Основы культуры речи 1-й курс
Основы культуры речи 3-й курс

  

                Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

                                     (для студентов 3 курса факультета права)

1.      Виды общения. Условия эффективности речевого общения.

2.      Язык. Речь. Национальный язык и литературный язык.

3.      Культура речи: содержание понятия, основные аспекты.

4.      Роль языка в профессиональной деятельности юриста.

5.      Происхождение русского языка. Его роль в современном мире.

6.      Основные виды норм. Виды структурно-языковых норм. Кодификация нормы.

7.      Фонетические нормы, их виды. Техника речи.

8.      Лексика. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Омонимы.

9.      Синонимы, антонимы, паронимы.

10. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

11. Фразеологизмы. Клише и штампы. Юридические клише.

12. Термины, их роль и сфера употребления. Юридические термины.

13. Лексикография. Основные типы словарей.

14. Грамматические нормы, их виды.

15. Трудности употребления в речи имен существительных.

16. Трудности употребления имен числительных.

17. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений.

18. Управление как вид подчинительной связи слов в словосочетании. Особенности управления в языке права.

19. Порядок слов в предложении.

20. Однородные члены предложения, параллельные синтаксические конструкции. Их роль в юридических текстах.

21. Функциональные стили русского языка. Стилевые нормы. Тексты права с точки зрения их функционально-стилевой принадлежности.

22. Особенности официально-делового стиля.

23. Особенности научного стиля.

24. Особенности публицистического стиля.

25. Этико-речевые нормы. Речевой этикет.

26. Невербальные средства общения.

27. Основные положения Федерального закона РФ № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ (для студентов факультета права)

 

Домашнее задание № 1

Оценка за каждое задание 1 — 5 — 1 балл, за задание 6 — от 1 до 3 баллов.

 

1. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в следующих словах:

алиби, алкать, алкоголь, аналог, аннексия, апостроф, арест, (около) аэропорта, в аэропорту, (вблизи) аэропортов, багроветь, балансировать, баловать, безудержный, бензопровод, блокированный, бомбардировать, бронированный (автомобиль), валовой, вероисповедание, включишь, возбудить, воздухопровод, втридорога, газопровод, генезис, гербовый, грушевый, гусеница, дактилоскопия, движимый, к деньгам, с деньгами, о деньгах, дешевизна, диспансер, добытый, добыча, договор, (много) договоров, дозвонишься, дозвонимся, единовременный, жалюзи, забронированное (место), завидно, заключим, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонишь, звоните, избалованный, издавна, изобретение, иконопись, иначе, индустрия, исподволь, исчерпать, камбала, каталог, кета, квартал, километр, кладовая, колосс, крала, красивее, (много) кремов, кулинария, кухонный, лгала, маркетинг, мельком, мизерный, мусоропровод, мышление, наготове, начатый, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, одновременный, озлобленный, опошлить, оптовый, осведомленный, осужденный, откупорить, памятуя, феномен, перчить, петля, пиала, плесневеть, премировать, пробурят (скважину), проведенный, разлученный, рассредоточение, свекла, сирота, сироты,  сливовый, собрала, сосредоточение, средства, столяр, (много) судей, судьям, таможня, танцовщик, (нет) тортов, транспортировать, трубопровод, уведомить, уведомленный, украинский, умерший, формировать, форсировать, ходатай, ходатайство, хозяева, христианин, шасси, эксперт.

 

2. Определите по словарю и запишите значения слов, в которых ударение играет смыслоразличительную роль:

1) брОня –

    бронЯ –

2) вИдение –

    видЕние –

3) забронИровать –

    забронировАть –

4) зАмковый –

    замкОвый –

5) Ирис –

    ирИс –

6) кредИт –

    крЕдит –

7) прИвод –

    привОд –

3. Вставьте на месте пропуска одну из букв, указанных в скобках.

