РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ и ГАЗА

имени И.М. Губкина

 

П Р О Г Р А М М А

 

вступительного экзамена по немецкому языку

для поступающих на 1–ый курс

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

в 2015 году

 

Цель вступительного экзамена по иностранному языку - проверить уровень знаний, умений и навыков абитуриентов по иностранному языку и выяснить, в какой степени они готовы продолжать изучение иностранного языка в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и усваивать программу, целью которой является овладение иностранным языком как средством получения информации по специальности  и средством общения (устного и письменного). Выпускники факультетов экономики, управления и права должны уметь свободно читать и переводить иностранную литературу по специальности, делать сообщения и участвовать в дискуссиях на иностранном языке. Часть студентов имеет возможность продолжать учебу в странах изучаемого языка, что, естественно, требует свободного владения иностранным языком.

 

Требования к поступающим по иностранному языку

 

Поступающий в РГУ должен обладать необходимым объемом знаний, умений и навыков по иностранному языку, определяемым программой для средней школы:

 

1. Чтение и перевод

 

1.       Читать про себя и понимать с помощью словаря адаптированную художественную и научно-популярную литературу, содержащую 6-8% незнакомых слов, объемом 1500-1800 знаков за 30 минут.

Понимание прочитанного проверяется путем выборочного перевода и с помощью вопросов по содержанию текста. О значении некоторых незнакомых слов абитуриент может догадаться, опираясь на контекст, словообразовательные элементы, сходство слов в русском и иностранном языке (интернациональные слова).

2.       Поступающий в РГУ должен уметь правильно читать вслух, опираясь на правила чтения и грамматики, обладать запасом слов, необходимым для понимания текстов средней трудности.

 

2. Устная речь

 

1.       Вести беседу-диалог по прочитанному материалу, используя вопросно-ответные реплики, выражающие отношение к прочитанному.

2.       Логично излагать свои мысли в соответствии с предложенным вопросом, опираясь на изученный лексико-грамматический материал. Объем высказывания составляет не менее 3-5 грамматически правильно оформленных предложений.

 

Вступительный экзамен и содержание билета

Несколько общих советов по подготовке к экзаменам по иностранному языку.

1. Взять с собой ручку и словарь объемом не менее 20 тыс. слов.

2. Каждый билет включает в себя следующие задания:

а) прочитать вслух отрывок из текста;

б) ответить на вопросы по содержанию текста;

в) ответить на вопросы для устной беседы. Темы перечисляются ниже.

 

Образец листа устного ответа.

 

Лист устного ответа.

 

1.       Фамилия, имя, отчество экзаменующегося.

2.       Факультет.

3.       Номер группы.

4.       Номер экзаменационного билета.

5.       Дата экзамена.

6.       Время начала ответа.

7.       Время окончания ответа.

8.       Конспект ответа и дополнительные вопросы.

9.       Подписи экзаменующегося и экзаменаторов.

 

На листе со штампом РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, предназначенном для конспекта ответа, Вы можете сделать заметки для устного ответа, выписать незнакомые слова.

 

Рекомендуется следующий порядок работы.

 

1.       Внимательно прочитайте весь текст, стараясь понять его основное содержание. Только после этого приступайте к работе со словарем.

2.       Не выписывайте сразу все незнакомые слова. Прочитайте текст снова по предложениям и попытайтесь догадаться о значении незнакомого слова, исходя из ситуации (контекста), опираясь на его составные части, словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы).

3.       Нужное значение слова в словаре также выбирайте, опираясь на контекст. Для этого нужно просмотреть всю словарную статью и выбрать то значение слова, которое ближе всех подходит по смыслу. Обратите

внимание на произношение (транскрипцию) слова.

4.       Точно рассчитывайте свое время. На подготовку к ответу абитуриенту дается в среднем 30 минут.

5.       Внимательно слушайте вопросы экзаменатора. Помните, что  в вопросе содержится уже половина Вашего ответа. Обращайте внимание на время, лицо глагола, в том числе вспомогательного, тип вопроса. Если вопрос начинается с глагола, то ответ может быть утвердительным (yes, ja, oui) или отрицательным (no, nein, non). Если вопрос начинается с вопросительного слова (специальный вопрос), то ответ не должен включать утвердительных или отрицательных вводных слов (да, нет).

 

ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

 

Произношение (фонетика)

 

1.       Правила чтения гласных: долгота и краткость звука, дифтонги (ei, eu, au), звуки a, o, u.

