Основы культуры речи 1-й курс
Основы культуры речи 3-й курс

    

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ (для студентов факультета права)

 

Домашнее задание № 1

Оценка за каждое правильно выполненное задание 1 — 9 — 1 балл, за задание 10 — от 1 до 3 баллов.

1. Используя орфоэпический словарь, расставьте ударения в следующих словах:

алкать, алкоголь, аналог, аннексия, апостроф, (около) аэропорта, в аэропорту, (вблизи) аэропортов, багроветь, баловать, безудержный, бензопровод, бомбардировать, бронированный (автомобиль), валовой, вероисповедание, включишь, (дело) возбуждено, воздухопровод, втридорога, газопровод, генезис, грушевый, гусеница, дактилоскопия, движимый, к деньгам, с деньгами, о деньгах, дешевизна, диспансер, добытый, добыча, договор, (много) договоров, дозвонишься, дозвонимся, единовременный, жалюзи, забронированное (место), завидно, заключим, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонишь, звоните, избалованный, издавна, иконопись, иначе, исподволь, исчерпать, камбала, каталог, кета, квартал, километр, кладовая, колосс, красивее, (много) кремов, кулинария, кухонный, лгала, маркетинг, мельком, мизерный, мусоропровод, мышление, наготове, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, одновременный, озлобленный, опошлить, оптовый, осведомленный, осужденный, памятуя, феномен, перчить, петля, пиала, плесневеть, премировать, пробурят (скважину), проведенный, рассредоточение, свекла, сирота, сироты, сливовый, собрала, сосредоточение, средства, столяр, (много) судей, судьям, таможня, танцовщик, (нет) тортов, транспортировать, трубопровод, уведомить, уведомленный, украинский, украла, умерший, формировать, форсировать, ходатай, ходатайство, хозяева, шасси, эксперт.

2. Определите по словарю и запишите значения слов, в которых ударение играет смыслоразличительную роль:

1) брόня –

    броняʹ

2) вѝдение –

    видѐние –

3) забронѝровать –

    забронировàть –

4) зàмковый –

    замкόвый –

5) ѝрис –

    ирѝс –

6) кредѝт –

    крѐдит –

7) прѝвод –

    привόд –

3. Вставьте на месте пропуска одну из букв, указанных в скобках.

В…сокосный (и-ы) год, вз…мать (и-ы) налоги, инци…дент (н-нет буквы), преце…дент (н-нет буквы), юрис…консульт (т-нет буквы), бесш…рстный (е-ё), оп…ка (е-ё),   аф…ра (е-ё), гололедица (е-ё), быти… (е-ё), жити… (е-ё), грав…р (е-ё), бл…клый (е-ё), забыть… (е-ё), ман…вры (е-ё), остри… (е-ё), за…м (й-ё).

4. Обозначьте цифрой (1) слова, в которых перед гласной Е произносится твердый согласный звук, цифрой (2) – мягкий согласный звук, цифрой (3) – возможны оба варианта 

Артерия (…), бандероль (…), бижутерия (…), вундеркинд (…), гипотеза (…), дебош (…), дебют (…), декада (…), демарш (…), детектив (…), идентичный (…), интервал (…), интервью (…), кафе (…), кодекс (…), компресс (…), кофе (…), кредо (…), крем (…), нонсенс (…), пастель (…), патент (…), паштет (…), пресса (…), прогресс (…), рейс (…), реноме (…), сейф (…), сервис (…), темп (…), тенденция (…), тент (…), термин (…), тезис (…), шатен (…), экспресс (…).

5. Укажите неверные утверждения.

  1. Орфоэпические нормы регулируют произношение.
  2. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений.
  3. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения.
  4. Для уточнения норм произношения следует обращаться к этимологическому словарю.
  5. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительную функцию.
  6. Ряд слов в русском языке имеет равноправные варианты ударения.
  7. Русское ударение разноместно и подвижно.
  8. По законам русской фонетики всегда происходит смягчение согласных перед гласными.
  9. Часть вариантных ударений в русском языке относится к устаревшим.
  10. По законам русской фонетики согласные всегда оглушаются или озвончаются на конце слова.

6. Укажите неверный вариант продолжения предложения.

      Русский язык - ...

1)     один из основных индоевропейской семье языков.

2)     рабочий язык ООН.

3)     один из государственных языков РФ.

4)     язык межнационального общения.

7. Укажите верный вариант продолжения предложения.

      В настоящее время в мире существует тенденция ...

1)     к некоторому увеличению количества языков.

2)     к распространению основных европейских языков.

3)     к значительному сокращению количества языков.

4)     к увеличению количества говорящих на языках индоевропейской семьи языков.

8. Укажите верный вариант продолжения предложения.

      Мертвыми языками называют языки, ...

1)     численность говорящих на которых незначительна.

2)     которые вообще не используются.

3)     которые перестали быть языками живого общения.

4)     которые послужили основой для формирования современных языков.

9. Укажите неверный вариант продолжения предложения.

      Изменения в языке обусловлены...

1)     расширением или сужением сфер употребления языковых единиц.

2)     контактами с другими народами.

3)     стремлением людей усовершенствовать его.

4)     постоянно меняющимися коммуникативными потребностями.

10. П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) в книге «Искусство речи на суде» писал: «Неправильное ударение так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово». Напишите небольшое рассуждение на эту тему.                       

                                                   

    Домашнее задание № 2

Оценка за каждое задание 1 — 5, 7 — 11  1 балл, за задание 6 — 1 — 2 балла, за задание 12 —  1 — 2 балла. Максимальная оценка — 14 баллов.

 

Задание 1. Подчеркните подходящее по смыслу слово.

1. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. 2. Их (вина, виновность) в совершении хулиганских действий доказана. 3. Истица просит (оплатить, выплатить) ей 12000 рублей. 4. Мы надеялись получить ответ на эти (опасности – опасения). 5. К его предложениям относятся так (нетерпимо, нестерпимо), что это уже стало для него (нетерпимым, нестерпимым). 6. Верховенство права и закона – общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 7. Он проявил (хозяйскую, хозяйственную) заинтересованность в решении (хозяйских, хозяйственных) вопросов. 8. Этот юрист (закончил, окончил) Красноярский госуниверситет. 9. Необходимо провести (криминальную, криминалистическую) экспертизу. 10. 16 июля он не вышел на работу и на следующий день был вынужден (представить, предоставить) администрации цеха объяснительную записку. 11. Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного (понятия, понимания) закона. 12. Адвокат произнес блестящую (защитную, защитительную) речь. 13. (Гарантийный, гарантированный) оклад составляет не менее 5 тысяч. 14. Она (заварила – сварила) превосходный кофе и стала рассказывать все, что знала про Катюшу.  15. Музыкант (надел, одел) чехол на гитару. 16. Актриса сыграла (главную – заглавную) роль в фильме «Анна Каренина». 17. На меня это производит (шоковое – шокирующее) впечатление. 

Задание 2. Вычеркните лишнее слово / лишнюю часть слова. Там, где это необходимо, замените неправильно употребленное слово.

1. Юбилейный – огромный микрорайон. 2. Они внесли огромную лепту в реализацию планов компании. 3. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 4. В последнее время этот писатель стал создавать менее высокохудожественные произведения. 5. В декабре месяце было выпущено больше продукции. 6. В аудитории собралось 26 человек студентов. 7. На выполнение этого задания отводится более двух часов времени. 8. Это была его единственная ахиллесова пята. 9. На встрече с читателями автор изложил главную суть своего произведения. 10. Эта традиция в нашей стране возрождается вновь. 11. Я в этом регионе как бы долго работал. 12. Она обладает таким шармом и обаянием, что ей трудно не поверить. 13. Язык выполняет ряд нескольких функций. 14. Неправильно поставленное ударение оказывает воздействие на мысленное понимание сказанного. 15. Юристы должны уметь правильно задавать риторические вопросы. 16. Лично меня это не оскорбляет. 17. Ошибки в речи оратора свидетельствуют о его низкой образованности в русском языке. 18. Этого человека нет необходимости подробно представлять, рассказывая всю его автобиографию.

Задание 3. Дайте толкование фразеологизмов, используя фразеологический словарь. 

Держать камень за пазухой –

Медвежий угол –

Глас вопиющего в пустыне –

Лебединая песня –

Обвести вокруг пальца –

От корки до корки –

Принять за чистую монету –

Доводить до белого каления –

Поймать на удочку –

Скрепя сердце –

Задание 4. Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний. 

1. Невооруженным взглядом видно, что вода в реке загрязненная. 2. Напрягая все свои возможности, они достигли в жизни многого. 3. Это произведение до глубины души меня удивило. 4. Этот человек живет как сыр в масле. 5. Львиную часть работы они уже сделали. 6. Телевидение имеет большое влияние на молодежь. 7. Писатель идет в ногу со своим временем. 8. Неправильное ударение в слове может поставить суд в заблуждение. 9. Руководитель просто обязан брать инициативу на себя.

Задание 5. Дайте толкования заимствованных слов. (Укажите, какими словарями вы пользовались).

Амбиции, бренд, дилемма, идентичный, индифферентный, инкриминировать, инспирировать, интерпретировать,  прерогатива, конъюнктура, корректировать, менталитет, нонсенс, нюанс, потенциальный, превалировать, прецедент, резервация, реноме, санкционировать, толерантность.

 

Задание 6. А) Перепишите предложения, устранив нарушения лексических норм.

1. Во время археологических раскопок на территории собора были найдены интересные находки. 2. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 3. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 4. Личность трупа в настоящее время устанавливается. 5. Они уклоняются от налогов. 6. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 7.  Вопрос об ущемлении прав – это размышление для судов. 8. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 9. 14 июня 2006 г. из кассы № 2 магазина № 50 был совершен грабеж денег.10. Иванову предлагается добровольно исполнить исполнительный лист. 11. Во многих вузах магистерские места останутся заполнены не полностью. 12. В своей речи нам необходимо пользоваться нормами языка. 13. Мы миновали самый пик кризиса и начинаем расправлять руки. 14. Человек должен отвечать за нормы современного литературного языка. 15. Лицо, произносящее речь с некорректным применением ударения, становится менее интересным для слушающей его аудитории. 16. В такую погоду машины потеряли ориентировку. 17. У меня возникают идентичные ощущения. 18. Согласно Российскому законодательству и правилам приема в университет льготы при поступлении на первый курс существуют при предоставлении соответствующих документов, подтверждающих право на льготы. 19. В программе Дня Университета была организована выставка, посвященная истории ВУЗа и его сотрудничеству с ЛУКОЙЛом. 20. На «Газпром» приходится около 20 % мировой и около 85 % российской добычи газа. 21. Цены там внятные, вменяемые. 22. Силовой структуре, которая занимается вооруженными преступниками, светиться не пристало.

Б) Укажите номера предложений, в которых допущены следующие лексические ошибки:

Употребление слова в несвойственном ему значении _____________

Неоправданное употребление заимствованных слов ______________

Нарушение лексической сочетаемости ________________

Возникновение возможной двусмысленности в результате употребления многозначных слов ___________

Ошибки в употреблении паронимов ____________

Плеоназм  ____________

Тавтология ____________

Недостаточность высказывания ____________

Ошибки в употреблении фразеологизмов ____________

Употребление стилистически сниженной, жаргонной лексики ___________

Задание 7. Укажите верное продолжение предложения.