В…сокосный (и-ы) год, вз…мать (и-ы) налоги, дву…личный (х-нет буквы), инци…дент (н-нет буквы), преце…дент (н-нет буквы), юрис…консульт (т-нет буквы), бесш…рстный (е-ё), оп…ка (е-ё), аф…ра (е-ё), гололедица (е-ё), быти… (е-ё), жити… (е-ё), грав…р (е-ё), гренад…р (е-ё), бл…клый (е-ё), забыть… (е-ё), иноплем…нный (е-ё), ман…вры (е-ё), остри… (е-ё), за…м (й-ё).

 

4. Обозначьте цифрой (1) слова, в которых перед гласной Е произносится твердый согласный звук, цифрой (2) – мягкий согласный звук, цифрой (3) – возможны оба варианта.

Артерия (…), бандероль (…), бижутерия (…), вундеркинд (…), гипотеза (…), дебош (…), дебют (…), декада (…), демарш (…), детектив (…), идентичный (…), интеллект (…), интервал (…), интервью (…),кафе (…),кодекс (…), компресс (…), кофе (…), кредо (…), крем (…), нонсенс (…), пастель (…), патент (…), паштет (…), пресса (…), прогресс (…), рейс (…), реноме (…), сейф (…), сервис (…), темп (…), тенденция (…), тент (…), термин (…), тезис (…), шатен (…), экспресс (…).

 

5. Выберите неверные утверждения.

  1. Орфоэпические нормы регулируют произношение.
  2. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений.
  3. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения.
  4. Для уточнения норма произношения следует обращаться к этимологическому словарю.
  5. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
  6. Ряд слов в русском языке имеет равноправные варианты ударения.
  7. Русское ударение разноместно и подвижно.
  8. По законам русской фонетики всегда происходит смягчение согласных перед гласными.
  9. Часть вариантных ударений в русском языке относится к устаревшим.
  10. По законам русской фонетики согласные всегда оглушаются или озвончаются на конце слова.

 

6. П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в книге «Искусство речи на суде» писал: «Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово». Напишите небольшое рассуждение на эту тему, выскажите и обоснуйте свое мнение.

         

                                                       Домашнее задание № 2

Оценка за каждое задание 1 — 6 — 1 балл, за задание 6 — от 1 до 3 баллов. Максимальная оценка – 9 баллов.

 

Задание 1. Подчеркните подходящее по смыслу слово.

1. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. 2. Их (вина, виновность) в совершении хулиганских действий доказана. 3. Истица просит (оплатить, выплатить) ей 12000 рублей. 4. Необходимо оплатить (командированные, командировочные) расходы. 5. К его предложениям относятся так (нетерпимо, нестерпимо), что это уже стало для него (нетерпимым, нестерпимым). 6. Верховенство права и закона – общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 7. Он проявил (хозяйскую, хозяйственную) заинтересованность в решении (хозяйских, хозяйственных) вопросов. 8. Этот юрист (закончил, окончил) Красноярский госуниверситет. 9. Необходимо провести (криминальную, криминалистическую) экспертизу. 10. 16 июля он вышел на работу и (представил, предоставил) администрации цеха листок нетрудоспособности. 11. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного (понятия, понимания) закона. 12. Адвокат произнес (защитную, защитительную) речь. 13. (Гарантийный, гарантированный) оклад составляет не менее 5 тысяч. 14. В этом помещении необходимо (провести, произвести) ремонт.15. Музыкант (надел, одел) чехол на гитару. 16. Актриса сыграла (главную – заглавную) роль в фильме «Анна Каренина». 17. На меня это производит (шоковое – шокирующее) впечатление.

 

Задание 2. Вычеркните лишнее слово / лишнюю часть слова.

