В ритме школьного вальса

Как настроить себя на учебу

После долгих и насыщенных событиями каникул хочется немного отдохнуть, но жесткое расписание учебного семестра этому не способствует. Строгие голоса преподавателей, запугивающие катастрофическими последствиями пропущенных занятий и несданных зачетов, робкие и не очень уговоры родителей — все эти внешние влияния не способны создать сколько-нибудь значительную мотивацию к учебе. Как заставить себя настроиться на рабочий лад?

Веские аргументы

Как раз в такие моменты лени и ненависти к своему институту, будущей специальности и всему профессорско-преподавательскому составу стоит задаться вопросом: “А для чего я учусь?” И найти на него как можно больше ответов, например таких:

1. Чтобы получить “корочку”.

2. Обучиться престижной специальности и потом хорошо зарабатывать.

3. Получить возможность жить в общежитии отдельно от родителей.

4. Развиваться и расти как личность.

5. Получить отсрочку от службы в армии.

6. Оправдать надежды родителей.

7. Не работать и вести беззаботный студенческий образ жизни.

За каждой из перечисленных причин стоят глубокие переживания: страх оказаться хуже других, стремление заслужить уважение, потребность в самоуважении.

Воспоминания о них не позволят относиться к учебе как к чему-то необязательному и навязанному извне.

Стратегические направления

Осознав свою сильную мотивацию к учебе, не следует с разбегу бросаться на гранитные плиты науки. Необходимо подумать, как распределить свои силы в течение учебного года или хотя бы семестра.

Прежде всего, нужно сориентироваться на местности и получить представление о том, какие предметы и какими преподавателями ведутся, где проходят занятия и что требуется для того, чтобы сдать экзамен. Откладывая начало учебы на все новые и новые понедельники, ты однажды можешь обнаружить, что, оказывается, пропустил промежуточный зачет или до сих пор не показал преподавателю положенные 10 рефератов. Посетив первые лекции по всем предметам, ты сможешь составить своеобразную таблицу сроков сдачи различных работ и дат тех занятий, на которые нужно будет явиться обязательно. Затем стоит выяснить, какую литературу рекомендуют преподаватели. Многие студенты почему-то считают перечисление полезных книг лирическим отступлением от темы занятия. На самом деле некоторые учебники вполне могут заменить часы, проведенные в аудитории, а сказанные на экзамене цитаты из книги, написанной преподавателем, — легко превратиться в пятерку в зачетке.

Как бы ни хотелось продлить себе каникулы, уже за месяц до сессии нужно вспомнить о местонахождении библиотеки и начать разбираться в содержании учебного материала. Оставляя все дела на последнюю ночь перед экзаменом, ты рискуешь испортить себе следующие каникулы.

Тактическое оружие

В каждом семестре бывают дисциплины, о которых в институте ходят легенды. Например, один преподаватель требует абсолютной посещаемости, другой принимает экзамен только по материалам своих лекций и т. д. В эти легенды стоит верить и не надеяться, что именно для вас мифический профессор-маньяк сделает исключение. Однако обычно для того, чтобы преподаватель запомнил студента и составил о нем положительное впечатление, достаточно:

  хотя бы несколько раз за семестр оказаться на первом ряду;

  задать несколько умных вопросов по теме занятия;

  остаться после занятия, чтобы уточнить то, что непонятно;

  интересоваться дополнительной литературой;

  быть старостой группы.

Однозначно негативное впечатление производят те студенты, которые постоянно опаздывают, задают вопросы не по существу, уходят с занятия раньше его окончания. Допустив несколько подобных промахов, лучше досконально разобраться в изучаемом предмете.