы. Современные правила застольного этикета. Виды приемов и их организация. Составление списка гостей, рассылка приглашений, приход и уход по правилам этикета, рассадка за банкетным столом. Особенности фуршетного приема. Одежда на приемах. Сервировка банкетного стола. Правила поведения на банкетах. Застольный этикет. Национальные особенности застольного этикета в разных странах. 

   Институт гостеприимства и обмен дарами в культуре разных народов. 

Вопросы трудоустройства: как написать резюме и подготовиться к собеседованию. Подготовка необходимых документов (резюме, рекомендации, справки). Особенности поведения при собеседовании с работодателем. Как отвечать на неправомерные и провокационные вопросы. Практическое задание.

 Курс по этикету учитывает развитие широких межнациональных связей, поэтому особое внимание уделено этикетному поведению  разных народов мира. Понятие этнориторики. Особенности национального характера, изучение культурных ценностей разных стран, необходимость повышения общекультурного уровня. Наиболее распространенные точки зрения за рубежом о правилах поведения. Правила поведения за рубежом. Необходимость знания национальных законов и традиций, местных нравов и обычаев. Вежливость иностранного гостя – в уважении страны и культуры народа. 

     В целом данный курс занятий ставит задачу научить студентов создавать позитивный имидж в деловых кругах и в общении на любом уровне. Программа предусматривает также практические занятия по проведению деловых бесед, по способам решения конфликтных ситуаций. Для закрепления обретенных знаний проводятся тренинги, психологические игры и тесты в конце каждого занятия.

 Темы докладов:  

  1. Ветхозаветная этика и Нагорная проповедь. 
  2. Традиции демократии в древних Афинах.  
  3. Рыцарская культура и крестовые походы.  
  4. Домострой. Этикет в Древней Руси.  
  5. Русский национальный характер, его особенности, проявляющиеся в этикетном поведении. 
  6. Этикет при дворе Людовика XIV.  
  7. Этикет в России при Петре Первом и Екатерине Второй.  
  8. Понятие о метаязыке. 
  9. Требования к телефонному разговору. 
  10. Национальные особенности невербального языка (по выбору студента). 
  11. Этикет о подарках. 
  12. Цветы - универсальный подарок.  
  13. Проблемы феминизма и сексизма. 
  14. Мужские аксессуары. 
  15. Женский бизнес-стиль.
  16. Презентация, особенности ее организации.
  17. Одежда на приемах. 
  18. Организация фуршета. 
  19. Сервировка банкетного стола.  
  20. Правила поведения за банкетным столом. 
  21. Культура винопития. 
  22. Что такое принципиальные переговоры.  
  23. Смысл корпоративной культуры. 
  24. Визитная карточка.  
  25. Современный этикет о мобильном телефоне.