1. Юбилейный – огромный микрорайон. 2. Они внесли огромную лепту в реализацию планов компании. 3. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 4. В последнее время этот писатель стал создавать менее высокохудожественные произведения. 5. В декабре месяце было выпущено больше продукции. 6. В аудитории собралось 26 человек студентов. 7. На выполнение этого задания отводится более двух часов времени. 8. Это была его единственная ахиллесова пята. 9. На встрече с читателями автор изложил главную суть своего произведения. 10. Эта традиция в нашей стране возрождается вновь. 11. Я в этом регионе как бы долго работал. 12. Она обладает таким шармом и обаянием, что ей трудно не поверить. 13. Язык выполняет ряд нескольких функций. 14. Неправильно поставленное ударение оказывает воздействие на мысленное понимание сказанного. 15. Юристы должны уметь правильно задавать риторические вопросы. 16. Лично меня это не оскорбляет. 17. Ошибки в речи оратора свидетельствуют о его низкой образованности в русском языке.

 

Задание 3. Дайте толкование фразеологизмов. 

Держать камень за пазухой, закон не писан, медвежий угол, кусать локти, обвести вокруг пальца, ставить вопрос ребром, принять за чистую монету, от корки до корки, черепашьим шагом, доводить до белого каления, поймать на удочку.

 

Задание 4. Исправьте предложения, устранив ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.

1. Невооруженным взглядом видно, что вода в реке загрязненная. 2. Напрягая все свои возможности, они достигли в жизни многого. 3. Это произведение до глубины души меня удивило. 4. Этот человек живет как сыр в масле. 5. Львиную часть работы они уже сделали. 6. Телевидение имеет большое влияние на молодежь. 7. Писатель идет в ногу со своим временем. 8. Неправильное ударение в слове может поставить суд в заблуждение. 9. Руководитель просто обязан брать инициативу на себя.

 

Задание 5. Дайте толкования заимствованных слов. (Укажите, какими словарями вы пользовались).

Брифинг, инспирировать, дилемма, интерпретировать, идентичный, реноме, толерантность, прерогатива, инкриминировать, конъюнктура, индифферентный, нонсенс, бренд, прецедент, менталитет, превалировать, корректировать, амбиции, нюанс, потенциальный.

 

Задание 6. Перепишите предложения, устранив нарушения лексических норм. В скобках укажите тип допущенной лексической ошибки.

1. Во время археологических раскопок на территории собора были найдены интересные находки. 2. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 3. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 4. Личность трупа в настоящее время устанавливается. 5. Они уклоняются от налогов. 6. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 7.  Вопрос об ущемлении прав – это размышление для судов. 8. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 9. 14 июня 2006 г. из кассы № 2 магазина № 50 был совершен грабеж денег.10. Иванову предлагается добровольно исполнить исполнительный лист. 11. Окна так и остались бы незастекленными, если б наш бригадир не выбил стекла в главке. 12. В своей речи нам необходимо пользоваться нормами языка. 13. Они проникли в квартиру путем выбивания двери. 14. Человек должен отвечать за нормы современного литературного языка. 15. Лицо, произносящее речь с некорректным применением ударения, становится менее интересным для слушающей его аудитории. 16. В такую погоду машины потеряли ориентировку. 17. У меня возникают идентичные ощущения.

 

Задание 7. А.А. Ушаков высказал такую мысль: «Неточное слово в праве – большое социальное зло: оно создает почву для произвола и беззакония». Напишите небольшое рассуждение на эту тему.

 

  

Домашнее задание №3

Оценка за каждое задание 1 7 — 1 балл, за задание 8 — от 1 до 3 баллов. Максимальная оценка – 10 баллов.

 

Задание 1. Подчеркните правильный вариант.

