ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА

 

Кафедра проблем развития современного общества

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ: «ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

Методические рекомендации по подготовке и сдаче

(для студентов всех специальностей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007 г.

         

Матвеева О.В. Письменный экзамен по курсу: «Особенности избирательных систем и технологий» Методические рекомендации по подготовке и сдаче (для студентов всех специальностей). – М.: РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина, 2007. – с.

 

 

Методические рекомендации включают тексты нормативных документов Учебно-методического управления, кафедры проблем развития современного общества регламентирующих порядок сдачи и критерии оценки результатов письменного экзамена в РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина, задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, позволяющие приобрести и закрепить навыки подготовки и сдачи письменного экзамена по гуманитарной учебной дисциплине.

     Пособие может быть использовано студентами для самостоятельной подготовки к сдаче письменного экзамена по курсу: «Особенности избирательных систем и технологий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.Как готовиться к письменному экзамену……………………..1

2.Как сдавать экзамен…………………………………………….6

3.Упражнения……………………………………………………..10

4.Нормативные документы, регламентирующие порядок сдачи письменного экзамена и критерии оценки его результатов…………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Как готовиться к письменному экзамену.

 

Подготовка на «дальних подступах»

      Начать организационную подготовку к сдаче письменного экзамена по элективному политологическому курсу: «Особенности избирательных систем и технологий» необходимо сразу после его выбора и записи в соответствующий поток.

     При выборе курса можно учесть  следующие рекомендации:

1.Внимательно знакомьтесь с программами всех курсов, предложенных вашему факультету. Читайте не только их наименования, но и вникайте в проблематику.

2.Выбирая курс, примите к сведению мнение старшекурсников, но не считайте его «истиной в последней инстанции», поскольку оно субъективно. Студентов, стремящихся получить знания и навыки по данной проблематике, особенности  личности преподавателя, должны интересовать  «постольку поскольку», они вторичны. Не собирайте сплетни и слухи.

3.Ваш выбор должен быть сугубо индивидуальным, даже если вы по натуре коллективист. Избегайте записи на курс «за компанию», «вместе с лучшими друзьями по группе».

4.Запись осуществляйте самостоятельно, «собственноручно», не доверяя эту процедуру никому.

5.Знайте, если в установленное время вы не выберите курс, то за вас это сделает кафедра проблем развития современного общества, внеся в списки без вашего согласия. Нормативные документы это разрешают.  

6.Поменять курс, перейти в другой поток весьма затруднительно, практически невозможно.

7. Категорически не рекомендуется, числясь в одном потоке, посещать занятия с другим, надеясь, что к экзамену всё «решится само собой, утрясётся». Перед каждой контрольной неделей списки сверяются, преподаватели, допустившие присутствие «зайцев» на своих занятиях наказываются в дисциплинарном порядке. 

     Как только курс выбран, и этот курс: «Особенности избирательных систем и технологий», необходимо зайти на сайт кафедры (www.gubkin.ru  - гуманитарный факультет – кафедра проблем развития современного общества), ознакомиться со следующими материалами и копировать их:

1.Матвеева О.В. «Особенности избирательных систем и технологий» учебное пособие для студентов всех специальностей. М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина,2000 (или более позднее издание);

2.Матвеева О.В. «Особенности избирательных систем и технологий» сборник практических заданий для студентов всех специальностей М.: РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина,2001 (или более позднее издание);

3.Перечень вопросов к экзамену по данному курсу.

4.Список дополнительной литературы по курсу: «Особенности избирательных систем и технологий».

5.Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов на кафедре проблем развития современного общества.

Начались аудиторные занятия. Что делать?

В зависимости от того, как часто Вы посещаете лекции и практические занятия, возможны несколько вариантов подготовки:

                             Вариант первый, для тех, кто  посещает все занятия, в аудитории  работает, а не «обозначает своё присутствие».

1.Сразу возьмите в библиотеке, или приобретите любой учебник, учебное пособие по курсу: «Политология». Учебников много. На чём остановить свой выбор? Проще дать совет в отношении тех пособий, которыми пользоваться не рекомендую:

·        Учебниками и учебными пособиями для студентов гуманитарных факультетов Университетов;

·        Учебниками  и учебными пособиями для средних школ;

·        пособиями из серии «Вся политология за 15 минут», «Шпаргалки по политологии». Эти издания переполнены, как правило, фактическими ошибками и опечатками, заметить которые может лишь специалист;

·        Авторскими курсами лекций по политологии, изданными в начале 90-х годов прошлого века.

     Выбирая учебник, загляните в него. Прочитайте несколько (два, три) абзаца в начале, середине и последней главе. Если встретите слишком много (5 - 15 слов), смысл которых можете понять лишь с помощью различных словарей, отложите в сторону этот учебник – он не для Вас.

2.Всегда конспектируйте лекции. Общие рекомендации по их конспектированию:

     а) непременно пишите дату, тему лекции, краткий план;

     б) чётко структурируйте текст конспекта – поля (сверху, снизу, справа, слева), нумерация страниц, красная строка, определения выделяйте подчёркиванием, лучше – иным цветом (но не красным и не зелёным). Если основной текст пишется любыми оттенками синего, то понятия, основания для классификации, типы, классы выделяйте чёрным цветом. Используйте таблицы, схемы.

