Дата обновления – 16 февраля 2010 года

Экзаменационные вопросы по спецкурсу

«Динамика культурно-цивилизационного процесса»

проф. Большаков В.И.

на 2009/2010 учебный год

 

  1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
  2. Структура и методология социологии, задачи и функции социологии.
  3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  4. Формационный и цивилизационный подход в социологии.
  5. Действие и специфика социологических законов.
  6. Становление и кризис научного позитивизма.
  7. Осевое время истории и нравственный абсолют.
  8. Духовно-нравственная модель мира.
  9. Особенности развития социологии в России.
  10. Славянофилы и западники. Их место в русской социологии.
  11. Обратная связь как основа управления.
  12. Динамичные системы. Ядро социально-политической системы.
  13. Динамика изменения ядра социально-политической системы (Россия, ХХ век).
  14. Культура и цивилизация.
  15. Вера и разум. Наука и религия.
  16. Нравственно-оценочные категории различных культур.
  17. Гражданское общество в цивилизации Запада и Востока.
  18. Духовные основы цивилизаций.
  19. Право и Правда. Особенности русского правосознания.
  20. Системные кризисы культурно-цивилизационных систем.
  21. Синдром Цезаря и  государственность византийского типа.
  22. Западно- и Восточно-христианский тип государственности.
  23. Сравнение социальной парадигмы христианства и ислама.
  24. Соборность и парламентаризм.
  25. Глобализация и геополитические процессы современности.
  26. Нравственные нормативно-оценочные категории.
  27. Особенности действия обратных связей в социально-политических системах.
  28. Понятие социального интереса; их согласование.
  29. Мировая финансово-экономическая система. 
  30. Концепция «Золотого миллиарда».
  31. Жизнь и творческий путь П. Сорокина.
  32.  Закон социальной поляризации П.А. Сорокина.
  33. А.Тойнби и концепция цивилизационного надлома.
  34. Монотеизм – политеизм. Историософия -  Хомяков А.С.
  35. Культурные универсалии: вера, язык, речь и письменность.
  36. Социальная и культурная динамика по П.Сорокину.
  37. Цикличные и линейные модели развития культуры и цивилизации.
  38.  «Макиавеллизм» и христианская мораль.
  39. Гражданское общество и институализация современной социологии.
  40. Вызовы глобализации.
 

Вопросы к экзамену (зачету) по курсу

«Социологический анализ глобальных проблем современности»

доц. Вершининой И.А.

на 2009-2010 учебный год

 

  1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
  2. Структура и методология социологии,  задачи и функции социологии.
  3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  4. Социология О.Конта.
  5. Социологизм Э. Дюркгейма.
  6. Социологические воззрения Г. Спенсера.
  7. «Понимающая» социология М. Вебера.
  8. Социология В. Парето.
  9. Сущность марксистского анализа общества.
  10. Вклад П. Сорокина в социологическую науку.
  11. Сущность микросоциологического подхода.
  12. Сущность макросоциологического подхода.
  13. Основные этапы проведения социологического исследования.
  14. Разнообразные подходы к типологии обществ.
  15. Мировая система И. Валлерстайна.
  16. Сущность и основные черты процесса глобализации.
  17. Проявления глобализации в экономической сфере.
  18. Проявления глобализации в политической сфере.
  19. Проявления глобализации в социальной сфере.
  20. Проявления глобализации в сфере культуры.
  21. Преимущества и недостатки глобализации.
  22. Основные участники современных международных отношений и их краткая характеристика.
  23. Изменение роли государства в эпоху глобализации.
  24. «Пределы роста»: демографические проблемы, стоящие перед человечеством на современном этапе.
  25. «Золотой миллиард»: проблема неравенства в глобальном мире.
  26. Миграция как одна из разновидностей социальной мобильности. Механизм миграции.
  27. Причины, способствующие миграции в современном мире. Основные центры притяжения рабочей силы.
  28. Сферы наиболее активной деятельности транснациональной преступности.
  29. Терроризм как глобальная проблема.
  30. «Всемирная деревня»: глобализация средств массовой коммуникации (М. Маклюэн).
  31. Возможные сценарии культурной глобализации (У. Ганнерс).
  32. Мировой кризис 2008-2009 гг.: причины и последствия для глобального мира.
  33. Антиглобализм как закономерное следствие процесса глобализации.
  34. Глобализация  и Россия в контексте особенностей ее стратегического положения.

