ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ  И  ГАЗА  имени И.М. ГУБКИНА

“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе

_______________ В.Г. Мартынов

“___”____________________2007 г.

 

 

 

рабочая программа

дисциплины

 

"ОСНОВЫ ПАЛЕОНТОЛОГИИ"

Направление подготовки дипломированного специалиста

650100-Прикладная геология

Специальность 08.05.00 - Геология нефти и газа

Направление подготовки бакалавров 553200 «Геология и разведка полезных ископаемых»

 

 

 

Москва 2007 г.


1. Цель и задачи дисциплины

Дисциплины «Основы палеонтологии» является одним из фундаментальных теоретических курсов в подготовке геологов по специальности 08.05.00.

Цель палеонтологии как биологической науки - изучение органического мира прошлых геологических эпох с его законами развития во времени и в пространстве. Объектами палеонтологии являются ископаемые, т.е. окаменевшие остатки организмов (Fossils) или следы их жизнедеятельности. Изучая ископаемые остатки вместе с вмещающими их породами разного возраста, палеонтология позволяет определить относительный возраст пород, стратифицировать геологические разрезы, дать представление об условиях осадконакопления отложений. Особое внимание уделяется тем группам организмов, которые имеют биостратиграфическое и породообразующее значение для отдельных отрезков геологического времени - «руководящими ископаемыми». Именно на этих группах фауны и флоры основаны методы биостратиграфической корреляции разрезов. Развитие органического мира прошлых геологических эпох является частью общей эволюции Земли во времени. Это обстоятельство определяет связь палеонтологии с исторической геологией.

2.  Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При изучении данного курса студенты получают навыки работы с ископаемыми остатками, их определениями по существующим справочникам, выяснение экологии существования. В результате изучения основ палеонтологии студент должен:

- знать основы классификации и систематики органических объектов;

- уметь определять остатки ископаемой фауны на уровне родов с использованием соответствующих справочников и пособий;

- знать комплексы «руководящих ископаемых» для различных стратиграфических подразделений фанерозоя;

- знать экологию отдельных таксонов органического мира;

- уметь анализировать систематический состав ископаемых организмов и палеоэкологические условия их существования с целью восстановления палеогеографических особенностей осадочных бассейнов прошлых геологических эпох;

- использовать знания по палеонтологии районов учебных геологических практик и преддипломной производственной практики для составления соответствующих глав курсовых работ, отчетов, дипломных проектов.

Общий объем курса составляет 19 часов, из них 16 часов - лекции и 32 часа - лабораторные работы. В конце изучения курса предполагается дифференцированный зачет.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

 

Всего часов

 

 

Семестр

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

79

 

79

 

 

Аудиторные занятия

48

 

48

 

 

Лекции

16

 

16

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

Семинары

 

 

 

 

 

Лабораторные работы

32

 

32

 

 

Самостоятельная работа

31

 

31

 

 

Курсовой проект

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

10

 

 

 

 

Вид итогового контроля

 

 

Диф. зачет

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

пз

ЛР

1.

Палеонтология как геологическая   и биологическая наука

 

 

 

2.

Систематическая часть

1

 

 

2.1.

Основы классификации и систематики органического мира Земли

 

 

 

2.2.

Палеозоология беспозвоночных

12

 

2

2.3.

Палеология позвоночных

2

 

30

2.4.

Палеоботаника

1

 

 

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Палеонтология как геологическая и биологическая наука

Палеонтология - наука о вымерших организмах. Окаменелости или фоссилии - объект палеонтологических исследований. Подразделения палеонтологии: палеозоология, палеоботаника, микропалеонтология, палеоэкология, тафономия.

Значение палеонтологии для эволюционного учения.

Роль работ Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Дарвина, В.О. Ковалевского в развитии палеонтологии.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция жизни на Земле: доклеточный и клеточный этапы. Абиотическая (неживая) и биотическая среда существования организмов. Взаимоотношение организмов между собой: симбиоз, комменсализм, паразитизм. Экология организмов, экологическая ниша, палеоэкология.

Биономия моря. Важнейшие биономические группировки морских организмов: планктон, нектон, бентос и их признаки. Факторы абиотической среды, влияющие на распределение организмов в морских и океанических бассейнах.

