Занятия ведет старший преподаватель Большова Светлана Ивановна

В этом курсе вы узнаете о древних обычаях и ритуалах русских, татар, ненцев и некоторых народов Сибири, на территории которых производится добыча нефти и газа. Яркий, колоритный материал по художественной культуре этих народов, религиозным верованиям, духовным традициям, костюмам, жилищам, интерьерам позволит вам не только приоткрыть дверь в мир интересных фактов и событий, но и овладеть специальными знаниями, которые пригодятся для работы в этих регионах.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Предметом данного курса является изучение характерных особенностей культуры русских и народов, тесно связанных с русской историей и живущих на территориях, где  в настоящее время производится добыча нефти и газа.

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина является одним из учебных заведений, в котором межнациональные отношения находятся в состоянии активного развития. Учась или работая в многонациональном коллективе, каждому участнику учебного и рабочего процессов следует учитывать все разнообразие типов личностного, общественного и бытового поведения, вызванное этнической принадлежностью, а также сложившимися в том или ином этническом пространстве религиозными убеждениями, системой этических ценностей, эстетическими представлениями и культурными традициями. Наша задача – культурологически объяснить «логику» культурного сценария народа, рассматриваемого в рамках настоящего курса.

В базовый культурный сценарий, различаемый у разных этносов, входит следующее: мировоззрение, национальный характер, тип общественных и деловых отношений, особенности семейных уставов и методов воспитания, этикет, а также культурные традиции - как празднуют свадьбы, как хоронят, где  предпочитают трудиться, наконец, какие области художественной деятельности у того или иного народа получили наибольшее развитие.

Особенностью данного курса является выявление этнического и национального профиля культур, подчеркивающего как общие черты во всех культурных системах, так и уникальность каждой из них.

ВВЕДЕНИЕ в общую теорию культуры. Термин «культура», его этимология и возможные определения культуры. Основные явления, понятия и категории культуры. Антропологическая школа в культурологии (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, А.Н. Веселовский).

Этнос и культура. Особенности генезиса и культурного развития макроструктур: рода, племени, этноса, расы. Этнос – субэтнос – суперэтнос и проблематика культурного развития в этих системах. Составляющие базового культурного сценария  этноса и национальные образы мира. Концепция этнической истории Л.Н. Гумилева. Фазы этногенеза. Ксенофобия и ее природа, причины и последствия. Проблемы и способы этнической идентификации на современном этапе. Важность приобщения современного человека к культурным корням.

          Раздел I

КУЛЬТУРА РУССКИХ

Культура языческой Руси

Особенности развития национальной культуры в России. Русская культура складывается из ряда различных культурных пластов, но базовыми составляющими являются архаические восточнославянские (языческие), христианские (православные) культурные традиции и народное традиционное искусство, вместившее в себя как древнеславянские, так и христианские элементы. Особенности культуры русских тесно связаны с проблемой их происхождения и межэтнических контактов.  Восточные славяне и их место в истории. Славянские племена делятся на западную, восточную и южную ветви. К восточной ветви относятся племена – предшественники современных русских, белорусов и украинцев. Принадлежность  праславян в III- I тыс. до н.э. к индоарьям (индоиранцам) объясняет наличие сходных черт с культурой многих народов Европы, Передней и Средней Азии. Роль и значение этнических контактов восточных славянских племен с варягами, финно-уграми, балтийскими племенами (голядью), кочевниками-степняками. Анты и склавины – два союза племен, упоминаемые Прокопием Кесарийским. Происхождение этнонима «русские». Из «Повести временных лет»: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, начали сами собой владети. И не было среди них правды..... И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны, англы и саксы, а еще готланды, - вот так и эти прозывались. И от тех варяг прозвалась Русская земля».

Религиозные представления восточных славян в период распада союза славянских племен на отдельные племена (IV-VI вв.). Особенности языческих представлений славян. Славянская мифология. Политеизм и влияние финского шаманизма и колдовства. Источники: сведения, оставленные Прокопием Кесарийским (VI век), Маврикием (VIVII века), Иорданом Готским, арабским путешественником Ибн Фадланом (X век), Нестором в «Повести временных лет» (XI-XII века).

Обряды, ритуалы, праздники – тип общественного поведения, характерный для архаических, традиционных периодов развития культуры и традиционного устройства общества. Проблема «пережитков» древних обрядов в поведении и этикете современного человека. Праздник – комплекс мифологических, обрядовых, социально-художественных функций. Праздник проявляет себя в обрядах, ритуалах, хотя и не сводится только к ним. Смысл обрядов и ритуалов – в символичности, в силу чего они лишены целесообразности. Обряд – символическое действие, направленное на коллективные религиозные переживания. Ритуал – более узкое понятие и связано с определенным порядком, заключающим содержание обряда. Этикет – установленный порядок поведения где-либо. Этикет как выродившийся древний обряд.

Древние обряды, дошедшие в отдельных случаях до настоящего времени, описанные в летописях, зафиксированные в фольклоре, сказках и других устных и литературных жанрах, являются достоверным источником информации о религиозных верованиях, устройстве общества, хозяйственном укладе, а также этических и эстетических представлениях. Влияние архаических обрядов на формирование типов поведения современного человека.

Типы обрядов. Согласно научной классификации, обряды можно разделить на календарные, семейные, трудовые, окказиональные, инициации.