   Лексические нормы определяют правильность ...

1)     употребления определенных словоформ.

2)     словоупотребления и сочетаемости слов.

3)     произношения и ударения.

4)     построения словосочетаний и предложений.

Задание 8. Укажите верные утверждения.

1)     Употребление слова в переносном значении засоряет речь.

2)     При выборе слова из синонимического ряда необходимо учитывать не только его лексическое, но и стилистическое значение.

3)     Нарушение лексической сочетаемости может быть связано с неточным употреблением синонимов.

4)     Помимо словоупотребления лексические нормы регламентируют правописание слов.

5)     Плеоназм — это способность лексических единиц сосуществовать в тексте.

6)     Омонимы — это слова, схожие по звучанию и написанию, но различные по значению.

7)     Лексические нормы относят к структурно-языковым нормам, регулирующим употребление языковых единиц в соответствии со структурой языковой системы.

8)     В русском языке преобладают слова многозначные.

9)     Употребление многозначных слов в языке права недопустимо.

10)  Тавтология — вид многословия, приводящий к избыточности высказывания, заключающийся в употреблении однокоренных слов.

Задание 9. Укажите неверное/-ые утверждение/-я.

1)     Слово «субъект» является многозначным и в языке права употребляется в разных значениях.

2)     Слова «достаточно» и «довольно» являются синонимами и могут заменять друг друга в любых словосочетаниях (например: довольно высокий уровень культуры — достаточно высокий уровень культуры; довольно низкое качество — достаточно низкое качество).

3)     В языке права активно функционируют слова (лесные подати, доля, заимодавец), которые за его пределами рассматриваются как архаизмы.

4)     Термины и клише в языке права могут быть образованы на основе переносных значений многозначных слов (грубое нарушение, строгое (или мягкое) наказание, поворот исполнения решения, источник власти, избирательный блок и т.п.).

5)     Слова «истово» и «неистово» являются синонимами.

6)     В высказывании: «В фильме «Дама с собачкой» Ия Саввина сыграла заглавную роль,» - соблюдены  лексические нормы.

7)     Лексические нормы не нарушены в высказываниях типа: «лично я считаю...», «мично мое мнение таково...», «лично мне это не нравится...» и т.п.

8)     Значение заимствованного слова в русском языке можно определить, обратившись к переводу, данному в двуязычном словаре, а не к толковому словарю иноязычных слов.

Задание 10.  Укажите, какую информацию о слове дают словари названных ниже типов.

Этимологический словарь ...

Орфоэпический словарь ...

Толковый словарь ...

Словообразовательный словарь ...

Морфемный словарь ...

Словарь паронимов ...

Терминологический словарь ...

Обратный словарь ...

 

Задание 11. Установите соответствия между понятием и его определением (см. таблицу ниже):    1____; 2 ____; 3 ____; 4 ____.

1. Диалектизмы

2. Жаргонизмы

3. Термины 

4. Архаизмы

А) Слова, используемые в речи определенных социальных, профессиональных групп, имеющие параллельные варианты в литературном языке.

Б) Слова, используемые в местных говорах.

В) Слова, употребляемые в профессиональной сфере деятельности для обозначения научных и специальных понятий.

Г) Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления и имеющие современные синонимы.

Д) Стилистически сниженные нелитературные варианты слов, употребляемые в обиходной речи при непринужденном общении.

 

Задание 12. А.А. Ушаков высказал такую мысль: «Неточное слово в праве – большое социальное зло: оно создает почву для произвола и беззакония». Напишите небольшое рассуждение на эту тему.

      Домашнее задание №3

Оценка за каждое задание 1 – 5, 7, 8 — 1 балл, за задание 6 — 1 – 2 балла, за задание 9 — 1– 3 балла. Максимальная оценка – 12 баллов.

 

Задание 1. Подчеркните вариант, соответствующий морфологическим нормам.

1. Боевые действия начнутся в (ближайший – самый ближайший) момент. 2. В ближайшее время все свое внимание вы должны (сосредоточивать – сосредотачивать) на решении этой (важнейшей – наиболее важнейшей) задачи. 3. На чемпионат (приехали –приехало) столько журналистов, болельщиков, туристов, что население города увеличилось на несколько тысяч. 4. В магазине большой выбор (помидор – помидоров) и (апельсин – апельсинов). 5. Скажите, кого вы знаете из ребят, своих сверстников, у кого (белые вьющие волосы – белые вьющиеся волосы)? 6. Так вы утверждаете, что тюль (была не капроновая, а простая – был не капроновый, а простой)? 7. Кто работал в тот день в отделе (чулок – чулков) и (носок – носков)? 8. Как вы объясните обнаружение в вашем портфеле (женского тапка – женской тапки) 37-го размера? 9. В каких отношениях вы состояли с (Беккер Юрием – Беккером Юрием)? 10. Мы заметили, что в (обоих – обеих) песнях припев почти одинаковый.11. Вера оказалась в (глупейшем – преглупейшем) положении. 12. (Трое работниц – три работницы) не смогли выйти на работу. 13. Древнейшее из известных нам египетских судов было собрано из (тысячи двухста двадцати четырех – тысячи двухсот двадцати четырех) частей и имело водоизмещение около (сорок – сорока) тонн и длину более (четыреста – четырехста – четырехсот) сантиметров. 14. Железная дорога Петербург – Москва, построенная более (сто пятьдесят – ста пятидесяти) лет назад, была знаменита (ста восьмидесяти – ста восьмидесятью – ста восьмьюдесятью) мостами. 15. В юности она с удовольствием читала романы (Жорж Санд – Жоржа Санда). 16. Встреча состоялась на кафедре у профессора Ивана Петровича (Гордейчук – Гордейчука). 17. Референт Пучкова (ответил – ответила) на все вопросы. 

