АННОТАЦИЯ

 курса «Педагогическая риторика» (72 час.)

 

Сферу обучения называют (Н.А.Ипполитова)   сферой «повышенной речевой ответственности», так как слово (речь) становится важнейшим инструментом   в образовательной деятельности. Именно слово – главное средство реализации   всех методических и дидактических задач.

   Без теоретических знаний невозможно  добиться  результативной речи, а коммуникативно-творческая деятельность является частью профессиональной компетенции педагога.

 Всем известно, что риторика - это наука об эффективном, результативном общении;  педагогическая риторика предполагает  конкретизацию основных  научных положений, применение   в реальной  речевой практике общих и частных  риторических принципов, например:

-общие постулаты общения, особенности общения в ситуации «учитель-ученик»;

- речевой этикет в профессиональной деятельности педагога;

- текст как единица общения, стили речи и стилистическая окраска текста, этапы создания текста;

- коммуникативные качества речи: правильность и чистота, богатство и точность, выразительность и логичность;

- невербальные средства общения;

- специфика слушания в профессиональной деятельности педагога;

- взаимодействие устной и письменной речи, их отличительные и общие черты;

- подготовка публичного выступления, обязательная структурированность речи;

- создание письменных профессионально значимых речевых жанров ( аннотация, реферат, письма, отчёты, характеристики  и т.п.);

- создание   устных профессиональных жанров: оценочное высказывание, диалог при объяснении нового материала и т.п.

 Цицерон считал, что «необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека.  А исполнение требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса».

Таким образом, педагогическая риторика – это ещё одна ступень повышения уровня  образования, а значит и профессионализма!

 

Автор курса – доцент,  к.п.н. Константинова О.В.