Календарные обряды космологического характера, исполнявшиеся в различные времена года и связанные с переходом от одного сезона к другому. Они являлись для славян гарантией миропорядка. К группе зимних празднеств относятся Святки (Коляда) и Корочун, устраиваемых в честь зимнего солнцестояния. Масленица – обряд перехода от зимы к весне. Летние праздники - Русалии, Купала, Ярило, Кострома – чествовали природу и связаны с летним солнцестоянием и плодоносящей силой земли. Состязания - кулачные, палочные бои и другие военные игры, – были приурочены к зимне-весенне-летней обрядности и призваны посредством взаимного кровопролитья на землю магически дать ей «влагу». Культ умерших предков как обязательная составляющая этих обрядов. Оргиастический характер обрядов.  Земледельческие образы в проведении данных обрядов. Роль земледелия - основной хозяйственной деятельности славян - в формировании структуры и характера проведения календарных обрядов. Земледелие вызвало глубокие перемены в культовой символике этих обрядов. Зерно и продукты зерна стали широко использоваться в календарных обрядах. Зерно – очень емкий символ смерти и воскресения. Жертвоприношение становится важной часть календарных обрядов. Человеческие жертвоприношения – сотериология по-язычески. С усилением чувства греха пришли и жертвоприношения. Восходящая жертва – усилие к спасению от греха. На более поздних этапах развития языческой культуры - замена человеческой жертвы символами  - культовыми антропоморфными предметами.

Семейные обряды. К семейным обрядам относятся родины, свадьба, похороны. Роль семьи в древнеславянском обществе. Отношение к женщине и ее роль в патриархальном древнеславянском обществе. Детство в архаической семье.

Родины  (в христианстве - крестины). Особенности отношения к роженице и младенцу в древнеславянском обществе. Магические ритуалы, связанные с этим событием: развязывание узлов, открывание дверей, действия роженицы, имитирующие роды.

Свадьба как обряд комплексного характера, вместивший в себя все имеющиеся типы. Похищение и мирная купля (вено) девушки – формы древнеславянского брака. Славяне считали этот обряд в жизни человека настолько важным, что на похоронах незамужних и неженатых присутствовали элементы свадебной символики. Структура проведения обряда и корреляция его с христианским таинством.     

Похоронный обряд и особенности культа предков у древних славян. Отношение к смерти и особенности представлений о загробном мире в славянском язычестве. Чур, «заложные души», обычай «сажать на лубок». Структура погребального обряда: жаление (вопление), жертвоприношение, тризна, страва. Похороны также имели оргиастический характер, так как смерть осмыслялась древними как рождение новой жизни.

Вера в тесную связь потустороннего мира и мира живых.  Представление о взаимосвязи этих двух миров, бытовавшее в славянском обществе I тыс. н.э. – отражение древних традиций, восходящих к эпохе неолита. Тело осмысляется как зерно, становящееся зародышем новой жизни. Потомки должны были буквально зачинаться на костях предков, доказательством чего могут служить находки захоронений под полом неолитических жилищ. В древнем культурном ареале – территории восточной Турции, в местечке Чатал–Хююк в слое VII тыс. до н.э.   обнаружено 500 захоронений под полом. Мужчины захоронены под угловой скамьей, а женщины под длинной.  Захоронения в селищах Трипольской культуры IV тыс. до н.э. эпохи энеолита. В Украине вплоть до XIX века некрещеных младенцев хоронили под порогом дома. Предание земле - отражение представление о материнском начале земли, преобразовательницы мертвого в живое. Пережитки языческих традиций в современных правилах поведения при погребении.

Окказиональные обряды (по ситуации, по требам). Особенности  проведения обрядов опахивания, битья, вызывания дождя, сохранившихся в отдельных местностях до сегодняшнего дня (Брянская, Рязанская, Тамбовская, Пензенская, Воронежская области). «Пережитки» окказиональных обрядов в современных субкультурах: молодежных, религиозно-философского характера, студенческой среде.

Инициации. Обряды посвящения, применявшиеся в древности и дожившие до настоящего времени. Посвящение, связанное с возрастом, занятием, сменой социального положения, отражает символический переход от смерти к жизни, от дикого состояния к полноценной (культурной) личности. «Пережитки» инициаций в современной бытовой, социальной и деловой жизни. Использование механизмов древних инициаций в презентациях, рекламных кампаниях, разных формах масскультуры.

Трудовые обряды. Сохранившиеся до середины ХХ века обрядовые действия, связанные с посевом, концом жатвы, сенокосом, женскими ремеслами. Магическая роль прялок, пряслиц, материалов (льна, конопли, шерсти) в трудовых обрядах.

Особенности рецепции языческого материала в христианстве. Трансформация языческих древних обрядов в современной жизни. Культивирование и возвращение языческих элементов в быт русских советского периода и  постсоветского времени. Перерождение старинных обрядов в этикет. Образцы современного приватного, социального и делового общения, отражающие запреты и элементы древнеславянских обрядов.

Художественная культура языческой Руси. Особенности художественной культуры языческого периода. Синкретизм культуры. Соотношение и взаимодействие религиозных представлений и художественной культуры. Основной источник сведений о художественных памятниках и ремеслах – археологические находки. Индоевропейское наследие в культуре языческой Руси. Черняховская, Пражская, Пеньковская, археологические культуры рассматриваются как колыбель славянской культуры. Отражение восточнославянских художественных традиций в народной крестьянской культуре: игрушке, деревянной жилой и культовой архитектуре, текстильных видах искусства, орнаменте, художественной обработке дерева, металла и кузнечном деле.

Орнамент как символический и художественный язык традиционной культуры, как наиболее полное и адекватное выражение религиозного и эстетического  чувства.  Роль и значение орнамента в славянской (русской) культуре. Архаические и традиционные культуры всегда связаны с интенсивным развитием орнамента. Орнаментальная структура есть универсальный принцип организации  и упорядоченности пространства. По этому принципу строится концепция человеческого тела, выражающаяся в одежде, жилища, храма, поселения. Согласно этой модели представляется Вселенная – Космос, поскольку Космос  и есть упорядоченное, ритмически организованное пространство.

Культовая монументальная и малая пластика. Монументальная скульптура - Сбручский идол. Малая пластика - металлические амулеты, отражающие культ зверя, растительную тематику. Особенности бытования и значение малой пластики в религиозной жизни славян.

Архитектура (культовая и жилая). Единство конструктивных и декоративных частей традиционной архитектуры. Изба как архитектурное сооружение и символический текст. Экстерьер как визуализация  религиозных представлений. Семантика элементов жилища и сложившейся системы зонирования пространства в интерьере. Середа (куть) – печь - красный или чистый угол – матица – дверь.