Задание 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных. Если возможны две формы, объясните различия в их семантических или стилистических значениях. 

Договор

Ректор

Инспектор

Лектор

Профессор

Слесарь

Клапан

Счет

Пропуск

Возраст

Корпус

 

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Болгарин                                                                Армянин

Грузин                                                                    Туркмен

Баклажан                                                                Погон

Гектар                                                                     Будни

Солдат                                                                    Сумерки

Килограмм                                                             Туфля

Яблоко                                                                   Очистки

Задание 4. Подчеркните глаголы, форма 1 лица ед. ч. наст. или буд. вр. которых не употребляется в русском языке.

Победить, светать, обратить, убеждать, блестеть, толпиться, скопиться, охватить, осудить, трудиться, клеветать, доказать, пылесосить, повесить, сердиться, смеркаться. 

Задание 5. Подчеркните словосочетания, в которых нарушены нормы управления.

Свойственно для них, вопреки предположению, согласно предписания, по прибытию в город, аннотация статьи, по предъявлении паспорта, отзыв на реферат, заведующий лабораторией, управляющий банка, разъяснить о правах, характерно ему, удостоен наградой, достигает до 100 %, мнение на проблему, уделять внимание на проект, подвести итог сказанному, преимущество перед ними, доказательства о невиновности, заинтересованность к этой проблеме.

Задание 6. А) Перепишите предложения, исправив в них грамматические ошибки.

1. Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. 2. Задунова халатным отношением к своим обязанностям создала возможность в краже денег. 3. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на владение ими. 4. Большая работа предстоит перед сотрудниками отдела сбыта. 5. Зюев бросил в пенсионера Веревкина запчастью магнитофона, дремавшего на скамейке. 6. Пес гражданина, который находился на цепочке, укусил меня. 7. Выплатить премиальные в размере 20% от тарифной ставки за качественный ремонт следующих работников. 8. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 9. Он настаивал о том, чтобы его слова занесли в протокол. 10. Суслин нанес проникающее ножевое ранение Рубцову, опасное для жизни в момент нанесения, в правую часть лопатки. 11. Обнаруженные на теле ссадины возникли в результате от воздействия твердым тупым предметом. 12. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 13. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 14. Те, кто переписывают контрольную работу, садится на первый ряд. 15. Согласно приказа заведующий кафедры командирован в филиал университета. 16. Войдя в квартиру, ему показалось, что в ней кто-то побывал в его отсутствие. 17. Музей представляет из себя небольшое каменное двухэтажное здание, расположенное в тихом переулке. 18. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днем вести нужные работы. 19. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 20. Со своей стороны ответчик не представил доказательств, подтверждающие отсутствие вины.

Б) Укажите номера предложений, в которых допущены следующие синтаксические ошибки: 

неправильный порядок слов в предложении _____________

неправильное управление __________________

неправильное согласование ________________

неправильное употребление причастий ______________

неправильное употребление деепричастий ______________

неправильное построение предложения с однородными членами ______________

Задание 7. Укажите верные утверждения.

  1. Грамматические нормы относят к структурно-языковым нормам и подразделяют на морфологические и синтаксические.
  2. Морфологические нормы определяют правильность употребления морфем.
  3. Синтаксические нормы определяют правильность построения словосочетаний и предложений, а также постановки знаков препинания в них.
  4. В русском языке ни при каких условиях не склоняются фамилии, оканчивающиеся на согласную.
  5. При склонении составных порядковых числительных изменяется лишь их последняя часть.
  6. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость, однако их употребление уместно в тексте любого стиля.
  7. Недостаточные глаголы — это такие глаголы, которые не имеют какой-либо формы.
  8. Клише имеют не только определенный лексический состав, но и определенный порядок слов.
  9. Неправильное употребление однородных членов предложения ведет к неясности текста.
  10. Параллельные синтаксические конструкции — это конструкции, различные по структуре, но выражающие общее значение.

Задание 8. Укажите неверные утверждения.

  1. Для языка права характерно употребление «расщепленного» сказуемого.
  2. В языке права однородные члены предложения не выполняют уточняющую функцию.
  3. Инверсия часто используется как выразительное средство, однако в языке права она выполняет особую информативную функцию.
  4. В языке права в отдельных словосочетаниях порядок слов может отличаться от общеязыковых норм.
  5. В законодательных текстах преобладают сложные синтаксические конструкции с разными видами связи.
  6. В законодательных текстах менее распространены сложные предложения с бессоюзной связью, поскольку они обладают недостаточной семантической (смысловой) определенностью.

Задание 9. Французский лингвист А. Гардинер объясняет причины нарушений языковых норм следующим образом: «Ошибки в речи возникают по причине непонимания обозначаемого предмета или неспособности найти точное слово… Большинство ошибок возникает из-за лени». Напишите небольшое рассуждение на эту тему.  

 

  Домашнее задание № 4

Оценка за каждое правильно выполненное задание 1 — 6 — 1 балл, задание 7 — 1 — 3 балла, задание 8 — 1 — 2 балла, задания 9 — 13 —  1 балл. Максимальная оценка — 15 баллов.

Задание 1. Укажите неверные утверждения

1. Функциональные стили однородны: каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей.

2. Коммуникативно-речевые нормы регулируют выбор языковых средств, которые уместны в данной ситуации общения и необходимы для создания текста определенного стиля и жанра.

3. Описание типичных черт каждого стиля в учебной и научной литературе рассматривается как кодификация стилевых норм.

4. Функциональная дифференциация языка обусловлена только языковыми факторами, которые определяют языковой облик текстов разных функциональных стилей.

5. Возникновение стилей в языке обусловлено тем, что различные виды деятельности человека и различные виды общения требуют употребления в речи разных языковых единиц.

6. Основная масса слов в каждом стиле – это нейтральная, межстилевая лексика, которая объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки.

7. Грамматические средства не являются общими для всех функциональных стилей, каждый из них по-своему использует грамматические формы и конструкции.

Задание 2. Укажите верные утверждения.

1. Современный официально-деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых заключается в обслуживании сферы официальных отношений в процессе производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

2. Деловая речь по существу является совокупностью стандартов письменной речи.

3. Тексты официально-делового стиля характеризуются свободной композицией, употреблением разнообразных средств создания его связности и т.д.

4. К жанрам официально-делового стиля относят законы, уставы, инструкции, аннотации, договоры, служебную и личную переписку, протоколы, заявления.

Задание 3. Укажите верные утверждения.

1. Научный стиль – это стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Он представляет собой обособленную языковую систему, характеризующуюся стремлением к стандартизации средств выражения. 

2. Основная функция научного стиля – передача логической информации, доказательство ее истинности, новизны и ценности.

3. В научном стиле преобладает устная диалогическая речь.

4. К жанрам научного стиля относят монографии, научный доклады, рефераты, аннотации, справочники, словари, энциклопедии, каталоги, лекции, курсовые работы .

Задание 4. Укажите верные утверждения.

1. Основная цель произведений публицистического стиля – воздействовать на сознание людей, информировать о важнейших событиях современности.

2. Публицистический стиль реализуется в многочисленных жанрах: информационных заметках, репортажах, очерках, интервью, рекламных объявлениях и статьях, публичных выступлениях и т.п.

3. Ораторская речь не является особым подстилем публицистического стиля.

4. Принято выделять следующие основные черты текстов публицистического стиля: сочетание стандарта и экспрессии, лаконичность изложения при информативной насыщенности,оценочность, экспрессивность, проявление авторской индивидуальности., абстрактность, скрытая эмоциональность.

Задание 5. Укажите неверные утверждения.

1. Юридический язык (язык права) не рассматривается в лингвистике как самостоятельная система лингвистических средств выражения, подчиненная задачам коммуникации в правовой сфере.

2. Язык права, функционируя в различных сферах жизни общества, имеет сложную стилевую природу и реализуется в текстах различных жанров.

3. Жанрово-стилевое единообразие юридической речи имеет экстралингвистические (внеязыковые) основания.

4. Совмещение черт 2-3 стилей в юридических текстах является их отличительным признаком и признается закономерным, если это имеет внеязыковую обусловленность.

Задание 6. Укажите неверные утверждения.

1. Речевой этикет — специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых речевых формул и выражений.

2. Нарушение этико-речевых норм, как правило, обусловлено не столько недостаточной коммуникативной компетентностью людей, сколько невысоким уровнем их общей культуры.

3. Проявления речевой агрессии, употребление лингвоцинизмов, речевое воздействие и речевое манипулирование относят к нарушениям этико-речевых норм.

4. Этико-речевые нормы — это совокупность правил речевого общения на основе общепринятых нравственных ценностей, национально-культурных традиций, но без учета интересов участников коммуникации.          

 

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Известно, что речь — это не только публично произнесенный спич. Это любой связный текст, произнесенный или написанный. Поэтому, наряду с речами, произнесенными в судебных прениях, мы считаем возможным публиковать в нашей рубрике и образчики речей письменных — заявления и ходатайства. Публикацию таких материалов мы хотим начать с конспекта лекции заслуженного юриста РФ С. Арии, прочитанной им перед молодыми адвокатами в 2001 году. Убеждены, что эта публикация окажется весьма полезной для адвокатов — и не только молодых.

                                                                                                А. Паничева, Ю. Костанов, адвокаты

 

                                             Язык и стиль процессуальных документов

Помнится, у Салтыкова-Щедрина есть такой опус. В некое губернское правление пришла из Петербурга, из Сената, бумага с запросом. Читали ее, читали губернские чиновники, и так и сяк изучали — ничего понять не могут. А бумага, по всему видать, важная? — замечает Щедрин. Как быть? И тут вспомнили, что в минувшем году вышел на пенсию один коллежский асессор, как раз большой дока по части сложных и даже сложнейших бумаг. Послали за ним. Тот прибыл, одел очки и бумагу прочел трижды про себя с бормотанием. Подумал. Потом сказал: понять — не понимает, но ответить может. И написал ответ в палец толщиной, который за надлежащими подписями и отправили в столицу.

История эта вспоминается порой при чтении некоторых адвокатских «опусов» сегодняшнего дня. Она вызывает сожаление и служит уроком. Чем и объясняется направленность настоящей беседы.

Вы далее услышите от меня прописные истины. Но мне кажется, что их невредно иметь в виду начинающему адвокатскую деятельность, поскольку их знание и понимание тоже относятся к числу полезных профессиональных свойств. Когда адвокат составляет любую деловую бумагу, его целью является не просто поставить в известность о собственном мнении по данному вопросу; он в первую очередь стремится убедить адресата в своей правоте, повести его за собой, сделать его своим союзником. Поэтому писать нужно не «абы как», а хорошо. Хорошо надо писать. Конечно, первейшим условием для этого должно быть наличие резона в излагаемой позиции, т.е. в ее обоснованности. <...>

Если это условие налицо и позиция, которую вы отстаиваете, резонна или по меньшей мере возможна, тогда на первый план выходит уровень изложения вами этой позиции, качество документа. Именно оно может определять ваш успех или неудачу, будут ли слова ваши литься в душу либо оставлять адресата безразличным или даже раздражать его.

Какими видятся условия, позволяющие рассчитывать на успех?