Условия обитания и распространения организмов на суше. Понятие о зоо- и фитогеографических провинциях. Последовательность смен флор и фаун во времени.

Тафономия как наука о захоронении организмов и сохранении их в ископаемом состоянии. Понятия тафономии: тафоценоз, танатоценоз, ориктоценоз.

2. Систематическая часть

2.1.Основы классификации и систематики  органического мира Земли.

Понятие об организме. Таксономические подразделения органического мира. Прокариоты и эукариоты. Особенности строения организмов. Понятие о ткани и органе. Размножение и развитие организмов. Соотношение между онтогенезом и филогенезом. Понятие о виде. Ареал вида. Представление о «руководящих ископаемых». Характеристика основных породообразующих организмов.

2.2. Палеозоология беспозвоночных.

Подцарство простейшие или одноклеточные животные - Protozoa. Основы систематики, подразделения на типы.

Тип Sarcodina (саркодовые). Деление на подтипы и классы: Foraminifera -фораминиферы, Radiolaria - радиолярии. Принципы систематики и характеристика классов, отрядов, родов. Распространение во времени, участие в породе-образовании, значение для стратиграфии нефтегазоносных отложений.

Подцарство многоклеточных животных - Metazoa. Примитивные многоклеточные: тип Spongiata - спонгиаты, тип Archaeocyathi - археоциаты. Характеристика типов, основы систематики. Распространение во времени, значение для стратиграфии и породообразования. Настоящие многоклеточные. Общая характеристика организмов и подразделение на разделы и типы.

Раздел радиально-симметричные или двухслойные - Radiata.

Тип Cnidaria - стрекающие. Общий обзор строения и деление на классы. Строение организмов и их скелетов, принципы систематики и характеристика подклассов, отрядов, родов. Экология организмов и распространение во времени. Участие в породообразовании и рифообразовании.

Раздел двусторонне-симметричные или трехслойные - Bilateria. Тип Annelides - аннелиды, высшие черви или кольчатые. Общая характеристика.

Экология, распространение во времени. Значение для палеогеографии следов жизнедеятельности червей.

Тип Arthropoda - членистоногие. Обзор строения, принципы систематики, деление на подтипы и классы, характеристика подклассов, отрядов, родов.

Класс Trilobita - трилобиты. Строение панциря, основы систематики, экология. Значение для стратиграфии кембрийских и ордовикских отложений.

Класс Crustacea - ракообразные. Строение организмов, основы систематики. Экология, значение для стратиграфии.

Тип Mollusca - мягкотелые. Общий обзор строения, деление на классы.

Класс Gastropoda - брюхоногие. Строение раковины. Принципы систематики и признаки подклассов, отрядов, родов. Геологическое строение и стратиграфическое значение.

Класс Bivalvia - двустворчатые моллюски. Общий очерк строения, морфология раковины. Принципы систематики, деление на отряды и роды. Экология. Геологическое распространение и значение для стратиграфии и породообразования.

Класс Cephalopoda - головоногие. Общий очерк строения, принципы систематики, характеристика подклассов, отрядов, родов. Экология головоногих. Значение для стратиграфии и корреляции верхнепалеозойских и мезозойских отложений нефтегазоносных провинций.

Тип Briozoa - мшанки. Общий очерк строения. Признаки типа, деление на классы, отряды. Экология, значение для стратиграфии и породообразования.

Тип Brachiopoda - плеченогие. Строение тела и раковины. Принципы систематики. Характеристика классов, отрядов, родов. Экология брахиопод, значение для стратиграфии и корреляции палеозойских отложений.

Тип Echinodermata - иглокожие. Признаки типа. Деление на подтипы и классы.

Класс Cystoidea - морские пузыри. Строение скелета, распространение во времени. Экология, значение для стратиграфии.

Класс Crinoidea - морские лилии. Строение скелета. Экология. Особенности эволюции класса. Распространение во времени, значение для породообразования.

Класс Echinoidea - морские ежи. Основы классификации и подразделение на отряды и роды. Экология, распространение во времени, значение для стратиграфии.

Тип Hemichordata - полухордовые. Признаки типа. Деление на классы. Краткая характеристика классов.