Особенность используемых материалов в деревянном зодчестве (породы дерева и способ обработки), конструкции, системы скреп («в лапу», «в заплот», «в обло», «в ладью» и т.д.). Образцы живописных и пластических деталей, повышающих символичность и декоративность традиционного русского жилища: роспись, скульптурное оформление конструктивных частей архитектуры.

Способы существования древних элементов в современном интерьере: интуитивное зонирование внутреннего пространства по типу традиционного у современного человека.

Традиционный крестьянский костюм. Его особенность - в отдельных случаях содержит мощный пласт дохристианской культуры. Орнаментальное наследие, представленное в оформлении костюма, включает характерные орнаментальные  мотивы, цветосочетания, техники исполнения. Семантика мотивов и их художественные характеристики.

Костюм – это «мягкая архитектура», которая вместе с узорами и пластическим решением всех элементов, распределенных в заданной последовательности, дает неуязвимость человеческому телу и уподобляет человека мирозданию.

Русский традиционный женский костюм делится на два типа: северный с сарафаном и кокошником, получивший развитие в северорусских и среднерусских областях (Архангельской, Вологодской, Ярославской, Владимирской и др.), южнорусский  с поневой и кичкой, характерный для южнорусских территорий (Рязанской, Орловской, Курской, Воронежской, Тульской и др.). Функции костюма, принципиально отличающие его от моды и одежды. Древние традиции, сохранившиеся в народном костюме, и их пережитки, проявляющиеся в современной одежде.

Этикет, сложившийся в области одежды и связанный с социальной и половозрастной функцией традиционного костюма.

Национальные традиции в современном костюме. Присутствие национальных элементов в дизайне одежде – способ самоидентификации и приобщения к культурным традициям своего народа. Отечественные дизайнеры: В. Зайцев, Е. Санчес, Е. Ахмадуллина, Д. Семачев и другие.  Зарубежные дизайнеры: Ив Сен-Лоран, Кензо, Ёши Ямомото и другие.

Народная пластика. Игрушки. Каргопольская, Филимоновская (Тула), Хлудневская (Калуга), Рязанская (д. Александро-Прасковьинка), Дымковская (Вятка), Абашевская (Пенза), Курская (д. Кожля) игрушки. Отражение древнеславянских верований и сохранение архаических форм в игрушке-свистульке.

Связь со славянскими праздниками, посвященными годичному кругообороту сельского хозяйства: времени пробуждения, расцвету и сбору урожая. После принятия христианства их делали к ярмаркам на Масленицу и Благовещение. В настоящее время игрушки как носители бесспорных эстетических достоинств, реликтовой силы и знаково-символической характеристики являются сувенирами.

Языческая Русь в отечественной культуре и искусстве. Мифопоэтическая трактовка языческой Руси в произведениях художников к. XIX - нач. XX вв. В. Васнецов, С. Иванов, Н. Рёрих, Л. Кузнецов, И. Билибин, С. Маковский, Г. Семирадский и другие.

Современная неоязыческая субкультура и его представители.  Научные и историко-культурные сообщества и кружки. Особенности их деятельности на современном этапе.

Глава 2

Культура русских в период Средневековья

Христианство. Роль христианской православной веры в формировании национальной культуры и менталитета русских. Христианские конфессии, и отличие православной веры от других христианских вероисповеданий.

    Особенности принятия христианства. Из «Повести временных лет» о начатках христианской веры: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и приплыл в устье днепровское, и оттуда отправился верх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И наутро встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог многие церкви». В результате укоренения христианства были выработаны культурные традиции, значение которых вышло за пределы этноса, достигнув общемирового признания. Проблема сосуществования христианства и язычества.  Трактовка «двоеверия» в научной литературе (Б.А. Рыбаков). Переосмысление языческих элементов христианской традицией. Проблема пережитков языческих представлений и культов в русской православной вере. Русские христианские подвижники и мученики за веру периода средневековья: св. Леонтий Ростовский, св. Кукша, св. Илья Муромец, свщмч. Гермоген и другие.

Библия. Ветхий Завет. Библейская космогония и научные взгляды на происхождение мира. Эволюционисты и научный креационизм. Современная эволюционная космогония в трудах Карла Сейгана («теория большого взрыва»). Генри Моррис и его труд по геологии «Потоп книги бытия». Ветхозаветная этика. Десять заповедей Моисея – откровение Бога в слове.

Новый Завет. Христианская этика. Роль религиозной деятельности апостола Павла в укоренении христианской этики. Догматы христианства – основные положения о вероучении. Нагорная проповедь - христианская сотериология. Идея нисходящей жертвы в христианстве. Парусия. Человек в контексте христианства. Взаимосвязь человеческого строения и устройства Вселенной. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля».

Христианский календарь. Христианские православные  таинства, обряды и праздники. Двунадесятые (двенадцать) церковные праздники: Рождество Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение Богородицы во храм (4 дек.), Рождество Христово (7янв.), Богоявление (Крещение Господне, 19 янв.), Сретение (15 февр.),  Благовещение (7 апр.), Вход Господень в Иерусалим (Вайи, «Вербное воскресение»), Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов, Преображение (19 авг.), Успение Богородицы (28 авг.).

Русская семья в контексте христианства. Семья как первичное лоно культуры. С позиции христианства семья стала рассматриваться как малая церковь, структура, в которой  закладываются духовные ценности, а также сохраняются и передаются из поколения в поколение духовно-религиозные, национальные традиции. Система воспитания и обучения детей в средневековой Руси. Литературное наследие Ярослава Мудрого («Русская правда»), «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Юности честное зерцало» свидетельствуют о сложившихся традициях в семье, системе воспитания и правилах поведения. Особенности традиционного воспитания в христианской семье. Этикет, семейный и общественный, принятый в древнерусском средневековом обществе.

