АННОТАЦИЯ

курса «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» (72 час.)

 

Как профессионал выпускник Российского Государственного Университета Нефти и Газа имени И.М. Губкина работает в сфере человеческих отношений. Он всегда имеет дело с определенными  социальными отношениями отдельных официальных  групп и людей между собой.  В связи с этим знание им основополагающих положений психологической науки,  выводов психологии крайне необходимо. Дело в том, что именно психология способна дать ответы на такие жизненно важные вопросы, встающие перед ним, как:

- что происходит с человеком;

- почему это происходит с ним;

- что должно произойти с человеком в той или иной ситуации;

- какие условия необходимы для того, что бы это произошло (или не произошло) с ним. Более того, четкие и ясные выводы из полученных ответов должен сделать сам профессионал, обладающий глубокими знаниями психологии и  различных ее областей. Не зная психологии, не представляется возможным интерпретировать собственное психическое состояние, объективно разобраться в себе и окружающих, постичь мотивацию поступков других  людей, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в человеческом поведении. Не менее значимыми для психологии являются и вопросы способностей, определяющих склонности и возможности людей.

Специалисту нефтегазовой отрасли приходится работать в сложной сфере межчеловеческих отношений. Стало быть, не менее важной задачей профессионала является обучение окружающих его людей определенным нормам и правилам поведения, воспитание в них личностных качеств, способных обеспечить этим людям следование указанным нормам  в повседневной жизни.

Отсюда следует значимость овладения будущим профессионалом основными положениями педагогики.  Ведь именно она способна дать ответы на такие вопросы:

- каким может и должен стать человек;

- какими методами и средствами его обучить и воспитать;

- каковы технологии воздействия на людей и взаимодействия с ними.  И, безусловно, что во многом, их степень влияния и воздействия на окружающих  будет зависеть от их внутренней культуры, их умения вести себя в группе, взаимодействовать с коллегами по работе, говорить и ясно излагать свои мысли, наконец.   А это – всё сфера педагогики, для которой психология, по сути,  является своеобразной методологической базой.

Как психология, так  и педагогика являются не только учебными дисциплинами. Это – важнейшие области гуманитарного знания, имеющие сложнейшую внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин. Вместе с тем, и психология, и педагогика, будучи связанными со многими гуманитарными науками – культурологией, искусствоведением и др., представляют собой обширные сферы практической деятельности в области межчеловеческих отношений. Поэтому, изучая данный курс, усваивая те или иные теоретические положения, необходимо проверять их на практике, сопоставляя  с уже имеющимися в распоряжении каждого будущего профессионала отдельными фактами и примерами, его жизненным опытом.

И нужно сказать со всей определенностью, что только такой подход способен обеспечить овладение каждым обучающимся  навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач. А также  знаниями и умениями использования педагогики и психологии не только в повседневной жизни, но и в сфере их профессиональной деятельности, в решении конкретных практических  вопросов, встающих в реальной жизни.

 

Автор – к.ф.н., доцент А.Н. Фалеев