Российские абитуриенты при выборе будущей профессии руководствуются собственными интересами и не интересуются ее ценностью на рынке труда

RBC daily совместно с call-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland провела опрос, выявляющий предпочтения абитуриентов российских вузов. В исследовании участвовали 200 человек, сдававших в этом году вступительные экзамены, из которых 94,5% поступили в учебные заведения. Результаты опроса показали, что приоритетом при поступлении остается интерес к той или специализации, тогда как престижность вуза, а также его положение на рынках образования и труда интересуют респондентов куда меньше. В то же время сокращается разрыв между бюджетными и платными студентами – сейчас он составляет всего 11%. Очевидно, что подобная ситуация в целом отражает складывающуюся картину в сфере образования: в ближайшие годы вузам придется заботиться, прежде всего, о качестве предоставляемых образовательных услуг и своей конкуренции с зарубежными институтами.

Результаты опроса, по мнению специалистов, свидетельствуют о некоторых переменах в восприятии системы образования. Так, разрыв между теми, кто поступал на бюджетное отделение (56%) и на платное (45%), стал сравнительно невелик – всего 11%. Впрочем, пока такая картина характерна только для Москвы. «Традиционно в Москве абитуриенты сначала поступали на бюджетное отделение, а потом, в случае неудачи, – на коммерческое, – прокомментировал RBC daily проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. – Если же ситуация изменилась, то, очевидно, произошел сдвиг в сознании: во-первых, люди не боятся платить за образование, а во-вторых, трезво оценивают свои возможности. Но для страны в целом эта ситуация нехарактерна». Такого же мнения придерживаются и другие эксперты, опрошенные RBC daily. «Складывается впечатление, что в Москве люди сознательно готовы платить за обучение, при этом основной мотивацией выступает интерес к профессии и в меньшей степени – ее доходность, – сказала RBC daily консультант группы компаний «Прогрессор» Наталья Родина. – Также очевидно, что есть тенденция к созданию диспропорций между потребителями образовательных услуг в столице и в регионах».

Действительно, по результатам опроса, 53% выбирают вуз для поступления, руководствуясь собственными интересами, и только 13% решили поступать туда, где могли сдать экзамены по предметам, которые лучше знали. При этом 32% учились на подготовительных курсах в вузе, в который поступали, 31% не использовали дополнительную подготовку, еще 25% посещали иные курсы, а 14% занимались с преподавателем из этого вуза. «То, что половина опрошенных посещала подготовительные курсы, отражает общую ситуацию, – считает г-н Канторович. – Причем занятия с преподавателем обычно сочетаются с курсами. Что же касается соотношения слушателей курсов и поступивших самостоятельно, то по стране ситуация меняется из-за проведения ЕГЭ, когда абитуриент практически оторван от конкретного вуза».

Кстати, говоря об институтах, участники опроса указали, что для них важнее был высокий уровень преподавания и престиж учебного заведения (по 36%), и в куда меньшей степени им было важно, насколько диплом вуза котируется за рубежом и среди работодателей. Специалисты уверены, что подобный подход пока не доминирует в регионах. «Как показывают наши исследования, на потребительский выбор в регионах качество образования, престижность влияют в меньшей степени, чем, например, близость учебного заведения к дому, – считает г-жа Родина. – Кроме того, есть разрыв между школами и вузами: готовность платить за образование в школах проявляется в последние два года, а потребителей как таковых еще нет. То есть пока немногие выбирают школы по качеству образования,». А по мнению г-на Канторовича, вопрос престижности образования, особенно на фоне иностранных учебных заведений, волнует лишь немногих. «Мобильность молодежи у нас невысока, – сказал он RBC daily. – Поэтому признание российских дипломов за рубежом важно лишь для тех, кто предполагает продолжить обучение за границей. Что касается известности, значимости вуза, то, конечно, у нас есть институты-бренды, и это играет существенную роль при поступлении».

Правда, на днях опубликованный рейтинг 500 лучших университетов мира за прошлый год довольно своеобразно оценил достижения крупнейших университетов России. Он подготовлен Институтом высшего образования Шанхайского университета и оценивает научно-исследовательскую работу вузов, количество нобелевских лауреатов и ученых с мировым именем, а также академических достижений и публикаций в научных изданиях. Но в него вошли только два учебных заведения от нашей страны: МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. При этом московский вуз занял 112?е место, а питерский – 422-е. Зато в первой десятке оказались преимущественно американские альма-матер, в том числе Гарвард, Стэнфорд и Беркли. Впрочем, насколько трудно будет конкурировать российским вузам с иностранными, пока можно лишь предполагать. Так, министр образования и науки г-н Фурсенко считает, что необходимо реформировать существующую систему высшего образования, в противном случае она просто не выдержит соперничества с другими после вступления России в ВТО.

Но наиболее интересным оказался подход к выбору профессии. Участники опроса, как выяснилось, руководствуются своим интересом к ней (69%) и гораздо меньше ее доходностью (14%). «Конечно, более чем на среднесрочную перспективу люди загадывать не могут, – считает Григорий Канторович. – Но для выбора существенным фактором может стать как раз посещение курсов. Человек знакомится с будущим вузом и специальностью, и у него есть шанс изменить свой выбор». Есть и еще один момент: по мнению Натальи Родиной, в выборе специальности у российских абитуриентов существует серьезный ограничитель – неуверенность в жизни, неспособность ставить перед собой цели и достигать их.

Отдел экономики