Система совершенствования подготовки персонала на основе компьютерных технологий на примере распознавания и ликвидации газонефтеводопроявлений
 

 

        Подготовка по распознаванию и ликвидации ГНВП выбрана потому, что ошибки персонала при управлении скважиной могут привести к фонтанам с тяжелыми последствиями:

 

  • человеческие жертвы;
  • экологические катастрофы;
  • экономический ущерб.

        Опасность работ по ликвидации ГНВП требует регулярной - 1 раз в три года, переподготовки с последующей аттестацией персонала. Усовершенствование системы приводит к улучшению качества подготовки и значительному снижению затрат.

Недостатки существующей системы подготовки персонала:

 

  • не сформулированы четко цели - что конкретно должен знать обучаемый по окончании подготовки;
  • не разработаны простые и объективные критерии проверки теоретических знаний и практических навыков и умений;
  • качество подготовки существенно зависит от места подготовки.

Цель работы: совершенствование существующей системы подготовки персонала на основе современных компьютерных технологий

 

Основные принципы построения

·        Системный подход

·        Планирование развития и совершенствования системы на этапе проектирования

·        Использование современных компьютерных технологий

Универсальность методики построения

1.   Системный подход

Предполагает разработку и использование взаимоувязанных компьютерных технологий, образующих единую систему подготовки

2.   Планирование развития и совершенствования системы

Уже на этапе проектирования должно быть определено: КТО, КОГДА и КАК будет проводить работы по развитию и совершенствованию системы

3.   Использование современных компьютерных технологий

Обучение персонала  В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА  с включением видео фильмов, звукового сопровождения, с выходом в интернет, с использованием других современных мультимедийных средств.

4.   Универсальность методики

Создание единой методики, пригодной для профессиональной подготовки персонала различного профиля.

Последовательность разработки

Разработку системы подготовки персонала следует начинать с системы контроля, так как именно она определяет требования и помогает расставить правильно акценты при обучении.

 

Система аттестации

 

Система аттестации и обучения включает три подсистемы:

  • Обучения персонала
  • Контроля знаний и умений (аттестации персонала)
  • Хранения и обработки информации

Для системы аттестации разработаны:

 

·        СТАНДАРТ аттестации персонала

·        система компьютерного тестирования для проверки теоретических знаний

·        система проверки практических навыков на тренажерах, включая разработку самих тренажеров

 

Главным документом в системе аттестации персонала является СТАНДАРТ аттестации персонала.

 



Стандарт включает

  1. Полный перечень элементов знаний и умений по противофонтанной безопасности.
  2. Критерий проверки знаний и практических навыков.
  3. Простой и понятный количественный критерий оценки для всех категорий персонала.

На основе СТАНДАРТА необходимо было разработать:

  • систему объективной оценки теоретических знаний – тестирование;
  • систему проверки практических навыков и умений на тренажере.
Система тестирования

Для каждого элемента знаний СТАНДАРТА необходимо подготовить набор тестовых вопросов для формирования тестов

Примеры вопросов по некоторым разделам СТАНДАРТА





Система проверки практических навыков включает:

  • тренажеры
  • задания для проверки навыков и умений на основе СТАНДАРТА

Система реализована в виде базы данных, которая содержит всю информацию о процессе обучения учащихся, СТАНДАРТ аттестации персонала, тестовые вопросы.

Система позволяет разделить процесс обучения и процесс аттестации: обучают одни инструкторы, а проводят тестирование другие незаинтересованные лица.



Система обучения

Цель: в соответствии с требованиями СТАНДАРТА подготовить персонал к

           прохождению аттестации в форме 2-х экзаменов:

·  по теории - тестирование

·  по проверке практических навыков и умений (выполнения заданий на тренажере)

Для системы обучения разработан компьютерный учебник, включающий шесть компьютерных обучающих и контролирующих программ для подготовки персонала к аттестации в соответствии с требованиями СТАНДАРТА

1. Основные определения, причины и признаки ГНВП

2. Первоочередные действия при обнаружении ГНВП

3. Изменение давления в загерметизированной скважине

4. Методы глушения скважины

5. Корректировка давления в процессе глушения

6. Нештатные ситуации

Таким образом, нами разработаны следующие технические и программные средства для обучения персонала нефтегазовой отрасли:

  1. Набор компьютерных тестов для проведения экзамена по теоретической подготовке персонала на основе СТАНДАРТА
  2. Компьютерная база данных для хранения информации о персонале и проведения тестирования
  3. Сетевой компьютерный тренажер для отработки коллективных действий при распознавании и ликвидации ГНВП при бурении
  4. Полномасштабный тренажер по бурению горизонтальных и наклонно направленных скважин
  5. Переносной тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП при бурении скважин
  6. Компьютерное управление имитацией процессов ГНВП на учебной буровой
  7. Компьютерный тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП при капитальном подземном ремонте скважин

Система тренажеров для тренировки практических навыков

  1. Полномасштабный тренажер по бурению скважин, распознаванию и ликвидации ГНВП


2.                            Переносной тренажер по распознаванию и ликвидации ГНВП



3.                            Компьютерный тренажер по ликвидации ГНВП при капитальном ремонте скважин