     в) для конспектов лучше всего подходят отдельные листы формата А4 . Вам необходимо к ним привыкать в течение семестра, так как на письменном экзамене работа пишется именно на таких листах.

     г) не старайтесь записать всё дословно, вы не стенографисты. Учитесь в процессе конспектирования лекций, отделять главное от второстепенного.

     д) конспекты сугубо индивидуальны. Это как исполнение музыкального произведения. Автор музыки один, нот семь, а виртуозность различна. Звучание Венского филармонического оркестра и музыкантов любителей перепутать сложно. Однако если продолжить сравнение, то следует знать: и та и другая игра может тронуть слушателя. Так и конспекты лекций: они могут быть полными и отвечающими всем требованиям, предъявляемым к таким работам; а могут быть весьма посредственными, но любой преподаватель оценит старание, если убедится что это ваша работа, в не бездумное списывание.

3.Конспектируйте главы и параграфы своих учебников и пособий. Не просто работайте карандашом, а делайте полноценные конспекты, по той проблематике, которая предназначена для самостоятельного изучения и содержится в перечне экзаменационных вопросов. Общие рекомендации по конспектированию печатного текста:

     а) работа над этими конспектами может быть неспешной, более вдумчивой, чем конспектирование речи преподавателя;

     б)  необходимо помнить: «что письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает чёткой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения. Зачастую каждая подтема текста имеет собственный подзаголовок. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста,» (Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – Гардарики,  2000.)

     в) в тишине, без фоновой музыки несколько раз прочитайте отрывок, обращая внимание на заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения. Напишите сначала краткий план отрывка (параграфа, темы), потом трансформируйте его в развёрнутый. Именно развёрнутые планы ответов вы будете излагать на письменном экзамене.

4. Ваш семестровый рейтинг зависит от успешного выполнения учебного плана и программы. Баллы начисляются по итогам контрольных недель за выполнение практических заданий. Качественные работы - залог максимального семестрового рейтинга.

5.Случилось «страшное». Вы посещали все занятия, добросовестно готовились к рубежному контролю, но оценки, гарантирующей набор минимального семестрового рейтинга, не набрали. Отчаиваться не следует. До выставления итогового семестрового рейтинга (последняя декада декабря) в часы консультаций Вы можете выполнить дополнительное задание. Оно может быть, например, таким: Вам  предложат агитационный материал, использовавшийся в ходе той или иной избирательной кампании (например, листовка, буклет, плакат и т.п.) и зададут вопрос: «Что это за материал? В каких мероприятиях избирательной кампании используется или может быть использован? Отметьте достоинства и недостатки, аргументируйте свои выводы». На эту письменную работу будет отведено 60 минут.

       Вариант второй, для тех, кто не посещает аудиторные занятия, или посещает их эпизодически, то есть, для самостоятельно изучающих курс.

1.В Уставе РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина нет положения об обязательном присутствии на лекциях и семинарах. Но вы обязаны выполнять учебный план и программу, следовательно, набирать баллы в течение семестра равномерно, не в последнюю неделю перед сессией.

2.Решение вопроса о допуске студента на экзамен при нулевом семестровой рейтинге, или рейтинге, не дотягивающем до минимума,  ректорат возложил на кафедры. Не надейтесь на снисхождение. Вам будет предложено повторное слушание курса, если деканат не представит кафедре медицинские или иные документы, подтверждающее наличие объективных обстоятельств, помешавших вам набрать минимальный семестровый рейтинг.

3.Чтобы не попасть в такую ситуацию, как минимум два раза в семестр (за неделю до официальных сроков проведения контрольных недель), необходимо явиться в аудиторию и вместе со всеми написать итоговую работу. При этом необходимо помнить, что ваш вариант будет сложнее.

4.Необходимо твёрдо знать, что по курсу «Особенности избирательных систем и технологий» вам придётся конспектировать работы философов и политологов, то, что называется первоисточниками. Например, произведение М.Дюверже «Политические партии»./ Пер. с франц. Изд. 3-е. М.: Академический Проект; Королёв, Парадигма. – 2005. – 544 с.- (Серия «Концепции»). Список первоисточников обновляется каждый учебный год, воспользоваться плодами труда предшественников не удастся.

    

Подготовка на «ближних подступах»

Для тех, кто регулярно посещает занятия, выполняет учебный план и программу.

              За 35-30 дней до начала сессии рекомендую следующее:

1.Возьмите перечень экзаменационных вопросов, учебники и учебные пособия по курсу «Политология», конспекты лекций, дополнительную литературу.

2.Ещё раз внимательно прочитайте вопросы. Необходимо понять следующее:

·        Вопросы можно разбить на два смысловых блока: а) обще политологический, присутствующий и в других элективных курсах (например: «Сущность, структура и основные функции политической системы. Типология политических систем».); б) специфический (например, «Агитационно-рекламное направление в избирательной кампании: решаемые задачи и особенности»);

·        В учебниках по курсу «Политология» сделайте закладки по темам первого блока (а); в конспектах лекций, дополнительной литературе по второму (б). Таким образом, вы поймёте, по каким вопросам материал не найден, или его недостаточно.

·        Необходимо знать, что вопросы различны. Есть вопросы, в формулировке которых уже содержится краткий план ответа. Например, «Политическая власть: понятие, происхождение, структура». В билетах будут вопросы, в формулировке которых отсутствует краткий план ответа. Например, «Ресурсы избирательной кампании», «Основные теории происхождения государства». Именно им необходимо уделить пристальное внимание. Продумайте, напишите краткие планы ответов на эти вопросы. При необходимости обсудите их с преподавателем.