1. Боевые действия начнутся в (ближайший – самый ближайший) момент. 2. 3. На чемпионат приехало столько журналистов, болельщиков, туристов, что население города увеличится (на пару – на несколько) тысяч. 4. 5. Скажите, кого вы знаете из ребят, своих сверстников, у кого (белый вьющий волос – белые вьющиеся волосы)? 6. Так вы утверждаете, что тюль (была не капроновая, а простая – был не капроновый, а простой)? 7. А кто работал в тот день в отделе (чулок – чулков) и (носок – носков)? 8. А как вы объясните обнаружение в вашем портфеле (женского тапка – женской тапки) 37-го размера, принадлежащего Яблонской? 9. В каких отношениях вы состояли с (Беккер Юрием Аркадьевичем – Беккером Юрием Аркадьевичем)? 10. Мы заметили, что в (обоих – обеих) песнях припев почти одинаковый.11. Вера оказалась в (глупейшем – преглупейшем) положении. 12. (Трое работниц – три работницы) не смогли выйти на работу. 13.  Древнейшее из известных нам египетских судов было собрано из (тысяча двухста двадцати четырех – тысячи двухсот двадцати четырех) частей и имело водоизмещение около (сорок – сорока) тонн и  длину более (четыреста – четырехста – четырехсот) сантиметров. 14. Железная дорога Петербург – Москва, построенная более (сто пятьдесят – ста пятидесяти) лет назад, была знаменита (ста восьмидесяти – ста восьмьюдесятью) мостами.  15. В юности она с удовольствием читала романы (Жорж Санд – Жоржа Санда). 16. Встреча состоялась на кафедре у профессора (Гордейчук – Гордейчука). 17. В магазине большой выбор (помидор – помидоров) и (апельсин – апельсинов). 18. В этом городе много жителей разных национальностей: (армян – армянов, башкир – башкиров, бурят – бурятов, грузин – грузинов, туркмен – туркменов, узбек – узбеков).  19. В ближайшее время все свое внимание вы должны (сосредоточивать – сосредотачивать) на решении этой важнейшей задачи.

Задание 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных. Если возможны две формы, объясните различия в их семантических или стилистических  значениях. 

Договор

Ректор

Инспектор

Лектор

Профессор

Слесарь

Клапан

Счет

Пропуск

Возраст

Корпус

 Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Болгарин  

Гектар

Солдат

Килограмм

Яблоко

Очистки

Будни

Сумерки

Туфля

Задание 4. Подчеркните глаголы, форма 1 лица ед. ч. наст. или буд. вр. которых не употребляется в русском языке.

Победить, светать, обратить, убеждать, блестеть, толпиться, скопиться, охватить, осудить, рассудить, клеветать, доказать, пылесосить, повесить, сердиться, смеркаться. 

 

Задание 5. Подчеркните словосочетания, в которых нарушены нормы управления.

Свойственно для них, вопреки предположению, согласно предписания, по прибытию в город, по предъявлении паспорта, отзыв на реферат, заведующий лабораторией, управляющий банка, разъяснить о правах, характерно ему, достигает до 100 %, мнение на проблему, уделять внимание на проект.

Задание 6. Перепишите предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным или стилистически не оправданным употреблением причастий и деепричастий.

1. Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 2. Еле передвигая ноги, старик произвел на меня тяжелое впечатление. 3. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днем вести нужные работы. 4. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 5. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на владение ими. 6. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 7. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 8. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна и та же мысль. 9. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.  10. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности.

Задание 7. Перепишите предложения, исправив в них грамматические ошибки; укажите, какие синтаксические нормы в них нарушены.  

1. Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. 2. Задунова халатным отношением к своим обязанностям создала возможность в краже денег. 3. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 4. Большая работа предстоит перед сотрудниками отдела сбыта. 5. Зюев бросил в пенсионера Веревкина запчастью магнитофона, дремавшего на скамейке. 6. Пес гражданина, который находился на цепочке, укусил меня. 7. Выплатить премиальные в размере 20% от тарифной ставки за качественный ремонт следующих работников. 8. Он настаивал о том, чтобы его слова занесли в протокол. 9. Суслин нанес проникающее ножевое ранение Рубцову, опасное для жизни в момент нанесения, в правую часть лопатки. 10. Обнаруженные ссадины возникли в результате от воздействия твердым тупым предметом. 11. Те, кто переписывают контрольную работу, садится на первый ряд. 12. Согласно приказа заведующий кафедры командирован в филиал университета. 13. Войдя в квартиру, ему показалось, что в ней кто-то побывал в его отсутствие.

