РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ и ГАЗА

имени И.М. Губкина

 

П Р О Г Р А М М А

 

вступительного экзамена по французскому языку

для поступающих на 1–ый курс

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

в 2015 году

 

Цель вступительного экзамена по иностранному языку - проверить уровень знаний, умений и навыков абитуриентов по иностранному языку и выяснить, в какой степени они готовы продолжать изучение иностранного языка в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и усваивать программу, целью которой является овладение иностранным языком как средством получения информации по специальности  и средством общения (устного и письменного). Выпускники факультетов экономики, управления и права должны уметь свободно читать и переводить иностранную литературу по специальности, делать сообщения и участвовать в дискуссиях на иностранном языке. Часть студентов имеет возможность продолжать учебу в странах изучаемого языка, что, естественно, требует свободного владения иностранным языком.

 

Требования к поступающим по иностранному языку

 

Поступающий в РГУ должен обладать необходимым объемом знаний, умений и навыков по иностранному языку, определяемым программой для средней школы:

 

1. Чтение и перевод

 

1.       Читать про себя и понимать с помощью словаря адаптированную художественную и научно-популярную литературу, содержащую 6-8% незнакомых слов, объемом 1500-1800 знаков за 30 минут.

Понимание прочитанного проверяется путем выборочного перевода и с помощью вопросов по содержанию текста. О значении некоторых незнакомых слов абитуриент может догадаться, опираясь на контекст, словообразовательные элементы, сходство слов в русском и иностранном языке (интернациональные слова).

2.       Поступающий в РГУ должен уметь правильно читать вслух, опираясь на правила чтения и грамматики, обладать запасом слов, необходимым для понимания текстов средней трудности.

 

2. Устная речь

 

1.       Вести беседу-диалог по прочитанному материалу, используя вопросно-ответные реплики, выражающие отношение к прочитанному.

2.       Логично излагать свои мысли в соответствии с предложенным вопросом, опираясь на изученный лексико-грамматический материал. Объем высказывания составляет не менее 3-5 грамматически правильно оформленных предложений.

 

Вступительный экзамен и содержание билета

Несколько общих советов по подготовке к экзаменам по иностранному языку.

1. Взять с собой ручку и словарь объемом не менее 20 тыс. слов.

2. Каждый билет включает в себя следующие задания:

а) прочитать вслух отрывок из текста;

б) ответить на вопросы по содержанию текста;

в) ответить на вопросы для устной беседы. Темы перечисляются ниже.

 

Образец листа устного ответа.

 

Лист устного ответа.

 

1.       Фамилия, имя, отчество экзаменующегося.

2.       Факультет.

3.       Номер группы.

4.       Номер экзаменационного билета.

5.       Дата экзамена.

6.       Время начала ответа.

7.       Время окончания ответа.

8.       Конспект ответа и дополнительные вопросы.

9.       Подписи экзаменующегося и экзаменаторов.

 

На листе со штампом РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, предназначенном для конспекта ответа, Вы можете сделать заметки для устного ответа, выписать незнакомые слова.

 

Рекомендуется следующий порядок работы.

 

1.       Внимательно прочитайте весь текст, стараясь понять его основное содержание. Только после этого приступайте к работе со словарем.

2.       Не выписывайте сразу все незнакомые слова. Прочитайте текст снова по предложениям и попытайтесь догадаться о значении незнакомого слова, исходя из ситуации (контекста), опираясь на его составные части, словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы).

3.       Нужное значение слова в словаре также выбирайте, опираясь на контекст. Для этого нужно просмотреть всю словарную статью и выбрать то значение слова, которое ближе всех подходит по смыслу. Обратите

внимание на произношение  (транскрипцию) слова.

4.       Точно рассчитывайте свое время. На подготовку к ответу абитуриенту дается в среднем 30 минут.

5.       Внимательно слушайте вопросы экзаменатора. Помните, что  в вопросе содержится уже половина Вашего ответа. Обращайте внимание на время, лицо глагола, в том числе вспомогательного, тип вопроса. Если вопрос начинается с глагола, то ответ может быть утвердительным (yes, ja, oui) или отрицательным (no, nein, non). Если вопрос начинается с вопросительного слова (специальный вопрос), то ответ не должен включать утвердительных или отрицательных вводных слов (да, нет).

 

 

ПРОГРАММА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Произношение (фонетика)

 

1.       Интонация в повествовательном, вопросительном и побудительном предложении.

2.       Словесное и ритмическое ударение.

3.       Связывание звуков в речевом потоке.