·        По объёму ответа вопросы различны. Есть большие. Например, «Государство – главный политический институт». Есть маленькие. Например, «Основные типы голосования».

·        Билеты сбалансированы по объему ответов. Выглядит это так: если первый вопрос билета велик по объёму ответа, то второй – мал. Вам не достанется билет, в котором оба вопроса по объёму ответа огромны или невелики.

·        Твёрдо уясните, о чём вас спрашивают. Как правило, в формулировке вопроса содержится одно понятие, одна категория. Например, «государство», «политическая партия», «избирательная система», «мероприятия избирательной кампании», «ресурсы» и т.п.

3.Закладки сделаны, материал найден, краткие планы ответов по всем экзаменационным вопросам написаны на маленьких картонных карточках, удобных для просмотра в любых условиях.

4.Приступайте к написанию развёрнутых планов ответа. Учтите следующее:

·        Необходимо дать краткое, легко запоминающееся определение понятия, содержащегося в экзаменационном вопросе.

·        Если необходимо классифицировать что-либо, обязательно чётко обозначьте основание для классификации, несколько оснований – несколько классификаций – высокая оценка.

·        Простое перечисление, допустим, структурных элементов, функций, признаков достаточно для получения лишь минимальной оценки. Для улучшения результата в двух, трёх предложениях раскройте кратко содержание вышеперечисленного.

·        Одна тема, например, «Государство – главный политический институт» даёт ответы на несколько экзаменационных вопросов.

·        Развёрнутые планы ответов рекомендую писать на листах плотного ватмана или картона формата А5. Легче учить и повторять материал в любом месте: городском транспорте, в столовой, на природе.

5.Развернутые планы ответов написаны. Советы по запоминанию материала:

·        Не бойтесь объёма. Он не так велик, как кажется.

·        Сначала выучите весь материал на «три с минусом», потом на «три», на «четыре», если хватит сил и времени -  на «пять».

·        Обязательно три, четыре раза в неделю 60 минут воспроизводите письменно, по памяти, выученные, как вам кажется, развёрнутые планы ответов на листах формата А4. Не отчаивайтесь, если первые результаты вас расстроят. Упорно продолжайте эту работу и через две, три недели наступят перемены к лучшему.

·        Как только появляются мысли: «Учу, учу, а ничего не знаю» это означает, что вы знаете очень много и практически готовы к сдаче экзамена.

·        Необходимо так называемое «отстранение от материала». Как минимум за сутки до экзамена больше спите, гуляйте на свежем воздухе, общайтесь с родными и близкими, но ни в коем случае не берите в руки учебники, конспекты, развёрнутые планы ответов, то есть всё то, что имеет отношение к курсу «Особенности избирательных систем и технологий».

Для тех, кто не посещает аудиторные занятия, или посещает их эпизодически, то есть для тех, кто самостоятельно изучает курс.

Рекомендации ничем не отличаются от рекомендаций для студентов регулярно посещающих занятия. Отличие только во времени. Вышеописанную работу по подготовке к экзамену нужно начать за 140- 130 дней до начала сессии. Необходимо также весь семестр кропотливо работать с первоисточниками.

 

2. Как сдавать экзамен.

     В течение семестра вы упорно трудились, набрали  баллы, в той или иной степени готовы к экзамену. На что необходимо обратить внимание?

1.Итоговая оценка по курсу «Особенности избирательных систем и технологий» складывается из семестрового балла, баллов, полученных на экзамене, и переводится в привычную пятибалльную систему.

2.Экзамен может проводить не преподаватель, читавший вам курс, а тот, кого вы увидите в первый и последний раз – другой преподаватель, зав. кабинетом. Цель его присутствия в аудитории:

- обеспечить тишину и порядок;

- обеспечить объективность оценки полученных знаний, то есть полностью исключить возможность списывания.

3.Проверять ваши работы и выставлять экзаменационную и итоговую оценку будет преподаватель, читавший курс в течение семестра.

4.Объявлять результаты, проставлять оценки в зачётные книжки и экзаменационные ведомости будет он же.

5.Переэкзаменовку проводит преподаватель, читавший курс.

 

«Предупреждён, значит вооружён» - порядок сдачи письменного экзамена по курсу «Особенности избирательных систем и технологий». Алгоритм действий.

1.Сбор всех студентов потока, изучавших данный курс за 15 минут до начала экзамена перед аудиторией. При себе обязательно иметь:

·        Зачётную книжку;

·        Две ручки (основную и запасную) привычного для вас цвета (синего, например), одну ручку иного (например, черного);

·        Носовой платок;

·        В случае утраты зачётной книжки и её восстановления, заранее в деканате необходимо взять направление с пометкой зам. декана: «В порядке исключения прошу принять экзамен без зачетной книжки, дубликат оформляется». Направление должно быть действительным.

В аудиторию категорически запрещено проносить:

·        шпаргалки; изготовленные кустарным способом;

·        шпаргалки, изготовленные типографским способом;

·        учебники, учебные пособия, конспекты лекций и первоисточников;

·        включённые электронные средства связи.

Ваши действия перед началом экзамена:

1.Желательно выстроиться в очередь по одному, в соответствии с тем порядком, в котором производилась в течение семестра проверка вашего присутствия в аудитории, не перегораживая коридор, вдоль стены.