Задание 8. А.Ф. Кони писал: "Пусть не мысль ваша ищет слова…, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении." Напишите небольшое рассуждение на эту тему.     

 

 

 

 

 

 

                                                 Домашнее задание № 4

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Известно, что речь — это не только публично произнесенный спич. Это любой связный текст, произнесенный или написанный. Поэтому, наряду с речами, произнесенными в судебных прениях, мы считаем возможным публиковать в нашей рубрике и образчики речей письменных — заявления и ходатайства. Публикацию таких материалов мы хотим начать с конспекта лекции заслуженного юриста РФ С. Арии, прочитанной им перед молодыми адвокатами в 2001 году. Убеждены, что эта публикация окажется весьма полезной для адвокатов — и не только молодых. 

                                                                                                                                                                             А. Паничева, Ю. Костанов, адвокаты

                                    Язык и стиль процессуальных документов

Помнится, у Салтыкова-Щедрина есть такой опус. В некое губернское правление пришла из Петербурга, из Сената, бумага с запросом. Читали ее, читали губернские чиновники, и так и сяк изучали — ничего понять не могут. А бумага, по всему видать, важная? — замечает Щедрин. Как быть? И тут вспомнили, что в минувшем году вышел на пенсию один коллежский асессор, как раз большой дока по части сложных и даже сложнейших бумаг. Послали за ним. Тот прибыл, одел очки и бумагу прочел трижды про себя с бормотанием. Подумал. Потом сказал: понять — не понимает, но ответить может. И написал ответ в палец толщиной, который за надлежащими подписями и отправили в столицу.

История эта вспоминается порой при чтении некоторых адвокатских «опусов» сегодняшнего дня. Она вызывает сожаление и служит уроком. Чем и объясняется направленность настоящей беседы.

Вы далее услышите от меня прописные истины. Но мне кажется, что их невредно иметь в виду начинающему адвокатскую деятельность, поскольку их знание и понимание тоже относятся к числу полезных профессиональных свойств. Когда адвокат составляет любую деловую бумагу, его целью является не просто поставить в известность о собственном мнении по данному вопросу; он в первую очередь стремится убедить адресата в своей правоте, повести его за собой, сделать его своим союзником. Поэтому писать нужно не «абы как», а хорошо. Хорошо надо писать. Конечно, первейшим условием для этого должно быть наличие резона в излагаемой позиции, т.е. в ее обоснованности. <...>

Если это условие налицо и позиция, которую вы отстаиваете, резонна или по меньшей мере возможна, тогда на первый план выходит уровень изложения вами этой позиции, качество документа. Именно оно может определять ваш успех или неудачу, будут ли слова ваши литься в душу либо оставлять адресата безразличным или даже раздражать его.

Какими видятся условия, позволяющие рассчитывать на успех?

Язык составляемых документов должен быть грамотен, т.е. вы должны знать правила правописания. Умение грамотно писать — это примитивное, но обязательное требование. Неграмотный человек профессионально непригоден к нашей работе. Составленные с грамматическими ошибками документы будут восприниматься адресатом <...> как свидетельство общей некомпетентности автора.

Как правило, средняя школа дает нормальному ученику достаточное владение грамотой. Но — не идеальное. Поэтому временами мы все испытываем неуверенность в правописании. Не действуйте «на авось» в подобных случаях, обязательно проверьте себя. Для этого у адвоката всегда должны быть под рукой толковые словари <...>. Словари не только избавят вас от грамматических ошибок, они помогут к тому же обогатить палитру ваших доводов при анализе понятий и терминов, используемых в правовых нормах. Не забывайте и о грамотном синтаксисе: не рассыпайте знаки препинания как попало, пользуйтесь ими умело, они тоже служат вашим орудием при изложении доводов.