Художественная культура. Канон и его значение в средневековой христианской русской культуре. Канон – свод положений, касающихся богослужения, религиозной жизни и эстетического оформления христианской доктрины. Смысл христианского канона -  в  его творческом развитии. Проблема растворения восточнославянского культурного наследия в русской христианской жизни, наличие которого способствовало творческому осмыслению византийского канона. Православие и искусство. «Искусство – путь к обожению, путь от образа к Первообразу» (Н.А. Бердяев).

Православие и архитектура. Влияние православного мировоззрения на художественный язык  культовой архитектуры. Два уровня в восприятии культовой архитектуры: образный и знаково-символический. «Топография» Козьмы Индикоплова (VIII в.) и строение христианского православного храма. Соединение купола как символа Неба и четверика как телесного символа заключает в себе идею спасения и соединения  Бытия с существованием, человека с Богом.

Деревянное зодчество. «Клетская» деревянная церковь включает древние традиции восточнославянского зодчества. Храм в Кондопоге, Церковь Преображения в Кижах.

Каменное строительство. Тип крестово-купольного храма. Храм св. Софии в Константинополе (VI в.) и храм св. Софии в Киеве (XI в.) – богодухновенная архитектура. Символический язык христианской архитектуры. Религиозное осмысление конструктивных частей архитектуры: стены, арок, куполов, столбов и колон, окон, порталов и других форм. Система росписи крестово-купольного храма.

Самобытное в русской архитектуре. Новгородское храмовое строительство (храм св. Софии, 1045 г., Георгиевский собор Юрьева монастыря, ц. Спаса на Нередице, XII в.). Здесь закладываются свойства русской православной архитектуры: простота конструкции, монументальность, лаконизм форм, асимметрия, витальность, тонкое чувство пропорций, подчеркивание смысловой роли стены. Основное творчество происходило прямо на месте строительства, в условиях окружающей среды без предварительного проекта.

Храмовое строительство во Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор, Дмитриевский собор и церковь Покрова не Нерли (XII век). Слияние русской традиции с чертами романской европейской архитектуры. Образцы древнерусского пластического искусства.

Храмостроение в Москве в период формирования централизованного Московского государства в XV - начале XVI века. Преемство архитектуры Владимиро-Суздальской Руси в московском строительстве. Первые храмы: ц. Троицы в Троице-Сергиевой лавре 1423 г., ц. Спаса Нерукотворного в  Спасо – Андрониковом монастыре.

Укоренение представления о Москве как о новом Иерусалиме, осмысление Московской державы как последнего Православного Царства во второй половине XV века. Строительство храмов в Кремле. Тема преемственности с Иерусалимским храмом Гроба Господня в Успенском соборе (1479 г.). Традиции и новшества в строительстве церквей. Отделение, как на Западе, процесса строительства от проектирования, что сказалось на художественном облике отдельных образцов культовой архитектуры (Успенский собор, Архангельский собор).

Русское культовое зодчество XVIXVII веков.  Один из самых самобытных периодов древнерусской культуры. Шатровый стиль в архитектуре. Истоки шатра: восточнославянская деревянная архитектура, напрестольные сени. Богословское осмысление шатра. Шатер - архетип ветхозаветной Скинии, вынос напрестольных сеней наружу Особенности внутреннего пространства и экстерьера шатровых храмов. Храм  с шатровым завершением – это «архитектурная» икона, рассчитан на массовое богослужение на улице. Храм можно сравнить с иконой Вознесения: верх (шатер) – символ Иисуса Христа, а двенадцать столбов и гульбища – двенадцать апостолов и Богородица. Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) и образ горы Елеон, с которой по писанию (Деян.1.11) произошло Вознесение Господне. Облик церкви в Коломенском связан с архитектурными особенностями храма Вознесения в Иерусалиме, храме «с непокрытым верхом». Храм Василия Блаженного (Покрова Богородицы на рву).

    В храмах XVII века получает распространение планировка «кораблем», красно-белая гамма в решении экстерьера, «скрытие» стены пластическими и живописными деталями. Богословие в формах «огненных» храмов: св. Николая в Хамовниках, церкви иконы Казанской Божьей Матери на Красной площади. Распространение витых колонн в украшении храмов в качестве изображения «верви» небесной. «Нарышкинское барокко» и особенности архитектуры этого стиля (90–е годы XVII века). Особое значение украинского культового зодчества в этот период. Храм Покрова в Филях, ц. Воскресения в Кадашах, ц. Троицы в Хохлах.

Икона и православие. Икона – с греческого языка переводится как образ, портрет, изображение. Почитание икон есть догмат христианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собором, вытекающий из основного исповедания – Боговоплощения. Икона как «умозрение в красках» (Е.Н. Трубецкой). Роль, значение и проявления канона в художественной ткани религиозного образа. Канон в иконе – это соответствие Священному Писанию и Священному Преданию. Канон проявляет себя в цветовом решении, жесте, позе, композиции, в отказе от трехмерного пространства, атрибутике, использовании материалов различной природы. Символичность языка иконы.

Иконостас. Взаимосвязь Богословия и структуры иконостаса. Роль и значение иконостаса в русской церкви.

Своеобразие русской иконы – в творческом развитии канона. Наиболее самобытные иконные «школы» сложились в Новгороде, Пскове, позднее (в XV-XVI столетиях) в Москве, и в XVII веке в Ярославле. Творчество знаменитых иконописцев: Алипия, Алексы Петрова, Андрея Рублева, Дионисия с сыновьями, Дионисия Глушицкого. Творчество изографов Оружейной палаты. Иконотворение Симона Ушакова, Федора Зубова, Прокопия Чирина.

Икона в современном мире. Особенности взаимодействия современного человека и иконы. Религиозная живопись д. Михаила Потапова, иер. Стефана Линицкого.

Раздел II

КУЛЬТУРА НЕСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Глава 3

Культура тюркских народов

Происхождение и география тюркских народностей. Проблема взаимоотношений русских и представителей Великой степи в эпоху средневековья: от противостояния до образования суперэтнического государства. Роль Востока в истории России с позиции евразийского мировоззрения. Представители евразийской исторической и культурологической школы: Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев. Роль и значение тюркских народов в культуре, политической истории и этнических процессах русского государства. В состав России входят республики, на территории которых проживает население тюркского происхождения: татары, чуваши, башкиры, некоторые народы Северного Кавказа (кумыки, карачаевцы, балкарцы).