4.       Правила чтения гласных и согласных.

 

Словобразование

 

Аффиксальное словообразование: суффиксы существительных eur/teur, -ment, esse,-(a)tion, ance/ence.,суффиксы и префиксы прилагательных –able, -al, -eux/euse, -ique, in/im, dis-., суффикс наречия -ment. Конверсия как способ словообразования.

 

 

А. Грамматика устной речи

 

Синтаксис

 

Употребление простого повествовательного предложений с именным, простым глагольным и составным глагольным сказуемым в утвердительной и отрицательной форме. Употребление вопросительных предложений с вопросительным словом и без вопросительного слова и побудительных предложений.

Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными, определительными, временными, условными.

Употребление предложений с неопределенным местоимением и безличным местоимением il в конструкциях il faut/il est necessaire, il y a.

Употребление безличного оборота в сочетании с неопределенной формой глагола.

 

Морфология

 

Существительное

 

Употребление имени существительного в единственном и множественном числе с артиклем (определенным, неопределенным и частным). Основные случаи неупотребления артикля перед существительным.

 

Прилагательное

 

Употребление прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степени. Согласование прилагательных в роде и числе с существительным. Место прилагательного в предложении.

 

Глагол

 

Употребление временных форм вспомогательных и смысловых глаголов 1, 2 и 3 групп в Present, Imparfait, Passe simple, Passe compasse, Passe inmediat, Plus-que-farfait, Futur Simple, Futur dans le passe, Futur immediat в изъязвительном наклонении в активной и пассивной форме. Употребление Conditionnel present для выражения необходимости и желательности действия.

Употребление глаголов в форме Imperative для выражения побуждения к действию в утвердительной и отрицательной форме.

Употребление неличных форм глагола (Infinitif present, Infinitif Passe, Participe present, Participe passe, Gerindif)

Употребление модальных глаголов для выражения должествования, необходимости, желательности, возможности совершения действия (devoir, falloir, avoir a, etre, voloir, pauvoir, vouloir)

  

Наречие

            Употребление наречий для выражения признака действия (состояния), качества и степени сравнения наречий. Место наречия в предложении.

 

Местоимение

 

Употребление личных местоимений в качестве подлежащего, прямого и косвенного дополнения. Употребление вопросительных, указательных и относительных местоимений.

 

Числительное

 

Употребление количественных и порядковых числительных. Образование сложных количественных и порядковых числительных.

 

Б. Грамматика чтения

 

1.       Распознание и понимание подлежащего в предложении с опорой на его позицию и формальные признаки (безличное местоимение il; неопределенно-личное местоимение on, указательного местоимение ce; личные местоимения il, ils, je и др.; отсутствие предлога перед существительным).

2.       Распознание  и понимание сказуемого в предложении с опорой на позицию и формальные признаки (окончание смыслового глагола в соответствующем лице и числе, вспомогательные глаголы (avoir, etre), модальные глаголы (devoir, pouvoir, vouloir), глаголы, утратившие многозначность (faire, laisser)).

3.       Распознание второстепенных членов предложения с опорой на позицию в предложении и формальные признаки (личные местоимения в косвенном падеже, наличие предлогов и наречий в именной группе, перед указательными и притяжательными местоимениями).

4.       Распознание и понимание структуры простого предложения с опорой на средства связи между элементами предложения: et, dane, on, ni, mais, or, malgre cela, comme и др.

5.       Распознание структуры сложного предложения с опорой на союзы, союзные слова, относительные местоимения.

6.       Распознание распространенного определения и сложного дополнения, выраженного инфинитивом, с опорой на формальные признаки.

 

Темы для беседы

 

1.       Биография.

2.       Семья, дом.

3.       Рабочий день, школа.

4.       Россия (государственное устройство, политические партии, географическое положение, экономика, города, культура, образование).

5.       Москва. Родной город.

6.       Любимые писатели (русские и иностранные).

7.       Страна изучаемого языка (государственное устройство, политические партии, географическое положение, экономика, города, культура, образование).

8.       Столица страны изучаемого языка, история, достопримечательности.

9.       Спорт.

10.   Выбор профессии и вуза.

11.   Любимое занятие (кино, телевидение, театр, хобби).

 

Оценка вступительного экзамена

 

Результаты приемного экзамена оцениваются по шестнадцатибальной системе, которая соответствует существующей пятибальной системе в следующих пределах:

 

16-15 соответствуют отметке «отлично»

14-12                                       «хорошо»

11-6                                         «удовлетворительно»

5-0                                           «неудовлетворительно»