 

Вопросы к экзамену по курсу 

«Личность. Элита. Общество.»

 доц. Гусейнова Ф.Д. 

на  2009-2010 учебный год

 

1.        Социология как наука. Предмет, объект, метод социологии.

2.        Структура социологического знания.

3.        Функции социологии.

4.        Возникновение социологии как науки. Позитивная социология О.Конта: основные теоретические положения.

5.        Творчество Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, В.Парето, М.Вебера, П.Сорокина; их вклад в становление и развитие социологии.

6.        Русская социология и особенности ее развития.

7.        Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

8.        Условия возникновения и развития общества. Гражданское общество.

9.        Природные и экономические основы общественной жизни.

10.     Основные компоненты культуры: ценности, нормы, средства передачи. Субкультура и контркультура. Роль культуры в жизни человека.

11.     Биологические факторы, физическое окружение, культурные факторы как необходимые компоненты развития личности.

12.     Социальные статусы. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Предписанные статусы и роли. Достигаемые статусы и роли. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

13.     Процесс социализации личности на основе группового опыта.

14.     Уникальный индивидуальный опыт как фактор формирования личности.

15.     Социальная связь. Формы социальных связей: социальные контакты, социальные действия, социальные отношения.

16.     Социальные институты и общество.

17.     Базовые институты общества и их функции. Примеры функционирования социальных институтов.

18.     Типология социальных групп.

19.     Квазигруппы, их отличительные особенности и способы существования в обществе.

20.     Социальная структура общества.

21.     Целевые, территориальные и этнические группы.

22.     Семья как малая группа.

23.     Теория стратификации. Социальная мобильность.

24.     Социальная аномия.

25.     Теория «аномии» Э. Дюркгейма. К. Боулдинг и Р. Дарендорф о природе социальных конфликтов.

26.     Содержательные подходы к определению понятия элиты: статусно-функциональный, ценностный, социально-классовый, социокультурный.

27.     Статус элиты – закон «трех С» – сознание, спаянность, сговор.

28.     Психологический, цивилизационный и функциональный подход к элите.

29.     Формирование элитологии как науки: история возникновения и развития.

30.     Основоположники и классики элитологии.

31.     Исторические корни бюрократии.

32.     Механизмы и инструменты, с помощью которых осуществляется власть элиты.

33.     М.Вебер и проблемы рациональной бюрократии: актуальность с позиции современности.

34.     Бюрократия и бюрократизм.

35.     «Менеджеризм» в технологических концепциях Дж.Бернхэма.

36.      Неотехнократическая теория Дж.Гэлбрейта.

37.      Научная элита в концепции постиндустриального общества Д.Белла.

38.     Социально-политические последствия бюрократического управления: проблемы и противоречия.

39.     Генезис, судьбы, уроки элиты России.

40.     Дореволюционная российская элита.

41.     Советская элита.

42.     Постсоветская элита России.

43.     Российская бизнес-элита: этапы становления и развития.

44.     Культурная элита.

45.     Региональная элита. Этапы развития.

46.     Элитное и элитарное образование.

47.     Рекрутирование элиты.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «Социально-управленческие аспекты информационной безопасности»

ст. преподаватель Ефимочкина Н.Б.

на 2009-2010 учебный год

1.     Социология как наука. Объект и предмет социологии.

2.     Структура и методология социологии, задачи и функции социологии.

3.     Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

4.     Информация как объекта исследования различных отраслей научного знания.

5.     Информационное общество,  сущность понятия, факторы, характеризующие информационное общество

6.     Информационное пространство и его структурообразующие элементы.

7.     Основные факторы, отражающие процессы формирования информационного общества в мировом масштабе.