Культура татар

Происхождение этнонима «татары»  (VI-IX вв). Монгольский хан Темучжин  (Чингисхан) разгромил татар в 1202 году, но название истребленного племени перешло на победителей. Ассимиляция кыпчаками, огузами и ногайцами тюркско-монгольских племен, присвоившими этноним «Т.». В прошлом у всех групп татар имелись локальные этнонимы. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские, астраханские. Ведущими в культурном отношении и наиболее многочисленными в волго-уральской группе являются казанские татары – наследники культуры Волжской Булгарии. В 1920 году образована Татарская АССР, а в 1991 году преобразована в Республику Татарстан в составе России.

Религиозные представления. Ислам – господствующая религия. Особенность - исламские традиции сочетаются с элементами местной доисламской культуры. Доисламские религиозные взгляды отражены в татарских праздниках: сабантуй, джиен.  Исламизация татар проходила в X-XIII веках. Татары – мусульмане–сунниты. Религиозные праздники татар: Ураза-гаете (байрам), Курбан-гаете (байрам), Мэулид, Мирадж.

Особенности семейных отношений и воспитания детей в татарских семьях,  влияние  в этом вопросе местной культуры и исламских традиций. Национальные особенности в этикете, принятом в частных и деловых сферах.

Художественная культура. Доисламские традиции в художественном творчестве татар. Хорошо развитое скотоводство (коневодство) способствовало возникновению кожевенного дела и изготовлению предметов из кожи. «Казанский сафьян», «болгарская юфть» - наиболее известные способы обработки кожи. Производство «ичиг» – старинное татарское ремесло, восходящее к булгарским традициям. «Ичиги» - кожаная обувь, орнаментированная в стиле многоцветной кожаной мозаики. Золотошвейные, суконные, ювелирные производства.

Архитектура. Селения – аулы. Оседлые татары строили дома по типу русских жилищ: сени – изба – клеть. Принятие ислама способствовало проникновению архитектурных элементов мечети в гражданское строительство: айваны, колонки, стрельчатые арки, резной орнамент из геометрических, растительных и стилизованных зооморфных форм в оформлении интерьера, наличие в декоре зеленого цвета как наиболее значимого в эстетике и символике ислама. Интерьер татарских жилищ содержит компоненты, которые ведут свое происхождение от древних тюркских традиций: наличие нар, отдельной мебели для складывания спальных принадлежностей, кошм и безворсовых ковров на полу.

Культовое строительство: мечети, мавзолеи. Мечеть происходит от арабского слова «масджед». Происхождение и символика архитектурных форм, материалов и декоративного убранства мечетей. Понятия «михраб», «джамал», «джалал», «сифат», применяемые и обязательные в культовой архитектуре. Кааба (Масджед аль Харам), мечеть Скалы – самые ранние мусульманские постройки. Особенности экстерьера и интерьера современных мечетей, выстроенных на территории Татарии, Башкирии («Ляля-Тюльпан»), Северного Кавказа. Мечети в г. Набережные Челны: «Тауба» (Покаянная), Соборная мечеть Джами-мечеть (1997 г.). Османский и среднеазиатский стили в строительстве мечетей.

Костюм (женский, мужской), исключая отдельные головные уборы, восходит к кочевническому прошлому татар. У мужчин и женщин основой костюма являлись рубаха и штаны. Верхней одеждой для женского костюма служил  безрукавный или с рукавами камзол. Типичный головной        убор - тюбэтэй. В украшении  костюмов использовался роговидный орнамент, восходящий к традициям древних кочевых народов.

Влияние ислама на развитие определенных видов искусства в татарском художественном творчестве. Исламская концепция искусства отвергает существование образа и изобразительной системы в священном искусстве. Отказ от изобразительных традиций способствовало развитию определенных видов искусства. Влияние культуры Волжской Булгарии (IX-XIII вв.) на формирование татарского искусства.

Орнамент (герих, ислими, арабеск) в  мусульманских странах стал высшим проявлением религиозной и художественной жизни. Герих – «узел», геометрические формы, соединенные в сложнейшую математически рассчитанную композицию, призванную выражать божественное совершенство и Его непознаваемость. Ислими – орнамент из растительных мотивов. Арабеск – сочетание геометрических, архитектурных, растительных и других мотивов. Значение  восточных орнаментальных традиций  в культуре западного средневековья.

Искусство каллиграфии и стили почерков. Материалы, характер применения. Каллиграфический узор в архитектуре выполняется в следующих техниках: резьба по ганчу, дереву, роспись по стеклу.

Текстильные художественные ремесла. Ковроткачество, вышивка, аппликация. Значение восточного (мусульманского) текстильного творчества в орнаментальном искусстве русских.

Ювелирное искусство. Женские украшения из серебра и золота с камнями, убранство для конной упряжи. Получили развитие следующие ювелирные технические приемы: скань плоская и татарская (бугорчатая), зернение, чеканка, гравировка, литье, чернение, инкрустация. Образцом ювелирного мастерства может служить шапка Мономаха (такья), принадлежавшая Кончаке, сестре хана Узбека (XIV век).

Особенности развития культурных традиций в Татарстане на современном этапе. Подъем национального татарского движения в годы перестройки. Развитие изобразительной системы в мусульманском искусстве Татарии (Казанских татар). Шамаиль – это живописно-графическое произведение, которое можно назвать мусульманской аналогией (и вместе с тем антиподом) христианской иконы. В основе шамаиля – композиция, включающая изречения из Корана, выполненные каллиграфией, орнамент, живописные архитектурные пейзажи и натюрморты, изображения мусульманских святынь. Они исполнялись на бумаге тушью, расцвечивались растительными красками, яркой аппликацией из бумаги, фольги и ткани и вывешивались под стекло обычно над дверью в жилом доме, мечети или медресе.