2.       Интонация повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) предложения.

3.       Выделение смысловых групп (логические ударения).

 

Словобразование

 

Суффиксы существительных: -ung, -er, -keit, -heit, Префиксы прилагательных и наречий: -lich, -bar, -ig, -los, -arm, -formig, -fest, -frei, -annlich. Префикс прилагательных un-. Префиксы глагола: vor, ver, -ab, -er, -ein.

 

Грамматика

 

А. Для устной речи

 

Синтаксис

 

Употребление простых повествовательных предложений с именным, простым глагольным и сложноглагольным сказуемым в утвердительной форме. Употребление вопросительных предложений с вопросительным словом и без

вопросительного слова и побудительных предложений.

 

 

Употребление неопределенно-личных предложений с местоимением man, безличных предложений с местоимением es (Man lauft im Winter Schi. Es regnet).

Употребление сложносочиненных предложений с основными союзами und, aber, oder и др., а также без союзов.

Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными, определительными, временными, причинными с союзами da, weil и др. Употребление инфинитивного оборота um . . .zu+v для выражения цели действия.

Употребление модальных глаголов для выражения должествования, необходимости, желательности и возможности совершения действия (sollen, mussen, wollen, konnen, durfen).

Употребление глагола в Imperativ для выражения побуждения к совершению действий.

 

Морфология

 

Существительное

 

Употребление существительных в Genitiv, Dativ, Akkusativ в единственном и во множественном числе. Образование множественного числа существительных.

Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля.

Основные случаи употребления существительных без артикля.

 

Прилагательное

 

Употребление прилагательных в полной и краткой форме, в сильном и слабом склонении. Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степенях, в полной и краткой форме.

 

Глагол

 

Употребление связочных и полнозначных глаголов в Prasens Aktiv, Perfekt Aktiv, Prasens Passiv, Imperfekt Passiv, Futur um I.

 

Местоимения

 

Употребление личных местоимений в функции подлежащего (субъекта действия) и в функции дополнения (объекта действия) как заместителя

существительного. Употребление притяжательных местоимений в функции определения к существительному.

 

Б. Грамматика для чтения

 

1.       Распознание и понимание подлежащего в предложении с опорой на его позицию и формальные признаки: личные местоимения ich, du, sie, es, wir, ihr, Sie; неопределенно-личное местоимение man, существительное с артиклем, указательным или притяжательным местоимением в именительном падеже; отсутствие предлога перед существительным.

2.       Распознание сказуемого с опорой на его позицию в предложении и формальные признаки (суффиксы личных форм глагола, наличие вспомогательных глаголов haben, sein, werden, модальных глаголов sollen, mussen, konnen, wollen).

3.       Узнавание и понимание временных форм глагола при абсолютном и относительном употреблении, в Prasens, Prateritum (Imperfekt) Perfect, Futurum, Plusquamperfect в активе (действительном залоге) и пассиве (страдательном залоге).

4.       Узнавание и понимание дополнения с опорой на позицию и формальные признаки (косвенный падеж личных местоимений, артикль, прилагательное и существительное в Dat. и Akk.)

5.       Узнавание и понимание обстоятельств с опорой на позицию и формальные признаки (наличие предлогов перед существительным, косвенных падежей у артиклей, притяжательных и указательных местоимений, прилагательных и существительных).

6.       Распознание и понимание структуры сложно-подчиненного предложения, типа придаточного предложения с опорой на союзы, союзные слова и относительные местоимения, позицию сказуемого в придаточном предложении.

  

 

Темы для беседы

 

1.       Биография.

2.       Семья, дом.

3.       Рабочий день, школа.

4.       Россия (государственное устройство, политические партии, географическое положение, экономика, города, культура, образование).

5.       Москва. Родной город.

6.       Любимые писатели (русские и иностранные).

7.       Страна изучаемого языка (государственное устройство, политические партии, географическое положение, экономика, города, культура, образование).

8.       Столица страны изучаемого языка, история, достопримечательности.

9.       Спорт.

10.   Выбор профессии и вуза.

11.   Любимое занятие (кино, телевидение, театр, хобби).

 

Оценка вступительного экзамена

 

Результаты приемного экзамена оцениваются по шестнадцатибальной системе, которая соответствует существующей пятибальной системе в следующих пределах:

 

16-15 соответствуют отметке «отлично»

14-12                                       «хорошо»

11-6                                         «удовлетворительно»

5-0                                           «неудовлетворительно»