2.Сотовые телефоны, персональные карманные компьютеры отключить и убрать в сумки.

3.В коридоре достать из сумок зачетную книжку, три ручки. Носовой платок положить в карман, из карманов достать все посторонние предметы и переложить в сумку. Не забудьте посетить туалетную комнату. В течение экзамена из аудитории никого не выпустят.

4.После прибытия преподавателя проводящего экзамен и его предложения зайти в аудиторию, строго по одному, в порядке очереди заходите, приветствуете педагога, закрываете за собой дверь, кладёте свою сумку с вещами на место, указанное преподавателем. Подходите к столу, подаёте свою зачётную книжку, раскрыв её на первой странице. Берёте билет, показываете его преподавателю. Он записывает номер вашего билета. Затем берёте титульный лист и получаете у преподавателя листы формата А4. Следуете на место, указанное вам преподавателем.

5.После этого заходит следующий студент.

6.Когда все взяли билеты и сидят на местах, под диктовку преподавателя заполняете титульный лист и приступаете к письменному ответу на вопросы билета.

7.Преподаватель объявляет время окончания работы. На неё вам отпущено от 60 до 90 минут. Сколько – на последнем занятии объявит тот, кто читал курс.

Необходимо знать следующее:

     Дисциплина и организованность потока, всех и каждого – залог успешного проведения экзамена. Препираться, комментировать действия других студентов, преподавателя, проводящего экзамен, разговаривать во время проведения экзамена запрещено. За эти действия вы удаляетесь с экзамена, с проставлением неудовлетворительной оценки.

     Взяв в руки билет, вы начали сдавать экзамен, даже если через две секунды вернули его со словами: «Я приду в следующий раз». Это означает, что в ведомости вам будет проставлена неудовлетворительная оценка. А «следующий раз», это, как правило,  официальный день переэкзаменовки.

     Выбрать или поменять билет вам не позволят.

     Положительная экзаменационная оценка ставится за ответы на оба вопроса билета!

С чего начать письменный ответ?

1.Несколько раз глубоко вдохните, сосчитайте до десяти, постарайтесь успокоиться.

2.Внимательно, три – пять раз, про себя, медленно прочитайте формулировки обоих вопросов билета.

3.Определите, какой вопрос вашего билета не вызовет больших затруднений при ответе, с него и начинайте! Последовательность в ответе на вопросы билета значения не имеет.

4.Обязательно найдите в билете вопрос, ответ на который по объёму мал. Имейте в виду, что небольшие по объёму ответа вопросы весьма коварны. Вы либо знаете ответ, либо нет.

5.Обязательно определите ключевое понятие, содержащееся в вопросе. Если вы этого не сделали, то можете ответить не на вопрос своего билета. Например, вас спрашивают о партийных системах и их типах, а вы описываете политические системы. Такой ответ экзаменатор вам не засчитает, поскольку сделает вывод о том, что вы не различаете две основополагающие политологические категории.

Как должна выглядеть работа?

1.На первом листе формата А4 в верхнем правом углу напишите свою фамилию, инициалы, № студенческой группы.

2.Из билета выпишите формулировку вопроса, с которого вы начинаете ответ и изложите развёрнутый план ответа. Так же отвечаете на другой вопрос билета.

3.Оставляйте поля на каждой странице: справа примерно 35мм, слева – 30мм, сверху, снизу по 30мм.

4.Чётко структурируйте текст. Обозначайте абзацы, следите за красной строкой.

5.Пишите разборчиво, старайтесь делать буквы крупнее.

6.Обязательно нумеруйте страницы.

7.Если вы считаете, что сделали ошибку, не замарывайте текст, и уж тем более не пользуйтесь «штрихом». Аккуратно зачеркните, чтобы преподаватель смог это прочитать. Иногда то, что кажется вам ошибкой, на самом деле верно.

8.На черновике имеет смысл набросать краткий план ответа на вопросы билета, дать определения. Этим и ограничиться.

Как вести себя на экзамене?

1.Сидите спокойно, не вертитесь, не огладывайтесь по сторонам, не прячьте руки под парту, не ощупывайте одежду и не шевелите губами, даже если проговариваете ответ «про себя».

2.Знайте, любой преподаватель с большим стажем работы в вузе всегда видит, списываете ли вы. Обмануть его нельзя.

3.Вы использовали все листы А4, вам необходимо получить ещё.  Молча поднимите руку. Преподаватель подойдёт к вам и принесёт чистые листы.

4.Не спрашивайте преподавателя, проводящего экзамен о том, как лучше отвечать на вопросы билета. Во-первых, он читает другой курс; во-вторых, ему неизвестны критерии, по которым будет оценивать ваш ответ преподаватель, читавший курс.

5.Ни в коем случае не пользуйтесь подсказками других студентов. Они могут допустить ошибку. Помните, все ошибки должны быть вашими, а не чужими. Тогда и неудовлетворительная оценка будет восприниматься как заработанная честным, упорным, самостоятельным трудом.

6.Вы самостоятельно изучали курс. Вы знаете материал чуть хуже преподавателя и гораздо лучше остальных студентов. И как студент, имеющий гуманитарный склад ума, получаете вопрос по первоисточнику. Причём, преподаватель будет оценивать ваше знание содержания работ философов и политологов, а также их глубокое понимание, а не личное отношение к автору. 