Второе требование к языку ваших бумаг: он должен быть достаточно богат. Это значит, что адвокату необходимо обладать обширным словарным запасом. От вас не требуется блистать художественной прозой, в суровых ваших текстах это было бы и неуместным. Но выразить свою мысль точными и свежими словами, чтобы документ было интересно читать, чтобы он дышал, необходимо уметь. Можно, конечно, излагать свою позицию и привычным для правовых текстов канцелярским суконным языком, шаблонными, затертыми оборотами. Но тогда придется смириться с тем, что уже со второго листа читающим овладеет скука, а с третьего его потянет в сон...

Богатый словарный запас, как ни странно, избавляет от нудного, пространного разжевывания мысли, позволяет выразить ее емко, меньшим числом нужных слов. <...> Если свежее слово вы найдете в своем запасе для нужного места, то слово это будет работать на вас.

Что нужно, чтобы по возможности обогатить свою деловую речь? Нужно <...> находить время и на чтение русских и мировых классиков. Чтение Чехова, Толстого, да и многих других словесников не только доставит вам удовольствие и обогатит вашу душу, оно пополнит и кладовую вашего профессионального языка. <...>

Если до сих пор мы говорили о требованиях, предъявляемых к языку документов, то применительно к его стилю мы будем говорить только о рекомендациях, поскольку стиль, в отличие от языка, зависит от факторов скорее субъективных — от личного характера автора, от его темперамента, от аналитических способностей и т.д. <...>

Первое — простота. Избегайте сложных фраз с деепричастными и причастными оборотами, с длинной цепью придаточных предложений. <...> наши документы читают по долгу службы заваленные делами, подчас утомленные люди. Следует облегчить их труд, писать просто и ясно. В идеале текст должен состоять из коротких рубленых фраз, не обремененных сложным построением.

Второе — структурность. Изложение должно складываться из логически последовательных разделов, каждый из которых завершается четким выводом. Иногда словом «вывод» можно даже выделить концовку раздела. Нужно решительно избегать рыхлого, неясного по развитию доводов изложения, повторов, туманных рассуждений, лишающих текст конкретности и четкости.

Третье — деловитость. В документе должны излагаться только юридически значимые соображения. <...> Однако и в этих рамках можно, конечно, затрагивать не только правовые категории, но и категории нравственные, ибо ни одно судебное решение не может противоречить ни общественной морали, ни здравому смыслу.

Четвертое — спокойствие тона. Деловой процессуальный документ не место для эмоциональных всплесков. А между тем некоторые адвокатские жалобы буквально пестрят восклицательными и вопросительными знаками. Авторы воздевают руки в мнимом или даже в подлинном возмущении. Должно быть правилом: любые вызывающие у вас возражение мотивы судебного или следственного акта, даже наиболее возмутительные, абсурдные, должны анализироваться доказательно, спокойным и рассудительным тоном. <...>

Пятое — отстраненность. Избегать категоричности суждений. Адвокат, как правило, ходатай, он обращается с просьбой и мотивирует ее. <...> нежелательны поэтому крайние максималистские оценки, неуместен жесткий самоуверенный тон. Не следует поучать и указывать. Психологически правильнее будет высказываться. Не работает в процессуальных документах поэтому усилительное слово «абсолютно», хотя и применяется оно очень часто. <...> Уместно, полагаю, применение адвокатом в деловых текстах таких смягчающих напор выражений, как «по мнению защиты», «представляется, что», таких негативных оценок, как «нехарактерно», «недостаточно убедительно».

Шестое — нетривиальность подхода. Обстоятельства дела, их правовой анализ заслуживают того, чтобы над ними думали, чтобы их углубленно изучали. <...> И если в ходе таких размышлений и поисков вами удастся найти нешаблонный подход, позволяющий изложить дело или один из его узловых вопросов в новом свете, ваш процессуальный документ приобретет более высокое качество, а вы — репутацию стоящего специалиста.<...>

Седьмое — иллюстративность. <...> Процессуальный документ должен содержать аналитические доводы, каждый из которых поддается немедленной проверке, сопровождается по меньше мере указанием листов дела, на которых отражено упомянутое в анализе доказательство. Еще лучше, если нужный фрагмент дела дословно процитирован. Любые ссылки на судебную практику, на научные источники также должны сопровождаться указанием конкретного печатного издания с обозначением его реквизитов. <...> Претендующий на серьезность процессуальный документ адвоката должен отражать кропотливую работу над ним и над его доказательностью, в которой, кстати, проявляется и уважение автора ко времени и труду адресата.