Язык составляемых документов должен быть грамотен, т.е. вы должны знать правила правописания. Умение грамотно писать — это примитивное, но обязательное требование. Неграмотный человек профессионально непригоден к нашей работе. Составленные с грамматическими ошибками документы будут восприниматься адресатом <...> как свидетельство общей некомпетентности автора.

Как правило, средняя школа дает нормальному ученику достаточное владение грамотой. Но — не идеальное. Поэтому временами мы все испытываем неуверенность в правописании. Не действуйте «на авось» в подобных случаях, обязательно проверьте себя. Для этого у адвоката всегда должны быть под рукой толковые словари <...>. Словари не только избавят вас от грамматических ошибок, они помогут к тому же обогатить палитру ваших доводов при анализе понятий и терминов, используемых в правовых нормах. Не забывайте и о грамотном синтаксисе: не рассыпайте знаки препинания как попало, пользуйтесь ими умело, они тоже служат вашим орудием при изложении доводов.

Второе требование к языку ваших бумаг: он должен быть достаточно богат. Это значит, что адвокату необходимо обладать обширным словарным запасом. От вас не требуется блистать художественной прозой, в суровых ваших текстах это было бы и неуместным. Но выразить свою мысль точными и свежими словами, чтобы документ было интересно читать, чтобы он дышал, необходимо уметь. Можно, конечно, излагать свою позицию и привычным для правовых текстов канцелярским суконным языком, шаблонными, затертыми оборотами. Но тогда придется смириться с тем, что уже со второго листа читающим овладеет скука, а с третьего его потянет в сон...

Богатый словарный запас, как ни странно, избавляет от нудного, пространного разжевывания мысли, позволяет выразить ее емко, меньшим числом нужных слов. <...> Если свежее слово вы найдете в своем запасе для нужного места, то слово это будет работать на вас.

Что нужно, чтобы по возможности обогатить свою деловую речь? Нужно <...> находить время и на чтение русских и мировых классиков. Чтение Чехова, Толстого, да и многих других словесников не только доставит вам удовольствие и обогатит вашу душу, оно пополнит и кладовую вашего профессионального языка. <...>

Если до сих пор мы говорили о требованиях, предъявляемых к языку документов, то применительно к его стилю мы будем говорить только о рекомендациях, поскольку стиль, в отличие от языка, зависит от факторов скорее субъективных — от личного характера автора, от его темперамента, от аналитических способностей и т.д. <...>

Первое — простота. Избегайте сложных фраз с деепричастными и причастными оборотами, с длинной цепью придаточных предложений. <...> наши документы читают по долгу службы заваленные делами, подчас утомленные люди. Следует облегчить их труд, писать просто и ясно. В идеале текст должен состоять из коротких рубленых фраз, не обремененных сложным построением.

Второе — структурность. Изложение должно складываться из логически последовательных разделов, каждый из которых завершается четким выводом. Иногда словом «вывод» можно даже выделить концовку раздела. Нужно решительно избегать рыхлого, неясного по развитию доводов изложения, повторов, туманных рассуждений, лишающих текст конкретности и четкости.

Третье — деловитость. В документе должны излагаться только юридически значимые соображения. <...> Однако и в этих рамках можно, конечно, затрагивать не только правовые категории, но и категории нравственные, ибо ни одно судебное решение не может противоречить ни общественной морали, ни здравому смыслу.

Четвертое — спокойствие тона. Деловой процессуальный документ не место для эмоциональных всплесков. А между тем некоторые адвокатские жалобы буквально пестрят восклицательными и вопросительными знаками. Авторы воздевают руки в мнимом или даже в подлинном возмущении. Должно быть правилом: любые вызывающие у вас возражение мотивы судебного или следственного акта, даже наиболее возмутительные, абсурдные, должны анализироваться доказательно, спокойным и рассудительным тоном. <...>

Пятое — отстраненность. Избегать категоричности суждений. Адвокат, как правило, ходатай, он обращается с просьбой и мотивирует ее. <...> нежелательны поэтому крайние максималистские оценки, неуместен жесткий самоуверенный тон. Не следует поучать и указывать. Психологически правильнее будет высказываться. Не работает в процессуальных документах поэтому усилительное слово «абсолютно», хотя и применяется оно очень часто. <...> Уместно, полагаю, применение адвокатом в деловых текстах таких смягчающих напор выражений, как «по мнению защиты», «представляется, что», таких негативных оценок, как «нехарактерно», «недостаточно убедительно».

Шестое — нетривиальность подхода. Обстоятельства дела, их правовой анализ заслуживают того, чтобы над ними думали, чтобы их углубленно изучали. <...> И если в ходе таких размышлений и поисков вами удастся найти нешаблонный подход, позволяющий изложить дело или один из его узловых вопросов в новом свете, ваш процессуальный документ приобретет более высокое качество, а вы — репутацию стоящего специалиста.<...>

Седьмое — иллюстративность. <...> Процессуальный документ должен содержать аналитические доводы, каждый из которых поддается немедленной проверке, сопровождается по меньше мере указанием листов дела, на которых отражено упомянутое в анализе доказательство. Еще лучше, если нужный фрагмент дела дословно процитирован. Любые ссылки на судебную практику, на научные источники также должны сопровождаться указанием конкретного печатного издания с обозначением его реквизитов. <...> Претендующий на серьезность процессуальный документ адвоката должен отражать кропотливую работу над ним и над его доказательностью, в которой, кстати, проявляется и уважение автора ко времени и труду адресата.

Под занавес коснусь еще одного возможного свойства составляемых адвокатом документов, которое пока не будет иметь для вас прикладного значения, но с годами вы, возможно, его оцените. Свойство это можно назвать эстетикой деловых бумаг.

Когда-то давно, когда и я, как вы сейчас, был молодым стажером, мой маститый патрон мне сказал: «Хорошо вести хозяйственные дела может лишь адвокат, которому доступна романтика бухгалтерских документов».

«Эстетика деловых бумаг» звучит не менее парадоксально, однако она существует. Весьма редко возникают под пером адвоката документы, в которых резонность его позиции сочетается с железной логикой изложения и высокой гармоничностью текста. Гармония текста сродни музыкальной гармонии. Обладающий этим свойством документ, как хорошая музыка, доставляет подлинное удовольствие читателю и увлекает его за собой. Документ мускулист и излучает энергию. К заключительным аккордам читатель с благодарностью соглашается с вашими выводами. Такой документ прозрачен и изящен, обладает высокой эстетикой. Стремление создать подобный документ скорее всего было бы бесплодным. Он может только вдруг получиться. Но когда адвокат с радостью обнаруживает, что у него это получилось, он может быть уверен заранее, что успех его усилий обеспечен.

                                                                     (С. Ария. Российская юстиция. 2002, № 7, с. 59 — 61)

Задание 7. Проанализируйте употребление некоторых лексических единиц в статье. Для этого:

а) определите по словарю значения подчеркнутых в тексте слов, выпишите их толкование;

б) определите, правильно и уместно ли употребление этих слов в тексте; коротко обоснуйте ваше мнение, опираясь на следующее положение: правильность употребления слова регулируется лексическими нормами, уместность — стилевыми и жанрово-текстовыми.

в) Напишите свой вариант замены неправильно или неуместно употребленного слова.

Задание 8. А)Выделите лексические и грамматические особенности данного текста, выполнив следующие задания:

- найдите в тексте и выпишите из него юридические термины (не менее 5);

- найдите в тексте и выпишите из него эпитеты (не менее 5);

- найдите в тексте и выпишите из него метафоры (не менее 5);

- найдите в тексте и выпишите из него предложения с инверсией (не менее 3);

- найдите в тексте и выпишите из него предложения, в которых использован повтор как экспрессивное средство (не менее 3).

Б) О принадлежности к какому функциональному стилю свидетельствуют эти особенности? Можно ли их рассматривать как характерные черты данного стиля?

Задание 9. Напишите аннотацию статьи.

Задание 10. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «умение грамотно писать — это примитивное, но обязательное требование». Аргументируйте свою позицию (2-4 предложения).

Задание 11. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «в идеале текст должен состоять из коротких рубленых фраз, не обремененных сложным построением». Аргументируйте свою позицию, опираясь на понятия «стилевая норма» и «текстовая норма» (2-4 предложения).

Задание 12. Выразите свое отношение к мнению автора о том, что «стиль, в отличие от языка, зависит от факторов скорее субъективных — от личного характера автора, от его темперамента, от аналитических способностей и т.д.» Аргументируйте свою позицию, опираясь на определение понятия «стиль» (2-4 предложения).

Задание 13. Какие мысли автора статьи показались вам интересными, полезными, а какие — спорными? Почему? (Ответ — не более 5 предложений).

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

                                     (для студентов 3 курса факультета права)

1.      Виды общения. Условия эффективности речевого общения.

2.      Язык. Речь. Национальный язык и литературный язык.

3.      Культура речи: содержание понятия, основные аспекты.

4.      Роль языка в профессиональной деятельности юриста.

5.      Происхождение русского языка. Его роль в современном мире.

6.      Основные виды норм. Виды структурно-языковых норм. Кодификация нормы.

7.      Фонетические нормы, их виды. Техника речи.

8.      Лексика. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Омонимы.

9.      Синонимы, антонимы, паронимы.

10. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

11. Фразеологизмы. Клише и штампы. Юридические клише.

12. Термины, их роль и сфера употребления. Юридические термины.

13. Лексикография. Основные типы словарей.

14. Грамматические нормы, их виды.

15. Трудности употребления в речи имен существительных.

16. Трудности употребления имен числительных.

17. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений.

18. Управление как вид подчинительной связи слов в словосочетании. Особенности управления в языке права.

19. Порядок слов в предложении.

20. Однородные члены предложения, параллельные синтаксические конструкции. Их роль в юридических текстах.

21. Функциональные стили русского языка. Стилевые нормы. Тексты права с точки зрения их функционально-стилевой принадлежности.

22. Особенности официально-делового стиля.

23. Особенности научного стиля.

24. Особенности публицистического стиля.

25. Этико-речевые нормы. Речевой этикет.

26. Невербальные средства общения.

27. Основные положения Федерального закона РФ № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

 

 

РИТОРИКА

 

Требования к зачёту по курсу

«РИТОРИКА»

1. Зачёт автоматом получают студенты, набравшие 51 - 69 баллов и выступившие с убеждающей речью.

2. Студентам, которые набрали 40  и более баллов, необходимо подготовить выступление с убеждающей речью.

3. Если сумма баллов меньше 40, студентам необходимо подготовить:

            а) теоретический вопрос,

            б) выступление с убеждающей речью.

 

 

 

            Темы для выступлений с убеждающей речью

 

1. Нужно ли юристу изучать риторику?

2. Посещаем лекции и семинары. Зачем и почему?

3. Зависит ли будущее от учёбы?

4. Необходимо ли высшее образование в XXI веке?

5. Должны ли студенты работать?

6. Нужна ли в вузе рейтинговая система?

7. Должно ли образование быть платным?

8. Стоит ли учиться за границей?

9. Планировать жизнь или пустить всё на самотёк?

10. Надо ли нам учиться у Запада?

11. Изменил ли Интернет мир?

12. Заменит ли виртуальное общение реальное?

13. Мобильный телефон: игрушка для взрослых или …?

14. Хорошо ли жить в большом городе?

15. Могут ли все быть счастливыми?

16. Могут ли все быть богатыми?

17. Не в деньгах счастье. А в чём?

18. Деньги не пахнут. Так ли это?

19. Защитит ли личное оружие?

20. Нужна ли России смертная казнь?

21. Способна ли тюрьма исправить?

22. Когда лучше обзаводиться семьёй?

23. Семья или карьера?

24. В чём сила женщин и слабость мужчин?

25. Нужно ли бороться с курением?

26. Нужно ли бороться с курением в общественных местах?

27. Мы едим, чтобы жить, или живём, чтобы есть?

28. Каждый должен беречь здоровье?

29. Нужно ли заниматься спортом?

30. Диеты, диеты, диеты... Стоит ли?

31. Важно ли в жизни умение одеваться?

32. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

33. Современное телевидение: добро или зло?

34. Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?

35. Можно ли научиться говорить, выступать, владеть речью? Как?

36. Возможно ли в бизнесе «честное слово» и «чистое дело»?

37. Можно ли преодолеть конфликт поколений?

38. Что вы считаете лучшим изобретением человечества?

39. Надо ли стремиться к славе и богатству?

40. Выгодно ли быть хорошим человеком?

41. Зачем нужно знать историю?

42. Можно ли прожить без обмана?

43. Какой день в истории вы хотели бы прожить?

44. Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?

45. Мир управляется Словом. Теле-монстрословом?

46. Возрождается ли Россия? Куда мчится птица-тройка?

47. Почему плохим языком не построить хорошую жизнь?

48. Грамотность в сети: за или против?

49. В чём польза для общества от риторической грамотности граждан?

50. Секрет успеха лектора. В чём он?

 

!!! Время выступления — не более 5 минут.

 

 

СХЕМА ОЦЕНКИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ

I

Оценка содержания и композиции

 

1. Общее впечатление от выступления

· Понравилось ли выступление?

· Соответствует ли содержание заявленной теме?

· Интересно ли изложена тема?

2. Вступление

· Удачно ли? Интересно?

· Использованы ли приёмы привлечения внимания?

· Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

· Продуман ли план?

· Весь ли материал относится к теме?

· Конкретно ли содержание?

· Учтён ли фактор адресата?

· Сформулирован ли тезис?

· Убедительны ли аргументы? Достаточно ли их?

· Достаточно ли примеров? Целесообразны ли они?

· Достигнута ли цель?

 4. Заключение

· Ясно ли оно? Отчётливо ли прозвучало?

· Есть ли обобщение сказанного?

· Убедителен ли вывод?

· Соблюдён ли «закон края»?

· Уложился ли оратор в регламент?

II

Оценка культуры речи оратора

 

1. Соответствует ли речь нормам современного русского языка ( нормам ударения, произношения, грамматики, лексики)?

2. Какие ошибки допущены?

3. Можно ли речь охарактеризовать как ясную, точную, краткую, богатую?

4. Встречаются ли слова-паразиты?

III

Оценка ораторской манеры

1. Манера держаться

· Уверенно ли держится?

· Естественна ли поза?

 

               2. Контакт с аудиторией

· Установлен ли контакт?

· Смотрит ли на слушателей?

· Обращается ли ко всем?

· Реагирует ли на поведение аудитории?

 

3. Жесты и мимика

· Уместны ли жесты? Естественны? Умеренны? Разнообразны?

· Есть ли что-то особенное в мимике и жестикуляции?

 

4.Фактор голоса

· Адекватна ли громкость?

· Удачен ли темп речи?

· Чёткая ли дикция?

· Делает ли логическое ударение, паузы?

 

5. Пожелание оратору

· Что нужно улучшить (манеру держаться, не отклоняться от темы, говорить медленнее и т. д.)?

           

 

РИТОРИКА

 

Вопросы к зачёту:

 

1. Особенности современной риторической ситуации.

2. Исторические изменения предмета риторики.

3. Общая риторика: становление и основные этапы развития.

4. Русский риторический идеал.

5. Законы современной общей риторики.

6. Риторический канон и современное красноречие.

7. Изобретение содержания речи (инвенция) как раздел классической и современной риторики.

8. Понятие о топосах, их роль в изобретении речи. Топика и аргументы.

9. Расположение (диспозиция) как раздел классической и современной риторики.

10 Основы мастерства публичного выступления.

11. Риторические аргументы в речах судебных ораторов.

12. Взаимодействие оратора с аудиторией. Ораторские типы. Классификация аудитории. «Усилители» внимания.

13. Информирующая речь: её особенности и принципы ведения.

14. Аргументирующая (убеждающая) речь: её особенности и принципы ведения.

15. Эпидейктическая речь: её особенности и принципы ведения.

16. Невербальные средства оратора.

17. Процесс слушания в ситуации монолога и диалога.

18. Сходство и различие основных форм речи.

19. Особенности и условия диалогического общения.

20. Правила постановки вопросов и выражения ответов.

21. Аргументы, характерные для риторики спора.

22. Доказательство: структура, требования, ошибки.

23. Конструктивная стратегия спора.

24. Выражение как раздел риторики о словесном оформлении речи. Речевое воздействие. Качества воздействующей речи.

25. Выбор языковой единицы как субъективно-оценочный акт.

26. Воздействующий потенциал языковых единиц разных уровней.

27. Риторические фигуры и тропы, их роль в публичной речи.

28. Судебное красноречие как род ораторского искусства. Виды судебных речей. Функционально-стилевая принадлежность судебной речи. Требования к языку судебных речей.

29. Композиция судебной речи. Языковые средства создания логичности судебной речи.

30. Психолого-риторические аспекты убеждения. Приемы речевого воздействия в судебной речи.