ПРИЛОЖЕНИЕ

 Порядок работы со студентами в течение семестра: контрольные аудиторные работы (три), домашние письменные – два эссе на заданную тему.

Первое аудиторное задание охватывает материал по культуре языческой Руси и христианству, вторая посвящена культуре народов, принявших Ислам, третья – культурным традициям финно-угорских и самодийских народов.

     Для эссе (литературный жанр с подчеркнуто индивидуальной позицией автора) разработаны следующие критерии:

 - постановка проблемы

- иллюстрации

- аргументированность

- структура, композиция

- стиль

 

ТЕМЫ

домашних самостоятельных работ  

1. Отражение корпоративной эстетики в художественном оформлении  интерьеров РГУ им. И.М.       Губкина

2. Обряды инициации в современной традиционной культуре (русских, ненцев, татар, казаков, народов Северного Кавказа и т.д.)

3. Семантика пояса в русской традиционной культуре

4. Костюм моего народа

5. Образ коня в русской народной игрушке и культовой пластике

6. Способы художественного оформления русских прялок как отражение региональных школ

7. Проявления национального характера в художественных произведениях (русских, татар, ненцев, других народов)

8. Этнокультурное пространство в современном мегаполисе.

9. Художественные ремесла в селах Дагестана

10. Что у джигита на поясе

11. Мифологическое в структуре Медвежьего праздника у народов ханты и манси

12. Этническая тематика в отечественном кинематографе

13. Национальные традиции в кинематографе Сергея Параджанова

14. Особенности исламского орнамента гирих в современном татарском искусстве

15. Истоки исламской миниатюры

16. Мечеть. Структура и символический текст (на примере одного конкретного памятника)

17. Жанровые и художественные особенности шамаилей

18. Православие и архитектура (на примере одной церкви)

19. Образы святых Петра и Февронии и особенности их почитания в «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV в.)

20. Образ оленя в ненецкой культуре

21. Вертепное представление

22. Творчество современного художника (из региона)

23. Солярная символика в русском орнаментальном искусстве

24. Театральная постановка (анализ спектакля театра «Вернисаж»)

25. Почему армяне хорошие каменщики

26. Русская деревянная культовая скульптура (пермская)

27. Символическое и художественное в оформлении русских орденов (св. Георгия, св. Андрея Первозванного, св. Владимира, св. Анны и т.д.)

28. Решетки как часть городской среды (Москвы, Санкт-Петербурга)

29. Уральские мастера (кузнецы, лаковое дело, обработка камня)

34. Фреска Олега Филатчева в РГУ нефти и газа  имени И.М. Губкина – памятник отечественной монументальной живописи

35. Этнические художественные традиции в творчестве современных модельеров

36. Особенности интерпретации религиозных традиций в современной сувенирной продукции

37. Орнаменты восточных ковров (на примере одного памятника из любого ковроткацкого центра)

38. Трудности сохранения и возрождения региональной культуры

40. Казахская юрта и особенности ее бытования в современной жизни казахов

41. Проблема соотношений религиозного и секулярного в современном калмыцком искусстве

42. Неоязыческая романтика в современной художественной продукции региона

43. Проект возрождения традиционной культуры региона

44. Исламские и местные художественные традиции в украшении оружия Северного Кавказа

45. Особенности трактовки женского образа в русской глиняной игрушке

46. Современная религиозная живопись в России

47. Символы  Страшного Суда в масленичных играх.

48. Сравнительной анализ византийской и русской икон

49. Этнография и ономастика в рекламе

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ  

1. Термин «культура», его этимология. Возможные определения культуры.

2. Характеристика Евразийской школы. Основные представители

3. Ветхий Завет как памятник истории культуры. Состав, структура и происхождение текстов

4. Ветхозаветная этика и Нагорная проповедь.

5. Состав, структура и происхождение текстов Нового Завета.

6. Мифология и религия древних славян

7. Обряды в древнеславянском обществе и их трансформация в христианский период. Календарные обряды.  Смысл, характер и время проведения.

8. Обряды в древнеславянской культуре и их трансформация в христианский период. Окказиональные обряды. Инициации.

9. Обряды в древнеславянской культуре и их трансформация в христианский период. Семейные обряды.

10. Традиции дохристианского зодчества в русском крестьянском жилище. Особенности экстерьера и интерьера традиционной избы.

11. Особенности художественной культуры древних славян.

12. Принятие Русью христианства и влияние этого события на культуру России. Восточнославянские и христианские традиции в художественной культуре средневековой Руси.

13. Архитектура и символика крестово-купольного храма.

14. Система росписи крестово-купольного храма.

15. Первые каменные храмы на Руси (Киев, Новгород). Мозаики и фрески.

16. Первые московские каменные храмы и их особенности.

17. Шатровая архитектура. Особенности архитектуры храма Василия Блаженного.

18. Своеобразие русской иконописи. Понятие канона и пути его развития в русском христианском искусстве.

19. Обогащение византийского канона в русской иконописи. Новгородская иконопись.

20. Московская иконописная школа. Иконопись Андрея Рублева, Дионисия.

21. Творчество Феофана Грека.

22. Возникновение ислама. Культура мусульманского мира и его влияние на европейскую художественную культуру

23. Мусульманские праздники. Шариат, адаты.

24. Художественная культура народов ислама. Концепция художественного творчества.

25. Мусульманская культовая архитектура.

26. Догматы в христианстве и мусульманском вероучении

27. Тюркское население в России и особенности культуры тюркских народов.

28. Происхождение татар. Этимология этнонима «татары». Характер хозяйственной деятельности. Обряды доисламского происхождения.

29. Традиционные художественные ремесла татар.

30. Культура народов Северного Кавказа.

31. Виды художественной деятельности народов Северного Кавказа в прошлом и настоящем.

32.Особенности культуры финно-угорских народов. Народности, принадлежащие к финно-угорской группе. Расселение, религиозные представления, виды хозяйственной деятельности, художественные ремесла.

33. Шаманизм как особая форма анимистических представлений. Причины возрождения шаманизма у самодийских и финно-угорских народов.

34. Традиционное искусство хантов и манси в прошлом и настоящем.

35.Происхождение самодийских народов. Характер хозяйственной деятельности. Религиозные представления. Структура и символика традиционного жилища.

36. Традиционные художественные ремесла ненцев.

37. Сделать сравнительный анализ жилищ у финно-угорских, самодийских и кочевых тюркских народов.

38. Мифологические представления самодийских народов.

39. Мифологические представления финно-угорских народов.

40. Анализ иконы (будет предложена на экзамене)

41. Двунадесятые праздники

42. Что такое понева. Назначение, смысл, оформление, на какой территории получила распространение.

43. Как называются традиционные жилища у русских, немцев и кочевых тюркских народов. Специфика форм, планировок и материалов.

44. Дать определения следующим понятиям: обряд, ритуал, праздник, этикет.

45. Коран и Сунна. Происхождение и структура.

46. Что такое обратная перспектива. Где используется, роль и значение.

47. Адаты. Происхождение, краткая характеристика.

48. Структура и смысл, время и место создания иконостаса.

49. Что означают обычаи аталычества и куначества у кавказских народов.

50. Что такое ислам.

51. Что такое каллиграфия и в каких видах искусства используется.

52. Что такое гирих.

53. Судьба второй заповеди Декалога в христианстве.

54. Проблема происхождения этнонима «русские»

55. Что такое шамаиль

56. С каким историческим событием связано установление мусульманского календаря (название и время)

57. Дайте определение понятию «ксенофобия»

58. Что такое Хадж и хаджа.

59. Анимизм. Дать определение.

60. Что такое Кааба.