Как закончить работу?

1.Следите за временем. Примерно за 15 – 10 минут до окончания экзамена, ещё  раз внимательно перечитайте свою работу, уберите то, что считаете ошибочным, при необходимости дополните ответы. Не забывайте, что: «Предложение основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение». (Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – Гардарики, 2000.) (Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – Гардарики, 2000.). Убедитесь, что Ваш ответ состоит из предложений.

2.Сдайте работу заранее, за 4-5 минут по официального окончания экзамена.

3. После окончания экзамена внимательно прослушайте объявление о том, где и когда узнать результаты и получить свои зачётные книжки с оценками или без таковых. Общий порядок выглядит так. Примерно черед полтора, два часа после окончания экзамена, студенты приходят в аудиторию, где писали работу. Матвеева О.В., проверявшая работы, оглашает результаты, возвращает заполненные зачётные книжки тем, кто получил положительные оценки. Эти студенты могут просмотреть свои работы и ознакомиться с письменными замечаниями преподавателя. После этого они покидают аудиторию. Преподаватель в дискуссию не вступает. Тем, кто не согласен с выставленной оценкой, предстоит действовать согласно нормативным вузовским документам. (См. раздел 4 данного пособия).

     Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, знакомятся с письменными замечаниями преподавателя, задают вопросы, выслушивают рекомендации по дальнейшей подготовке и уточняют дату, время и место переэкзаменовки.

4.Положительная оценка не пересдаётся. Делается это в исключительных случаях, на 5 курсе. Порядок чётко регламентирован. Ознакомить с ним именных стипендиатов, студентов, претендующих на диплом «с отличием» обязан деканат вашего факультета.

       Успехов в подготовке и сдаче письменного экзамена по курсу: «Особенности избирательных систем и технологий»!

 

3.Упражнения

Упражнение 1.

     Внимательно просмотрите текст, не читая его. Составьте краткий план ответа, используя лишь шрифтовые выделения.

 

     ТЕМА 2.      ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ                  

 

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Она обладает ключевым значением, подразумевая взаимозависимость внутри единого организма существующих в обществе структур (институтов) и действий (поведения людей, групп, коллективов) в процессе выработки, принятия и осуществления политических решений. Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры, процессы. Она взаимодействует с другими подсистемами общества: экономической, социальной, идеологической, культурной, правовой.

      Обоснование и широкое распространение это понятие получило в середине ХХ века благодаря работам американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда.

      Д.Истон определял политическую систему как развивающийся саморегулирующийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы-команды. На входе системы импульсы-требования и поддержка, поступающие из окружающей социальной и культурной среды.

      Требования различны. Д.Истон разделил их на а) распределительные (организация и оплата труда, проблемы здравоохранения, образования и социального обеспечения); б) регулировочные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством и распределением); в) коммуникативные (обладание информацией, реализация политических прав и свобод).

      Второй вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных форма: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения политических ценностей; уважительное отношение к власти, государственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

      Импульсы-требования и импульсы-поддержака должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, более того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация.

      На выходе системы – «исходящие» легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов, законодательные акты, регулирующие поведение граждан в различных ситуациях; уточнение или введение политических символов; заявления о политической линии и намерениях. Все вышеназванные «исходящие» связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

      Подход Д.Истона в определении модели политической системы не объясняет, почему правительство иногда принимает решения, не исходящие из требований граждан, а иногда и прямо противоречащие их интересам. Принятие такого рода политических решений продиктовано импульсами исходящими не из внешней социально-культурной среды, а из внутренней правящей элиты, принимающей решения.

      Другой подход к определению политической системы предлагает Г.Алмонд. По его мнению, политическая система – это различные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур. В отличие от всех других общественных систем и организаций, политическая система имеет право применять или угрожать применить легитимное физическое принуждение.

      В настоящее время существует много определений данного понятия. В целом можно утверждать, что политическая система – это универсальная управляющаяся система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенную дисциплину на основе использования государственной власти. 

      Границы политической системы подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни. Субъектами политики становятся в это время отдельные граждане, социальные группы, общественные организации, для которых политическая деятельность является не профессиональной, а побочной или эпизодической (участие в выборах, митингах, демонстрациях).

      В структуре политической системы выделяются такие подсистемы как: институциональная (организации, учреждения); нормативная (нормы правовые, моральные, политические традиции); функциональная (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти); коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством); идеологическая (взгляды).

      В отечественной литературе традиционно выделяется четыре главные группы элементов политической системы:

1.     Политическая организация (институты);

2.    Политические отношения;

3.    Политические и правовые нормы;

4.    Политическое сознание и политическая культура.

       Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения.

      В зависимости от степени участия в политической жизни эти институты делятся на группы:

А) собственно политические: к ним относятся государство, политические партии. Их характерный признак – прямая связь с политикой и воздействие на нее. Задача: формирование и осуществление внутренней и внешней политики, политическое и идеологическое воздействие на классы и слои, существующие в обществе.

Б) не собственно политические организации – профсоюзы, кооперативные организации. Характерный признак – возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Прямой целью создания и функционирования не выступает политика. Задача – действуют в производственной, социальной, бытовой, культурной и других сферах жизни общества, не ставят задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть.