Класс Graptolithina - граптолиты. Особенности строения колоний, подразделение на подклассы и отряды. Связь ископаемых остатков граптолитов с фациями. Значение граптолитов для стратиграфии нижнепалеозойских отложений.

2.3. Палеозоология позвоночных

Тип Chordata - хордовые. Основные признаки типа. Деление на подтипы и классы.

Класс Conodonti - конодонты. Строение и состав скелета. Основы систематики. Экология, распространение во времени, значение для стратиграфии.

Подтип Vertebrata - позвоночные. Строение скелетов и твердых образований. Основы классификации и характеристика отдельных таксономических категорий. Значение позвоночных для стратиграфии континентальных отложений и для палеогеографии.

Надкласс Pisces - рыбы. Особенности строения. Основы систематики и характеристика отдельных классов. Экология. Роль рыб в эволюции позвоночных. Значение для стратиграфии.

Надкласс Tetrapoda - четвероногие. Общие черты строения и особенности отдельных классов четвероногих. Классы Amphibia - земноводные, Reptilia -пресмыкающиеся, Aves - птицы, Mammalia - млекопитающие. Принципы систематики. Экология.

Значение исследований В.О. Ковалевского по фауне ископаемых копытных для развития эволюционной палеонтологии. Геологическое распространение четвероногих. Значение их остатков для стратификации континентальных и угленосных отложений и для палеогеографии.

2.4. Палеоботаника

Предмет и задачи палеоботаники. Палинология - подразделение палеоботаники. Сохранение растений в ископаемом состоянии. Роль растений как породообразователей. Методы изучения растений. Краткая характеристика основных подразделений. Значение палеоботаники для стратификации континентальных и угленосных отложений и для палеогеографии.

 

 5. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1.

2.1.

Принципы систематики и таксономические единицы в палеонтолологии (2 часа)

2.

2.2.

Основные группы микрофауны, имеющие значение для стратиграфии и корреляции нефтегазоносных отложений (4 часа)

3.

 

Основные группы макрофауны, имеющие породообразующее и стратиграфической значение для палеозоя и мезокайнозоя (26 часов)


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная

1. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. ч 2. Учебник - М.; Из-во МГУ, 1997,448с.

2.Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Палеонтология. ч.2. Учебное пособие - М.; Из-во МГУ, 1998,494с.

3.Микропалеонтология. Учебник. Н.И. Маслакова, Т.Н. Горбачик и др. М.; Из-во МГУ, 1995,216 с.

б) дополнительная

1.  Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Краткий определитель ископаемых беспозвоночных. Учебное пособие. Изд. 2-е, М., Недра, 1984, 536 с.

2. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П. Общая палеонтология. Учебник. М.; Из-во МГУ, 1989, 384 с.

2. Микропалеонтология. Учебное пособие, ч. III, О.Б. Дмитриенко, В.В. Мухина и др. М., РГУ нефти и газа, 1997, 80 с.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Учебная коллекция по микрофауне.

7.2. Учебные коллекции по макрофауне.

7.3. Микроскопы МБС-1, 9, 10.

7.4. Комплекты плакатов по каждой группе микро- и макрофауны.

7.5. Стратиграфическая схема фанерозоя.

7.6. Наборы справочников-определителей.

7.7. Систематические таблицы по каждой группе фауны.

7.8. Контрольные вопросы по каждой группе фауны для самостоятельных занятий.

7.9. Вопросы для зачета по основам палеонтологии.

7.10. Специализированные аудитории.

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1.  Подготовка реферата по теме: "Экология морских беспозвоночных".

8.2. Домашнее задание по теме: "Биостратиграфическая корреляция разрезов"

8.3. Аудиторные контрольные работы по определению макрофауны.


Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 650100 «Прикладная геология», специальность 08.05.00 «Геология нефти и газа».

 

Программу составил:

к.г.-м.н., доцент каф. геологии                                                      А.В. Ярошенко

 

Зав. кафедрой геологии,

 доктор г.м.-н.,

профессор                                                                                          В.П. Гаврилов

 

Программа одобрена методической комиссией факультета геологии и геофизики нефти и газа

 

Председатель методической

комиссии факультета,

профессор                                                                                        Е.Г. Журавлев

 

Начальник УМУ,

профессор                                                                                      B.C. Шейнбаум