Под занавес коснусь еще одного возможного свойства составляемых адвокатом документов, которое пока не будет иметь для вас прикладного значения, но с годами вы, возможно, его оцените. Свойство это можно назвать эстетикой деловых бумаг.

Когда-то давно, когда и я, как вы сейчас, был молодым стажером, мой маститый патрон мне сказал: «Хорошо вести хозяйственные дела может лишь адвокат, которому доступна романтика бухгалтерских документов».

«Эстетика деловых бумаг» звучит не менее парадоксально, однако она существует. Весьма редко возникают под пером адвоката документы, в которых резонность его позиции сочетается с железной логикой изложения и высокой гармоничностью текста. Гармония текста сродни музыкальной гармонии. Обладающий этим свойством документ, как хорошая музыка, доставляет подлинное удовольствие читателю и увлекает его за собой. Документ мускулист и излучает энергию. К заключительным аккордам читатель с благодарностью соглашается с вашими выводами. Такой документ прозрачен и изящен, обладает высокой эстетикой. Стремление создать подобный документ скорее всего было бы бесплодным. Он может только вдруг получиться. Но когда адвокат с радостью обнаруживает, что у него это получилось, он может быть уверен заранее, что успех его усилий обеспечен.

                                                                                                                                                            (С. Ария. Российская юстиция. 2002, № 7, с. 59 — 61)

Оценка за каждое задание — 1-2 балла в зависимости от правильности и полноты ответа. Максимальный балл — 14.

Задание 1. Проанализируйте употребление некоторых лексических единиц в статье. Для этого: а) определите по словарю значения подчеркнутых в тексте слов, выпишите их толкование; б) определите, правильно и уместно ли употребление этих слов в тексте; коротко обоснуйте ваше мнение, опираясь на следующее положение: правильность употребления слова регулируется структурно-языковыми нормами, уместность — коммуникативно-речевыми (стилевыми и жанрово-текстовыми). Запишите свой вариант замены неправильно или неуместно употребленного слова.

Задание 2. Выделите лексические и грамматические особенности данного текста, выполнив следующие задания: 

-  найдите в тексте и выпишите из него юридические термины (не менее 5);  

- найдите в тексте и выпишите из него эпитеты (не менее 5);

- найдите в тексте и выпишите из него метафоры (не менее 5);  

- найдите в тексте и выпишите из него предложения с инверсией (обратным порядком слов) (не менее 3);

- найдите в тексте и выпишите из него предложения, в которых использован повтор как экспрессивное средство (не менее 3).

     О принадлежности к какому функциональному стилю свидетельствуют эти особенности? Можно ли их рассматривать как характерные черты данного стиля?

Задание 3. Напишите аннотацию статьи. Обязательно укажите в ней, кому может быть интересна и полезна эта публикация.

Задание 4. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «умение правильно писать — это примитивное, но обязательное требование». Аргументируйте свою позицию (2-4 предложения).

Задание 5. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «в идеале текст должен состоять из коротких рубленых фраз, не обремененных сложным построением». Аргументируйте свою позицию (2-4 предложения).

Задание 6. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «стиль, в отличие от языка, зависит от факторов скорее субъективных — от личного характера автора, от его темперамента, от аналитических способностей и т.д.» Аргументируйте свою позицию, опираясь на определение понятия «стиль» (2-4 предложения).

Задание 7. Какие мысли автора статьи показались вам интересными, полезными, а какие — спорными? Почему? (Ответ — не более 5 предложений).