Современные татарские художники, работающие в стилистике шамаилей и создающие светские художественные произведения, исполненные новаторской интерпретацией религиозного искусства. Группа художников «Чингис-хан».

 

Глава 4

КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Самое раннее упоминание ряда народов (ясы, касоги)  в «Повести временных лет». Адыги, кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, карачаевцы, балкары, ингуши (голгай), чеченцы (нохчи), ногайцы, народы Дагестана (даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасараны, аварцы и др.), осетины. История расширения сферы влияния России на Кавказе. 1817 год – объявление газавата (священной войны) со стороны горцев-мусульман. 1859 год – пленение Шамиля и присоединение Кавказа к России. Переселение крестьян из России на Северный Кавказ в конце XIX века и культурный обмен.

Религиозные представления. На раннем этапе  ряду народов (карачаевцы, балкарцы, чеченцы, адыги, ингуши) Северного Кавказа характерны языческие представления и христианство, проникшее через Грузию. Особенности распространения ислама на Кавказе. Дагестан стал мусульманским центром на Кавказе, начиная с VII века. Развитие в Дагестане литературы, культового строительства, науки и искусства. Все другие народы Кавказа стали мусульманами позднее: чеченцы, ингуши – в XVIII-XIX веках,  балкарцы и карачаевцы – в XIX веке.

Ритуалы и праздники неисламского происхождения. Праздник первой борозды. Выбор пахаря – самого удачливого и обряд закапывания его в борозду. Ряжение в медведя, волка, козла. Навруз – новогодний праздник, праздник весны, солнца в день весеннего равноденствия 21 марта. Проник из Сасанидской Персии и связан с основателем маздаизма Зороастром.  Традиции печь ритуальные хлебцы, красить яйца. Ритуальное хвастовство и проклятья: женщины одного квартала поднимались на крыши домов и хвалились наличием тех или иных предметов, а затем произносили проклятья как «благопожелания наоборот». Разжигание костров, к костру несли яства и раздавали участникам. Угольки от наврузского костра наделялись магической силой и воспринимались как средство, обеспечивавшее плодородие. Праздник цветов. Праздник погоды.

Различия культуры горцев и народов, проживающих на равнине, в степях.

Характер хозяйственной деятельности. Развитие земледелия и скотоводства у равнинных народов. Характерные особенности скотоводства и ремесел  у горцев. Виноградарство. Разделение труда по половозрастному принципу. Участие лезгинов в добыче нефти.

Особенности жилой архитектуры: экстерьера и интерьера. Башни у ингушей и чеченцев. Жилища горных аулов, хюр (лезгины) и равнинных селений. Жилища горцев встраиваются в скалу, сложены из камня, имеют вертикальную планировку с плоской крышей, использующейся как дополнительный дворик. Распределение домов относится к типу «кучевого». На равнине преобладали дома в срубной технике или саманное с двускатной и четырехскатной крышами с прямоугольной планировкой, уличным распределением.

Роль семьи в культуре кавказских народов. «Тейпы» и «тухумы», «джамааты» – социально-семейная система, объединяющая «людей одного дома». Обычаи «аталычества» (усыновление детей), гостеприимства. Культ воина. Особенности семейных отношений и системы воспитания у народов Северного Кавказа. Система запретов – «избеганий»: между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. В чеченском обществе большим уважением пользовалась женщина (высоко ставился авторитет матери, бабушки). Женщина, бросившая платок в середину сражавшихся, останавливала любое кровопролитье. В мальчиках воспитывали, упорство, настойчивость, решительность, самообладание.

Горская этика. Шариат – адаты – канон - этикет. Взаимосвязь правовых, этических и эстетических представлений. Присутствие элементов ритуальности в частных и деловых отношениях. Сохранение ряда традиционных этикетных норм семейной жизни: уважение к старшим, ориентация на раннее трудовое воспитание детей, обычаи гостеприимства, особое отношение к тому, с кем разделена трапеза. Комплекс функций в обычае гостеприимства. Распространение куначества и побратимства. Традиции взаимопомощи и их трансформация за пределами этнической структуры.  Институт кровной мести.

Художественная культура. Ремесла, связанные с культом коня, военным делом, оружием. Развитие художественной обработки металла в этнографической группе даргинцев – кубачинцев (кольчужников).

Серебряное дело в аварских селениях Чох, Унцукуль, Гоцатль, Согратль, Гамсутль. Мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта из кизилового дерева с тонкой насечкой из серебра, меди и мельхиора.

Табасаранское ковроткачество (сс. Хучни, Аркит, Тинит). Изготовление узорчатых носков (джорабов) в Табасаране.

Гончарное ремесло в лакском  селении Балхар. Изготовлением посуды занимались женщины. Золотное и серебряное шитье в селах Балхар и Кумух.

Костюмы мужские и женские народов Северного Кавказа – образцы самобытного народного творчества. В комплексах используются различные виды искусства: вышивка, ткачество, художественное вязание, ювелирное искусство.

 

Глава 5

КУЛЬТУРА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Финно-угры вместе с самодийскими народами объединяются в уральскую языковую семью, местом формирования которой стала Западная Сибирь. Общность финно-угорских народов восходит к 3-2 тыс. до н. э. Древние финно-угры расселились к 1 тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до  Прибалтики и Скандинавии, заняв лесную полосу Восточной Европы и достигнув Средней Европы. Уже в это время они соприкасались с древними индоевропейцами. Финно-угорские племена в IV в. находились в сфере влияния короля готов Германариха и гуннов, а затем в VI-VIII вв. – хазарского каганата.

К финно-угорской группе принадлежат финны, саамы, карелы, вепсы, эсты, мордва (Эрзя и Мокша), меря, мари, удмурты, коми, обские угры (манси, ханты), венгры. Все эти народы являлись коренным населением территорий, колонизированных русскими (с VIII века). Особенности этногенеза русских в пределах Черниговского, Муромского, Рязанского княжеств и Московии. Характер этнических и культурных связей финно-угров и русских.  

