Как сделать учебу в радость

Большинство студентов, за исключением тех, кого силком “поступили” родители, приходят в вуз с весьма романтическими представлениями о будущей профессии. Даже самые здравомыслящие абитуриенты, идущие в институт за “корочкой”, освобождением от армии или для престижа, не лишены юношеского максимализма и считают выбранную специальность чем-то исключительным.

Но, как любые иллюзии, эти представления со временем исчезают, порождая целый ряд проблем. Одни запутываются в “хвостах”, другие учатся хорошо, но воспринимают учебу как тяжелую повинность, третьи просто бросают институт. С чем это связано и как избежать подобных неприятностей?

1 курс: “Нездоровое воображение”

В течение первого года обучения новоиспеченный студент находится в ожидании чуда: вот-вот произойдет что-то интересное, откроются сокровенные знания и жизнь наполнится новым смыслом. Учащегося переполняет гордость за то, что теперь он принадлежит к некоему профессиональному сообществу. Он мечтает приносить пользу людям и получать за это всеобщую благодарность и хорошие деньги. Но в состоянии эйфории знания усваиваются плохо. К тому же первокурсник по своему усмотрению выбирает нужные и “забивает” на бесполезные, как ему кажется, предметы. Чтобы избежать этого, необходимо посмотреть на учебу как на формальный процесс, в котором не всегда нужно искать глубокий смысл. Скучные дисциплины — такая же составляющая студенческой жизни, как вечеринка в общаге.

2 курс: “Депрессия”

Так и не дождавшись чуда, студент обнаруживает, что выбранная специальность — это совсем не то, что он себе представлял. Оказывается, не такая уж она и престижная, и платят за нее как повезет, и математику надо обязательно знать. Испытывая глубокое разочарование, некоторые второкурсники бросают институт, чтобы перейти в другой вуз, устроиться на работу или просто отдохнуть. Чтобы не пришлось идти на подобные меры, необходимо расширить свой взгляд на выбранную профессию. Например, экономист — это и бухгалтер, и финансовый директор, и министр финансов. Следовательно, содержание деятельности, уровень зарплаты и признания зависят от самого специалиста, а не от записи в дипломе.

3 курс: “Паранойя”

Так же как студенты-медики начинают примерять на себя и на окружающих симптомы пройденных болезней, юные экономисты, маркетологи и юристы делают смелые попытки профессиональной оценки мировых событий. Высказываемые мнения грешат категоричностью и поверхностностью, но студент готов разорвать того, кто с ним не согласен. Направив свой энтузиазм на выступления на конференциях, участие в научных диспутах, можно не только победить оппонентов, но и создать себе солидный багаж на будущее.

4 курс: “Рвотный рефлекс”

К этому времени у большинства студентов первоначальный запал угасает. Учиться надоело, все одно и то же, а до окончания института еще далеко. Мало того, в перспективе сдача “госов” и написание диплома. Укротить разыгравшийся рефлекс поможет снижение энергетических затрат на учебу: не гнаться за пятерками, жить сегодняшними зачетами и в трудную минуту думать о заветной “корочке”. Для появления вкуса к жизни можно завести себе хобби в стенах вуза. Например, играть за институтскую волейбольную команду или разводить цветы в зимнем саду.

5 курс: “Головокружение от успехов”

Конец учебы не за горами, и будущие выпускники уже рвутся работать и получать дивиденды за время и силы, потраченные в институте. С таким отношением к обучению студенты могут не дойти до финиша. Чтобы избежать этого, придется отказаться от представления о себе как о “молодом специалисте” в пользу ощущения себя “дипломником”.

Мария Баулина, психолог, vuz@vedomosti.ru