Занятия ведет профессор
 доктор филологических наук профессор
Левина Лариса Александровна

Религия, культура и искусство тесно связаны между собой. Понимать эту взаимосвязь необходимо, чтобы лучше ориентироваться в современном мире. Каково значение старинных обычаев и традиций? Что изображено на картинах, висящих в российских и европейских музеях? Какой глубинный смысл сокрыт в знакомых с детства сказках? Почему люди, с которыми мы общаемся, ведут себя так, а не иначе? Ответы на все эти вопросы – в системе духовных ценностей.

В центре внимания нашего курса – русские и европейские религиозные, культурные и художественные традиции.


 

   

 


 ____________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК:
 
http://ychebnik.gubkin.ru/
_____________________________________________________________________

 

  Методическое пособие. Тест

 


РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО.

ГРАФИК ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА

 (осенний семестр 2012-2013 учебного года)

Аудиторные работы:

Первая – перед второй контрольной неделей. Максимальная оценка – 10 баллов.

Вторая – перед третьей контрольной неделей. Максимальная оценка – 10 баллов.

 

Первое (индивидуальное)  домашнее задание

«СОРОК СОРОКОВ»

(храмовая архитектура Москвы)

Цель задания: ознакомить студентов с архитектурным богатством Москвы, привлечь их внимание к проблеме сохранения культурного наследия.

От студента требуется:

1.      Сфотографировать один из московских храмов в нескольких ракурсах и приложить фотографии;

2.      Объяснить название храма (культурно-исторические сведения о празднике, святом, иконе и т.д.);

3.      Дать краткую информацию о храме как о памятнике архитектуры (время постройки, архитектурный стиль, основные особенности и т.д.);

4.      Изложить собственные впечатления от внешнего вида и интерьера храма, его состояния, окружения и т.д.

Задание сдается в распечатанном (текст) и в электронном (текст и фотографии) виде. Просьба не вставлять фотографии в файлы Word!

Рекомендуемый объем – 3-4 страницы формата А4, текст с одной стороны; шрифт – Times New Roman, 14, полуторный интервал.

Список использованных источников (включая Интернет-ресурсы с обязательным указанием названия материала и его автора) обязателен!!!

Максимальная оценка – 5 баллов.

Несамостоятельные работы положительной оценке не подлежат!


 Второе (индивидуальное)  домашнее задание – cочинение (эссе) на тему:

«РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ И БЕЛЛЕТРИСТИКЕ»

на одну из тем по выбору студента:

 

1. Языческие и христианские мотивы в фильме Р. Быкова «Чучело» (СССР, 1982 г.)

Специальный вопрос: как контраст язычества и христианства проявляется в художественных приемах фильма?

2. Конфликт религиозного и научного мировоззрений в фильме Р. Земекиса «Контакт» (англ. Contact – США, 1997 г.)

Специальный вопрос: как Вы понимаете «Бритву Оккама» и что о ней думаете?

3. «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг: смысловые и художественные различия романа и экранизации.

Задание сдается в распечатанном и в электронном виде.

Рекомендуемый объем – 3-4 страницы формата А4, текст с одной стороны; шрифт – Times New Roman, 14, полуторный интервал.

Список использованных источников (включая Интернет-ресурсы с непременным указанием названия материала и его автора) обязателен!!!

Максимальная оценка – 5 баллов.  В случае публичной внеаудиторной защиты работы – до 10 баллов.

Критерии оценки: идея и логика – до 4 баллов; аргументы и факты – до 4 баллов; оформление – до 2 баллов.

Несогласованные отступления от списка не допускаются, а работы в этом случае не рассматриваются.

Несамостоятельные работы положительной оценке не подлежат!

Третье (коллективное) домашнее задание:

«Духовные традиции и либеральные ценности в современном мире»

 

Работа представляет собой доклад (5-7 минут) с презентацией на одну из следующих тем:

1.      Языческие верования коренного населения нефтегазовых регионов России.

·        Тотемистические представления;

·        Космогония;

·        Эсхатология;

·        Шаманизм.

  1. Современное искусство и духовные традиции (на примере одного вида искусства по выбору студентов).
  2. Свобода и религии в современном мире.
  3. Любовь и брак в современном мире.
  4. Жизнь и смерть в традиционной системе ценностей и в современном медийном пространстве.

 Возможны варианты тем по согласованию с преподавателем!

Материалы доклада сдаются преподавателю в распечатанном (текст) и в электронном (Word + PowerPoint) виде. Требования к распечатке: страницы формата А4, текст с одной стороны; шрифт – Times New Roman, 14, полуторный интервал. Список использованных источников (включая Интернет-ресурсы с непременным указанием названия материала и его автора) обязателен!!!

Срок защиты второго домашнего задания на занятии – в течение семестра в зависимости от темы. Баллы засчитываются в итоговый семестровый рейтинг

Максимальная оценка – 10 баллов.

  

Материалы выступлений сдаются преподавателю в распечатанном (текст) и в электронном (Word + PowerPoint) виде. Требования к распечатке: страницы формата А4, текст с одной стороны; шрифт – Times New Roman, 14, полуторный интервал. Список использованных источников (включая Интернет-ресурсы с непременным указанием названия материала и его автора) обязателен!!!

Максимальная оценка – 10 баллов.

Критерии оценки: выступление (включая осмысленность и самостоятельность, речь, убедительность, ответы на вопросы) – до 4 баллов; качество информации – до 4 баллов; оформление текста (распечатки) – до 2 баллов.

Несогласованные отступления от списка или от формулировки темы не допускаются, а работы в этом случае не рассматриваются.

Специальное задание:

Посещение тематического музыкально-поэтического вечера, посвященного русским календарным обрядом и отзыв с анализом программы.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Обязательная литература:

1.      Л.А. Левина, Л.К. Белопухов и др. Культурология (курсы по выбору).

2.      Л. Емохонова. Мировая художественная культура.

3.      История и культурология. П/ред. И. Шишовой.

4.      Новый Завет. (Канонический текст или любое переложение, в том числе «Детская Библия»).

5.      Легенды и мифы Древней Греции. (В любом переложении).

6.      Мифы народов мира. В 2 тт. Любое издание.

7.      Энциклопедия «Аванта+». Том «Религия».

 

Рекомендуемая литература:

1.                 Ветхий Завет (Канонический текст или любое переложение, в том числе «Детская Библия»).

2.                 Легенды и мифы Древнего Востока. (В любом переложении).

3.                 А. Мень. В поисках пути, истины и жизни. В 7 тт. Любое издание.

 

 

АНКЕТА ЧИТАТЕЛЯ– СТУДЕНТА РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина