Глава 6. СПОРТ. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. Общая характеристика спорта

 

Спорт как специфическая деятельность людей известен с давних времен. Достаточно упомянуть, что история олимпийских игр насчитывает несколько веков (776 до н. э., первое упоминание об олимпийских играх). Тем неожиданнее для Вас будет узнать, что сам по себе термин «спорт» пришел к нам из Великобритании относительно недавно, где он первоначально использовался только в связи с соревнованиями по скачкам. Наиболее часто специалисты используют следующее определение: «Спорт- включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом» (Л.П. Матвеев,1977).

В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления : базовый ( массовый) спорт и спорт высших достижений. Кратко охарактеризуем их.

       Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики.

     Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов ( мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25лет).

  Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная оценка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта по плаванию способен выполнить один человек из 34 000 обученных.

     Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем   основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта,  служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди  них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные  достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида  спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

 В определении понятии спорт мы использовали термин «соревновательная деятельность». Для его объяснения нам придется оговорить еще несколько понятий.

Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата ( успеха). Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал. Поэтому соревновательная деятельность  в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.

Общая цель спортивной тренировки- развитие духовных и физических способностей спортсменов.

       Специфическая цель - достижение высоких спортивных результатов.

       Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

 Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др.

    В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта: Матвеев Л.П.,1977; Келлер В.С.,1986; и др. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

1 - циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

2 - скоростно-силовые ( прыжки, метания, тяжелая атлетика);  

3 - координационно-сложные виды спорта ( гимнастика спортивная  и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

4 - единоборства ( борьба, бокс и т.д.)

5 - спортивные игры ( футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло  и т.д.);

6 - многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.).

 

2. Организационные особенности студенческого спорта

 

Возрастные зоны демонстрации высших спортивных достижений в различных видах спорта по Платонову В.Н.

                                                                                                  Таблица 6.1

 

                 Возраст (лет)

Вид спорта, дисциплина

Первые большие успехи

Оптимальные возможности

Поддержание высоких рез.

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Плавание:

 

 

 

 

 

 

100,200,400 м

17-18

14-16

19-22

17-20

22-25

21-23

800, 1500 м

15-17

13-15

18-20

16-18

20-23

19-20

Бег:

 

 

 

 

 

 

100 - 400 м

19-22

17-20

22-26

20-24

27-28

25-26

800, 1500 м

23-24

20-23

25-27

22-26

28-30

27-28

5000, 1000 м

24-26

-

26-30

-

31-35

-

Прыжки:

 

 

 

 

 

 

в высоту

20-21

17-18

22-24

19-22

25-26

23-24

в длину

21-22

17-19

23-25

20-22

26-27

24-25

тройной

22-23

-

24-27

-

28-29

-

с шестом

23-24

-

25-28

-

29-30

-

Метания:

 

 

 

 

 

 

ядро

22-23

18-20

24-25

21-23

26-27

24-25

диск

23-24

18-21

25-26

22-24

27-28

25-26

копье

24-25

20-22

26-27

23-24

28-29

25-26

молот

24-25

-

26-30

-

31-32

-

Л/а десятиборье

23-24

-

25-26

-

27-28

-

Гребля:

 

 

 

 

 

 

байдарка

18-20

16-18

21-24

19-23

25-28

24-26

каноэ

18-21

-

23-26

-

26-27

-

Велоспорт:

 

 

 

 

 

 

трек

17-20

16-19

21-24

20-23

25-29

24-27

шоссе

17-19

-

20-24

-

25-28

-

 

 

 

 

Из табл. 1 видно, что студенческий возраст (18-23) является наиболее оптимальным для достижений в большинстве видов спорта. Система спортивных соревнований для студентов строится по принципу пирамиды:

 1-й уровень - основу составляют соревнования между учебными группами, курсами, факультетами по наиболее популярным видам спорта, кульминацией  этапа является проведение первенства высшего учебного заведения по виду спорта и формирование сборной команды университета. К этому уровню относятся и соревнования на первенство общежития, первенства, проводимые в летних оздоровительных лагерях и т.д. Руководит этой работой кафедра физического воспитания , или спортивный клуб, опираясь на помощь общественных инструкторов или штатных преподавателей кафедры.

2-й уровень - (середина пирамиды) составляют соревнования, проводимые между вузами в рамках например МСИ (Московских студенческих игр). Сейчас в России более 800 вузов ( 105 государственных находятся в Москве и Московской области). Вузы на этих соревнованиях представлены сборными командами, как правило командой руководит дипломированный специалист.

В нашем вузе 15 сборных команд. Которые выступают по 24-30 видам спорта. Среди московских вузов университет занимает 2-3 общекомандное место по 2-й группе. Во вторую группу вошли вузы с численностью студентов от 4 до 6 тысяч человек. В общем зачете РГУ нефти и газа занимает  9-е место вслед за такими вузами как: (РГАФК, МГУ, МГУПС, МГТУ, МЭИ, МАИ, МГСУ, МГПУ).

 Ходом спортивной борьбы на этом этапе непосредственно руководят федерации по видам спорта, которые действуют под руководством Московского «Буревестника».

В своей работе он взаимодействует с РССС (Российским студенческим спортивным союзом), МФО (Московским физкультурным обществом) и другим общественными организациями.

Команды, занявшие 1-3 место в ходе региональных соревнованиях (МСИ) имеют право принять участие в Российском чемпионате по виду спорта. Например, студенческая сборная команда университета по баскетболу завоевала право участвовать в Чемпионате России по баскетболу среди студентов СБЛ (студенческой баскетбольной лиги) в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годах и по итогам 2000 г. заняла 2-е место в России.

В спортивном клубе и музее университета хранятся почетные грамоты, знамена, призы полученные студентами губкинцами по таким видам спорта как стрельба, шахматы, гимнастика, лыжные гонки, парашютный спорт и др.

Спортивная аэробика, баскетбол, самбо, футбол и хоккей - виды спорта, в которых спортсмены РГУ нефти и газа достигли наибольших успехов в течение последних десятилетий. Университет по праву гордится своими спортивными достижениями, приведем лишь некоторые.

                   В 1995 году студент геологического факультета Гайнуллин Дамир стал чемпионом России по спортивной аэробике. В 1998 году в составе тройки Гайнуллин Дамир, Козырев Василий, Афус Михаил спортсмены стали серебряными призерами Чемпионата России и в составе сборной России участвовали в Чемпионате мира. Женская команда по фитнес-аэробике в 2000 году участвовала в Чемпионате мира и заняла 3-е место (Ногина-Чернышева И., Чернова А., Мельникова Е., Ремзова Е., Гребнева М.). В 2000 году студент механического факультета Буркеня Данил выиграл Чемпионат России по легкой атлетике (прыжки в длину) и участвовал в Олимпийских играх в Сиднее. Студент геологического факультета Баширов Тамерлан победил на Чемпионате мира по всестилевому таэквондо (2000г.). Наш вуз закончил ЗМС по хоккею Владимир Шадрин - прославленный игрок московского «Спартака», шестикратный чемпион мира, чемпион Европы, победитель олимпийских игр. Более 30 лет  в университете преподает доктор технических наук, профессор, ЗМС Браго Евгений Николаевич серебряный призер XIX Олимпийских игр в академической гребле (четверка распашная). 31 год возглавлял кафедру физического воспитания  доцент Рысцов А.П.,  выпускник химико-технологического факультета ЗМС футболист московского «Спартака».  Доцент кафедры физического воспитания, мастер спорта по самбо и дзюдо Осин В.С. подготовил 9 мастеров спорта. Призеров Чемпионата мира и  чемпионов России подготовила доцент Крамина С.В. С1964 года на кафедре работает ЗМС 11- ти кратный чемпион Советского Союза по мотогонкам Косматов Е.С., за  эти годы  подготовивший 5 мастеров  и более 20 КМС. 

Вершиной студенческих  спортивных соревнований является Универсиада. Интересно будет привести некоторые данные по ее зарождению.

В 19 и начале 20 века происходит организационно-методическое оформление студенческого спортивного движения в Англии, Германии,  Франции, России, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии и других странах, которое в 1919 году создает международную конфедерацию  студентов (МКС). На заседании МКС в 1923 году в Брюсселе по инициативе французского спортивного деятеля Жака Птижана было решено проводить Университетские игры (УИ) наподобие Олимпийских игр. Первые Всемирные университетские игры состоялись в 1924 году в Варшаве. Естественно в них приняло участие относительно небольшое количество участников.

   С 1933 года УИ  проводятся регулярно раз в два года. Значительным шагом вперед является создание   1949 году  ФИСУ (Международная федерация университетского спорта), которая вышла из МСС (Международного союза студентов). Слияние этих организаций произошло в 1959 году под эгидой ФИСУ и с тех пор главные студенческие соревнования именуются Универсиадой. В программе универсиады представлено 9 постоянных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, плавание, фехтование, водное поло, теннис, волейбол и баскетбол, которые потом дополнились футболом и другими видами. Первая летняя Универсиада прошла в Турине (1959 год). В 1973 году в Москве прошла 12-я Универсиада, которая по мнению участников считается прекрасно организованной.