Культура хантов (остяки) и манси (вогулы). Первые сведения о хантах и манси встречаются в записках голландца Н. Витсена (XVII в.). Ханты и манси - два близких друг другу народа, относящихся к малым народам Сибири, живущие к востоку от Уральских гор по р. Оби и ее притокам – Иртышу, Сосьве, Конде. Коми-зыряне и русские называли их «югрой». Хант, Манси – «человек». В настоящее время живут в пределах Ханты-Мансийского (1930 г.), Ямало-Ненецкого авт. округов, в Томской области. Манси стали переселяться из-за Уральских гор на территорию расселения хантов с XVII по XIX вв. XVI-XVII века – стадия утверждения российской государственности на территории Сибири.  Происхождение слова «Сибирь». Сибирью в летописях называлась столица Сибирского ханства – татарского государства, находившегося на юге Западной Сибири. Уральские горы назывались «Себур». Существуют предание о неких «сибырах»  - народе, причисляемом к хунну или уграм. Политические и хозяйственные меры Советского правительства привели в 1930-е годы к восстаниям (Казымскому, Ямальскому). Люмпенизация и утрата традиционного опыта усилились в связи с индустриализацией региона в 1960-е годы.

Хозяйственная деятельность. Оленеводство, рыболовство, охота, собирательство. Значение традиционной хозяйственной деятельности на современном этапе. Степень занятости коренного населения в нефтегазовой промышленности.

Особенности устройства жилища и культовых сооружений. Стойбище состоит из «нечистого» дома, который оставляют после смерти в нем человека, «чистого» дома, в котором живут, «грязного» жилища, где рожают женщины, амбара на высоких сваях и печи на улице для выпечки хлеба. Северные ханты и манси во время каслания (выпас оленей) живут в чумах.

Особенности родовых и семейных отношений. Полигамия. Фратриальное деление. Название фратрий по названию зверей, птиц, считавшихся предками. К предкам причислялись лось («вещь с длинными ногами», бобр, медведь, лягушка «женщина, сидящая между кочками»), трясогузка и др. Особенности поведения хантов и манси, сформированные религиозными представлениями. Например, манси не умеют и никогда не учатся плавать, так как с древности считают воду священной, к мясу прикасаются только мужчины и т. д.

Духовная культура хантов и манси. До христианизации господствовали анимистические представления - вера в духов (личных, семейных, общественных, покровителей, природных мест). Вера в переселение душ. Культ медведя, распространенный у многих народов Сибири, у хантов и манси имеет древние корни. С медведем связан комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры». Обрядовые действа приурочены к зимнему солнцестоянию, весеннему равноденствию, посвящены добытому на охоте медведю. Предполагалось, что медведь будет ходатайствовать за весь род и давать жизненную силу в течение года или до следующей добычи. Культ вороны как покровительницы женщин и детей и Вороний день – весенний праздник (7 апреля). Проводы Лебедя – осенний праздник, связанный с почитанием лебедя.

Шаманизм. Отношение науки к шаманам и шаманизму. Шаман – у хантов и манси назывался «елты-ку» - считался посредником между людьми и духами. Причины возрождения шаманизма в настоящее время. Особенности проявления финно-угорского неоязычества, начавшегося в 1990-е годы ХХ века.

Культовые предметы. Одежда и атрибуты шамана. Маски из берёсты для медвежьих праздников. Куколки, хранившиеся в культовых амбарах в священных рощах. Традиция жертвования лоскутков белой ткани, привязывавшихся к священным деревьям. Татуировки как сакральное искусство.

Христианизация финно-угорского населения. Переход начался  в XVII-XIX веках. Особенности распространения христианства и существования христианской веры в финно-угорском ареале.

Художественная культура хантов и манси. Влияние климатических и ландшафтных данных на характер художественной культуры. Роль мифологических образов в этническом искусстве хантов и манси. Сохранившаяся древняя семантика в предметах и их орнаментации. Существует четкое разделение на мужские и женские ремесла. Мужчины занимались обработкой дерева, кости, металла. Женщины обрабатывали шкуры, шили одежду из меха, сукна и кожи рыб, ткали, вышивали, вязали, делали утварь из берёсты, металлические украшения путем литья.

Художественная обработка берёсты. Берёсту снимал три раза в год, проваривали в рыбьем жиру в течение 12 часов. Из берёсты делали некоторые инструменты, детские ночные люльки (дневные делали из дерева), посуду. Посуда обильно украшалась узорами, которые наносили на поверхность путем выскабливания, теснения штампами, аппликации.

Художественная обработка меха и кожи. Мужская одежда из меха оленя – парка, малица. Женская шуба – ягушка. Меховая мозайка – основной и оригинальный способ орнаментации верхней одежды. Особенности  мотивов роговидного орнамента и их воспроизведения. Сумки для переноски и хранения продуктов из перьев птиц, кожи налима и стерляди.

Ткачество. Основной материал для домашних тканей – крапива. Из полотна шили рубахи. Вышивка шерстью – основной способ украшения рубах. Сложный геометрический и иконический орнамент - общая черта для культуры всех финно-угорских  народов (удмуртов, мордвы, мари, коми). Звериный стиль в орнаменте предметов одежды и быта.

Плетение.  Бисерное шитье по тканям – искусство, характерное для всех финно-угорских народов. Женские украшения, ритуальные изделия для убитого медведя. Плетение их черемухи, корней кедра, ивы, крапивы и трав. Физические и эстетические данные плетеных предметов: корзин, предметов для рыбной ловли, посуды, циновок для жилища.

Развитие этнического искусства финно-угров в современных условиях. Сувениризация священных предметов, практикующаяся у всех представителей финно-угорской группы. Изготовление кукол, амулетов–оберегов, текстильных и деревянных изделий с использованием мифологии. Неоязыческий романтизм в различных видах современного искусства. Живопись на камнях, панно для украшения интерьеров.