8.     Формирование государственной информационной политики в России: проблемы и тенденции развития.

9.     Принципы и положения государственной информационной политики в России.

10. Цели и задачи российской государственной информационной политики.

11. Основные объекты государственной информационной политики РФ и их содержание.

12. Основные направления государственной информационной политики РФ.

13. Государственная политика РФ в области массовой информации.

14. Основные направления государственной информационной политики РФ в области средств массовой информации.

15. Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями.

16. Воздействие государственной информационной политики на различные области общественной жизни.

17.  Актуальные проблемы построения в России информационного общества.

18. Информационные технологии в решении общественных проблем.

19.  Концепция «электронной демократии», сущность понятия, факторы, характеризующие развитие демократии нового общества.

20.  Концепция «Электронного правительства», сущность понятия, основные модули и их характеристика.

21.  Этапы реализации концепции «электронного правительства»

22. Взаимоотношения государства, общества, бизнеса и граждан в условиях развития «электронной демократии» и «электронного правительства».

23. Влияние Интернет-ресурсов на развитие общества и государства.

24.  Формирование государственной политики в области информационной безопасности.

25. Социально-правовые основы государственного регулирования информационной безопасности.

26.  Информация и управление. Понятие информации, как управленческого ресурса, её роль в управленческой деятельности.

27. Информационная инфраструктура управления. Основные элементы информационной инфраструктуры систем управления.

28.  Документированная информация как основной ресурс управления. Определение понятия и классификация.

29. Информационная безопасность в бизнесе. Основные характеристики понятия.

30.  Угрозы информационной безопасности в бизнесе. Основные характеристики понятия. Классификация угроз.

31. Организация работ по обеспечению информационной безопасности в организациях.

32.  Современные методы регулирования защиты информации как фактор конкурентоспособности организации.

33. Корпоративная политика информационной безопасности, структура формирования и организация ИБ.

34.  Значение защиты информации в современных управленческих процессах.

35. Современная организация систем защиты информации в России.

36. Управление системой информационной безопасности.

37. Основные направления и методы организационной защиты информации как средство безопасности внутриофисной работы.

38. Модели систем и процессов защиты информации в системе управления.

39. Кадровая политика в области информационной безопасности.

40. Моделирование систем и процессов защиты информации.

Вопросы к экзамену по курсу

«Социология миграции»

доц. Лахаревой Н.В.

на 2009-2010 учебный год

 

1.     Социология как наука. Объект и предмет социологии.

2.     Структура и методология социологии. Задачи и функции социологии.

3.     Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

4.     Миграция населения как объект изучения. Определение понятия «миграция населения». Сущность миграционных процессов. Критерии идентификации.

5.     Виды и формы миграции.

6.     Причинно-факторный механизм миграции населения. Классификация факторов миграции.

7.     Структура факторов миграции в современной России.

8.     Теория трехстадийности миграционного процесса Л.Л.Рыбаковского.

9.     Общая характеристика источников данных по миграции.

10. Переписи населения как источник данных по миграции.

11. Система регистров населения как источник данных по миграции.

12. Текущий учет населения как источник данных по миграции.

13. Выборочные обследования как источник данных по миграции.

14. Ведомственная статистика как источник данных по миграции.

15. Классификация показателей миграции населения.

16. Относительные, абсолютные и структурные  характеристики миграции.

17.  Научные концепции миграции в России и СССР.

18. Зарубежные концепции миграции населения.

19. Миграционные процессы в системе социального управления. Функции управления. Уровни и принципы регулирования миграционных процессов.

20.  Миграционная политика как инструмент управления миграционными процессами.

21. Программно-целевое обеспечение управления миграционными процессами

22. Миграционная ситуация в России в постсоветский период.

23. Современные тенденции демографического развития России.

24. Административно-организационное обеспечение миграционной политики.

25. Роль неправительственных организаций в системе управления миграционными процессами.

26. Правовое обеспечение управления миграционными процессами.

27. Исторический опыт управления миграционными процессами в царской России.

28. Исторический опыт управления миграционными процессами в Советском Союзе.