Не один десяток лет ученые и педагоги, спортивные врачи ведут дискуссию о том, как  лучше проводить занятия по физическому воспитанию на базе ОФП (общей физической подготовки) или по видам спорта. У сторонников обоих направлений есть много аргументов в пользу того или иного способа организации занятий.

В нашем вузе основу составляют виды спорта. Мы руководствуемся тем, что основу занятий (базу) молодые люди получили в школе, кроме этого большинство студентов выбирают вид спорта с учетом индивидуальных склонностей, что в итоге и побуждает многих из них заниматься дополнительно, реализовываться в новой сфере.

         Совершенствование в одном виде спорта позволяет овладеть молодым людям сложными двигательными навыками, развить психические, физические и психофизилогические  показатели до более высокого уровня по сравнению с теми, кто занимается по программе ОФП.

       При занятиях со студентами организация учебных отделений происходит также по принципу пирамиды, вершину которой составляет сборная команда, а основание студенты групп подготовки по видам спорта.     

      Уместно будет привести  следующие данные, изучение бюджета свободного времени студентов позволило установить, что студенты имеют от 4 до 12 часов свободного времени в неделю, значительную часть которого можно использовать как активный досуг и в частности посвятить  занятиям физическими упражнениями и спортом. Хорошим стимулом для таких занятий могут выступить внутрифакультетские, межгрупповые  соревнования. По данным (Чепика В.Д., 1995) молодые люди, занимающиеся в свободное время физическими упражнениями и спортом, являются более активными в других сферах, больше интересуются и проблемами, не связанными со спортом ( газетными и журнальными публикациями, теле- и радиопередачами, вопросами морали, культуры, искусства, литературы и т.д.).

 

3. Основы занятий видами спорта и системами физических упражнений

 

    Согласно классическому представлению в теории физического воспитания и спортивной тренировки, организация занятий по спортивному принципу предусматривает, что на избранный вид приходится от 50 до 70% учебного времени,  а оставшиеся 30-50% используется на обязательные составляющие разделы (средства ОФП): легкую атлетику, гимнастики, плавание, лыжную подготовку и частично спортивные игры. Изучение каждого раздела программы должно заканчивается выполнением зачетного требования.

Например: раздел плавания- выполнением норматива 50 метров вольным стилем; гимнастики - умением составлять комплекс УГГ, контрольным нормативом ( подтягивание, сгибание рук в упоре лежа).

Как правило, студентам предлагается несколько видов  спорта.

Эти виды спорта обусловлены наличием: спортивной базы, квалифицированных специалистов, популярностью в студенческой среде вида спорта, влиянием вида спорта на будущую профессиональную подготовленность специалистов и другими факторами.

   Изучение основных мотивов, которыми  руководствуются студенты при выборе физических упражнений и видов спорта показывает, что:

·     укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков телосложения;

·      повышение функциональных возможностей организма;

·      психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно важными умениями и навыками;

·      достижение  наивысших спортивных результатов (Ильинич В.И. и др, 1995 г), являются наиболее значимыми для большинства из них.

Занятия различными видами спорта дают больший разносторонний эффект для оздоровления организма, поддержания и развития различных физических, психофизических  и психических качеств, по сравнению с отдельными физическими упражнениями, которые являются составляющими видов спорта, например: легкая атлетика- вид спорта, бег трусцой - физическое упражнение , кроме этого вида спорта предусматривают комплексное воздействие на организм. Так силовая подготовка присутствует при занятиях борьбой, и спортивными играми, легкой атлетикой, гимнастикой, хотя по преимущественному воздействию борьба развивает скоростно-силовые качества; спортивные игры -внимание, быстроту; легкая атлетика - быстроту, выносливость; гимнастика - относительную силу и координацию движений, гибкость; лыжный спорт - выносливость, вестибулярную устойчивость и т.д.

Некоторые специалисты-психологи утверждают, что люди выбирают вид спорта на основании особенностей своей психики. Так, люди более склонные к индивидуальному стилю деятельности, выбирают плавание, лыжи, фехтование, гимнастику, другие, склонные к групповому - футбол, баскетбол и т.п. Вместе с этим следует помнить, что правильно подобранный вид спорта может способствовать развитию ряда психических качеств и психофизиологических функций, необходимых в профессиональной деятельности человека. Приведу слова известного специалиста по культуризму Джо Вейдера «...качая железо мы развиваем не только мускулы, а совершенствуем прежде всего свою психику, приобретая почти метафизическую силу...».