В)     организации, имеющие незначительный политический аспект – например, добровольные общества. Характерный признак – возникают и функционируют на основе личной склонности и интересов людей к занятию определенной деятельностью. Присутствуют как объект воздействия на них со стороны государства, партий.

      Немаловажным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политический процесс.

      Закрепляя в нормах запреты и ограничения, силы, доминирующие при данной политической системе, регулируют политические отношения.

      К числу элементов политической системы общества относятся политическое сознание и политическая культура. Формируясь под влиянием социальной и политической практики, являясь ее отражением, представления, ценности, установки участников политической жизни оказывают воздействие на их поведение. В процессе руководства обществом важно учитывать политические настроения масс.

      Каковы же функции политической системы? Они многообразны и сложны.

      В отечественной литературе функции политической системы было принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним относились: защита существующей экономической и социальной системы; управление народно-хозяйственным комплексом, регулирование хозяйственной деятельности предприятий и экономических ассоциаций; консолидацию социально-политических сил, регулирование социальных отношений; охрану правопорядка и поддержание общественной дисциплины; культурно-воспитательную деятельность.

      В качестве внешних назывались: защита суверенитета, государственных интересов; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем современности.

      Американских политолог Г.Алмонд разделил функции на «входящие», выполняемые политической системой и «исходящие», выполняемые ведущим элементом политической системы – государством.

      Входящие функции:

1.     Политическая социализация. Выражается в приобщении членов общества к политической жизни и формирования у них качеств граждан своей страны, в утверждении уважения к закону и праву;

2.     Артикуляция интересов. Означает совокупность и форму предъявления требований к тем институтам политической системы, которые вырабатывают решения и проводят их в жизнь. Требования могут выражать отдельные граждане и общественные объединения. Формы предъявления различны (запросы, письма, петиции, пикетирования и др.);

3.     Агрегирование интересов. Оно осуществляется на основе анализа и обобщения разнообразных требований и претензий, исходящих от социальных групп и слоев и оформления их в определенную политическую платформу, программные заявления и т.п. Эта функция реализуется обычно политической партией или общественно-политическим движением.

4.     Политическая коммуникация. Происходит путем различных взаимодействий (информационных, личных) между различными элементами политической системы, а также между национальными политическими системами и международными системами и социальной средой вне системы.

«Исходящая» группа функций вытекает из такого качества политической системы как возможность преобразования на основе механизма отбора требований и поддержек, поступающих на ее «вход».

1.     Нормотворчество. Включает разработку законов, правовых норм, подзаконных актов. Политические нормы включают в себя также политические традиции, обычаи, ценности. Осуществление нормотворческой деятельности предполагает выработку политики, определение стратегических целей, средств и методов для их достижения.

2.     Использование правил и норм, их применение.

3.     Контроль за соблюдением правил и норм. Включает в себя истолкование законов и нормативных актов с целью определения факта нарушения той или иной политической (юридической) нормы.

      Классификация политических систем многообразна и дается по разным основаниям.

      В отечественной литературе длительное время в качестве критерия использовался экономический базис общественной формации. В соответствии с ним выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

      Большинство западных политологов придерживаются классификации Г.Алмонда. Он выделял четыре типа политических систем, существующих в современном мире.

      Англо-американская система характеризуется секуляризованной (освобожденной от церковной опеки) политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость гражданской и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегуляции. Реализуется принцип разделения властей и четко определены их функции.

      Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей общие корни. Для них характерно сосуществование и взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и объединения функционируют в границах конституционных норм. Такие политические системы существуют во Франции, Германии, Италии.

      Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Резко расходящаяся политическая ориентация всех звеньев системы порождает необходимость в применении насилия.

      Политические системы тоталитарного типа. Власть в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации под контролем государства. Господствует идеология правящей партии, политическая активность носит разрешительный характер. 

 

     Упражнение 2.

     Внимательно прочитайте текст, данный в упражнении 1. Откорректируйте краткий план ответа. Напишите развёрнутый план ответа с учетом требований, предъявляемый к такому материалу.

    

     Упражнение 3.

Прочитайте текст. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности трёх типов политического режима. Выберите основание (основания) для их сравнения.

  ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

Политический режим  (от лат.regimen – управление) – это совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (гражданина).

    По мнению некоторых ученых, появившаяся в научном обороте в 60-е гг. ХХ века категория «политический режим», может трактоваться в широком и узком смысле. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и политической системе общества в целом. Узкий – делает его лишь достоянием государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, формы и методы осуществления государством своих функций.

    Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия общественного мнения, процедур отбора и выдвижения руководителей, правящих групп, состояния законности и ее реальной силы в обществе, особенности политической культуры и политических традиций.

     В политологической литературе принято выделять демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Перечислим их характерные черты.

Демократический политический режим. При нем:

- власть разделена на исполнительную, законодательную и судебную;

- граждане обладают правами и свободами, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Большое внимание уделяется правам личности.

- легальная оппозиция пользуется теми же политическими правами и свободами, что и находящееся у власти большинство;

- функционирует многопартийная система, при которой партии могут меняться у власти на законных основания, в результате выборов;

- средства массовой информации свободны от цензуры и могут критиковать власти, не призывая к насильственному свержению существующего строя, поскольку это запрещено законом;

- действия армии и спецслужб, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества, ограничены законом;

- В обществе отсутствует одна официальная идеология. Идейные течения противостоят друг другу в условиях плюрализма, сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства. Государственная власть носит светский характер;

- граждане свободно выражают мысли и позиции. Возможен раскол общества на противостоящие друг другу политические силы;

- наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.

- Дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали, ему часто сопутствует высокий уровень преступности и другие негативные явления.

- права национальных меньшинств соблюдаются.

Демократический режим покоится на принципах демократии, что в переводе с греческого означает народовластие. Примеры прямого народовластия в Античном мире и в древнем Новгороде являются скорее исключением. В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом демократия может реализовываться в двух видах: репрезентативной (представительной) и непосредственной.

 Тоталитарный политический режим (от лат.totalis – весь, полный, целый) в политологии выделяется в качестве самостоятельного политического режима, для которого характерны:

- всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра- политического и идеологического института – партии;

- политические права и свободы граждан формально зафиксированы, но реально отсутствуют. Законы защищают интересы государства;

- Легальная политическая оппозиция отсутствует, в стране признается право на существование правящей партии;

- существует цензура, запрещены призывы к изменению основ политического строя;

- полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества, выполняют карательные функции;

- в обществе функционирует только официальная идеология, правящая партия прилагает усилия по ее внедрению. Власть поддерживает абсолютное большинство населения. Религия и церковь отделены от государства, но находятся под его контролем;

- экономика также находится под контролем государства;

- формально, права национальных меньшинств провозглашены, на деле ограничены.

   Авторитарный политический режим(от лат.autorinas – устанавливающий режим личной власти) по своим характерный признакам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Для него характерно:

- наиболее влиятельная политическая сила общества – правящая группировка, в ее руках исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть;

- политические права и свободы граждан значительно ограничены. Законы преимущественно на стороне государства;

- государства лишь терпит легальную оппозицию, стараясь сузить возможности для ее действия;

- в стране может быть несколько партий, но они играют несущественную роль. В худшем случае все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются по закону. В некоторых странах политические партии отсутствуют;

существует цензура, в целом средства массовой информации сохраняют лояльность по отношению к правящей системе;

- полиция, армия, спецслужбы выполняют не только функции обеспечения правопорядка, но и карательные функции;

- в обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейно-политические течения, лояльно относящиеся к правящему режиму. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под его контролем и в целом поддерживает правящие классы;

- устойчивая поддержка власти в обществе основана не только на насилии, но и на том, что многие разделяют официальную идеологию, поддерживают существующее правление. Гражданское общество может существовать, но сильно зависеть от государства;

- в экономике большой государственный сектор жестко регулируется, существует частный сектор. Экономика может быть как высокоэффективной так и малоэффективной;

- нормы мораль носят преимущественно консервативный характер;

- права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

 

     Упражнение 4.

Выберите из перечня вопросов:

А) те, что содержат в формулировке краткий план ответа;

Б) те, в которых нет краткого плана ответа;

В) вопросы, в которых вообще не понятно о чём спрашивают.

     К вопросам из группы «А» напишите развёрнутые планы ответов;

К вопросам из группы «Б» составьте краткие планы ответов;

К вопросам из группы «В» найдите материал в учебниках и учебных пособиях, дополнительной литературе. Составьте краткие и развёрнутые планы ответов.

 

1.Возникновение и основные этапы развития политической науки.

2.Политическая власть: понятие, происхождение, структура.

3.Сущность, структура, функции политической системы.

4.Государство – главный политической институт.

5.Сущность, происхождение и развитие политических партий.

6.Партийные системы, типология, характеристика.

7.Политический режим: типология, общая характеристика основных типов.

8.Партийная система современного российского общества.

9.Генезис и типология избирательных систем.

10.Массовая коммуникация и личность: теория и практика политического манипулирования.

11.Приёмы политического манипулирования: основное содержание.

12.Характеристики электората и его поведения.

13.Стратегия избирательной кампании и активность избирателей.

14.Тактика проведения избирательной кампании: основные направления, их приоритетность.

15.Основные мероприятия и этапы избирательной кампании.

16.Положительный образ кандидата (партии): его структура, создание, наращивание.

17.Ресурсы избирательной кампании.

18.Процесс политической социализации: этапы, акторы.

19.Понятие, структура и функции политической идеологии.

20.Политическое лидерство: содержание, генезис представлений о нём.

21.Типология политического лидерства, их общая характеристика.

22.Эволюция российской элиты (90-е гг. ХХ – начало ХХ1 в.)

23.Общие экономические условия, подорвавшие и разрушившие родовую организацию общества. (По работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

24.Формы государства (Афины, Рим, Германское государство). Их общая характеристика. (По работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

25.Признаки, отличающие государство от родовой организации общества, их характеристика. (По работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

26.Доисторические ступени культуры, их общая характеристика. (По работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

27.Происхождение партий: электоральное и парламентское, внешнее. (По работе М.Дюверже «Политические партии»).

28.Прямые и непрямые партии, их общая характеристика. (По работе М.Дюверже «Политические партии»).

29.Базовые элементы партии: комитет, секция, ячейка, милиция: их общая характеристика. (По работе М.Дюверже «Политические партии»).

30.Способы интеграции базовых элементов в общую структуру партии: слабая и сильная структура, вертикальные и горизонтальные связи, централизация и децентрализация. (По работе М.Дюверже «Политические партии»).

31.Член партии, критерии членства. (По работе М.Дюверже «Политические партии»).