Вопросы к экзамену

по курсу «Общественное мнение и психология масс»

на 2009-2010 учебный год

Доц.Ситнова Л.И.

 

  1. Социология как наука. Проблема объекта и предмета социологии.
  2. Структура и методология социологии.
  3. Задачи и функции социологии.
  4. Характеристика общества, как специфического вида реальности.
  5. Социальная структура общества.
  6. Осмысление общественного мнения в истории философии.
  7. Изучение общественного мнения в России.
  8. Этапы изучения общественного мнения и их характеристика.
  9. Современные социологические концепции общественного мнения.
  10. Историческое содержание общественного мнения.
  11. Многоаспектность определения общественного мнения.
  12. Основные характеристики общественного мнения.
  13. Проблема объекта и субъекта общественного мнения.
  14. Субстанциональная и динамическая структура общественного мнения.
  15. Каналы выражения общественного мнения и их характеристика.
  16. Массовое общество и социологические теории «масс».
  17. Особенности социально-психологических концепций «масс».
  18. Классификация и основные свойства толпы.
  19. Типы коллективного поведения и их характеристика.
  20. Уровни и механизмы формирования общественного мнения.
  21. Характеристика основных источников формирования общественного мнения.
  22. Феномен «слухов» и его специфика в образовании общественного мнения.
  23. СМИ и общественное мнение: механизмы взаимовлияния.
  24. Проблема манипуляции и управления общественным мнением.
  25. Манипуляция как вид психологического воздействия.
  26. Стереотип как феномен индивидуального и массового сознания.
  27. Содержание и цели пиар-деятельности.
  28. Коммуникационные стратегии пиар-деятельности.
  29. Функции общественного мнения и их характеристика.
  30. Двойственная природа общественного мнения. 



                                                                                      доцент Волкова Л.В. 

                                                                            Вопросы к экзамену по спецкурсу 

«Личность и социальная среда: влияние и взаимодействие»

 

1.     Объект, предмет, задачи и функции социологии.

2.     Структура и методы социологии. Специфика социального познания.

3.     Социальная среда и социальная активность личности.

4.     Социальная структура общества.

5.     Социальная стратификация и социальная мобильность.

6.     Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение.

7.     Социализация личности: понятие и характеристика.

8.     Социальный статус и социальная роль личности.

9.     Периодизации развития личности.

10. Социальные аспекты психоаналитической теорий З.Фрейда

11. Аналитические теории А.Адлера и К.Юнга.

12. Гуманистические теории личности.

13. Интеракционистские теории личности.

14. Поведенческие теории личности.

15. Теория деятельности в отечественной науке.

16. Средний класс в России: состояние и тенденции развития.

17. Современная российская элита: генезис, основные группы, проблемы и перспективы.

18. «Низший класс» в современной России: основные группы, характеристика и перспективы.

19. Приоритетные национальные проекты: сущность и перспективы.

20. Этнические проблемы на постсоветском пространстве.

21. Демографические проблемы современного российского общества.

22. Миграционные процессы в России и их социальные последствия.

23. Профессиональная структура современного российского общества.

24. Современная российская семья: проблемы и тенденции.

25. Социальные проблемы детства в современной России.

26. Социальные проблемы современной российской молодежи.

27. Основные молодежные субкультуры в современной России.

28. Современное российское студенчество: структура, положение, проблемы.

29. Проблема «отцов и детей» в современной России.

30. Социальные проблемы старшего поколения в современной России.

31. Гендерные проблемы в современной России. Взаимопонимание женщин и мужчин.

32. Состояние и проблемы среднего образования в современной России.

33. Состояние и проблемы высшего образования в современной России.

34. Состояние, проблемы и перспективы современной российской армии.

35. Проблема алкоголизма в современной России.

36. Роль средств массовой информации в развитии личности.

37. Влияние городской среды на социализацию личности.

38. Социальная роль религии в современной России.

39. Проблема манипулирования людьми в межличностных и социальных отношениях.

40. Мода как социальное явление. Влияние моды на личность.