В период развития организма 8-20 лет целесообразно заниматься видами спорта, в более позднем - физическими упражнениями. Хотя известны случаи, когда спортсмены остаются преданными своим видам спорта на протяжении всей жизни. Так зав. кафедрой сварки, профессор Стеклов О.И. является неоднократным чемпионом мира в лыжных гонках в своем возрасте. Занятия спортом дают глубокую разнообразную базу, так необходимую в работе и жизни специалиста.

Приведем составленную Нестеровым А.А. с соавторами, 1985г. характеристику некоторых спортивных игр и их воздействия на занимающихся:

Гандбол: игра в гандбол является эффективным средством развития и совершенствования таких физических качеств как ловкость, быстрота, выносливость, сила мышц, туловища, рук. Необходимость преодолевать сопротивление противника; принимать тактически правильное решение в постоянно меняющейся игровой обстановке формирует и совершенствует у игроков решительность, смелость, инициативу, находчивость, коллективизм, распределение и переключение внимания, пространственную ориентировку.

Теннис настольный: Эта игра доступна людям всех возрастов. Для людей старшего возраста н/теннис служит в основном средством активного отдыха. Игра воспитывает быстроту реакции и точность действий, точную двигательную координацию, устойчивость и распределение внимания.

Футбол: Развивает у занимающихся общую и скоростную выносливость, быстроту, ловкость, координацию движений, силу ног и туловища. В процессе тренировок и соревнований у занимающихся улучшается быстрота двигательной  реакции, совершенствуется деятельность органов чувств и вестибулярного аппарата, воспитываются такие качества, как смелость, решительность, находчивость, инициатива, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма  и др.

 Закончить этот раздел я хочу словами Гиппократа: « Гимнастика, физические упражнения, ходьба, должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

 

4. Структура  спортивной подготовки

 

Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

      В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

   Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая , тактическая, психическая и интегративная подготовки. Некоторые сведения по этим вопросам уже были представлены в главе 5.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

        Цель ОФП - достижение высокой работоспособности студентов. Ее средствами являются  разнообразные физические упражнения ( ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

       СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%( для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Техническая подготовленность ( или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен  и как умеет он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).

      В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной  борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение  базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).

      Тактическая подготовка.  Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, -пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

   Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.

    Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле - стратегия команды в 1985-1988  годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.

    Тактика - это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

      Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе  занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей  каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества табл. 2.

 

   Структура волевых качеств спортсменов различной специализации:

                                                            Таблица 6.2

Бегуны-стайеры                               Прыгуны на лыжах с трамплина

 

 Смелость

 

Целеустремленность

Инициативность

 

Инициативность

Выдержка

 

Настойчивость

Настойчивость

Упорство

 

Выдержка

Самообладание

 

Смелость

Решительность

Самостоятельность

 

Упорство

Решительность

 

Самостоятельность

 

Гимнасты                                                      Футболисты

 

Целеустремленность

 

Целеустремленность

Инициативность

 

Выдержка

Настойчивость

 

Смелость

Смелость

 

Настойчивость

Выдержка

Самообладание

 

Инициативность

Самостоятельность

Решительность

 

Упорство

Упорство

 

Решительность

Самостоятельность

 

Самообладание

 

 

  Согласно исследованиям Т.Т. Джамгарова (1964), занятия борьбой и мотоспортом способствуют проявлению в процессе занятий таких качеств как смелость и решительность. В литературе для военных институтов физкультуры отмечается связь физических и психических качеств занимающихся:  ранний подъем, использования длительного бега и марш-бросков эффективно формируют  не только выносливость , но и волю занимающихся.

 Интегративная подготовка - направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.

   В качестве основного средства интегративной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.

 

5. Планирование спортивной подготовки

 

    В вузах при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты занятий. Документы предусматривают принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система подготовки спортсменов высокой квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет.

 

 Возрастные границы этапов многолетней подготовки спортсменов.

                                                                                 Таблица 6.3

          Вид спорта

Этап начальной подготовки

 

мужчины

женщины

Бег на средние дистанции

10-12

10-12

Бег на длинные дистанции

11-13

-

Лыжные гонки

11-13

11-13

Велосипедный спорт (гонки

преследования на треке)

11-13

-

Велосипедный спорт (шоссе)

11-13

-

Гребля на байдарках

10-12

10-13

Гребля на каноэ

10-12

-

Плавание (100 и 200 м)

8-10

8-10

Плавание (400, 800, 1500 м)

8-10

8-10

Гимнастика

5-6

5-6

Акробатика

5-6

5-6

 Теннис

5-7

5-7

Баскетбол

7-10

7-9

Фигурное катание

5-7

5-7

 Тяжелая атлетика

12-13

12-14

Борьба

12-14

 

 

 

  В нашей стране система занятий в детско-юношеских спортивных школах ДЮСШ предусматривает три этапа подготовки:

·     этап начальной подготовки;

·     этап учебно-тренировочный;

·     этап спортивного совершенствования.