Упражнение 5.

     Выберите, пожалуйста, из учебников, учебных пособий, специализированных словарей несколько определений следующих понятий:

«государство», «политическая система», «демократия», «политическая партия», «избирательная система». Решите, какое определение, например понятия «государство» вам легче запомнить. Запомните его. Воспроизведите несколько раз на бумаге. Проделайте эту работу со всеми предложенными категориями.

 

Упражнение 6.

     Внимательно прочитайте изложенные ниже развернутые планы ответов трёх студентов разных факультетов на вопросы билетов по курсу «Особенности избирательных систем и технологий», полученные в ходе весенней сессии 2006/2007 учебного года.

     Определите, какой из предложенных планов в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым к этому материалу.

     Какой из предложенных планов получил более высокую оценку на экзамене и почему? Аргументируйте свой ответ. (Стилистика, орфография и пунктуация авторов развёрнутых планов сохранена).

     Найдите работу студента из дальнего зарубежья, для которого русский язык не родной.

     Работа №1.

Вопрос: Ядро положительного образа кандидата.

Развёрнутый план ответа

«- Имидж кандидата будет его внешний вид, манера говорить и держаться.

- Образом кандидата – представление о нём, формирующееся в головах избирателей.

     Задача формулирования  имиджа кандидата и его образа должна быть чётко разграничена.

- Первая решается специалистом-имеджмейкером

- Вторая – предмет всей избирательной кампании за неё отвечает менеджер – руководитель штаба.

         Стратегия избирательной кампании сводит к формированию положительного образа кандидата.

     + Его расширение

     + Компенсирование отрицательного образа

     + Отработка отрицательного образа конкурентов

     + Сформированный положительный образ – это объективная конструкция.

      В положительном образе кандидата всегда есть:

1.Ядро – основное качество, вокруг которого накручивается

2.Все остальные черты положительного образа.

      Факторы, влияющие на выбор положительного образа кандидата:

- сам кандидат.

- избиратель округа.

- конкуренты.

      Ядро должно зацепиться за соответствующий доминирующий стереотип.

      Образ должен соответствовать личности кандидата и его биографии.

      Наиболее часто встречающиеся номинации, если речь идёт о личностно ориентированных избирателях таковы:

- самый сильный

- самый честный

- чудотворец

- победитель

- борец».

     Работа №2

Вопрос: Сущность, структура и основные функции политической системы. Типология политических систем.

Развёрнутый план ответа.

«Политическая система – развивающийся саморегулируемый механизм, реагирующий на поступающие импульсы-команды (согласно Истону).

     На входе – импульсы-требования и поддержка.



Политич. сист.

сис

 
 


                                         ПП

                                                                       

Требования различны: распределительные (организация и оплата труда), организация и оплата труда, социальное обеспечение граждан, борьба с преступностью, вопросы здравоохранения, коммунальные услуги и т.д.

     Поддержка различная: материальная (выплата налогов), соблюдение законов, доверие власти, сохранение политических ценностей, уважение к государственной символике, гимну.

     Без достаточной поддержки система не может работать эффективно.

     Импульсы-требования и поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она перестанет функционировать.

На выходе системы легитимные решения и их реализация: распределение товаров и услуг, поощрения и стимуляция, политическая линия и намерения правительства.

     В политической структуре выделяют подсистемы:

     - институциональная (организация)

     - нормативная (правовые нормы)

     - функциональная (формы и направления политической деятельности)

     - коммуникабельность (связи, СМИ)

     - идеологические (взгляды)

 

      Ф-ции политической системы:

- входящие (выполняются политической системой)

- исходящие (выполняются ведущим элементом политич. Системы – государством)

 

      Входящие ф-ции:

1)            Политическая социализация (приобщение членов общества к политической жизни, развивает патриотизм)

2)            Агрегирование интересов (требования и претензии от социальных групп).

3)            Артикуляция интересов (требования к тем институтам политической системы, которые вырабатывают решения).

   Формы требования: письменные, просьбы, письма, запросы.

4)            Политическая коммуникация (различные взаимодействия между различными элементами политической системы).

Исходящие ф-ции:

1)     использование правил и норм (правильное применение правовых норм, актов).

2)     Нормотворчество (разработка правовых норм, актов).

3)     Контроль за соблюдением правил (истолкование правовых норм и целью их верного соблюдения)».

     Работа №3

Вопрос: Основные мероприятия и этапы избирательной кампании.

Развернутый план ответа.

«- образ кандидата

- кандидат и его команда

- стратегия и имидж кампании

- агитационные листовки, плакаты, PR

- выбор кандидата

- сбор подписей

- подсчёт, оценка

- избирательные бланки

    Этапы: основной, промежуточный, конечный (входящие, исходящие)».

     Работа №4

Вопрос: сущность, структура и основные функции политической системы. Типология политических систем.

Развёрнутый план ответа.

«1.Сущность

2.Структура

3.Основные функции

4.Типология

     Политические системы бывают:

- многопартийные

- однопартийные

- двухпартийные

-

-

     Многопартийные – когда в правительстве занимают места партии в соответствии с тем, как за них проголосовали на выборах, т.е. чем больше был % голосов, тем больше мест, и наоборот.

     Двухпартийные – когда в правительстве представлены только две партии.

Политическая система играет важную роль, т.к. в зависимости от нее будет иметь значение влияние на политическую жизнь страны».