Глава 6

КУЛЬТУРА САМОДИЙСКИХ НАРОДОВ (НЕНЦЕВ)

К самодийским (самояди) народам относятся ненцы, энцы, нганасаны и селькупы. Ненец (ненеча, нэнэц или хасова) – самоназвание, обозначающее «человек». Ненцы – коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалектам, некоторым особенностям культуры. Путешественник и ученый Георги (1799 г.) предполагает, что «Самоядь», возможно, происходит от слова «соома» - болото.

История формирования этноса – творческая лаборатория ненецкой культуры. Этногенез ненцев – представителей самодийской группы – представляет собой соединение аборигенов и пришлого самодийского народа.  Новейшая гипотеза происхождения ненцев связывает их формирование с кулайской археологической культурой (5 век до н. э.), развивавшейся на территории Ср. Приобья. Под натиском гуннов самодийские племена расселились на крайнем Севере. Первые свидетельства об этих народах содержатся в «Повести временных лет» и в записках путешественника францисканца Плано Карпини (XIII век).

Семейные традиции и особенности социального устройства. Основной социальной ячейкой является патрилинейный род (еркар). Харючи – фратрия, состоящая из пришлых племен. Вануйта состоит из родовых компонентов, восходящих к аборигенному субстрату. Этикет.

Хозяйственная деятельность. Оленеводство преобладает, охота, рыбная ловля. Особенности ведения оленеводческого хозяйства («илебця») на современном этапе. Проект закона «О северном оленеводстве» от 1998 года. Новые виды и формы хозяйствования и их роль в сохранении этноса. Степень занятости в нефтегазовой промышленности.

Система устройства жилища и поселений. Основное поселение ненцев – стойбище. Состояло из нескольких чумов, принадлежащих родственным семьям. Особенности конструкции чума, интерьера и его символика. Основу чума составляли еловые шесты (от 25 до 50 штук) длиной 5-7 метров, устанавливающихся в форме конуса. Один шест является священным – хозяином жилища. Покрытия для чума (нюки) шьются из оленьих шкур, летом порываются вываренной берёстой. В центре чума – очаг. Два горизонтальных шеста над очагом делят интерьер на две половины: правую и левую. Правая предназначена для гостей, а левая половина – для хозяев. Традиции и обряды, связанные с внутренним пространством чума.

Духовная жизнь ненцев. В религиозных верованиях господствовала вера в духов. Создателем всего живого на земле считался Нум, обитавший на небе, а хозяйкой земли была Я-миню. Злое начало отождествлял Нга – божество подземного мира. Стихии и объекты природы, по представлениям ненцев, имели своих духов-хозяев, которым приносили жертвы перед охотой или касланием. Например, хозяин-дух домашних оленей (илибцям пертя) охраняет их от волков, заботится о приумножении стада. Когда он трясет рукавами своей малицы, с нее сыплются шерстинки, которые затем превращаются в оленей.

Шаманы (тадебя) и шаманизм у ненцев. Причины возрождения шаманизма. Особенности христианского вероучения у ненцев. В начале XIX века были сделаны попытки христианизации ненцев. Роль и значение миссионерской  деятельности  Тобольской духовной консистории и Архангелогородского архимандрита Вениамина.

Праздники и обряды. Ежегодно проводится праздник оленевода. Состязания в ловкости, в езде на нартах, вкушение ритуальной еды.

Художественная культура. Создание ограниченного круга изделий вызвано кочевым образом жизни и суровыми климатическими условиями.

Главным объектом художественного творчества – одежда. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек – это тот, у кого есть теплая одежда, счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда. Одежда – «куропачий чум». Мужская одежда – глухая малица, гусь, сокуй. Женская верхняя меховая одежда – паница, шуба распашная, ягушка. Нижняя женская одежда напоминала фартук из меха мехом внутрь, украшенный бисером, медными пуговицами и серебряными монетами. Женские головные уборы – капор, колгуевская шапка с длинными ушами.  Форма капора – это шкура, снятая с головы оленя с подчеркнутыми глазницами. Обувь – кисы, бокари, пимы.

Меховая мозаика. Отделочным материалом является олений мех (комус, неблюй (шкурка осеннего теленка), ровдуга, теменная часть, мех летнего забоя после линьки, пыжик (шкурка новорожденного теленка), «пешки», «кисы», «лоб» и др.). В качестве выразительных средств используются натуральные свойства меха: различные цветовые оттенки, фактура, плотность, длина и жесткость ворса. Геометрический орнамент. Мотивы взяты из окружающей среды и геометризированы: «заячьи уши», «оленьи рога», «сломанные оленьи рога», «рога лося», «телячьи рожки», «головешки» и т. д.

Меховые сумки с мозаикой – особая область женского рукоделия. Два типа сумок для принадлежностей женского рукоделья. Кисеты для табака.

Художественные изделия из берёсты, дерева, кости и металла. К кругу необходимых предметов в быту ненцев относятся: табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки для курения, огниво, пуговицы, пряжки для ремней, колотушки для выбивания снега, очки для защиты от солнца, детали для оленьей упряжи. Техника нанесения узора на поверхность  предметов – инкрустация по дереву и кости металлом.

Искусство деревянной (монументальной) скульптуры. Она представляла собой культовые антропоморфные фигуры высотой в 2,5 м,  устанавливавшиеся на открытых пространствах тундры. Характерные стилистические черты: обобщенность, схематизм и условность художественного языка, связь с блоком дерева.

Малая пластика – особая область ненецкого искусства, развившаяся на основе сакральной пластики и имеющая исключительно светский характер. Основной материал дерево (осина, кедр, береза). Темами и мотивами скульптур  являются звери, птицы, олени. Присутствуют жанровые сцены: рабочие нефтепромысла, женщина занимается хозяйством, охотник идет с добычей, собачья нарта. Основные стилистические черты: лаконизм, внимание к фактуре, обобщенность.

Особенности развития ненецкой художественной культуры в настоящее время. Преодоление люмпенизации, подъем национального самосознания, возврат к традиционной хозяйственной деятельности и семейному укладу.