      Каждому этапу соответствует определенные составляющие: здоровье занимающихся, способности к виду спорта, объем и интенсивность нагрузки и т.д. На всех этапах действует спортивный отбор, суть которого заключается в выявлении наиболее одаренных спортсменов. При планировании подготовки спортсменов в вузах эти параметры спортивной подготовки претерпевают определенные изменения, которые необходимо учитывать.

       Спортивная тренировка - многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировок создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки.

Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов.

Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени - циклов. Различают большие ( многолетние, годичные), средние ( сезонные, месячные, соревновательные) и малые ( недельные) циклы.

       Годичный тренировочный цикл в ряде видов спорта состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Такая периодизация основывается на закономерностях развития «спортивной формы» и календарных сроках основных соревнований. При это важно, чтобы главные соревнования попадали в границы соревновательного периода, а контрольные, учебно-тренировочные и другие второстепенные состязания планировались на подготовительный период. Количество соревнований должно быть таким, чтобы создавались условия для совершенствования физических и морально-волевых качеств спортсменов. Интервалы между соревнованиями должны  обеспечивать восстановление и дальнейшее увеличение работоспособности.

   При планировании процесса спортивной тренировки необходимо учитывать  итоги прошедшего тренировочного периода, результаты врачебного обследования спортсмена, выявившиеся слабые и сильные стороны его подготовленности, недостающие физические качества, а также другие моменты, на которых следует концентрировать внимание в плане  предстоящих занятий.

         Спортсмены университета по таким видам спорта как баскетбол, волейбол, легкая атлетика, плавание используют 2-х цикловое планирование в годичном тренировочном цикле.

      Представители лыжных гонок, футбола - одноцикловое планирование.

В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для приобретения «спортивной формы», расширяются функциональные возможности организма спортсмена. В этом периоде до 60-70% времени отводится ОФП. К концу периода возрастает удельный вес специальных упражнений, подготовке к соревнованиям.

 

 

6. Контроль в процессе подготовки спортсменов

 

        Для достижения запланированных результатов преподаватели используют  контрольные упражнения. Контроль является одним из необходимых элементом системы управления, поэтому в программе по физическому воспитанию в каждом семестре предусматривается не менее 10 часов на контрольный раздел.  Что же представляет собой этот раздел при занятиях спортом. Напомню, что годовой цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный период. Все периоды имеют свои задачи, думаю, что формулировать их повторно не имеет смысла, поэтому в подготовительном периоде используются тесты, которые позволяют установить общее состояние организма занимающегося (даже мастера спорта выполняю хорошо известные упражнения бег 100 и 3000 метров, подтягивание, сгибание рук в упоре лежа и другие более специфические). Для легкоатлетов прыгунов это может быть тройной прыжок с места, а для лыжников десятерной прыжок, для пловцов 12-ти минутный плавательный тест, а для гребцов жим штанги весом 60% от максимума за одну минуту.

        В соревновательном периоде используются специфические тесты близкие по своей структуре к соревновательной деятельности. Например борцы выполняют броски куклы при заданном лимите времени, баскетболисты выполняют серийные броски с заданных точек в комфортных условиях, а затем в конце напряженного занятия и т.д. Частично эти тесты используются и при Вашей подготовке в конце семестра.

В переходный период применяются тесты, которые позволяют определить насколько исчерпаны ресурсы организма. В студенческом спорте это может быть ортостатическая проба и другие.

Все, что сейчас было сказано относится к этапному контролю, кроме этого в спортивной практике может использоваться текущий контроль (проводится по плану после завершения одного или нескольких мезоциклов) и оперативный контроль (его задача - установить состояние спортсмена в данный момент времени, например перед занятием с «ударной» нагрузкой уместно провести функциональное тестирование для выявления спортсменов не успевших восстановиться к его началу.

 

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Определение понятия спорт. Его принципиальное  отличие от других  видов занятий физическими упражнениями.

2. Массовый спорт  и спорт высших достижений их взаимовлияние.

3. Студенческий спорт, его организационные особенности. Основные мотивы выбора вида спорта студентами. Основы занятий избранным видом спорта (на примере).

4. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений.

5. Планирование подготовки спортсменов. Текущее и оперативное планирование.

6. Техническая, тактическая. Физическая и психологическая подготовка.

7. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

8. Зачетные требования и нормативы при контроле подготовленности спортсменов.